1. Предмет, методы, источники изучения истории. Значение изучения курса «Отечественная история». Тесты

Тест включает несколько вопросов с вариантами ответов. Студенту достаточно выбрать один из предложенных ответов. Если студент правильно ответил на все вопросы тестов, то получает оценку «5». Если ответил на 80%, то получает оценку «4», если на 50%, то оценку «3».

1. Как называется наиболее полный из источников, освещающих историю Древней Руси?

а) Новгородская первая летопись;

б) «Повесть временных лет»;

в) Остромирово Евангелие.

2. Какой из указываемых ниже принципов применяется при изучении Отечественной истории?

а) принцип больших чисел;

б) принцип альтернативности;

в) принцип равновесия.

3. Назовите науку, которая помогает лучше изучить историю?

а) архитектоника;

б) археография;

в) биогеография

4. К какой языковой общности принадлежат славяне?

а) тюркской;

б) индоевропейской;

в) уральской.

5. Существует ли взаимосвязь (и какая) между способом земледелия и социальным развитием восточных славян VШ-IХ вв.?

а) взаимосвязи нет;

б) подсечный способ – более прогрессивный;

в) более прогрессивно пашенное земледелие.

6. Каковы объективные предпосылки образования Древнерусского государства?

а) призвание ильменскими славянами варягов на Русь;

б) появление у восточных славян частной собственности и начало расслоения социального общества.

а) норманнской;

б) германской;

в) восточно-славянской;

г) прибалтийской.

8. Почему главным политическим центром Древнерусского государства стал Киев?

а) Киев находился в географическом центре Древнерусского государства;

б) Киев был религиозным центром славянских племен;

в) Киев был древнейшим политическим и культурным центром восточных славян, занимал чрезвычайно выгодное военно-стратегическое положение.

9. Почему христианство стало при Владимире I Святославиче государственной религией Древней Руси?

а) Владимир Святославич был очарован красотой службы в христианских церквях;

б) принимая христианство, Владимир Святославич прежде всего руководствовался государственными интересами Руси;

в) Владимир Святославич чудесно уверовал в христианские религиозные истины.

10. Какое влияние на историческое развитие Руси оказало монгольское иго?

а) монгольское иго способствовало более быстрому преодолению феодальной раздробленности и образованию централизованного государства;

б) монгольское иго замедлило экономическое, политическое и культурное развитие Руси, явилось одним из главных факторов, определяющих ее относительное историческое отставание от Западной Европы.

11. Каковы были причины возвышения Москвы и превращения ее в центр Русского государства?

а) Москва являлась наиболее древним и развитым центром Руси;

б) слабость других княжеств;

в) выгодность географического положения, гибкость политически московских князей, поддержка Москвы церковью.

12. Что представляла собой территория нынешней Воронежской области к моменту завершения образования Русского централизованного государства?

а) это была густонаселенная территория с большим количеством городов;

б) территория представляла собой «Дикое поле» - обезлюдевший край с полностью разрушенной экономикой;

в) эти земли находились в подчинении Крымского хана.

13. Какого московского князя называют первым собирателем Русской земли?

а) Ивана Ш;

б) Дмитрия Донского;

в) Ивана Калиту;

г) Василия Ш.

14. Какой московский князь завершил объединение русских земель вокруг Москвы?

а) Иван Ш;

б) Александр Невский;

в) Дмитрий Донской;

г) Василий Ш.

15. Как называлась основная форма боярского феодального землепользования в ХV-середине ХVI веков.

а) вотчина;

в) поместье.

16. Какие последствия имели реформы, осуществленные Избранной Радой и Иваном IV Грозным в середине ХVI в.?

а) образовалась Российская империя;

б) была осуществлена децентрализация управления государством;

в) произошло усиление централизации власти в Российском государстве.

17. Какой московский князь впервые обнародовал письменные законы, названные «Судебником»?

а) Василий Темный;

б) Василий Ш;

в) Иван Ш;

г) Иван Грозный.

18. Имела ли Россия во второй половине ХV – середине ХVI вв. дипломатические, торговые отношения со странами со странами Запада и Востока?

а) были развиты широкие отношения с рядом стран Европы и Азии;

б) Россия была в дипломатической изоляции;

в) Россия восстановила прерванные отношения со странами Востока и Запада и начинала развивать новые.

19. Выберите правильный хронологический порядок смены претендентов на российский престол во время Смуты (1598 – 1613 гг.):

а) Федор Годунов, Лжедмитрий I, Владислав, Лжедмитрий П, Борис Годунов, Василий Шуйский;

б) Лжедмитрий I, Борис Годунов, Федор Годунов, Лжедмитрий П, Владислав, Василий Шуйский;

в) Борис Годунов, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий П, Владислав.

20. Почему Земский собор 1613 г. избрал на русский престол Михаила Федоровича Романова?

а) бояре хотели сильного царя;

б) это был компромисс разных политических лагерей российского общества;

21. Когда началось формирование абсолютизма в России?

а) при Иване Ш;

б) при Иване IV;

в) при Михаиле Федоровиче;

г) при Алексее Михайловиче;

д) при Петре I.

22. Что такое «политика протекционизма»?

а) покровительство монарха случайным людям и выдвижение их на придворные и государственные должности не по принципу «государственной пользы», а по качествам, привлекающим самого монарха (личная преданность, физическая красота и т.д.;

б) экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики.

23. Благодаря какому документу выходцы из «подлых» сословий могли рассчитывать на получение дворянского титула в России?

а) «Жалованной грамоте дворянству»;

б) Генеральному Регламенту;

в) «Табели о рангах»;

г) уставу Главного Магистрата;

д) Соборному Уложению 1649 г.

24. Чем были заменены приказы ХVI – ХVП вв.?

а) министерствами;

б) Верховным Тайным советом;

в) коллегиями;

г) Государственным Советом;

д) Конзилией Министров.

25. В 1719 г. в Петербурге был открыт для свободного посещения музей и библиотека при нем. Как он назывался?

а) Эрмитаж;

б) Артиллерийский музей;

в) Кунсткамера;

г) Русский музей;

д) Военно-морской музей.

26. Какова основная цель Петра I?

а) укрепление личной власти монарха;

б) стремление модернизировать русское общество;

в) укрепление обороноспособности страны;

г) обеспечение тотального контроля со стороны государств как за деятельностью, так и за личной жизнью подданных.

