Чему учат на уроках информатики в гимназии. Чему учить на уроках информатики? Что можно делать уроке информатики

Быстрое совершенствование компьютеров и программных средств, развитие технологий их использования приводит к новым направлениям развития предметной области «информатика» и ставит перед системой образования задачи:

  • переосмысления целей и содержания обучения по курсу «информатика»;
  • поиска путей его реализации на всех этапах непрерывного образования;
  • разработки критериев оценки качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней к жизни и труду в современном информационном обществе.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. В связи с этим важнейшими целями обучения информатике на современном этапе ее развития являются:

  • развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;
  • формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе;
  • выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;
  • развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;
  • пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

В настоящее время информатика - развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации преимущественно с помощью компьютерных систем, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе, реализующую системно-информационный подход к познанию окружающего мира.

Информатика - один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации. Кроме этого, уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, интегратором различных школьных дисциплин на основе обработки данных этих дисциплин на уроках информатики.

Новое понимание целей обучения информатике (их ориентация на личностные запросы обучаемых, многоуровневость и профилизацию образования), требует разработки образовательного стандарта, фиксирующего социальную потребность подготовки в данной предметной области и определяющего образовательные возможности, предоставляемые учащимся (в первую очередь, содержание обучения), а также критерии уровня обученности с учетом специфики контингента учащихся и типа учебного заведения; стандарта, регулирующего отношения между учащимися и учебным заведением в смысле требований, предъявляемых как учебным заведением к учащимся, так и наоборот.

Отсутствие такого стандарта на федеральном уровне, реальные условия информатизации региона объективно привели к необходимости решения проблем подготовки по информатике, внедрения информационных технологий обучения и управления в рамках отдельных учреждений образования на базе региональных нормативов и образовательных стандартов, учитывающих конкретные условия, сложившиеся в учреждении, его специфические интересы и профильную ориентацию.

Проект такого стандарта был разработан в рамках работы методического семинара при Воронежском государственном педагогическом университете и одобрен на Всероссийской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» в марте 2000 года в Воронеже.

Концептуальной основой проектирования стандарта явились ценностный (к отбору содержания обучения) и системно-деятельностный (к разработке требований к уровню подготовки учащихся) подходы (Н. В. Кузьмина, З. Д. Жуковская), а также принцип дуальности, предполагающий наличие у любой открытой системы двух контуров: контура функционирования и контура развития (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто).

Разработанный под руководством Александра Владимировича Могилева «Проект регионального стандарта среднего (полного) общего образования по информатике» развивает «Обязательный минимум содержания обучения информатике», утвержденный Министерством образования РФ в июне 1999 года (реализация контура функционирования согласно принципу дуальности), а также устанавливает ориентиры развития образования и создает условия обучения в новой образовательной области, обладающей социальным приоритетом, с учетом специфики региона (перспектива заполнения контура развития). Именно принцип дуальности, положенный в основу стандарта, с одной стороны, обеспечивает соблюдение единых требований к уровню подготовки выпускников любого среднего общеобразовательного заведения в области информатики на территории всей страны, с одной стороны, а с другой - открывает перспективы получения дополнительного (углубленного) образования по данной дисциплине в соответствии с избранным профилем будущей специализации.

  1. Информационные процессы;
  2. Компьютер;
  3. Моделирование и алгоритмизация;
  4. Информационные технологии;
  5. Коммуникационные технологии.

Для каждого модуля, в свою очередь, предлагается три уровня обучения:

I. Пропедевтический;
II. Минимальный;
III. Базовый.

Для специализированных средних общеобразовательных заведений и профильных классов школ дополнительно предусмотрен IV (профильный) уровень обучения .

Под уровнем обучения понимаются степень сложности, объем и профильная ориентация предъявляемого учебного материала, развития представлений, набор учебных действий и видов продуктивной деятельности, выполняемых учащимися.

Пропедевтический – уровень обучения информатике, имеющий целью формирование первоначальных представлений об информационных процессах, развитие познавательных способностей учащихся, знакомство с компьютерной техникой, формирование элементов информационной культуры в процессе работы с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми и другими программами, подготовку к дальнейшему обучению информатике. Рекомендуется к реализации в 1-7-х классах двенадцатилетней школы.

Минимальный – уровень обучения информатике, обеспечивающий реализацию обязательных государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательной школы по курсу «информатика» в рамках базисного учебного плана среднего (полного) общего образования. Рекомендуется к реализации в 8-10-х классах двенадцатилетней школы.

Базовый – уровень обучения информатике, предполагающий дополнительное (углубленное по сравнению с минимальным уровнем) изучение отдельных модулей и тем курса информатики и учитывающий достаточную обеспеченность учебного процесса средствами информатизации, а также потребности и запросы контингента учащихся. Рекомендуется к реализации в 8-12-х классах двенадцатилетней школы.

Для каждого уровня устанавливаются требования к обязательному минимуму содержания и требования к уровню подготовки учащихся .

Требования к содержанию образования представлены набором основных тем, предлагаемых для изучения в соответствующем модуле курса.

Требования к уровню подготовки , разработанные на основе системно-деятельностного подхода, отражают уровни познавательной деятельности в виде системы формируемых у учащихся представлений, выполняемых в процессе обучения учебных действий и видов продуктивной деятельности (наиболее диагностируемых показателей, позволяющих спроектировать комплексную систему контроля качества усвоения учебной информации как по каждому модулю, так и по всему курсу информатики в целом).

Основным в структуре стандарта является минимальный уровень . Требования к обязательному минимуму его содержания для всех модулей гарантируют выпускникам любого учебного заведения общего (полного) среднего образования единство образовательного пространства по курсу «Информатика» не только в регионе, ни и в стране (реализация федеральной компоненты).

Пропедевтический и базовый уровни реализуются за счет школьной компоненты и предусматривают дифференцированное формирование образовательной программы самим учебным заведением в соответствии с имеющимися в нем условиями для обучения, избранным профилем, запросами и начальной подготовкой контингента учащихся.

Профильный – уровень обучения информатике, призванный удовлетворить социальный заказ общества на довузовскую подготовку специалистов соответствующего профиля в области компьютерной техники и новых информационных технологий. Концептуальную основу отбора содержания обучения для профильного уровня определяет концепция и содержание будущей профессиональной деятельности. Содержание образования на этом уровне проектируется преподавателем информатики в виде набора специальных курсов на основе предложенных в стандарте для соответствующего профиля (набор спецкурсов согласуется с вузовскими образовательными стандартами аналогичных групп специальностей), а также с учетом имеющегося технического и программного обеспечения. Требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профильных классов в области информатики, заложенные в стандарт, с одной стороны, будут являться основой содержания входного контроля (при поступлении в соответствующий вуз), а, с другой – служить базой тех курсов, где продолжается изучение рассмотренных на предыдущих этапах обучения модулей и тем.

