Что нового в Новой школе? Где и чему московские миллиардеры учат своих детей По какому принципу набирался корпус педагогов

Кирилл Медведев

Кандидат физико­-математических наук, один из методистов программы «Учитель для России», директор «Новой школы»

Сергей Волков

учитель русского языка и литературы в школе № 57 (1992–2015), доцент факультета филологии ВШЭ (2011–2015), руководитель кафедры словесности «Новой школы»

Юлия Вешникова

Выпускница филологического факультета МГУ, директор фонда «Дар», учредитель «Новой школы»

- Какими принципами вы руководствовались, создавая «Новую школу»?

Медведев : Любая школа ищет ответ на вопрос, каким должно быть современное образование. В частных школах распространенная тема - закрытость: мы как раз хотим работать в парадигме открытости, стараемся привлекать профессионалов, которые нам интересны. В этом смысле «Новая школа» - социокультурный проект, включающий как саму школу, так и образовательный центр.

Вешникова : В школе мы практически все стремимся обратить в образовательный процесс. То, что называется «Образование-360», когда ребенок постоянно находится в процессе учебы. К сожалению, начальная школа часто делает так, чтобы ребенок задавал как можно меньше вопросов. И только вырастая, люди понимают, что правильно заданный вопрос - это на 80 процентов решение проблемы. Поэтому мы подталкиваем детей к тому, чтобы учиться задавать вопросы.

Ваша школа с порога встречает будущих учеников необычным пространством. На какое взаимодействие с ним вы рассчитываете?

-Медведев : Мы выстраиваем школу - среду для развития всего сообщества - детей, родителей, учителей. Коридор, например, не только выполняет транспортную функцию, но и является местом, где ребенок мог бы взаимодействовать со школой, заниматься, общаться. Мы специально не добавляли много цвета, так как считаем, что он должен прийти вместе с детьми, которые будут его переосмыслять и дорабатывать. Аналогично и с кабинетами: они устроены так, что в них можно достаточно свободно поступать с мебелью. Как видите, тема выбора и осознанности для нас очень важна: дети должны присвоить пространство и сами решить, что там будет. У нас есть симпатичная фантазия - поставить рядом с кабинетом музыки электронные музыкальные инструменты с наушниками, чтобы дети могли поиграть, никому не мешая.

То же самое и с центром дополнительного образования, работающим во второй половине дня. В это время сюда придут совершенно другие, в том числе взрослые, люди, и для них это пространство тоже должно быть необычным, располагающим к занятиям.

Список летнего чтения для учеников «Новой школы» довольно обширно и отличается от программ ведущих гуманитарных школ Москвы. Это будет сугубо авторский курс с определенной траекторией и нацеленный на определенный результат?

Лаборатория химии

© Новая школа

- По какому принципу набирался корпус педагогов?

Волков : Я набирал словесников. Мне были нужны люди, которые знают предмет, адекватны, которым интересно жить, которые готовы слушать и слышать другого, вступать в диалог с учеником и которые сами хотят учиться. Таких и взяли.

Медведев : Нам важны интересные и самобытные люди, но самое главное, чтобы они были профессионалами. Существенный фактор - ценностная система: человеку должно быть не все равно, потому что работа в школе это, конечно, дело жизни. Важно умение договариваться и сверять ожидания с коллегами и ребятами. У нас есть упор на традицию сильных школ, но в то же время мы ждем от преподавателей гибкости, умения познавать мир и адекватно на него реагировать.