27. Какие места и архитектурные сооружения Воронежа связаны с пребыванием Петра I и строительством морского флота?

а) так называемый «Арсенал»;

б) «Петровский остров» и Успенская церковь;

в) так называемый «Путевой дворец»;

28. Какое направление внешней политики России было основным в последние годы правления Петра I?

а) Дальневосточное (связанное с подготовкой экспедиции В.Беринга);

б) Балканское (сближение России и Черногории);

29. Какое явление в российской истории получило название политики «просвещенного абсолютизма»?

а) реформы Петра I;

б) политика правительства Екатерины П;

в) освобождение крестьян от крепостной зависимости Александром П;

30. В конце ХУШ в. было произведено три раздела Речи Посполитой. В каких из них участвовала Россия?

а) в первом и втором;

б) в третьем;

в) во всех трех.

31.Кому передавался престол по Закону о престолонаследии, изданным Павлом I в 1797г.?

а) старшему сыну;

б) жене императора;

в) брату императора по старшинству.

32. Что такое «Негласный комитет»?

а) комитет по цензуре, появившийся в начале ХIХ;

б) близкое окружение Александра I, влиявшее на его политику;

в) тайная полиция.

а) Внезапно умер Александр I;

б) произошло объединение Южного и Северного общества и было принято решение о выступлении;

в) план восстания был готов, и члены общества не хотели терять времени.

34. Что означал для России «восточный вопрос» во второй половине ХIХ в.?

а) Кавказскую войну за присоединение Северного Кавказа;

б) включение в состав империи среднеазиатских народов;

в) разрешение проблемы Черного моря и черноморских проливов, поддержку освободительного движения балканских народов.

35. Кто назывался «временнообязанным» в пореформенной России?

а) заводчик, бравший на время казенное предприятие в аренду;

б) солдат, увольнявшийся после срочной службы в запас;

в) арендатор земли;

г) крестьянин.

36. Какая из буржуазных реформ 60-70-х гг. ХIХ в. оказалась самой радикальной и последовательной?

а) земская;

б) городская;

в) военная;

г) судебная;

д) финансовая;

е) в области образования.

37. Назовите наиболее длительную буржуазную реформу ХIХ в.

а) земская;

б) городская;

в) военная;

г) судебная.

38. Назовите особенности развития капитализма в России.

а) ускоренное всестороннее развитие страны;

б) развитие экономики только за счет русского капитала;

в) капитализм в России не имел своих особенностей.

39. Выберите три противоборствующих общественно-политических течения, сложившихся в России на рубеже ХIХ - ХХ вв.

а) правительственное, либеральное, революционно-демократическое;

б) либерально-монархическое, народническое;

в) реакционное, конституционное, анархическое;

40. Была ли предпринята попытка царского правительства разрешить острые политические, экономические и социальные проблемы, которые стояли перед Россией в начале ХХ в. путем реформ без революционных потрясений?

41. Какие цели в революции 1905-1907 гг. являлись основой для объединения партий «левого блока»?

а) осуществление буржуазно-демократической революции и уничтожение самодержавия;

б) осуществление буржуазно-демократической революции и ее перерастание в социалистическую революцию;

в) осуществление буржуазно-демократической революции и уничтожение самодержавия. Высший идеал борьбы – замена капитализма социализмом.

42. Произошли ли какие-либо позитивные изменения в России после революции 1905 – 1907 гг.?

а) революция потерпела поражение и поэтому не привела ни к каким изменениям в обществе;

б) достигнуто было некоторое улучшение экономического положения рабочих и крестьян;

в) несмотря на поражение революции, ее исходом явилась частичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию.

43. Согласны ли Вы с точкой зрения, что столыпинская аграрная реформа потерпела крах?

44. Определите отношение основных партий России к Первой мировой войне?

а) все партии отказались поддержать внешнюю политику царизма в годы войны;

б) партии революционно-демократического лагеря отказались поддержать внешнюю политику царизма в годы войны;

в) только РСДРП отказались поддержать внешнюю политику царизма в годы войны;

г) только большевики отказались поддерживать внешнюю политику царизма в годы войны.

45. Были ли особенности у Февральской буржуазно-демократической революции 1917г.?

а) особенностей не было. Февральская буржуазно-демократическая революция произошла подобно буржуазным революциям на Западе и к власти пришла буржуазия;

б) Февральская революция в России имела свои особенности и разительно отличалась от буржуазных революций на Западе.

а) переворот;

б) революция.

47. Существовала ли в 1917 году альтернатива Октябрьской революции?

48. Основные положения программы какой партии включал в себя «Декрет о земле»?

а) большевистской партии;

б) эсеровской партии;

в) кадетской партии.

49. В чем заключались причины быстрого установления Советской власти по всей стране?

а) установление Советской власти во всей стране не являлось необходимостью. Достаточно было созвать Учредительное собрание и подтвердить установление Советской власти;

б) чтобы победить до конца, Октябрьская социалистическая революция должна выйти за рамки столицы.

50. Что такое гражданская война?

а) массовые выступления хулиганов на улицах городов;

б) вооруженная форма борьбы за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны;

в) массовые забастовки с политическими требованиями.

51. Зачем большевикам нужна была власть в стране?

а) физически уничтожить всех представителей буржуазии;

б) обогатить членов своей партии за счет ограбления всего народа;

в) ликвидировать капиталистическую собственность на землю, фабрики, заводы и другие основные средства производства с тем, чтобы построить социализм.

52. Одним из важнейших шагов по переходу к мирной жизни после гражданской войны в России было решение о:

а) замене продразверстки продналогом;

б) возвращение земли помещикам;

в) разрешение деятельности партий кадетов и октябристов;

г) денационализация крупной промышленности.

а) в этот день начал работу I съезд Советов СССР;

б) в этот день всеми советскими республиками был подписан союзный договор;

в) в этот день на съезде РКП(б) было принято решение об образовании СССР.

54. Назовите причины свертывания НЭПа.

а) НЭП не оправдал себя экономически;

б) невозможность длительного лавирования между рынком и директивой; экономические перемены не дополнялись политическими;

55. Благодаря чему сформировался режим личной власти Сталина?

а) положительной оценке Ленина;

б) партийной поддержке.

56. Какое общество было построено в 30-х гг.?