Опыт совместной работы средней школы № 9 города Воронежа и экономического и ПММ (прикладной математики и механики) факультетов Воронежского государственного университета показал, что когда известны цели подготовки учащихся на всех уровнях иерархической образовательной структуры (соблюдение принципа преемственности в непрерывном образовании), то требования, предъявляемые к обучаемым (квалификационные - в вузе и необходимые для дальнейшего успешного обучения по избранной специальности - в школе) будут обоснованными, а стандарт, их содержащий, позволит планировать не только содержание, но и процесс обучения таким образом, чтобы в определенные временные рамки были вложены определенные знания, то есть, на предыдущих этапах обучения должны быть даны те знания, которые потребуются на последующих этапах, а последующие этапы в полной мере должны использовать знания, полученные на предыдущих.

Уровень, на котором будет проводиться изучение курса, определяется общеобразовательным учебным заведением в соответствии с профильной ориентацией классов, исходя из ресурсов региональной и школьной компонент учебного плана и обеспеченности средствами информатизации.

Содержание всех уровней строится на основе принципов кумулятивности и концентричности изучения материала. Этапам обучения на I, II и III ступенях школьной иерархической образовательной структуры отвечают соответственно пропедевтический, базовый и профильный концентры обучения информатике, не предполагающие, однако, дублирования материала боле низких концентров. На более высоких концентрах должны рассматриваться дополнительные темы и аспекты содержательных модулей курса информатики. Очевидно, что кумулятивно-концентрическое строение стандарта позволит, с одной стороны, решить проблему повышения качества образования по информатике на всех этапах непрерывного образования, а с другой - восстановить единое образовательное пространство в данной предметной области.

Листрова Людмила Викторовна - к. п. н., учитель информатики средней школы № 9 г. Воронежа. Тел: 55-37-81. E-mail:

Информатика в школе помогает детям получить знания об устройстве компьютера, об азах работы с ним, о различных операционных системах и программах. Зачастую, хорошо пройденного и освоенного школьного курса по информатике хватает даже для того, чтобы в дальнейшем устроиться на работу, связанную с деятельностью, которая требует хорошего знания программ Microsoft. В основном это базовые программы Microsoft office Word и Microsoft office Excel. Без них сложно представить работу на компьютере. Тем более что такие программы считаются достаточно простыми, важно лишь на начальном этапе работы с компьютером освоить их.

Информатика в школе. Общий курс

Традиционно начинают изучать с 5 класса, но некоторые школьные программы рассчитаны на углубленное изучение этого предмета, начиная уже с 1 класса. Конечно, в начальной школе детей не знакомят со сложными определениями, терминами, понятиями и алгоритмами. На этом этапе предмет постигается с помощью занимательных игр и задач. Для этого разработан специальный учебник «Информатика для детей в играх и задачах».

С 5 класса начинается более подробное изучение Информатики и ИКТ (информационных компьютерных технологий). Компьютерная грамотность достигается при помощи учебников Босовой, Угриновича и Семакиной, выпущенных для средних общеобразовательных школ. Эти пособия признаны как оптимальные для понимания различных процессов взаимодействия с компьютером. Если внимательно слушать учителя, разбираться во всех нюансах, делать все правильно, то в дальнейшем даже более сложные программы не будут сложными.

Информатику в школе преподают с использованием соответствующих определенным учебникам рабочих тетрадей с задачами, составленными теми же авторами. Школьный курс предусматривает на каждый учебный год по одной такой тетради. И об этом следует помнить родителям, которые отправляют ребенка в школу.

В старших классах средней школы учащиеся занимаются по специальному задачнику-практикуму, в котором собраны объединённые по темам практические задания, помогающие подготовиться к предстоящей ГИА по информатике. Помимо нового материала задачник-практикум содержит пройденный материал, начиная с 5 класса. Подобное повторение нацелено на закрепление полученных ранее знаний для лучшей подготовки к предстоящему экзамену.

Информатика в 9 классе. ГИА по информатике

ГИА по информатике (Государственная итоговая аттестация) - экзамен, который учащиеся сдают в 9-м классе. По баллам ГИА учитель проставляет итоговую годовую оценку по информатике, которая учитывается не только при формировании 10-х классов, но и важна для школьников, решивших закончить обучение в школе после 9 класса. Эти баллы влияют на дальнейшее поступление в ПТУ или техникум, ведь получив высокие баллы на ГИА по информатике, можно уже весной быть зачисленным в колледж, так как результат аттестации засчитывается как вступительный экзамен.

Школьная программа отводит достаточное количество часов на подготовку учеников к сдаче ГИА по информатике, в процессе которой затрагивается изучение или повторение следующих тем:

  • системы счисления;
  • файловая система организации данных;
  • алгебра логики;
  • графы;
  • программирование;
  • базы данных;
  • кодирование информации;
  • электронные таблицы (Excel);
  • компьютерные сети.

Конечно, для работы бухгалтером или программистом, этого не достаточно, но даже если пройденная в школе информатика не пригодится при получении дальнейшего образования, в наши дни необходима каждому человеку.

Учат ли программировать на уроках информатики? А чему вообще учат? Когда надо начинать преподавать информатику современным детям, которые, в отличие от их родителей, знакомы с компьютерами с раннего детства? Портал Delfi публикует серию статей, подготовленных для сайта Imhoclub Оксаной Мигуновой. Сегодня об информатике рассказывает учитель Рижской 40-й школы Владимир Литвинский.

Цикл статей "Учат в школе" опубликован на сайте IMHOCLUB.lv, где по-прежнему можно задать вопрос героям материалов. Автор проекта - Оксана Мигунова.

Об оснащенности

В Латвии работает программа компьютеризации всех школ, по которой в школы поступают машины: разумеется, вместе с программами и лицензиями на них. Сами школы на свои средства покупают компьютеры не так уж часто. При этом каждая школа сама выбирает, с каким программным обеспечением ей работать. Но, естественно, как правило, берется Windows и Microsoft Office.

Формально (подчеркиваю - формально!) школа не может требовать, чтобы у каждого ребенка дома стоял компьютер с соответствующим софтом и чтобы родители вообще что-нибудь знали о компьютерах. Хотя думаю, что у всех учеников нашей школы компьютер дома имеется.

Как же тогда выполнять домашние задания, которые часто предполагают пользование интернетом и офисными программами? Например, в нашей школе можно прийти в библиотеку, где в читальном зале стоят компьютеры и подготовиться там. Можно позаниматься и в компьютерном классе, если он не занят.