Вешникова : В школе предполагается командная работа, но команда состоит из педагогических звезд. Люди должны уметь слушать друг друга и - несмотря на то что они мэтры своего дела - менять мнение, если чьи-то доводы их убедили. Но не надо путать это с изменой принципам. Скорее речь идет о готовности пересматривать профессиональные подходы. К сожалению, для звездных педагогов характерна некоторая косность, но мы попытались собрать тех, кто дает себе труд задуматься и попробовать что-то новое. И наш директор дает возможность работы в команде без авторитарного режима. На мой взгляд, это выгодно отличает нас от большинства очень хороших школ, в которых выстраивается вертикаль власти и все решения зависят от одного человека. А если этот человек - звезда - покидает проект, то через пару лет школа накрывается. Нам было важно выстроить системную вещь, которая будет жить века, как Кембридж: там важно не имя директора, а набор принципов, которые работают на общий бренд. Надеюсь, что у Кирилла Владимировича хватит мужества с этим справиться, ведь искушение все взять в свои руки есть у каждого.

Медведев : Я давно нахожусь в школьной и университетской среде и знаю, насколько сложно выстроить горизонтальную структуру, когда учителя или заведующие кафедрами собираются и что-то реально решают. Но в то же время включение горизонтальных элементов имеет большую отдачу для всех. Поэтому мы стараемся держаться этого режима как можно дольше. Безусловно, есть моменты, когда ситуация не приходит к общему решению, и тут уже приходится включать классические вертикальные механизмы.

Вешникова : Да, разумеется, в процессе ежедневной (но не скажу, что рутинной!) работы «Новой школы» администрация, учителя, дети будут искать, разрабатывать, разумно заимствовать и реализовывать самые разные педагогические и организационные подходы и решения. Но главные принципы, на которых основана «Новая школа», будут сохранены именно как система ценностей, как база, как фундамент. Поэтому фонд, подготовив, организовав, полностью профинансировав и запустив наш проект, не оставит его после начала учебного года. И речь не только о материальной поддержке, о финансировании, которое будет требоваться школе еще долгое время, - мы создаем попечительский и наблюдательный советы «Новой школы», которые, не вмешиваясь каждодневно в работу собственно образовательного учреждения, будут внимательно наблюдать за жизнью и тенденциями и охранять те самые ценности, о которых я говорила выше.


Лаборатория кухни

© Новая школа

Не боитесь ли вы, что, выпустившись из «Новой школы», человек потеряется в мире заниженных образовательных требований?

Вешникова : Вовсе нет. Если человек набрал некоторое количество нужных познавательных инструментов, он найдет себе ресурс. Он будет в состоянии понять, там ли он оказался и достаточно ли ему возможностей - а если недостаточно, то как их можно добыть. Мы хотим создать в школе атмосферу хорошей неуспокоенности, чтобы человек не останавливался, а имел привычку к постоянному саморазвитию.

Медведев : Так и к неопределенности готовиться проще. Ведь никому толком непонятно, чего ожидать, что будет в нашей жизни через пять лет и как к этому двигаться. Все понимают, что происходят изменения, и важно научиться с этим как-то справляться - как ребенку, так и взрослому. Причем не через десять лет, а прямо сейчас. Это история про выбор, и в школе мы будем стремиться развивать, тренировать умение выбирать. Взрослым очень тяжело предоставить ребенку много выбора, но нам все-таки кажется важным эту тему актуализировать.


© Новая школа

Сегодня помимо профильного гуманитарного (и не обязательно гуманитарного) образования в школах существует множество открытых лекций, семинаров, многие из которых успешно институционализированы. Отличается ли подход «Новой школы» от привычных форматов, в которых фигурах носителя знания все еще находится в приоритете перед теми, кому это знание предназначено?