а) построено социалистическое общество;

б) построено индустриальное общество;

в) построено постиндустриальное общество.

57. Принимал ли участие СССР в Мюнхенском соглашении 1938 г.?

б) частично;

59. Какие события завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

а) выход советских войск на государственную границу СССР;

б) московская битва;

в) Курская битва;

г) Сталинградская битва.

60. Когда был освобожден от немецко-фашистских захватчиков г. Воронеж?

61. Какие факторы способствовали успешному восстановлению экономики СССР в послевоенный период?

а) энтузиазм советского народа и внутренние экономические факторы;

б) помощь США в соответствии с планом Маршалла;

в) помощь других союзников по антигитлеровской коалиции.

62. В чем выразилась новая расстановка сил в мире после окончания Второй мировой войны?

а) Германия по-прежнему представляла опасность миру;

б) произошло перемещение политического, военного и экономического центра из Европы в США;

в) Европа сохраняла свое лидирующее положение в мире.

63. Как можно оценить политическое положение советского общества после войны?

а) общество находилось в состоянии апатии;

б) положение было противоречивым;

в) страна сразу была возвращена к политическим репрессиям.

64. Как можно оценить деятельность Хрущева Н.С.?

а) только положительно;

б) только отрицательно;

в) его деятельность носила противоречивый характер. В результате его руководства в нашей стране были достигнуты определенные успехи, но были допущены и просчеты.

65. Что означает хрущевская «оттепель» после смерти Сталина?

а) ряд важных государственных мер, направленных на частичную демократизацию жизни общества;

б) ряд мер в государственном масштабе, направленных на полную либерализацию страны;

в) оживление культурной жизни страны.

66. Что было характерно для нашей страны в период с 1964– до начала 70-х годов?

а) масштабность и интенсивность работы по поиску путей обновления общества, утверждения научного подхода и экономике;

б) реформа политических структур;

в) крупные преобразования в социальном и духовном развитии общества.

67. Каковы были результаты экономической реформы 1965 г.?

а) реформа не принесла ожидаемых результатов;

б) реформа придала определенный импульс экономическому развитию страны и развязала инициативу промышленных предприятий;

в) реформа вызвала изменения в системе управления промышленностью и строительством;

г) реформа закончилась большими успехами в развитии страны.

68. Чем характеризуется застойный период в развитии советского общества (1970-1985гг.)?

а) резким ослаблением новаторских устремлений, консервацией принципов и форм общественного устройства;

б) борьбой за радикальные перемены во всех сферах жизни обществ

в) советское общество вообще не имело застойного периода.

69. Когда был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

а) в 1975 г.;

б) в 1979 г.;

70. Чем были обусловлены причины отставания нашей страны от ведущих стран мира в условиях возрастающего влияния НТР?

а) отсутствием эффективного механизма хозяйствования;

б) недостатками в системе управления НТП;

в) недостаточной численностью и компетентностью научных кадров;

г) низким уровнем активности и ответственности трудящихся масс.

71. Каким образом изменилась внешняя политика нашей страны с середины 80-х годов?

а) привела к обострению международной обстановки;

б) способствовала ослаблению международной напряженности;

72. Какова цель реформ, начавшихся в 1992 году?

а) совершенствовать государственную экономическую систему;

б) осуществить переход к рыночной экономике и в соответствии с этим преобразовать общественные отношения.

К основным принципам истории отечественного государства и права можно отнести следующие:

Принцип объективности обязывает рассматривать историче­скую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и собы­тиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции;

Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпо­хи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точ­ки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки дава­лись ему на том или ином этапе развития;

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исто­рико-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классо­вого, партийного подхода) обязывает соотносить интересы клас­совые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъ­ективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

Принцип альтернативности определяет степень вероятно­сти осуществления того или иного события, явления, процесса

на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-ново­му оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные воз­можности процесса, извлечь уроки на будущее. Историко-правовая наука, опираясь на указанные принципы, ис­пользует различные методы.

Метод - это совокупность приемов, способов и средств, использующих­ся при изучении предмета науки.

Система методов истории отечественного государства и права:

Общенаучные методы теоретического и эмпирического исследо­вания, они же общефилософские и общесоциологические. Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позити­визм, экзистенциализм, инструментализм, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, логический и другие; к общесо­циологическим относятся методы сбора и обработки информации (наблюдение, анкетирование, статистический анализ, математиче­ская обработка данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент), номотетические (т. е. на­правленные на обобщение эмпирических фактов и выявление об­щих закономерностей), идеографические и др.;

Специальные методы (различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых историко-правовых объектов). Системный - акцентирует внимание на взаимодейст­вии явлений, их единстве и целостности; структурно-функциональ­ный - определение места, роли и функций каждого элемента систе­мы; сравнительный - сравнение государства, права, их элементов с иными однородными явлениями; типологический-основа каждой классификации; психологический - изучение, главным образом, правового поведения; статистический - оперирование количест­венными величинами; исторический - изучение закономерностей

права и государства в динамике; диахронический - сопоставление явлений, идущих друг за другом; синхронический - сопоставление сосуществующих систем и их элементов и др.

В числе самых важных специальных методов ученые называют историческую преемственность в развитии институтов государст­ва и права, или хронологический метод, так как все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформи­руются в будущие формы. Существует тесная «связь времен», ничто не возникает на голом месте. Это позволяет увидеть единую истори­ческую перспективу. Историческая преемственность лежит в основе и проблемно-хронологического метода.

Весьма продуктивен также метод ретроспекции. С его помощью при изучении прошлого можно идти от явлений и фактов, хорошо известных по сохранившимся источникам, к тем, которые им предше­ствовали, но остались неизвестными в силу скудости древних памят­ников. Историк права, изучая более поздние источники, восстанавли­вает обычное право народов в древние времена. Наглядный пример дает нам «поле» - судебный поединок, один из видов доказательства в судебном процессе, который впервые упоминается только в зако­нодательных памятниках XIV-XV вв., но который, восходя к нормам обычного права, явно существовал и в более ранние времена.

Нельзя не назвать метод научной абстракции, с помощью которо­го историк права как бы дорисовывает в своем сознании некоторые слабо освещенные стороны прежней жизни народа. В истории права, как и в любой другой науке, возможно построение на основе вообра­жения, гипотез и предположений.