Лучше, конечно, если бы в каждом классе имелись компьютеры, или, идеальная ситуация, - когда ученик утром, сдав пальто в гардеробе, получает ноутбук в свое пользование на целый день. Не думаю, что эта ситуация так уж невозможна.

Дети

Современные дети с компьютером, конечно, на "ты", но лишь в тех вещах, которые им интересны. То, что ребенок играет с двух лет в игрушки, означает, что он хорошо играет в игрушки. И не более того. Это никак не влияет на его уровень компьютерной грамотности, хотя он может иметь сведения о том, что такое файл, что такое папка, как копировать файл и так далее. Но это не поможет умению обрабатывать информацию в Excel, а это, на мой взгляд, важный навык.

Учебники

Конечно, есть учебники для школ по прикладной информатике: базовый курс и работа с офисными программами. А вот учебников по программированию вообще нет. Российские же или англо-американские пособия по языкам программирования надо адаптировать для школ. Потому что есть разница, кто изучает учебник - взрослый человек или школьник, у которого это обязательный предмет. Мотивация другая! В итоге каждому учителю самому приходится изобретать методику обучения программированию.

Что такое информатика

В основной школе это базовые знания о том, из чего состоит компьютер, плюс основные умения и навыки для работы с прикладными программами: обработка текстов, изображений, простейшие таблички, плюс некоторые сведения о работе операционной системы и работе в Сети, включая некоторые этические нормы.

Все это освоение базовых знаний и навыков в количестве одного урока в неделю происходит с пятого по седьмой класс, то есть в течение трех лет, а далее наступает пикантный момент: по образовательному стандарту предполагается, что с 8-го по 9-й класс дети не учат информатику отдельно, а применяют полученные знания на других предметах.

То есть, например, учитель химии будет требовать, чтобы результаты лабораторной работы были сведены в таблицу Excel, а учитель биологии - чтобы доклад был сверстан в виде презентации PowerPoint.

Но здесь, как мы понимаем, все зависит от желания учителей и от их собственных навыков работы с программами. Если учителя не требуют использования офисных программ, все полученные в основной школе навыки благополучно забываются. В старшей школе (10-12-й классы) информатика опять появляется в виде отдельного предмета.

Теперь уже углубляются навыки, полученные в основной школе по работе с офисными программами, плюс добавляется некий более усложненный графический редактор. Кроме того, добавляется отдельный предмет - основы программирования. Но далеко не во всех школах - этот вопрос отдается на выбор самой школы

Как мы перекроили программу

Мне не нравится этот разрыв с 8-го по 9-й класс, во время которого теряются приобретенные навыки. И у себя в школе мы перекроили программу так, что начинаем информатику позже, с седьмого класса, и естественно, проходим базовый курс быстрее. За два года.

Я обычно сравниваю это с обучением искусству завязывать шнурки. Можно, конечно, объяснить двухлетнему малышу, как это делается. Но это будет долго и мучительно. А можно подождать - и в пять лет научить быстро и легко.

Так и у нас: сразу создается отношение к предмету как к чему-то серьезному. Зато девятый класс мы тратим на освоение элементарных навыков программирования. В нашей школе это обязательный предмет. С десятого же класса основы программирования остаются обязательным предметом для "математических" классов.

Что на выходе

Предполагается, что в итоге ученик должен понимать, как хранится информация в компьютере, что любой файл в конечном итоге сводится к двоичному коду, но файлы могут быть текстовые, графические, исполняемые и т.д., должно быть понимание, почему этот файл могут открыть этой программой, а этот нет; должны быть элементарные представления об алгоритмизации и логической последовательности.

Главное, ребенок должен хорошо понимать, что компьютер - это не мозг, а идеальный исполнитель того, что написал ты. Написал, подчеркиваю, а не подумал. Это понимание в основном дается на уроках программирования.

Навык, необходимый для всех

Здесь есть прямая корреляция с математикой. Если у ребенка математический склад ума, то, как правило, ему легко дается программирование. Поэтому я бы не стал вводить программирование с младших классов, а больше бы нажимал на математику.

А в целом, мне кажется, что базовые навыки программирования пригодились бы всем. Хотя бы потому, что программирование развивает логическое мышление. Вы, например, понимаете, что если в одном месте можно поменять местами части кода, то в другом случае это приведет к тому, что ничего работать не будет.

И еще оно приучает к мысли, насколько важно планировать свои действия. Без плана действия ни одна программа работать не будет. Так что на этом уровне, считаю, программирование пригодится всем.

Никто не заставляет школы выбирать язык программирования, но есть такая вещь, как олимпиады. И там определено, что это может быть Pascal, C++ или Java.

Надо рассказать еще о компании Accenture, которая запустила в Латвии проект Start IT по внедрению в Латвии уроков программирования. (Дело в том, что в свое время большинство латвийских школ отказалась от уроков программирования, и латвийские IT-компании почувствовали это, видимо, на себе.) При этом движение Start IT продвигает именно язык программирования Java как наиболее востребованный сегодня на рынке.

Вузовские требования

При поступлении на специальность "компьютерные науки" ни один латвийский вуз не требует от абитуриентов, чтобы те умели программировать. Оценивают только их успехи в математике.

Получается, что те, кто изучал программирование в школе, в институте (в латвийском, по крайней мере) имеют некоторую фору. Некоторые темы они уже проходили или проходили нечто очень похожее. Но эта фора длится недолго, всего несколько месяцев. Впрочем, у меня в свое время такая же ситуация была с математикой.

Две взаимоисключающие идеи

В Министерстве образования сейчас идут дискуссии о будущем предмета. Причем борются две взаимоисключающие идеи. Одна - что информатика должна начинаться в школах если не с первого, то хотя бы со второго класса… А вторая - что вообще не нужен такой отдельный предмет. Что все, что касается обработки информации (написать текст или сделать презентацию) должно перейти к другим предметникам.

Мне не нравятся обе идеи. Начнем с первой. Что касается первого класса, то здесь все понятно: будет странно, если ребенок начнет работать на компьютере до того, как научился писать и читать. (Я когда-то уже рассказывал в ИМХОклубе, что формально ребенок может пойти у нас в Латвии в школу, не умея читать и писать, и школа должна научить этому.) Но даже и со второго класса…

В итоге это грозит превратиться в урок, где дети будут за компьютерами играть в какие-то игры, якобы логически-развивающее… Я не за то, чтобы делать это на уроках. Ведь в итоге школьники будут воспринимать информатику, как такой урок "расслабления", где в лучшем случае - "учимся играя", в худшем - только играем.