Медведев : Хороший вопрос. У нас не было изначальной задачи отличаться. Мы не думали над вопросом «От чего в массовой школе вы хотели бы отказаться?». Скорее нам важно что-то оттуда взять. Но в то же время мы сделали выбор в пользу индивидуальных траекторий обучения, подразумевающих разные возможности для того, чтобы ребенок мог управлять своим временем. В старших классах, которые мы пока не запустили, возможны даже индивидуальные расписания и индивидуальные учебные планы. В общем, это вектор, куда можно двигаться, свою программу относительно него выстраивать. Это не гуманитарный или математический профиль - это личный профиль ученика, который подразумевает личные интересы, возможности и стремления.
Ну и позиция «говорящей головы» априорно должна понижаться. «Говорящая голова» подразумевает простую передачу знаний. Нам же кажется, так быть не должно - даже в тех случаях, когда экспертное мнение чрезвычайно важно. Есть опыт коллег из Еревана, где для речи учителя выделяется не более 15 минут за урок. Мы таких специальных правил не вводили, но мы все равно стремились задействовать субъект-субъектную форму взаимодействия. Это, конечно, сложно, но мы прокладываем маршрут в эту сторону. Здесь важную роль играет и дополнительное образование, куда приходят совсем другие, незнакомые детям люди, с которыми надо как-то взаимодействовать. Это история про эмоциональный интеллект, о котором сейчас часто говорят.

Волков : Будут ли у нас на уроках элементы лекций? Да, будут. Значит ли это, что мы узурпировали право на знание и вещаем сверху? Ничуть. Лекция может и должна идти в постоянном диалоге. На нормальном уроке всегда много разговоров, споров, обсуждений. У нас не та ситуация, когда я знаю истину и веду к ней детей: мы все не знаем и истину ищем. Просто я чуть взрослее и больше в этом деле тренировался, вот и все мое отличие. А так мы идем вместе - и каждый при этом в свою сторону. Тем литература и прекрасна, что на один и тот же вопрос каждый человек может дать свой ответ. Если в математической задаче ответ в классе должен совпасть (что не отменяет при этом разных путей решения), то у нас совпадение ответов скорее минус, чем плюс.


Столовая

© Новая школа

- Будет ли налажена коммуникация с высшими учебными заведениями (приглашение преподавателей, курсы, использование методик) и если да, то с какими?

Медведев : Взаимодействие должно рождаться естественным путем, и это, как правило, путь снизу. Мы сначала налаживаем коммуникацию, а потом ее институционализируем. Вопрос лишь в конкретных задачах. Конечно, с МГУ мы находимся по соседству и у нас много контактов на уровне преподавателей: например, наш руководитель биолого-химического направления плотно взаимодействует с биологическим факультетом и Ботаническим садом. На математическом направлении также есть связка с механико-математическим факультетом. В том же МГУ есть лаборатории, которым может быть важно выйти на конкретных детей и что-то им предложить.

Волков : Я сам работаю еще в НИУ ВШЭ и Школе-студии МХАТ, так что вот уже два вуза есть. А если серьезно - мы строим открытое образование, которое будет связано множеством нитей с миром вообще и с высшим образованием в частности. Ну и стоит сказать, что и основатель , и его директор, и директор школы, и, например, я - выпускники МГУ: некоторые из нас учились вместе, ходили по одним и тем же этажам, впитывали один и тот же университетский воздух. Сама школа отчасти выросла из него.

- Каков профиль ученика, поступающего в «Новую школу»? Какие ожидания к ним предъявляют?

Медведев : Если кратко, то нам было важно, чтобы у детей уже была какая-то предметно-культурная база. Когда ребенок приходит в 5–8-й классы, у него уже есть определенный уровень. Наша задача - определить этот уровень и отношение к учебе, поэтому у нас были предметные вступительные испытания (русский язык, математика, элементы английского языка). А дальше уже зависит от возраста: в младшеклассниках мы искали любопытство и интерес к учебе. На финальном этапе проходило собеседование с ребенком и родителями: мы хотели выявить, близки ли мы с родителями в наших ожиданиях и насколько в эти ожидания входит позиция самого ребенка.

Медведев : Мы не хотим брать модель, где вместе с отметкой приходит эмоциональная оценка и, как это часто бывает, элемент психологического давления. В системе оценивания мы стремимся сместить акцент с выставления баллов на выдачу обратной связи, с которой необходимо научиться работать ребенку, родителю, преподавателю. Можно сказать, что для нас это суперзадача.

Forbes Life пробежался по школам, созданным при поддержке участников списка Forbes.