Частноправовые методы: формально-юридический - позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, прово­дить классификацию, толковать содержание правовых предписа­ний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы; сравнительно-правовой - предполагает сопоставление различных государственно-право­вых систем либо их отдельных элементов: институтов, законов, юридической практики и т. д. в целях выявления общих законо­мерностей и особенных свойств.

Наиболее распространенные методы - описательный, формально­юридический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и проблемно-хронологический.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

1.2. Принципы и методы изучения истории отечественного государства и права

релевантные научные источники:

  • Ответы на экзаменационные вопросы по Истории экономических учений

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.07 Мб

    1. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Древняя Индия, Древний Китай). 2.Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель. 3. Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт. 4. Экономическая

  • Клинические методы диагностики

    | Лекция(и) | 2016 | docx | 1.76 Мб

    ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ СЛУЖБ Выделяют следующие лабораторные службы: Клинико-диагностические лаборатории Значение исследований, проводимых в КДЛ Аналитические лаборатории

  • Ответы по предмету История экономических учений РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.11 Мб

    1. Особенности концепции Аристотеля об экономике и хрематистике. 2. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония). «Законы Хаммурапи». 3. Воззрения Августина о богатстве, доходах и справедливой

  • Средства и методы управления качеством

    | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 1.34 Мб

  • История и философия науки

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.32 Мб

    Предмет и круг проблем современной истории и философии науки. Формирование и основные этапы исторической эволюции философии науки. Единство и многообразие типов знания. Понятие науки. Социокультурные

Методология – это система научных принципов и методов исследования, основанных на диалектико-материалистической теории исторического познания.

Диалектико-материалистическая теория исходит из того, что общество надо рассматривать в постоянном развитии, а источником этого развития являются внутренние противоречия самого общества или рассматриваемого общественного явления.

Принципы – это главные, фундаментальные положения науки. Метод – способ изучения закономерностей через их конкретные проявления.

Основные принципы исторической науки:

а) объективность, б) историзм, в) всесторонность.

Укажите, каково содержание каждого их этих принципов применительно к изучению истории.

Основные методы, используемые при изучении истории:

а) хронологический, б) проблемный, в) ретроспективный, г) системно-структурный. Используются также и другие методы, причем обычно несколько методов комбинируются между собой (например, проблемно-хронологический). Сформулируйте основные черты каждого из основных методов.

Подходы к изучению истории.

При изучении общества все многообразие общественных отношений обычно группируют в четыре блока: а) экономика, б) социальная сфера, в) политика, г) духовная сфера. На сегодняшний день преобладают два подхода к изучению истории: а) формационный, б) цивилизационный.

Формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень развития мировой истории человеческого общества.Рассматривая общества при таком подходе, исследователь стремится в первую очередь выявить черты сходства общества с другими обществами, прошедшими или находящимися на этой же стадии формационного развития. Это позволяет применить исторический опыт иных обществ к решению проблем собственного общества.

Цивилизацию принято разделять на мировую и локальную. Мировая цивилизация выступает как все человечество, вместе взятое, развивающееся в едином поступательном движении как нечто целое. Локальная цивилизация – это регион планеты национального или государственного уровня, существенно отличающийся от других регионов по направлению своего развития. При цивилизационном подходе на первое место выходить поиск своеобразия каждого общества, его отличий от других общественных систем. Это позволяет выявить ведущие тенденции и принципы развития изучаемого общества, которые нельзя игнорировать, используя опыт иных цивилизаций при решении своих внутренних проблем..

В науке еще не сложилось единого представления о цивилизации. Поэтому в разных научных и учебных изданиях можно найти разные трактовки сути и терминологии цивилизационного подхода.

Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии несколько стадий:

1) вызов природы – период, когда общество вынуждено осознать радикально изменившуюся ситуацию, в которой оно существует, и начать ради собственного выживания поиски новых решений, радикально отличающихся от привычных стереотипов прежней общественной жизни во всех сферах общества;

2) рождение – период, когда формируется этнос, определяется границы территории его обитания, складывается государство и вырабатывается идеология этого общества;

3) рост (или расцвет) – период, когда формируются типичные черты экономической жизни, социальной структуры, политической системы и духовной культуры, которые и отличают данное общество от других, определяют его самобытность.

4) надлом – период, когда общество начинает испытывать внутренние потрясения, являющиеся следствием нарастания противоречия между традиционными чертами общественного уклада и меняющимися объективными условиями, в которых существует данное общество.

5) закат – период разрушения традиционных форм существования данного общества, изменение системы его ценностей. Внутренние противоречия общества дополняются серьезно осложняющимися внешними факторами. В результате общество должно или перестроиться в соответствии с изменившимися условиями, т.е. перейти в иную цивилизацию, или погибнуть.

Общий период существования локальной цивилизации оценивают в среднем в 1000-1500 лет.

Типы цивилизации:

1) по природно-географическому положению: а) морские, б) континентальные, в) прибрежные.

2) по типу взаимодействия человека с природой:

а) примитивные общества (человек полностью зависит от природы),

б) агарные общества (человек берет в готовом виде то, что дает ему природа),

в) индустриальные общества (человек переделывает природу, исходя из собственных потребностей, создает «вторую природу»),

г) постиндустриальные (информационные) общества (человек взаимодействует с природой, возмещая нанесенный ей своей деятельностью ущерб).

3) по темпу и направленности развития:

а) Восток – замедленный, устойчивый тип развития общества, основанный на слиянии человека с природой;

б) Запад – динамичное, ускоренно развивающееся общество, основанное на активном воздействии человека на природу.

Самостоятельно определите , к какому из указанных типов отнести российскую цивилизацию и сформулируйте те черты, которые определяли ее своеобразие применительно к каждому варианту типологизации.

Вопросы для самопроверки:

1.Сформулируйте предмет истории.

2..Назовите основные методы исторической науки. Сформулируйте основные особенности каждого метода.

3.Дайте определение формации.

4.Каковы структурные элементы формации и как они связаны между собой.

5.Дайте определение локальной цивилизации.

6.Укажите основные черты цивилизаций морских, континентальных и прибрежных.

7.Сформулируйте основные отличия аграрного общества от примитивного и от индустриального.

8.Чем различаются западный и восточный типы цивилизаций?

9.Укажите основные этапы развития локальных цивилизаций.

10.Какие сферы общественной жизни преимущественно рассматривают при формационном подходе и какие – при цивилизационном?

