4 ноября праздник кратко. Что такое День народного единства? Как появился праздник и почему про него никто не знает. Минин и Пожарский призывают к народному единству

День народного единства в 2017 году планируют отпраздновать по всей России также пышно, как и в предыдущие — самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве.

День народного единства 2017

В День народного единства праздничные гулянья, концерты, представления по всей России продлятся три дня с 4 по 6 ноября включительно — самые масштабные празднования пройдут в Москве в рамках серии фестивалей "Московские сезоны".

Праздничные мероприятия пройдут во всех округах столицы РФ — парки Москвы подготовили на День народного единства обширную развлекательную программу, где все желающие смогут весело и интересно провести время.

В дни празднования Дня народного единства 2017 москвичей и гостей столицы ждут самые вкусные угощения, лучшие товары со всей страны, кулинарные мастер-классы и выступления народных коллективов.

В рамках проекта "Ночи искусств" в московских галереях, музеях, театрах, библиотеках и на других культурных площадках 4 ноября с 18:00 до 6:00 по московскому времени пройдет порядка 300 творческих мероприятий.

Митинг-концерт "Россия объединяет" станет центральным событием праздника — он состоится на территории спорткомплекса "Лужники".

История

Вереница трагических обстоятельств произошла в России на рубеже XVI-XVII веков — эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Причиной Смуты, как считают историки, стало прекращение династии Рюриковичей.

Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением. Русский народ встал на защиту родины по призыву Святейшего патриарха Гермогена, который погиб от рук поляков за свою верность Православию.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Первое ополчение — его возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, распалось из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу.

Затем в сентябре 1611-го земский староста Кузьма Минин в Нижнем Новгороде призвал людей собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Для организации ополчения население города было обложено особым сбором. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 года выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

В ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, обретенной в XVI веке, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Суть праздника

Праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Он призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напоминает гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

День народного единства в России - это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была освобождена от польских интервентов. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского нашествия.

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября - это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

День народного единства России в наше время

В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими интервентами, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства. А сама идея отмечать праздник именно в этот день принадлежит Межрелигиозному совету России. Поэтому День народного единства является не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители страны и представители разных религий и конфессий.

Традиции Дня народного единства России

Было бы ошибкой считать, что День народного единства в России заменил собой всеми любимое 7 ноября. Но, как и 7-го ноября, в этот торжественный день проходят концерты, демонстрации и массовые шествия, благотворительные акции. Также в этот день обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России. Вечером 4 ноября стало доброй традицией устраивать визуальные шоу и фейерверки, праздничные гуляния и концерты.

Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее - это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

День народного единства является символом не столько победы над польскими интервентами периода XVII века, сколько сплоченности народа.

Этот праздник в России ежегодно отмечается 4 ноября - это государственный праздник, а в стране поэтому данный день признан официальным выходным.

Первый раз День народного единства начали отмечать в современной России еще в 2005 году, но история этого всенародного праздника начинается несколько столетий назад.

Немного истории

День народного единства связан исторически с событиями, которые принадлежат началу XVII века. Тогда, в 1612 году столицу России освободили от польских интервентов.

В период XVI-XVII веков в России наблюдалась череда трагических событий — данная эпоха в историю вошла как "Смутное время".

Историки полагают, что причиной этой Смуты являлось прекращение династии Рюриковичей, а весьма неутешительное экономическое положение в стране и вторжение иностранцев еще больше осложнило и без того бедственную ситуацию.

Русский народ, когда услышал призыв со стороны Святейшего патриарха Гермогена, поднялся на защиту своей родины. Патриарх за собственную верность православию умер от рук поляков, после чего был приписан к лику Святых.

Рязанский воевода по имени Прокопий Ляпунов встал во главу первого ополчения, но из-за грызни между казаками и дворянами, которые были убийцами воеводы по ложному обвинению, оно быстро распалось.

Потом земский староста по имени Кузьма Минин в сентябре 1611 года в городе Нижний Новгород призвал русский народ собрать деньги и создать ополчение для освобождения их страны. Для организации ополчения население города обложили неким сбором, а в качестве воеводы, по предложению Минина, призвали новгородского князя по имени Дмитрий Пожарский.