Школа «Летово» Вадима Мошковича

Репутация будущей школы (открытие запланировано на 1 сентября 2018 года) обгоняет действительность. За три года до начала строительства Вадим Мошкович (выпускник 57-й Московской математической школы) и директор школы Михаил Мокринский (бывший директор лицея 1535 на Спортивной, лучшей школы Москвы и России) совершили десятки поездок, чтобы лично изучить системы общего образования в Европе, Америке и Азии. Программа школы разделена на восемь предметных областей, большое внимание уделяется междисциплинарным связям. В образовательный процесс встроены разные виды опыта: творчество, научная, исследовательская, проектная деятельность. Образовательная модель объединяет системность и целостность программы с выбором индивидуальной траектории развития ученика.

Обучение будет начинаться в «Летове» с 7-го класса. Набор идет на конкурсной основе: нужно иметь высокие оценки по русскому, иностранном языкам и математике, достижения вне школы и пройти тест у школьного психолога, раскрывающий особенности мотивации. Важна также созвучность целей и ценностей семьи и школы. Семьи зачисленных в школу учеников проходят скоринг, за который отвечает «Сбербанк». Плата за обучение в школе рассчитывается по результатам скоринга. Талантливые, но бедные могут рассчитывать на 100% покрытие учебных расходов стипендией. Разговаривать с учениками в «Летове» будут на «вы».

«Я уверен, что наш проект изменит отношение к негосударственному образованию. Негосударственное образование и то, как оно закладывалось изначально, - нишевая история. Мотивированные ребята чаще выбирали государственные школы. Мы надеемся, что «Летово» будет восприниматься не как негосударственная, а как независимая школа со своей целевой аудиторией», - говорит директор Михаил Мокринский.

Стоимость обучения - 1,1 млн в год. Без учета стипендий

Олег Дерипаска и МЭШ

Московская экономическая школа была основана в 1993 году сотрудниками столичного Департамента образования Юрием Шамиловым, Ольгой Снятковой и Валерием Светличным при поддержке группы бизнесменов во главе с Юрием Милюковым, на тот момент президентом Московской товарной биржи. Со временем проект поддержали предприниматель Олег Дерипаска и бывший президент Связь-банка Алла Алешкина. Сегодня центральное здание школы и детского сада находится в районе Красной Пресни, филиал - в Одинцове. «Идея в том, чтобы создать школу, используя лучший педагогический опыт российских и зарубежных школ. Так родилась первая школа международного бакалавриата в России. Выпускники МЭШ, которых уже более 750 человек, составляют сообщество успешных бизнесменов России», - говорит директор Московской экономической школы Наталия Каджая. «Наши студенты, а мы называем так всех детей, начиная с трехлетнего возраста, имеют возможность получить два диплома: аттестат РФ о полном среднем образовании и сертификат дипломной программы IB», - отметил заместитель директора МЭШ Илья Гегешидзе.

Стоимость обучения - 1 млн в год

Новая школа Никиты Мишина

Первого сентября этого года в Москве открылась Новая школа, созданная благотворительным фондом «Дар» предпринимателя Никиты Мишина . «Если общество хочет быть успешным, оно должно заботиться об образовании. Мне, гуманитарию с дипломом преподавателя философии, темы педагогики всегда были близки. В моем кругу часто обсуждалось, какой должна быть по-настоящему хорошая современная школа, как много она может и должна брать из классической традиции. К тому, чтобы открыть свою школу, мы шли тринадцать лет», - рассказал Forbes Life Никита Мишин. Здание на Мосфильмовской улице спроектировано специально для школы на 600 учеников. «Подбирая коллектив преподавателей, мы искали интересных и самобытных профессионалов своего дела, а также мотивированных молодых специалистов. Наши учителя не равнодушны, работа в школе для них не просто работа, а дело жизни», - говорит директор школы Кирилл Медведев. Кафедру словесности возглавил Сергей Волков, бывший учитель русского языка и литературы 57-й школы, один из лучших российских учителей-словесников.