Восточные славяне в древности.

Территория и население.

Первые упоминания о восточных славянах как о самостоятельной этнической группе прослеживаются в источниках с VI в. По вопросу происхождения восточных славян в исторической науке нет единого мнения. Преобладает миграционная теория: восточные славяне – выходцы из Центральной Европы. Но существует и автохтонная теория (восточные славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины), а также ряд теорий, пытающихся найти прародину восточных славян в Центральной Азии, на Арктическом Севере и других регионах планеты.

Самостоятельно сформулируйте причины такого многообразия мнений среди исследователей. Проследите на карте места расселения восточнославянских племен к IX в.

Социально-экономическое развитие.

Восточные славяне в VI-VIII вв. – оседлые племена, основным занятием которых было земледелие. Сформулируйте на основе текста учебника, в чем состояли особенности подсечно-огневой системы земледелия, а также подсобных земледелию занятий. Определите, на какой стадии общественного разделения труда находились восточные славяне к IX в. (отделилась ли уже торговля от земледелия и ремесла).

В этот период по археологическим материалам прослеживается переход славян от родовой общины к соседской. Сформулируйте основные отличия этих типов общины друг от друга. Переход к новому типу общинных отношений проистекал из развития экономики, изменения условий хозяйствования.

Политический строй.

Общественный строй восточных славян в указанный период принято называть «военной демократией». Сформулируйте основные особенности этого строя. Высшими лицами в управлении были старейшина и князь. Значительную роль играло вече. Отметьте функции каждого из должностных лиц и полномочия веча.

Между племенами восточных славян к IX в. сложились достаточно устойчивые племенные союзы. Постарайтесь определить на основании текста учебника, были ли у восточных славян к этому времени города.

Религия и церковь.

Религия восточных славян до X в. – язычество. Язычество восточных славян достаточно трудно поддается реконструкции в силу ограниченности источников, поэтому можно встретить различные варианты описания пантеона. Но исследователи сходятся в том, что высшие языческие божества славян олицетворяли силы природы, затем следовал ряд низших божеств (домовые, лешие, водяные и др.), которые были выражением одушевления природы, окружавшей человека. Еще один ряд занимали умершие предки, культ которых играл важное значение в жизни древнеславянского общества.

Обратите внимание на особенности культа: а) Отсутствие храмов (известны лишь капища и требища– открытые места, где помещали идолов и исполняли обряды); б) Нет единого мнения по поводу жертвоприношений – насколько типичны были человеческие жертвы богам?; в) Спорна также роль волхвов – было ли это особое сословие или нет?

В общих чертах религиозная система восточных славян содержала две основные ценности: а) единство человека с природой, б) приоритет родовых, коллективных ценностей над личными.

Культура.

Сведения о достижениях культуры восточных славян скудны из-за отсутствия достаточного количества источников. Спорным остается вопрос о наличии древнеславянской письменности в дохристианский период Руси. Принято считать, что уровень научных знаний восточных славян был не ниже уровня научных знаний окружавших их соседних народов.

Археологические источники не дают оснований считать, что славянам было известно в то время каменное зодчество.

Обратите внимание , что календарь ориентирован на цикл земледельческих работ.

В семейных отношениях господствовал парный брак и большая патриархальная семья.

Вопросы для самопроверки:

1.Укажите территорию расселения восточных славян к IX в. ?

2.Сформулируйте основные положения миграционной теории происхождения восточных славян.

3.Каковы были особенности формирования российской цивилизации в домонгольский период?

2. Россия в мировой цивилизации. Особенности образования и развития

Российского государства.

Примерная тематика тестов:

1 .Как называется наиболее полный из источников, освещающих историю Древней Руси?

а) Новгородская первая летопись;

б) «Повесть временных лет»;

в) Остромирово Евангелие.

Наиболее полным источником для изучения истории Древней Руси является «Повесть временных лет». Он представляет из себя летописный свод, составленный в Киеве в начале ХП в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дополненный позднее игуменом Сильвестром. Этот документ был, по существу, первым на Руси историческим трудом, в котором история Древнерусского государства показана на широком фоне событий всемирной истории.

2 . Какой из указываемых ниже принципов применяется при изучении Отечественной истории?

а) принцип больших чисел;

б) принцип альтернативности;

в) принцип равновесия.

Одним из главных принципов изучения Отечественной истории является принцип альтернативности. Это не просто противопоставление одного варианта другому, что часто происходит в дискуссиях. Альтернативой не может быть и умозрительное, не основывающееся на фактах предложение. Альтернатива – это определение степени вероятности на основе анализа имевшихся объективных, реальных возможностей. Использование этого принципа позволяет увидеть поливариантность исторического процесса, проследить возможные, но не состоявшиеся пути развития.

3 . Назовите науку, которая помогает лучше изучить историю?

а) архитектоника;

б) археография;

в) биогеография

Археография является вспомогательной исторической дисциплиной, занимающейся изучением вопросов издания письменных исторических источников. Принципы и методы издания, организация публикаторской работы, история публикации документов – основные проблемы, разрабатываемые археографией. В задачу археографов входит также работа по изданию источников.

4. К какой языковой общности принадлежат славяне?

а) тюркской;

б) индоевропейской;

в) уральской.

Славяне относятся к древней индоевропейской языковой общности, включающей такие народы, как германские, греческие, иранские, индийские и другие. Географическим центром первоначального индоевропейского массива 5-4 тысяч лет до н.э. была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. На рубеже 4-3 тысячелетия до н.э. у индоевропейцев развивается пастушеское скотоводство и они широко расселяются по Европе. К середине 2 тысячелетия до н.э. на первое место в их экономике выходит земледелие. Перешедшие в связи с этим к оседлости родственные индоевропейские племена постепенно распадаются на большие этнические массивы. Одним из таких этнических массивов и были праславяне, расселившиеся на территории от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северного склона Карпат на юге до р. Припяти на севере.

5. Существует ли взаимосвязь (и какая) между способом земледелия и социальным развитием восточных славян УШ-1Х вв.?

а) взаимосвязи нет;

б) подсечный способ – более прогрессивный;

в) более прогрессивно пашенное земледелие.