Грамоты с призывом к данному сбору ополчения начали рассылать из Новгорода и в другие российские города - кроме крестьян и посадских людей, собрали еще средних и мелких дворян. В уездах и городах Поволжья организовались главные силы этого ополчения.

План ополчения предусматривал некоторые важные пункты: освобождение столицы от интервентов, отказ от признания каких-либо государей иноземного происхождения на российском престоле (бояре позвали на царство королевича польского Владислава) и формирование нового правительства.

Большое войско собралось под знаменами Минина и Пожарского. В 1612 году, в марте оно двинулось из Нижнего Новгорода к Ярославлю, где был сформирован временный правительственный орган, названный "Совет всей Земли". Основную роль в нем играли мелкие служилые дворянства, а также посадские люди.

Роль иконы Казанской Божией Матери

Нижегородское ополчение в руках с копией иконы Казанской Божией Матери, которая была обретена в XVI веке, 4 ноября смогло изгнать поляков из столицы, штурмом взяв Китай-город.

Данная победа послужила сильным импульсом к возрождению российского государства. А чудотворная икона стала с тех времен предметом почитания.

В конце зимы 1613 года Земский собор избирает первого российского главу из династии Романовых - Михаила. После этого Земский собор, состоявший из всех сословий государства, стал конечной победой над Смутой, а также торжеством национального единства и православия.

Уверенность в том, что победа одержана благодаря чудотворной иконе Казанской Божией Матери, стала столь глубокой, что князь Пожарский построил Казанский собор на краю Красной площади, потратив на это собственные средства.

Когда начали праздновать впервые?

Обязательное празднование было назначено на 4 ноября как день благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь при освобождении страны от поляков царем Алексеем Михайловичем в 1649 году.

В церковный календарь Празднование Казанской иконе Божией Матери вошло как память освобождения Москвы и всей нашей страны от поляков в 1612 году.

Изначально в России этот праздник отмечался вплоть до самой Революции 1917 года.

Важность праздника

День народного единства представляет собой праздник, который в большей степени является символом не победы, а сплоченности народа, ведь он дал возможность победить интервентов.

Чтобы освободить землю русскую от иноземцев, в ополчении принимали участие представители абсолютно всех сословий, вероисповеданий и народов, входящих в состав великой русской державы.

Это праздник, призывающий народ не только вспомнить такие важные исторические события, но и сказать гражданам нашей многонациональной страны о всей важности сплочения.

Данный праздник важен для государства, ведь он напоминает гражданам России о том, что только сообща можно преодолеть какие-либо препятствия и справиться с разными трудностями.

На территории нашего государства живут представители 195 народов, которые относятся к самым разным религиозным течениям.

Главная задача праздника как в дореволюционное время, так и в настоящее - это единение людей различного происхождения, религий и статуса для достижения общих целей, в частности гражданского стабильного мира.

Заключение

Праздник День народного единства очень важен для России. Он является поводом для граждан с многоконфессиональным и многонациональным составом ощутить себя единым народом.

Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой бы народ ни был полиэтнический (многонациональный), воедино его собирает патриотизм, единая страна, одна идеология и культура. Давайте заглянем глубже, что означает этот праздник для населения, как его отмечают, какие есть национальные традиции. Ведь повод для праздника еще совсем молод, и многие из нас даже не знают об исторических событиях, предшествующие ему, а также о причинах его появления.

Главное в статье

Когда празднуют День Народного Единства в России?

4 ноября – торжество в честь Дня Народного Единства. Этот день является выходным и официальным празднеством государственного значения. Основан он в 2004 году, а официально празднуется с 2005 года. В 2016 году это торжество будут отмечать 12-й раз. Идея приобщить именно 4 ноября к красным дням календаря пришла Межрелигиозному совету России. Благодаря поддержке религиозных традиций, это мероприятие отмечают не только простые граждане: праздник является межрелигиозным торжеством, которое отмечают все православные верующие.

Если смотреть с политической точки зрения, то сегодня не жалуется вышестоящими чинами праздник 7 ноября – национальный праздник Октябрьской революции, которая прошла в 1917 году. В 2004 году на пересмотре закона «О днях великой славы» решили ввести «новопридуманное гулянье» – День Народного Единства. Теперь этому празднованию был официально дан выходной, раньше «принадлежавший» Октябрьской революции.