Стоимость обучения - 400 000 рублей в год

Первая Московская гимназия Елены Батуриной

Первая Московская гимназия основана в 2002 году Еленой Батуриной на базе советского пионерлагеря рядом с поселком Николина Гора. Спустя 5 лет сделку с Батуриной совершил бывший вице-президент «Норникеля» Анатолий Авдеев. «Советскую школу отличали патриотизм, качество знаний, высокий уровень дисциплины. Эти три вещи имеют для нас особое значение. Мы создаем альтернативу зарубежному образованию, чтобы ребенок не уезжал, а учился в родной стране, по крайней мере до достижения им 21 года», - уверен Авдеев. Он считает, что гражданина можно воспитать только совместными усилиями семьи и школы. «Если родители не создали в семье условия для нормального воспитания, то ребенок, как бы школа им ни занималась, не станет гражданином с высокими морально-этическими качествами». Поэтому Авдеев лично встречается со всеми родителями претендентов на обучение в гимназии.

Стоимость обучения - 1,7 млн рублей в год, вступительный взнос - 1,5 млн рублей

Павловская гимназия Сергея Бачина

Гимназия, рассчитанная на 880 учеников, открылась на Новой Риге в сентябре 2009 года. На десяти гектарах находятся детский сад, школа, спортивный и культурно-административный комплексы. Идея создания принадлежит гендиректору курорта «Роза Хутор» Сергею Бачину и его бывшим партнерам. «Я воспитан советской системой образования, считаю, что она была одной из лучших в мире. В то же время, когда жил и работал в Штатах, то видел их лучшие частные школы и очень приличные публичные учебные заведения. У меня была возможность сравнить две системы. Когда в 1998 году вернулся с детьми на Родину, то столкнулся с развалом системы образования: в школах царила полная запущенность, отсутствие дисциплины. Ни одно из тогдашних учебных заведений даже отдаленно не походило на ту идеальную модель, которая мне представлялась. Состояние школы отражало общую ситуацию развала системы. Было больно смотреть, как рушится всё то, чем был силен Советский Союз: тяжелое машиностроение, ракетостроение… Прекратились изыскания в области фундаментальных наук. Именно тогда пришло понимание, что настало время моего сущностного выбора, как жить дальше. Пришло и осознание, что изменить что-либо в окружающем мире можно только личным примером. В общем-то, этот же подход применим и к воспитанию детей. Я исхожу из того, что мы не временщики на этой земле. И моя миссия, как бы пафосно это не звучало, - это возрождение страны через образование и воспитание детей. Я хочу жить на родине, здесь воспитывать своих детей, и чтобы мои дети и внуки и внуки внуков жили здесь, - рассказал Forbes Life о своем решении строить школу Сергей Бачин: Готовясь к строительству школы, я изучил литературу по архитектуре и истории образования. Ведь здания строятся на 100 лет, а образовательная программа устаревает каждые 10 лет. Так был создан большой образовательный комплекс с самой современной на тот момент инфраструктурой и техническим оснащением: редко кто задумывается, что для активного мыслительного процесса детям нужен насыщенный кислородом воздух, определенный температурный режим. При строительстве мы не только соблюдали требования СанПин, мы умышленно превысили их, применив нормы офисных помещений класса А», - замечает предприниматель.

Сейчас Сергей Бачин возглавляет Попечительский совет гимназии. Совет собирается раз в месяц, к роме того, Бачин находится в постоянном взаимодействии с директором гимназии Ольгой Рагожиной.

Сергей Бачин убежден, что будущая элита должна воспитываться на российской почве. «Я уверен, что социализация ребенка должна проходить в родной стране, рядом с родителями. А у нас ведь как происходит - отправили ребенка за границу учиться и думают, что выполнили свой долг. А когда ребенок возвращается домой, то между ним и родителями - пропасть.