Пашенное земледелие делало повсеместно доступным ведение самостоятельного хозяйства отдельной малой семьей, поэтому способствовало замене патриархальной семейной общины территориальной общиной; подсечное же земледелие требовало большого объема работ, коллективной организации труда и общинной собственности – следовательно, консервировало первобытные отношения.

6. Каковы объективные предпосылки образования Древнерусского государства?

а) призвание ильменскими славянами варягов на Русь;

б) появление у восточных славян частной собственности и начало расслоения социального общества.

Образование Древнерусского государства есть объективный процесс, порожденный появлением частной собственности и расслоением общества на классы. Восточные славяне занимались не только собирательством, рыболовством и охотой, но и пастбищным скотоводством. Однако, основное занятие восточных славян – это земледелие и ремесло. Переход от присваивающего к производящему хозяйству привел к появлению избыточного продукта, который постепенно стал аккумулироваться у представителей власти (князей). Причем князья и дружинники обогащались, в основном, в результате грабежа соседних племен. Имущественная дифференциация постепенно расшатывала родовой строй с его уравнительными институтами и привела к зарождению основных институтов классового общества.

а) норманнской;

б) германской;

в) восточно-славянской;

г) прибалтийской.

Немецкие ученые XVIII века Г.З.Байер и Г.Ф.Миллер, работавшие в России, создали так называемую «норманнскую теорию». Данная теория основывалась на буквальном прочтении древнейшей русской летописи – «Повесть временных лет», под редакцией монаха Нестора. В «Повести» сообщалось о призвании ильменскими славянами варягов на Русь для управления Новгородской землей. Варягами в средние века на Руси называли норманнские или северные народы проживавшие на территории Скандинавии. Основываясь на «норманнской теории», немецкие ученые сделали далеко идущий вывод о неполноценности русского народа,

неспособного образовать свое государство. Вполне очевидно, что данный вывод имеет политическую направленность.

С критикой данной теории впервые выступил великий ученый М.В.Ломоносов. Вполне убедительно выглядят его доказательства о том, что славяне имели все данные для того, чтобы самостоятельно образовать свое государство. Отечественные историки, как дореволюционные, так и советские были единодушны в критике «норманнской теории». Современные российские ученые считают, что образование Древнерусского государства представляет собой объективный процесс, порожденный разложением общинных отношений и зарождением основных институтов классового общества у восточных славян.

8. Почему главным политическим центром Древнерусского государства стал Киев?

а) Киев находился в географическом центре Древнерусского государства;

б) Киев был религиозным центром славянских племен;

в) Киев был древнейшим политическим и культурным центром восточных славян, занимал чрезвычайно выгодное военно-стратегическое положение.

Столицей Древнерусского государства стал Киев потому, что он был древнейшим политическим и культурным центром восточных славян, занимал очень выгодное военно-стратегическое положение. Киев был политическим центром наиболее экономически и культурно развитого племенного союза восточных славян – полян. Из него открывался удобный водный путь из славянских земель в наиболее развитую часть Европы –Византию.

9 . Почему христианство стало при Владимире 1 Святославиче государственной религией Древней Руси?

а) Владимир Святославич был очарован красотой службы в христианских церквях;

б) принимая христианство, Владимир Святославич прежде всего руководствовался государственными интересами Руси;

в) Владимир Святославич чудесно уверовал в христианские религиозные истины.

Крестя Русь, Владимир Святославич руководствовался не какими-то религиозно-мистическими соображениями, а вполне реальными государственными интересами: главные внешнеполитические партнеры Руси в Европе к этому времени уже приняли христианство, что открывало им доступ к культурным достижениям передовых стран. В то время единая религия и единая церковная организация значительно облегчала экономические и политические отношения внутри христианского мира. Христианские государи отказались от династических браков с язычниками. Русские купцы в христианских странах подвергались дискриминации по религиозным мотивам. Географическое положение и давние исторические связи предопределили для Руси, как и для других европейских стран принятие христианства.

10. Какое влияние на историческое развитие Руси оказало монгольское иго?

а) монгольское иго способствовало более быстрому преодолению феодальной раздробленности и образованию централизованного государства;

б) монгольское иго замедлило экономическое, политическое и культурное развитие Руси, явилось одним из главных факторов, определяющих ее относительное историческое отставание от Западной Европы;

в) монгольское иго не оказало существенного влияния на развитие Руси.

Монгольское иго наложило тяжелый отпечаток на историю Руси с 1237 по 1480 год, оно замедлило экономическое, политическое и культурное развитие Руси, явилось одним из главных факторов, определивших ее относительное историческое отставание от стран Западной Европы. И даже после 1480 года, когда с монгольским игом было покончено, борьба с опустошительными набегами монголо-татар продолжала отвлекать силы нации и государства от решения других проблем. Только через триста лет завоевание Крымского ханства при Екатерине П обеспечило безопасность населения лесостепных и степных районов России.

11 .Каковы были причины возвышения Москвы и превращения ее в центр Русского государства?

а) Москва являлась наиболее древним и развитым центром Руси;

б) слабость других княжеств;

в) выгодность географического положения, гибкость политически московских князей, поддержка Москвы церковью.

Выгодность географического положения Москвы, гибкость политики московских князей, поддержка Москвы церковью. Москва занимала центральное положение и была защищена со всех сторон другими княжествами от внешних врагов. Наличие густой речной сети позволяло ей соединить воедино весь регион, способствовало развитию ремесел, производства и торговли. Политика московских князей была целенаправленной, гибкой и дальновидной. Она заключалась в использовании различных методов расширения и укрепления своего княжества: скука земель, дипломатического захвата с помощью Орды, привлечения на свою сторону князей с целью их добровольного вхождения в Московское княжество, расселение населения из московского края в малонаселенные районы с последующим их присоединением и т.д. В противоборстве русских городов за великокняжеский стол Москву поддержала Русская православная церковь. В 1326 г. в Москве был построен первый каменный Успенский собор, в который по приглашению Ивана Калиты переехал митрополит Петр. С этого времени Москва стала центром митрополии.

12. Что представляла собой территория нынешней Воронежской области к моменту завершения образования Русского централизованного государства?

а) это была густонаселенная территория с большим количеством городов;

б) территория представляла собой «Дикое поле» - обезлюдевший край с полностью разрушенной экономикой;

в) эти земли находились в подчинении Крымского хана.