Празднования Дня Единства в России, в СНГ и мире

Весь мир знает об этом празднике и с удовольствием отмечает его. Для стран СНГ – это празднество несет объединение разных национальностей под одним флагом, в одном государстве. Ведь в бывшем СССР все мы были братьями и после распада Великой страны люди остались едины, в независимости от национальности.

Что касается зарубежных стран, то ООН всячески поддерживает этот праздник. Пока неофициально, но нацеленно, представители организации считают, что люди должны объединяться по единству мысли, взглядов. Ведь во всех уголках земного шара есть люди, организующие всевозможные акции, парады, выступления, которыми стараются призвать людей к миру, к единству, сохранению природы и другим масштабным идеям.

Ведь если разобраться, то именно сила единства и общие убеждения между людьми могут делать перевороты, революции, менять ход истории. Именно таких принципов придерживаются многие политические организации, которые призывают народ к отстаиванию жизненных позиций и своих убеждений. Для поддержки общего духа устраиваются фестивали, спортивные турниры и другие увеселительные мероприятия.

Истоки праздника Единства

Если с историческими событиями Дня Единства кто-то и знаком, то откуда повелась традиция официальных гуляний 4 ноября доселе не известно. Существует несколько версий:

  • По одной из них царем Алексеем Михайловичем в 1649 году был издан указ: в нем он повелел отдыхать в день, посвященный иконе Казанской Божией Матери . Этот день припадал на 22 октября (старый стиль летоисчисления). Если пересчитать даты на новый стиль календаря, то 22 октября припадает на 4 ноября. Гуляли 22 октября торжественно и называли его праздником три века подряд, а потом позабыли об указе.
  • До революции, которая произошла в 1917 году, этой дате был приписан день «Спасителя Отечества» : население почитало Кузьму Минина и праздновало освобождение Москвы.

История праздника День Народного Единства в России

Считается, что исторические корни праздника берут начало в далеком 1612 году. Ведь именно 1612 год в летописи стал заключительным в Смутном времени для русского народа.

Настали Смутные времена для матушки России, династический кризис, который начался после кончины царя Ивана Грозного в 1584 году, не оставившего после себя наследника. Страшное время для государства: род Рюриковичей прерван, идет внутренняя война за престол. Некогда единое государство распалось, участились грабежи, разбои, пьянство, кражи, страна канула в хаос. На престол претендовало все больше самозванцев.


К власти «дорвались» бояре, главой этого правления был Федор Мстиславский. С его легкой руки в град впустили поляков, дабы втихую усадить на трон королевича – католика Владислава польского происхождения.

Православная церковь была против и патриарх Гермоген обратился к людям за помощью. Русский народ сплотился воедино и поднялся для борьбы с поляками – захватчиками престола.

19 марта 1611 года православное восстание под начальством Прокопа Ляпунова провалилось, поскольку бояре не смогли найти общий язык с казаками.


Православная церковь не могла стоять в стороне, когда на трон усадили поляка-католика, и через полгода появилось новое народное ополчение. Его «зачинщиком» стал обычный торговец Кузьма Минин . Выступая в сентябре 1611 года на сходке, на главной площади Москвы, он произнес душещипательную речь, в которой призвал не жалеть свои души и имущество, поскольку на кону «великие дела». На его призыв жители Москвы согласились отдавать 30% своих кровных заработков на поддержку ополчения. Оказалось, что этих средств недостаточно, и с горожан принудительно стянули еще по 20% дохода.

С легкой руки Минина еще юный князь Дмитрий Пожарский стал главным воеводой, который должен был повести ополчение за собой. По настоянию народа помощником в военном деле выдвинули самого Кузьму Минина. Так и стали эти два человека народными избранниками, которым было оказано полное доверие, во главе восстания, проходившегося уже второй раз.

Под знаменем этих двух собралось на те времена огромнейшее войско, в него входило:

  • множество крестьян, не обученных ратному делу, но горящих сердцем;
  • военных – более 10000 душ;
  • 3000 казацкого народа;
  • 1000 военно-обученных стрельцов.