Что касается второй идеи, то, понимаете… Я слышал, что во многих школах Великобритании нет отдельного урока "Computers". Предполагается, что навыками владения прикладными программами ученик овладевает на других предметах. Но по своим коллегам я знаю, что они очень по-разному пользуются компьютерными программами. Для кого-то это естественно, для кого-то - нет. Получается, что знания ребенка будут зависеть от случая.

Осознанный выбор профессии

Все современные инициативы - Code Academy, например, - по обучению программированию "с пеленок", это, мне кажется, от нехватки программистов на рынке труда. Такая же ситуация и в Латвии. У нас среди выпускников, например, обязательно какая-то часть (скажем, человек десять-пятнадцать) собираются дальше учиться по этой специализации. Но все равно программистов все время не хватает: например, потому что они уезжают в другие страны или даже не уезжают, но работают отсюда на иностранные компании.

Интересно, что некоторые выпускники оставляют "компьютерные науки" специализацией второго выбора. Например, не поступил на архитектурный, пошел туда. То есть у них особой любви к программированию нет, но есть понимание, что это востребованная специальность. Впрочем, тут есть и такая штука: даже при огромном дефиците программистов никому не нужны плохие программисты…

Досье: Владимир Литвинский

Преподаватель информатики (и математической лингвистики факультативно) и заместитель директора в 40-й школе. Работает в школе с 1990 года. Дважды награжден "Золотой ручкой" (награда, присуждаемая Рижской думой). В свободное от школы время преподает на юношеских компьютерных курсах "Progmeistars". Вместе с коллегами по 40-й и компьютерным курсам организовал и проводит летнюю математическую школу МИФ (Математика, Информатика, Физика).

Кабинет информатики является учебным кабинетом и наряду с другими кабинетами предназначен для нормального обеспечения учебного процесса в школе, в нем обязательны для исполнения все общешкольные правила и инструкции.

Вместе с тем, кабинет информатики является специально оборудованным кабинетом, в котором действуют особые правила техники безопасности, поэтому к работе в нем допускаются лишь те лица, которые прошли индивидуальный фиксированный инструктаж по правилам безопасности, который проводится не реже одного раза в полугодие. Ответственным за это является заведующий кабинетом.

2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Находясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:

  • соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
  • занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
  • заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
  • немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
  • немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.

2.2. Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:

  • на помощь и консультацию преподавателя;
  • отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;
  • самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.

3. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

3.1. ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ:

  • электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры, которые могут явиться источником электротравматизма;
  • наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;
  • мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных статических полей.

3.2. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;
  • производить самовольное переключение разъёмов оборудования;
  • приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;
  • вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;
  • выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.

Если производится выключение/включение, то интервал времени между включением/и выключением/включением должен быть не менее 15 секунд.

В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, НЕОБХОДИМО:

  • прекратить действие тока (лучше всего экстренным выключением приборов, т.к. попытка оттащить пострадавшего может привести к поражению током спасающего);
  • немедленно сообщить о происшедшем преподавателю (даже если на первый взгляд всё обошлось лёгким испугом);
  • оказать первую медицинскую помощь, если необходима.

3.3. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);
  • приносить на уроки легковоспламеняющиеся вещества (лаки, краски, порох и т.п.);
  • пользоваться неисправными электроприборами (в случае появления специфического запаха горящей изоляции, соответствующий прибор необходимо немедленно отключить и сообщить учителю);
  • загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;
  • производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;
  • привлекать учащихся к тушению пожара.

В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ ПОЖАРА (возгорания, задымленность) НЕОБХОДИМО:

  • немедленно отключить все электроприборы, определить источники возгорания (задымленности) и ликвидировать его средствами первичного пожаротушения;
  • если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану эвакуации, по школе объявляется тревога, сообщается о пожар.

4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ

  • расстояние от центра экрана до глаз учащихся должно быть не менее 60 см;
  • время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать 25 минут, после чего обязателен перерыв с разминкой;
  • в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между уроками.

ЧЕМУ УЧАТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ГИМНАЗИИ

В методическом объединении учителей информатики работают педагоги:Бубер Л.Л., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 41 год, Ошур И.П., образование высшее педагогическое, педагогический стаж работы 10 лет, Пяткина Г.А., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 26 лет. Все учителя имеют I квалификационную категорию.

Экспериментальная программа гимназии по информатике и информационным технологиям в основной и старшей школе разработана педагогами гимназии на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, базового общего образования и профильного общего образования. Программа утверждена в МИОО в апреле 2008 года.

Курс информатики и информационных технологий в гимназии начинается с 5 класса и рассчитан на учащихся без предварительной подготовки. Но и ребятам хорошо знакомым с компьютером на уроках не будет скучно, так как по каждой теме предусмотрены практические задания разной сложности. Программа 5 класса дает минимальный набор, знаний умений и навыков, необходимых для использования компьютера при подготовке докладов, рефератов, проектной деятельности, для оформления практических заданий по другим учебным предметам. Учащиеся занимаются 2 часа в неделю по следующей программе:

Общее представление об информации и информационных процессах

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Обработка графической информации в растровых редакторах

Обработка текстовой информации

Компьютерные презентации

В 5 классе ребята пройдут текстовый редактор Word, графический редактор Paint, систему подготовки презентаций PowerPoint. Научатся создавать и правильно оформлять текстовые документы с использованием различных вариантов форматирования, таблиц, схем, рисунков, формул. Смогут нарисовать собственную иллюстрацию к своей работе. А в конце учебного года смогут подготовить доклад в форме презентации, оформить его и сделать выступление по выбранной теме. Вот некоторые работы, выполненные младшими гимназистами в редакторе Paint:

Чтобы подчеркнуть тесную связь информатики с другими предметами и широкое практическое применение полученных знаний, в курсе 5 класса предусмотрено много комбинированных заданий: информатика – русский язык, информатика – английский язык, информатика – естествознание, информатика-математика, информатика-история и пр. Материал к этим заданиям берется из соответствующих учебных курсов, а выполненные задания оцениваются двумя учителями с выставлением оценок по двум предметам. Эти работы оценивались и учителем естествознания:

В 6 классе учащиеся знакомятся с компьютером как средством хранения, обработки и передачи информации 1 урок в неделю:

Программное обеспечение компьютера

Обработка графической информации в векторных редакторах

Мы рассмотрим устройство компьютера, назначение и характеристики его основных компонентов. Познакомимся с программным обеспечением компьютера и его структурой. Более подробно поговорим об операционной системе Windows, ее назначение, настройке и основных приемах работы. Изучим архивирование информации, его применение, познакомимся с архиватором WinRar. Поговорим о вирусах и способах защиты от них, рассмотрим программы антивирусы. Познакомимся файловой системой компьютера, различными устройствами хранения информации, принципами работы и правилами обращения с ними. Научимся работать с электронной почтой, заведем персональные почтовые ящики. Теперь многие задания учащиеся смогут сдать дистанционно, прислав материал учителю по электронной почте.