Воронежский край представлял собой «Дикое поле» - обезлюдевшую территорию с полностью разрушенной за годы ордынского ига экономикой. Но и после изгнания завоевателей вторжение крымских татар на русские земли продолжалось. В целях укрепления и защиты южных границ России по указу Ивана 1У в 50-60-е гг. Х1У в. начинается строительство Белгородской оборонительной черты протяженностью 800 км. В рамках этой черты в 1586 г. был основан г. Воронеж

13 . Какого московского князя называют первым собирателем Русской земли?

а) Ивана III;

б) Дмитрия Донского;

в) Ивана Калиту;

г) Василия III.

Первым собирателем Русской земли называют московского князя Ивана Калиту (1325-1340 гг.). Он заложил основы могущества Московского княжества. Причем Московское княжество значительно расширилось: к нему было присоединено большинство земель северо-восточной Руси, в том числе Костромское, Переяславское, Ростовское и Юрьевское княжества. В 1327 году, подавив восстание в Твери против Орды, Иван Калита получил от хана ярлык на Владимирское княжество, который впредь не уходил из Москвы почти никогда. По отношению к Орде московский князь вел гибкую политику: внешне соблюдая покорность ханам, платя исправно дань Орде, он осуществлял объединение русских земель вокруг Москвы, восстановление и подъем экономики Руси, накапливал силы для предстоящей борьбы против иноземного ига.

14 . Какой московский князь завершил объединение русских земель вокруг Москвы?

а) Иван III;

б) Александр Невский;

в) Дмитрий Донской;

г) Василий III.

Князем, которому удалось окончательно завершить объединение русских земель вокруг Москвы, являлся Василий III. Он присоединил к Москве последние независимые от Москвы княжества, к которым относились Рязанское, Новгород-Северское, Псковское и Смоленское. За время княжения Василия III территория увеличилась более чем в шесть раз и составляла 2800 км. В состав России входило около 100 городов.

15 . Как называлась основная форма боярского феодального землепользования в XV - середине XVI веков.

а) вотчина;

в) поместье.

Основной формой боярского феодального землепользования в XV-XVI веках была вотчина. Вотчина являлась потомственным земельным владением, которое могло быть отобрано у боярина только за измену великому князю. Вотчина могла продаваться и передаваться по наследству. По мере расслоения боярства происходило обезземеливание значительной его части. Представители обезземеленного боярства переселились на новые земли с целью несения службы государю и получения надела земли. В награду за службу при княжеском дворе безземельным боярам давались поместья. Отсюда и произошли названия «помещик» и «дворянин». Поместные земли не передавались по наследству вплоть до 1714 года, а могли быть переданы сыну только с согласия государя и при том условии, если сын принимал должность отца.

16 . Какие последствия имели реформы, осуществленные Избранной Радой и Иваном 1У Грозным в середине XVI в.?

а) образовалась Российская империя;

б) была осуществлена децентрализация управления государством;

в) произошло усиление централизации власти в Российском государстве.

При Иване IV Грозном произошло усиление централизации власти в Российском государстве. Повышению престижа центральной власти способствовало венчание Ивана 1У на царство в 1547 г. Ранее царем называли хана Золотой Орды. Боярская Дума играла все меньшую роль в государстве.

С помощью группы приближенных к нему лиц (Избранной Рады) Иван IV осуществил всеобъемлющие реформы, направленные на усиление центральной власти. Сложилась приказная система – аппарат управления государством. Они просуществовали до правления Петра I. Развивалось местное управление, главной функцией которого была раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Было отменено «кормление». Вместо него введен налог в пользу государства. Это способствовало централизации финансов. В ходе реформ было ограничено местничество – система распределения служебных мест среди феодалов, которая учитывала, прежде всего, происхождение и служебное положение их предков. Было создано постоянное стрелецкое войско – опора власти царя и государства.

В 1549 г. впервые был созван всесословный законосовещательный орган – Земский Собор. В отличие от западноевропейских сословно-представительных органов, он в значительно меньшей мере ограничивал власть царя. В ходе церковной реформы были установлены единые церковные праздники и пантеон святых. В 1550 г. был принят новый Судебник. Он отразил усиление крепостной зависимости крестьян, увеличив «пожилое».

Все преобразования в середине XVI в. имели своей целью укрепление мощи государства и царской власти.

17 . Какой московский князь впервые обнародовал письменные законы, названные «Судебником»?

а) Василий Темный;

б) Василий III;

в) Иван III;

г) Иван Грозный.

Первым московским князем обнародовавшим письменные законы был Иван III. В 1497 году по совету с Боярской Думой Иваном Ш был обнародован новый «Судебник». В этом документе юридически закрепилась централизация русского государства. 68 статей «Судебника» обобщили и юридически закрепили порядки, складывающиеся внутри земель и княжеств, а также в рамках единого государства. При Иване 1У в 1550 году был подготовлен и одобрен Земским Собором и утвержден царем новый «Судебник». Он в основном сохранял структуру «Судебника» 1497 года, но его 101 статья расширяла толкование многих вопросов.

18 . Имела ли Россия во второй половине ХV – середине ХVI вв. дипломатические, торговые отношения со странами со странами Запада и Востока?

а) были развиты широкие отношения с рядом стран Европы и Азии;

б) Россия была в дипломатической изоляции;

в) Россия восстановила прерванные отношения со странами Востока и Запада и начинала развивать новые.

Россия восстановила дипломатические и торговые отношения с рядом стран Востока и Запада и начинала развивать новые. Во время ордынского ига связи Руси со странами Востока и Запада были практически прерваны (кроме Новгорода). После получения политической самостоятельности дипломатическая изоляция была нарушена, Иван III стал первым московским государем, возобновившим отношения с иностранными государствами (Италией, Германией, Венгрией, Данией, Турцией, Ираном, Индией). Расширились не только политические, но торговые и культурные связи со странами Востока и Запада. В этот период интерес иностранцев к России возрос, поток приезжавших в нашу страну превышал число выезжавших из нее. Сам Иван III женился на наследнице византийского престола Софье Палеолог.

Из России вывозились продукты промыслов, лес, пенька, пушнина; в Россию из Запада ввозились оружие, металл, сукно, с Востока – ткани, фарфор, драгоценности. Иностранные мастера использовались в горном деле, литейном производстве, изготовлении оружия, строительстве. С 1584 г. открылся морской путь из Архангельска через Белое море в Англию, что удовлетворяло интересы обеих стран.