Как описано в летописях, в первых числах ноября они, держа чудотворную икону, вошли в град и выгнали поляков.

По прошествии этих событий, в 1613 году на трон был усажен царь, который стал первым из династии Романовых. Именно с этим царем эпоха кризиса прошла, а единство народа, проявленное в восстании, осталось.

Дискуссии вокруг празднования Дня Народного Единства

Если разложить в хронологическом порядке, как получилось так, что принялся закон о празднике Единства, то выйдет следующая картина:

  • 29.09.2004 года в публичном заявлении Патриарх Московский Алексей поддержал Государственную думу РФ в проведении праздника. С его слов: события, произошедшие в 1612 году, показывают, как истинные патриоты своей страны, в независимости от вероисповедания и нации, объединившись, не отдали страну врагу, изгнали самозванцев, установили мир и подняли страну «с колен». Поэтому новому поколению необходимо напоминать про единство, опираясь на подвиги предков.
  • 04.10.2004 года от Валерия Богомолова , первого заместителя фракции «Единая Россия», публично прозвучало, что Кузьма Минин и князь-воевода Пожарский – это герои того времени, которые сумели сплотить людей для борьбы с поляками и поспособствовали окончанию времен Смуты.
  • Позже, в октябре 2004 года в городе Саратове проводился митинг молодежи, на который пришло более 8000 человек. На нем в выступлениях было высказано, что такой праздник, как Единство Народа необходимо отмечать 4 ноября.
  • Как логическое завершение этих дискуссий, 23.11.2004 года законопроект находился на рассмотрении в Думе. В нем отменялся праздник 7 ноября и «продвигался» День Народного Единства, который предлагали отмечать 4 ноября.

Фото праздника Дня Народного Единства в России











Отношение к празднику День Народного Единства

Новое празднество, заменившее уже привычное 7 ноября, получило неоднозначную реакцию. И как же отреагировала общественность? Что касается старшего поколения, которое было воспитано на коммунистических идеях, то реакция была однозначно отрицательной и многие «бабушки» предъявляли обвинения в сторону правительства, которое хочет переписать историю.

В 2009 году накануне гуляний, посвященных Дню Единства , по регионам был сделан социальный опрос. В нем приняли участие граждане разных возрастов, национальностей, социального положения. И вот, что получилось по результатам этого опроса:

  • 33% – назвали 4 число Днем согласия и примирения;
  • 5% – считали, что это День освобождения от поляков;
  • 8% – все же ответили, что это День Единства.

А вот на вопрос, как они относятся к отмене 7 числа как праздника, 63% дали отрицательный ответ, а 10% до сих пор еще думают, что Октябрьская революция перенесена на 4 число.

Нашлись и такие, что высказывались о том, что 4 ноября вообще не связано с историческими событиями, развернувшимися в 1612 году. Также велась дискуссия по поводу перевода дат из старого стиля календаря в новый.

День Народного Единства в России выходной?

Как уже говорилось раньше, 4 число - государственный праздник и считается официальным праздничным выходным. В календаре он отмечен красным цветом. В случаях, когда этот день выпадает на календарный выходной, то праздничный выходной переносится на следующий рабочий день.

Традиции Дня Единства в России

Хотя празднество достаточно молодое, определенные традиции, связанные с ним, уже есть. Одной из самых главных считается возложение цветов первыми лицами государства к памятнику Кузьме Минину и воеводе Пожарскому. Помимо этого, стало традицией совершать торжественные празднования, на которых глава государства и его представители поздравляют всех граждан Российской Федерации с государственным праздником и уже традиционно вручают награды.

Очень часто проводят так называемые Русские марши и Крестные ходы. Также популярно проводить концерты, фестивали, спортивные соревнования, флешмобы. Официально зафиксировано 75000 человек, собравшихся на торжество в 2014 году. Исходя из этого, можно сделать вывод, что этот торжественный праздник дает возможность осмыслить, и в это же время почувствовать себя одним целым с могучим народом.

Именно День Народного Единства дает возможность почувствовать в себе человека, который причастен к истории и творит ее, поддерживает культурные направления и прославляет победы наших предков перед Родиной.

Видео с празднования Дня Единства

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.