Второй большой блок программы 6 класса - это растровая и векторная графика. С растровым графическим редактором Paint мы знакомились в 5 классе, а в 6 мы пройдем векторный графический редактор CorelDraw. К концу года ребята на вполне профессиональном уровне смогут подготовить иллюстрацию, схему, чертеж, визитку или плакат.

Если в 5 и 6 классах основной акцент делается на технологию работы на компьютере, в
7 классе акцент делается на теоретические основы информатики, которые изучаются 1 час в неделю. По темам часы распределяются так:

Изучение начинается с главы «Информация и информационные процессы в обществе», ученики получают представление, что такое информация и как она развивается в природе, обществе и технике. Затем ученики осваивают понятия о знаковых системах и кодировании. Подробно рассматриваются единицы измерения информации, и дается понятие «количество информации». Ученики обучаются решать задачи на переводы единиц измерения информации и определение количества информации в разных аспектах информатики (объемы различных видов памяти, информационных сообщений и т.д.), изучают принципы кодирования информации.

Далее изучаются системы счисления. Ученики получают представление о том, как представлять информацию с помощью различных систем счисления. Изучается история развития систем счисления, с последующим акцентом на использовании двоичной системы счисления в информатике. Ученики обучаются решать задачи на переводы чисел в различных системах счисления.

В теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» гимназисты расширяют знания о том, какие устройства обеспечивают ввод информации в компьютер, обработку и вывод информации. Ребята получают представление, какие программы, обеспечивают ввод, кодирование, обработку и вывод различных данных.

После этой информационной подготовки, ученикам объясняются темы обработки и кодирования различных видов данных: текстовой, числовой, графической и числовой.

Работа с электронными таблицами завершает курс информатики в 7 классе.

В 8 классе , который является предпрофильным, на изучение информатики отведено 32 часа, т.е. 1 час в неделю. Эти часы распределяются так:

При изучении темы «Алгоритмы» учащиеся знакомятся с основными свойствами алгоритма, типами алгоритмических конструкций (следование, ветвление, цикл), понятием вспомогательного алгоритма, учатся строить блок–схемы типовых алгоритмов. Затем изучаются основные типы данных и операторы алгоритмического языка программирования Turbo Pascal, с помощью которых блок-схемы алгоритмов преобразуются в программы решения типовых задач.

К окончанию 8 класса становится понятным, кому из ребят тема алгоритмизации и программирования дается легко, а у кого с алгоритмическим мышлением дела обстоят хуже. Это важно понять и самим учащимся, т.к. от выбора ребятами соответствующей ИОТ в 9 классе зависит, будут ли они в дальнейшем изучать информатику на базовом уровне (и больше не будут программировать) или будут заниматься в профильной группе по информатике, где более половины всех часов отведено на программирование.

Базовый курс в 9 классе рассчитан на 1 час в неделю и завершает изучение основного курса информатики. Вот из каких тем состоит этот курс:

Коммуникационные технологии

Моделирование и формализация

При изучении коммуникационных технологий ребята знакомятся с видами компьютерных сетей, учатся пользоваться электронной почтой, искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях. Правильный алгоритм поиска нужной информации поможет сэкономить время при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам. Важное место занимают также темы: Технология подготовки документов принцип OLE, Моделирование и формализация, Базы данных. Учащиеся разрабатывают структуру базы данных, создают записи, осуществляют сортировку, фильтрацию записей, готовят отчеты.

В 10 классе базовый курс информатики занимает 32 часа (1 час в неделю):

В 10 классе ученики непрофильных групп большую часть курса изучают основные конструкции языка HTML для построения гипертекстовых документов - WEB страниц. Обучаются созданию WEB - сайтов. В процессе изучения простых конструкций HTML ученики обучаются приемам использования операторов языка, правилам построения WEB страниц, дизайнерским приемам.

В процессе освоения, ученикам объясняются конструкции языка, приводятся примеры их использования и для каждой конструкции выполняется практическая работа по заданию учителя. По мере освоения операторов задания усложняются, но в каждом из них повторяется пройденный материал и есть элементы нового. Так как язык разметки гипертекстовых документов простой для понимания, даже те ученики непрофильных групп, которые не проявили способности в программировании, могут понять его принципы, и на основе этих принципов, получают представление об элементах работы с операторами языка и осваивают способы формирования кода.

Пример WEB-страницы выполненный учениками по заданию на конструкцию HTML - ФРЕЙМЫ.

В конце года ученики сами придумывают тему сайта, подбирают по теме информационный материал, графические файлы и создают учебный сайт небольшого объема. Отличную оценку по информатике за 10 класс получают только те ученики, которые представляют такую самостоятельную работу. Они могут использовать свои познания в языке HTML для написания реферата в проектной деятельности и для написания диплома в виде WEB-сайта. Это расширяет возможности учеников в их творческой деятельности.

В 11 классе по базовому курсу учащиеся также имеют 1 час в неделю, но занятие информатикой у них не мотивированно. Поэтому была продумана программа для учеников 11 класса таким образом, чтобы вызвать интерес на бытовом уровне:

С появлением цифровой фотографии, процесс фотографирования очень упростился и стал для всех доступным. На примере изучения графического пакета PhotoShop, ученики осваивают приемы работы с различными графическими объектами и видят практическую пользу для себя на уроках информатики. Это вызывает у них интерес и желание не формально относится к непрофильному предмету. На уроках ученики получают представление о цветовых моделях, о проблемах разрешения при фотографировании и печати графических рисунков, полученных в результате работы с инструментами и функциями редактора PhotoShop.

Ученики изучают инструменты и функции PhotoShop,их свойства и возможности, палитры и настройки. Практические задания построены таким образом, чтобы каждое из них раскрывало те или иные возможности пакета.

После освоения основных возможностей и свойств PhotoShop ученики изучают возможности пакета ImageReady.Этот пакет позволяет создавать объекты WEB-дизайна и согласован с пакетом PhotoShopпо основным инструментам и функциям, а также имеет возможность передавать рабочие графические файлы из одного пакета в другой. Таким образом, к концу года ученики обучаются работать с графическими объектами, как для бытовой фотографии, так и для WEB-дизайна.

В конце года ученики создают комплексный динамический файл в пакетах PhotoShop и ImageReady.