Иван IV имел личную переписку с главами многих государств: с императорами «Священной Римской империи» Карлом У и Фердинандом 1, с английской королевой Елизаветой 1, с королями Польши Сигизмундом Вазой и Стефаном Баторием, с королями Дании, Швеции, с ханами Казани, Астрахани, Крыма.

19. Выберите правильный хронологический порядок смены претендентов на российский престол во время Смуты (1598 – 1613):

а) Федор Годунов, Лжедмитрий 1, Владислав, Лжедмитрий П, Борис Годунов, Василий Шуйский;

б) Лжедмитрий I, Борис Годунов, Федор Годунов, Лжедмитрий П, Владислав, Василий Шуйский;

в) Борис Годунов, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий П, Владислав.

20. Почему Земский собор 1613 г. избрал на русский престол Михаила Федоровича Романова?

а) бояре хотели сильного царя;

б) это был компромисс разных политических лагерей российского общества;

Избрание Михаила Федоровича Романова явилось результатом компромисса разных политических лагерей российского общества. После Смуты страна нуждалась в правительстве общественного примирения. Кандидатура из семьи Романовых устраивала различные слои и классы. Для бояр Романовы были свои по происхождению. К тому же они считали, что молодой и недалекий Михаил будет им «поваден». Против Романовых не возражали и те, кто были близки к опричному двору и те, кто пострадал от опричнины, так как среди тех и других оказались Романовы. Филарета, отца будущего монарха, поддерживали сторонники Лжедмитрия I, т.к. самозванец – Григорий Отрепьев – был холопом Федора Романова. Не могли быть против и сторонники Василия Шуйского, т.к. при нем Филарет участвовал в церемонии перенесения мощей невинно убиенного царевича Дмитрия. И для главных противников Василия Шуйского – тушинских казаков – Филарет был своим, т.к. «тушинский» вор (Лжедмитрий П) назвал его патриархом.

21 . Когда началось формирование абсолютизма в России?

а) при Иване III;

б) при Иване IV;

в) при Михаиле Федоровиче;

г) при Алексее Михайловиче;

д) при Петре I.

Начало формирования абсолютизма в России относят ко времени правления Алексея Михайловича, т.е. ко второй половине ХУП в. Это выразилось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии – Боярской думы и Земских соборов, а также в победе светской власти над церковной (дело патриарха Никона). Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. В годы обострения социальных противоречий все слои господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления.

Теоретические постулаты самодержавия подкреплялись Соборным Уложением 1649 г., две главы которого были посвящены соблюдению престижа царской власти. При Алексее Михайловиче изменился царский титул. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» после воссоединения Украины с Россией он стал звучать так: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец».

22. Как можно характеризовать государственную политику после Смуты?

а) как либеральную;

б) как консервативную;

в) как демократическую.

После Смуты победила консервативная тенденция. Ни одна из альтернатив Смутного времени не состоялась. Общество невероятно устало от политической борьбы, длившейся полтора десятилетия и стремилось к традиционному порядку, к привычной старине. Это смогли обеспечить первые Романовы: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. После Смуты надо было почти заново строить государство, восстанавливать границы. Это требовало сильной центральной власти, носителем которой являлся царь. Все действия органов власти совершались от имени царя и по его указу. Уже первому царю из династии Романовых, выбранному Земским собором в 1613 г., не ставились никакие условия. Власть приобретала самодержавно-легитимный характер.

23. Что такое «политика протекционизма»?

а) покровительство монарха случайным людям и выдвижение их на придворные и государственные должности не по принципу «государственной пользы», а по качествам, привлекающим самого монарха (личная преданность, физическая красота и т.д.;

б) экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики.

«Протекционизм» - экономическая политика государства, осуществляется с помощью торгово-промышленных барьеров, ограждающих внутренний рынок от ввоза иностранных товаров. Характерно финансовое поощрение национальной экономики. Впервые появляется в России при Петре 1. Ряд указов до 1717г. – передача купцам на льготных условиях казенных заводов. После 1717 г. – отказ государства от монополии на продажу ходовых товаров за границу; освобождение владельцев мануфактур от службы; 1721 г. – предоставление владельцам мануфактур права покупки к предприятиям; 1722 г. – указ о праве мануфактуристов не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Вершина политики протекционизма – таможенный тариф 1724 г.: размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, стали зависеть от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка (чем больше товаров выпустят русские мануфактуры, тем более высокие пошлины взимаются с таких же товаров, ввозимых из-за границы).

24. Благодаря какому документу выходцы из «подлых» сословий могли рассчитывать на получение дворянского титула в России?

а) «Жалованной грамоте дворянству»;

б) Генеральному Регламенту;

в) «Табели о рангах»;

г) уставу Главного Магистрата;

д) Соборному Уложению 1649 г.

Благодаря «Табели о рангах». Принята в 1722 г. Вводила новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла из 14 ступеней, или рангов – от фельдмаршала и генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Получение 14 ранга давало личное дворянство, 8 – потомственное.

25. Чем были заменены приказы ХVI – ХVII вв.?

а) министерствами;

б) Верховным Тайным советом;

в) коллегиями;

г) Государственным Советом;

д) Конзилией Министров.

Коллегиями. Коллегии введены правительством Петра 1 в целях разграничения функций между ведомствами. Подчинялись императору и Сенату. 1717 – 1721 гг. – установлены штаты, назначены президенты и определены функции 12 коллегий: Коллегии иностранных дел, Военной, Адмиралтейств-коллегии, Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии (управление государственными расходами), Ревизион-коллегии (осуществление контроля за расходованием средств бюджета в центре и на местах), Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии (управление промышленностью), Коммерц-коллегии, Вотчинной коллегии и Главного магистрата (управление магистратами городов). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата (чиновники и канцеляристы). При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший ее деятельность. В 80-х гг. ХVIII в. упразднены Штатс-контор-, Ревизион-, Юстиц-коллегии. Остальные со-хранились до начала Х1Х в. и были заменены министерствами АлександраI.

26. В 1719 г. в Петербурге был открыт для свободного посещения музей и библиотека при нем. Как он назывался?

а) Эрмитаж;

б) Артиллерийский музей;

в) Кунсткамера;

г) Русский музей;

д) Военно-морской музей.

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине "Отечественная история".

Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Шпаргалка

1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.