Задача нашей гимназии - растить и воспитывать будущую элиту страны, патриотов своего Отечества, знающих и понимающих историю нашей Родины, разделяющих ее духовные ценности, формирующих правильные социальные ориентиры. Принадлежать к элите обусловлена отличным образованием, социокультурным уровнем, морально-этическими ценностями и, безусловно, ответственностью за себя, за общество, за страну.

Я считаю, что я решаю задачу государственного масштаба - воспитание будущей российской элиты, детей сегодняшнего политического и экономического истеблишмента, которые будут управлять Россией уже через 5 – 10 лет. И будущую элиту мы воспитываем на российской почве, чтобы дети впитывали лучшие российские традиции и духовные ценности. Я подчеркну, и это моя жёсткая позиция, мы не готовим кадры для «заграницы», именно поэтому мы не сторонники системы «Международного бакалавриата», и в этом наше принципиальное отличие от других частных школ, которые готовят детей к поступлению в западные вузы и колледжи. Мы ориентируем наших гимназистов на поступление в самые престижные российские высшие учебные заведения».

Стоимость обучения - 1,5 млн рублей в год

Продолжает свои изыскания в сфере педагогического новаторства. Объектом внимания зимней сессии стала школа, которая так и называется — «Новая», экскурсия в нее позволила участникам лично оценить степень новизны.

Московская Новая школа в своем идейном воплощении существует с 2005 года, но стены обрела совсем недавно. Фонд «Дар» под управлением Юлии Вешниковой потратил на поиск здания, формирование команды единомышленников и осмысление концепции подхода к образованию долгие 12 лет.

1 сентября 2017 года в Новой школе начался процесс обучения и обживания, так как присутствие на уроках и получение необходимых знаний для жизни не должно идти в разрез с самой жизнью, полноценной и насыщенной. Преподаватели Новой школы считают: детство не заканчивается на пороге школы, а академические результаты — это плоды живого интереса к познанию, а не эффективной зубрежки. Все чаще и чаще в педагогических кругах звучит неглупая мысль, что дети — это, прежде всего, люди, а не ученики. В основе этого, «человеческого» подхода в образовании, лежит идея свободного выбора и принятия во внимание особенностей и интересов детей. Вот и в Новой школе во главу угла ставится реализация навыков и способностей ребенка и обучение гармоничному взаимодействию с миром. Впрочем, обо всем по порядку...

Кофе и круассаны с приветливым директором Новой школы, Кириллом Медведевым

«Должно быть в школе какое-то «безопасное» место для учителей,» — считает ее директор Кирилл Медведев. В Новой школе такое место — кафе для взрослых. Именно там, в полной «безопасности», прошла первая часть встречи Школы педагогов и директоров. Команда Новой школы, от директора до кураторов, очень молода (если не по возрасту, так душой). Удивительным образом удалось собрать профессионалов, которые совершенно не умеют этим кичиться и горят идеей воспитать мыслящих людей, готовых принимать решения и нести за них ответственность.

Детей и родителей отбирают себе под стать: дело-то общее. Поэтому собеседование с родителями — обязательный этап поступления в школу — рассказывает Сергей Плахотников, руководитель начальной школы (прим.: на его ярко-красной толстовке красуется надпись «Открыли тетради, закрыли рты» — одна из наиболее употребительных фраз общеобразовательной школы, уходящей ныне в историю ).


демонстрирует участникам Зимней сессии устройство «столярки»

Математику, русский и английский языки, конечно, тоже никто не отменял, но важнее проверить, подходят ли друг другу все три партнера: ученик-учитель-родители, — играть в «перетягивание удава» здесь никто не собирается. Даже за короткую историю школы был прецедент, когда родители, пораженные отсутствием дневников, оценок и замечаний красной ручкой, настолько растерялись, что забрали совершенно счастливую девочку в более понятную им структуру (о дальнейшей ее судьбе ничего не известно, но, думаем, все более-менее хорошо). Да и школа оставляет за собой право отказать в приеме без объяснения причин, что, если честно, лишь удваивает спрос.