Профильные группы 9 класса занимаются информатикой 3 часа в неделю по следующей программе:

Алгоритмическое программирование в системе Turbo Pascal

Работа с библиотечными модулями и файлами в системе Turbo Pascal, использование графического режима работы

Коммуникационные технологии

Разработка Web-сайтов

Разработка зачетного Web-сайта

На уроках программирования продолжается знакомство с простыми типами данных, осваиваются структурированные данные и новые операторы, используемые в алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal, изучаются разновидности вспомогательных алгоритмов (процедуры, функции, модули), а также отличия для программирования текстового и графического режимов работы экрана. Ребята могут выполнять операции над объектами: цепочками символов, числами, массивами, записями, множествами, нестандартными типами данных; проверять свойства этих объектов; строить алгоритмы (в том числе используя различные виды подпрограмм) и реализовывать их на алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal.

Раздел «Коммуникационные технологии» включает в себя знакомство с различными видами компьютерных сетей, с основными видами информационных услуг, предоставляемых глобальной сетью Интернет, с основные принципы технологии WWW и основами языка разметки гипертекста HTML. Учащиеся выполняют практические работы по поиску информации в Интернете, по передаче информации по телекоммуникационным каналам с использованием электронной почты или в виде опубликованных разработанных Web–сайтов.

В 10 классе профильные группы изучают информатику 4 часа в неделю. Осваиваются следующие темы:

Введение в объектно-ориентированное программирование

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

Разработка курсового проекта в среде Delphi

Создание сценариев для Web-страниц на языке JavaScript

Разработка зачетной динамической Web-страницы

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

Аппаратное и программное обеспечение компьютера (расширение темы)

Социальная информатика

Понятие объекта, а также основные свойства объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм) изучаются в уже знакомой ребятам среде языка программирования Turbo Pascal. Далее работа ведется в среде Delphi: осваивается графический интерфейс разрабатываемых на объектно–ориентированном языке Delphi проектов (форма и различные управляющие элементы), а также разрабатывается программная часть проекта с использованием событийных и общих процедур. Изучение языка Delphi завершается разработкой курсового проекта. Примерные темы предлагаемых проектов: игровые проекты “Попади в цель”, “Тренировка внимания”, проект “Составление кроссвордов”, проект “Тест по информатике (или другой предметной области)” и т.п. Ниже приведен вид разработанных форм для некоторых проектов:

В этом же учебном году изучаются темы: виды баз данных, их назначение, понятие реляционной базы данных; функциональная схема компьютера и характеристики его основных устройств; назначение служебных программ компьютера; алгоритмы архивации данных, классификацию компьютерных вирусов и антивирусных программ; влияние информационных ресурсов на социально–экономическое и культурное развитие общества;

проблемы информационной безопасности; авторские права на программное обеспечение и права пользователя на его использование. Также ребята знакомятся со встроенными объектами языка разработки сценариев для Web-страниц и основными объектами браузера, создают интерактивные Web-страницы. В качестве отчета не некоторым темам учащиеся готовят презентации с последующей их защитой. Вон некоторые кадры из таких презентаций:



Профильные группы 11 класса занимаются информатикой 3 часа в неделю по следующим темам:

Основы логики

Логические основы компьютера

Арифметические основы компьютера. Кодирование информации (расширение темы)

Моделирование и формализация

Разработка курсового проекта по моделированию

Повторение и резерв времени

Темы «Арифметические и логические основы компьютера» включают в себя изучение: основных логических операций (инверсия, дизъюнкция, конъюнкция); основных законов и правил алгебры логики; логических элементов компьютера; принципа дискретного (цифрового) представления графической, текстовой и звуковой информации; правил представления дробных чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, правил выполнения арифметических действий в этих системах счисления; представления целых и вещественных чисел в памяти компьютера.

Далее ребята знакомятся с понятиями «модель», «формализация модели», с основными этапа разработки и исследования моделей на компьютере, учатся строить и исследовать различные информационные модели. Завершается изучение этой темы защитой курсового проекта. Примерные задания для проекта: исследование физических моделей; исследование математических моделей; приближенное решение систем уравнений; вероятностные модели; оптимизационное моделирование в экономике; модели логических устройств и т.п.

ИНТЕГРАЦИЯ, ПРОЕКТЫ, ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ И
МАСТЕРСКИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Интеграция

Никто не станет оспаривать то, что любые знания, умения навыки лучше усваиваются учащимися, если те видят их очевидную целесообразность и практическое применение. Поэтому мы стараемся строить наш курс информатики в тесной связи с другими предметами школьного цикла, а так же с внеклассной деятельностью учащихся.

Начиная с пятого класса на уроках информатики учащимся предлагаются интегрированные практические задания, материал для которых подобран из курсов русского и английского языка, естествознания и математики, физики и истории. Задания выполняются на уроках информатики и оцениваются двумя преподавателями с выставлением двух оценок. Ежегодно проводится традиционный конкурс компьютерных рисунков. Применение таких комбинированных заданий способствует более глубокому усвоению знаний, увеличению заинтересованности в изучении предмета, развитию творческих способностей и самостоятельного мышления.

Традиционно 5 класс заканчивается большой комплексной зачетной работой. Ребята делают доклад по естествознанию, оформляют его в виде презентации с использованием всех навыков, полученных в 5 классе (оформление текстовой информации, создание графических изображений, сканирование и обработка текстовой и графической информации, создание презентаций). На последней учебной неделе проводится комбинированный урок естествознание-информатика, на котором учащиеся делают выступления по выбранной теме, сопровождаемые демонстрацией презентации.

В 2008 году в конце 5 класса проводился экспериментальный комбинированный экзамен по информатике и истории, на котором учащиеся по подготовленным заранее материалам, с использованием схем, карт и иллюстраций должны были сделать и продемонстрировать презентацию по указанной теме. В ходе экзамена учащиеся показали умение выделить из текста ответа главное, коротко изложить это в форме презентации, грамотно сопроводив текст иллюстрациями. Положительный результат эксперимента позволяет сделать вывод о целесообразности проведения комбинированных контрольных мероприятий в дальнейшем.

Начиная с 6 класса учащиеся привлекаются к проектной деятельности, в ходе которой они могут найти практическое применение всем знаниям и умениям, полученным на уроках информатики. Это и поиск информации в глобальной сети, консультации с преподавателем по электронной почте, работа с сайтом проектов, а также конечно подготовка и оформление своих работ с применением новейших компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое отражение и в формах проекта - бывают проекты-презентации, проекты-фильмы, проекты-web сайты, проекты – базы данных, проекты – учебные мультфильмы и игры.

Кроме учебного времени информационные технологии находят широкое применение при организации внеклассной деятельности. Для этих целей в школе имеются 2 комплекта ноутбуков, которые используются как при оформлении концертов и выступлений на территории гимназии так и при выполнении творческих заданий на выездных мероприятиях.

Проектная работа

Кафедра информатики каждый год принимает участие в проектной деятельности учащихся. Это могут быть проекты, связанные с учебным курсом информатики. Так появился проект Программы всякие нужны, программы разные важны! Проект создавался для оформления кабинета информатики учебными пособиями для самостоятельной работы. В его состав были включены описания основных пользовательских программ, изучение которых входит в учебные программы разных классов. В проект были включены: операционные системы, программы офиса, антивирусы, графические редакторы, средства мультимедиа. По каждому разделу ученики описали историю создания программы и процессы развития различных версий. Создали наглядные иллюстрации, которые позволили оформить кабинет информатики.

Еще один проект, разработанный группой гимназистов в качестве учебного пособия к урокам информатики, назывался Вирусы и антивирусные программы . Проект был выполнен в виде Web-сайта, где можно было не только найти информацию о разновидностях компьютерных вирусов и методах борьбы с ними, но и скачать бесплатные версии некоторых антивирусных программ. А вот сайт Профориентационное пособие по информатике опубликован в Интернете по адресу /projects/informat . В нем содержится некоторый справочный материал по алгоритмическому языку Pascal и языку создания гипертекста HTML, а также задания для самостоятельных работ.

Но значительно больше проектов представляют собой интеграцию информатики с другими науками. В проекте Эра нанотехники ученики отразили основные теореитические аспекты, на которых основаны понятия нанотехнологии, при этом им пришлось рассмотреть эту тему с позиции таких предметов как физика и химия. Ребята рассказали, что такое нанотехника, рассмотрели историю нанотехнологий, и привели примеры применения этих технологий в различных сферах деятельности, в повседневной жизни.

Учениками был создан сайт по этой теме, который был размещен в интернете. Таким образом, проект формировался как межпредметный, так как ученикам пришлось применять свои познания по физике, химии и информатике. Сайт можно увидеть в разделе «Конкурс ученических проектов (Web-проекты учащихся XVI конкурса)» на сайте Лаборатории информатики МИОО по адресу . Там же опубликован проект Образовательный Web -портал по биологии. Web-портал со сменной информацией (лекции с материалами уроков, экзаменационные билеты, тесты и упражнения по темам с автоматической программной проверкой, презентации и Flash-фильмы) был разработан для использования в курсе биологии в разных параллелях соответствующего иллюстративного материала по темам, для проведении компьютерного тестирования, для восполнения пропущенного по болезни (или другим причинам) материала уроков, для сдачи в электронном виде текущих домашних заданий, для возможности общего доступа к различным творческим работам по биологии, для проведения дискуссий по биологии.

Также в Интернете можно найти сайты разных лет: сайт «История математики» /projects/chinamaths , сайт о рыцарстве /projects/knights , сайт по фольклору , сайт проекта «Колесо» и другие.

Элективный курс для учащихся 8 класса
«Анимация в
Macromedia Flash MX »

Macromedia Flash MX – это интегрированная среда для создания интерактивной векторной анимации, которая может использоваться при создании Web-сайтов, презентаций и в другой проектной деятельности учащихся. Спецкурс «Анимация в Macromedia Flash MX» является одним из рекомендованных кафедрой информатики МИОО спецкурсов для старшей школы, однако первоначальное знакомство с данной средой без использования специального языка программирования ActionScript может быть проведено и в среднем звене школы. Данный спецкурс является развивающим, он дает учащимся возможность попробовать себя в роли художника, сценариста и режиссера мультфильмов. Спецкурс позволит выполнять интересные проекты по другим школьным предметам (математике, химии, физике, биологии, естествознанию и т.п.), а также может помочь восьмиклассникам в дальнейшем в выборе соответствующего профиля.

Целью курса является расширение представлений учащихся о сферах применения информационных и компьютерных технологий.

Задачи курса:

    освоить теоретические знания для создания интерактивной анимации;

    овладеть умениями работать в векторном графическом редакторе, создавать рисованные персонажи и управлять ими;

    развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами информационных технологий.

Планируемый результат . В конце изучения курса учащиеся должны

знать/понимать:

    назначение программы Macromedia Flash MX;

    принцип создания и редактирования векторных изображений с использованием инструментов из Панели инструментов, панели Свойства и панели Смеситель цветов;

    назначение панели Шкала времени, ключевых и дублирующих кадров в фильме;

    структуру и принципы создания многослойного анимационного фильма;

уметь:

    создавать графические объекты и использовать различные виды заливок объектов во встроенном векторном редакторе программы Flash MX;

    создавать пошаговую анимацию объектов;

    разрабатывать многослойные анимационные фильмы;

    использовать дополнительные возможности программы Flash MX для создания анимации: анимация движения и анимация формы, библиотечные образцы, слои траекторий, слои-маски.

Элективный курс рассчитан на полугодовое изучение 2 часа в неделю, что в итоге дает 32 часа. Изложение материала строится таким образом, что по каждой теме существует как теоретическая, так и практическая части. По мере накопления полученных знаний даются практические упражнения. Они составлены таким образом, что служат закреплению нового материала. За время изучения курса каждый учащийся выполняет 7 практических работ, которые оцениваются в баллах (от 2-х баллов за простую работу до
4-х баллов за более сложную). Всего за эти работы максимально можно набрать 20 баллов (если выполнять все работы качественно), еще 10 баллов учащийся может получить за итоговую зачетную работу, которой завершается изучение курса. Далее все баллы суммируются и переводятся в обычную школьную оценку, выставляемую в журнал.

Задание для итоговой работы – это обычно мультфильм, иллюстрирующий условие или решение задачи по математике, процесс или опыт в химии, физике, биологии, естествознании. Вот кадры из некоторых таких работ:

К уроку биологии «Репликация ДНК»

К уроку химии «Катализаторы и ингибиторы»

Иллюстрация к условию задачи по математике

Мастерские для учеников 10-11 классов

В настоящее время на кафедре информатики работает мастерская «Создание электронных пособий» . Деятельностью мастерской является создание электронных пособий к различным видам программного обеспечения, изучение которых входит программу обучения информатики в Педагогической Гимназии.

Электронное пособие выполняется с помощью языка разметки гипертекста HTML в виде WEB - сайта. Основы WEB – дизайна профильными группами изучаются в 9 классе, непрофильными в 10 классе, таким образом, ученики владеют необходимыми навыками для создания WEB - сайтов. Для иллюстрирования WEB-страниц на занятиях мастерской изучаются основные функции Adobe Photoshop, так как изучение этого курса предусмотрено в 11 классе непрофильными группами, а в профильных группах на спецкурсе.

В общую концепцию представления учебного материала входят следующие разделы:

    Историческая справка: история создания и различные версии пакета, фирмы - производители.