К слову, об экономике: один месяц обучения ребенка в Новой школе обойдется родителям в 40 тысяч рублей. Правда в эту сумму включено питание в школьном ресторане (на этом названии создатели настаивают, нужно признать, не без оснований), а также пакет курсов дополнительного образования. Однако Новая школа - это все равно не история зарабатывания денег, ведь условия, созданные в ней для учащихся, оборудование, обслуживание здания обходятся намного дороже. Для примера: один зал для так назывемой «3D-физкультуры», в котором есть все — от скалодрома до горки — стоил, по самым приблизительным подсчетам, 1 млн. 800 тысяч. рублей. К услугам детей в школе — гончарное искусство и кулинария, столярное дело и 3D-принтер, и даже огромный аквариум с парочкой приветливых зеленых гекконов, имя которым выбирали путем открытого конкурса. А театральному залу Новой школы могли бы позавидовать некоторые московские камерные театры.


В театральном зале Новой школы можно ставить настоящие спектакли и проводить школьные собрания

Большое внимание в школе уделяется спорту и технологиям. С детьми работают семь преподавателей спортивных дисциплин (включая художественную гимнастику и борьбу) и четверо — по технологиям. Системы отметок нет: мотивацию к обучению в Новой школе стараются стимулировать другими средствами. Отсутствуют и звонки с урока и на урок. Их заменяют философские ремарки а-ля «Девять-тридцать девять, а все ли ты успел сделать?»...

Домашнего задания также стараются избегать — в классе и без того много работы. У детей принято так называемое «гостевание» (прогулки по классам и знакомство с другими параллелями), часть занятий и вовсе проходит в смешанных группах. В начале декабря состоялась первая школьная ассамблея. Для старшекласников «пропуском» на ассамблею служил ученик младшей школы, с которым обязательно нужно было познакомиться и подружиться. Процесс выбора на встрече поколений исходил из личных симпатий, похожести. Но «никто не ушел обиженным».

Один раз в месяц дети посещают музей, предварительно его выбирая. Еженедельно проводятся школьные собрания. Родителей привлекают к занятиям физкультурой («зарядки с родителями»), а также совместным вечерам, зачастую, с гитарой, играми, творческой импровизацией.


Спортивный зал Новой школы

В основной школе с учащимися работают тьюторы и медиаторы (специальные люди, призванные разрешать зарождающиеся конфликты). Тьюторы служат неким «структурирующим зеркалом» для подростка: они фиксируют его цели, стремления, перемены в интересах, но не давят, не призывают к ответственности и не корят. За три месяца для преподавателей и тьюторов было проведено более ста тридцати обучающих семинаров.

Широко развита и система дополнительного образования. В настоящий момент на программе обучаются около четырехсот восьмидесяти детей. Основные направления — спорт, музыка, искусство и технологии. Есть занятия по робототехнике, пользующиеся огромной популярностью, несомненно — компьютерные классы. Урокам фортепьяно предпочитают этнические барабаны, электрогитару. И мальчики, и девочки посещают занятия по кулинарии.


Директор по развитию дополнительного образования Новой школы, Яна Кудрявцева, рассказывает о специфике своего направления

Новая школа в некотором смысле «троллит» запреты, принятые в школе старого образца: в коридорах и читальном зале можно найти электронное пианино и барабанную установку с призывными надписями «Играть можно!» (благо, в современном мире широко используются наушники).


В Новой школе писать на стенах разрешается!

Если повсеместно детям запрещается рисовать на стенах, то здесь даже создаются специальные стены для письма и рисования. Ну а что?! Ведь это самовыражение!

К тому же, по мнению педагогического состава и администрации Новой школы: «Школа — это не только стены!» И даже, вернее будет сказать, прежде всего, не они.

Фото Николая Середина

Интересна тема профессионального развития педагога и руководителя?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.