    Теоретические основы информатики, на которых основан данный пакет.

    Описание основных функций программы, рабочего поля, инструментов и свойств.

    Примеры выполнения заданий на работу с различными функциями пакета, разбор способов выполнения заданий.

    Примеры для самостоятельной работы.

    Создается справочник терминов, принятых для данного пакета.

    Описываются сравнительные характеристики с другими аналогичными пакетами.

    Описывается методика изучения пакета по данному электронному пособию.

    Учениками проводятся экспериментальные занятия по использованию соответствующего пособия для изучения программного обеспечения на уроках.

Работа рассчитана на 2 года:

1 год (10 класс): изучается информация по данной теме и необходимые теоретические материалы, создается электронное пособие в объеме пунктов 1-5 по плану представления учебного материала, оформляется реферат. В конце года ученики сдают экзамен - защищают реферат по теме.

2 год (11 класс): выполняются пункты 6-9 по плану представления учебного материала, оформляется дипломная работа. В конце года ученики сдают экзамен - защищают диплом.

Предполагается в дальнейшем использовать данные электронные пособия на уроках информатики и для самостоятельного освоения навыков работы с данными программными продуктами.

ПЕРЕХОДИМ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ, ПОДВОДИМ ИТОГИ

С каждым годом информационные технологии все активнее применяются и при подготовке уроков по различным предметам и как средство общения учителя, ученика, родителя.

Многие учителя прошли переподготовку, гимназией было закуплено большое количество современной компьютерной техники и оборудования. И теперь на уроках химии и истории, биологии и физики можно увидеть не только традиционные плакаты, но и красочные презентации с графиками, таблицами, картами, иллюстрациями, видеофрагментами, демонстрациями экспериментов. Большое количество материалов для этих презентаций готовили учащиеся старших классов в ходе проектной деятельности. При такой подаче материал более нагляден, лучше воспринимается и запоминается учащимися.

Многие учителя освоили и Интернет технологии, и теперь учащиеся, по болезни пропускающие большое количество занятий, могут обучаться дистанционно, получая новый материал и присылая выполненные задания по электронной почте.

Одним из вариантов экспериментального применения информационных технологий в обучении стал разработанный учителем информатики Ошур Ириной Павловной информационный портал для учащихся и их родителей www . info 1505. ru . На сайте можно ознакомиться с пройденными темами, домашним заданием, планируемыми контрольными мероприятиями, конкурсами. Родители и учащиеся могут следить за успеваемостью и пропусками занятий по размещенному на сайте интерактивному журналу. Также на сайте размещается учебный материал (выборочно), дополнительные задания и справочная информация. И конечно любому ребенку будет приятно увидеть на сайте свою работу в разделе «лучшие работы класса», «победители конкурса компьютерных рисунков», «творческие работы учащихся». Если же у родителей появляется срочный вопрос к учителю, то не обязательно отпрашиваться с работы для визита в гимназию – свой вопрос можно задать на странице «Обратная связь» - Вам обязательно ответят.

В качестве некоторого итога совместной работы учителей информатики и гимназистов приведем диаграммы, показывающие (в процентах от общего количества учащихся в параллели) количество ребят, занимающихся по информатике на «хорошо» и «отлично».

Наблюдается некоторое снижение успеваемости в 8-ых классах. Это обусловлено тем, что не все гимназисты бывают одинаково успешны в изучении темы «Алгоритмизация и основы программирования». Это в дальнейшем во многом определяет выбор ребят: изучать информатику на базовом (без программирования) или профильном уровне, где более половины часов отведены на разработку программ.

Помимо уроков, элективных курсов, мастерских и проектной работы, каждый год гимназисты принимают участие в конкурсах и олимпиадах по информатике. Вот какие успехи были у наших ребят в 2006-2007 уч. году:

    окружная тестовая олимпиада среди 10-11 классов: III место – Акимов Дмитрий (10б), III место – Азнабаев Игорь (10а) и похвальная грамота за успешное участие – Голубев Максим (10а);

    окружная тестовая олимпиада среди 8-9 классов: похвальная грамота за успешное участие – Сверчкова Наталья (9б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция мультимедиапроектов): призовое место в 1 туре за анимационный фильм – Коноркин Иван (8б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция Web-сайтов): на конкурс были представлены сайты Ноздрачевой Ольги (10а) «Горелецкая летняя школа» и Голубева Максима (10а) «Волга – 2005»;

    командный тур московской городской олимпиады по программированию: участвовали Селезнев Сергей (11а), Терентьев Антон (11а) и Голубев Максим (10а).

А это результаты 2007-2008 уч. года:

    окружная тестовая олимпиада среди 10-11 классов: II место – Акимов Дмитрий (11б), похвальные грамоты за успешное участие – Азнабаев Игорь (11а) и Сверчкова Наталья (10б);

    окружная тестовая олимпиада среди 8-9 классов: I место – Евстропов Глеб (9б) и II место – Коноркин Иван (9б);

    окружная олимпиада по программированию среди 8-11 классов: I место – Евстропов Глеб (9б) и похвальная грамота за успешное участие – Коноркин Иван (9б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция мультимедиапроектов): II место – Flash-фильм «Репликация ДНК» Калинина Андрея (9а) и Тимофеенко Алексея (9а), а также Web-портал по биологии Евстропова Глеба (9б) и Зубковой Марии (9б), далее работы были представлены на городском этапе конкурса в МИОО;

    окружной этап конкурса компьютерных рисунков: похвальная грамота за успешное участие – Сердюк Ольга (5 класс);

    Московская городская олимпиада по программированию среди 8-9 классов: II место – Евстропов Глеб (9б);

    Московская городская олимпиада по программированию среди 10-11 классов: III место – Евстропов Глеб (9б);

    командный турнир Архимеда по программированию: II место – Сверчкова Наталья (10б), Нежданов Владислав (10б), Корепанов Кирилл (10б); участвовала также команда из 9 класса (Дрогунов Игорь, Стаменкович Никола), но пока не заняла призовое место;

    Урок ... решать на уроке ? Чем обосновывался такой выбор задачи? 4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока ? 5. Чем ...

  • «Гимназия № 18» города Магнитогорска

    Основная образовательная программа

    С Советом гимназии Директор гимназии _________________ ____________________ ... читаемого учителем. Чем объясняется такая... взрослым». На уроках литературного чтения дети учатся читать... технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в...

  • Гимназия имени г ростова развитие творческих литературных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

    Урок

    ... Гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова Развитие творческих литературных способностей учащихся на уроках ... т.е. они учатся анализировать речевую... на то, к чему присоединяется придаточное; на

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.