Что значит коммуникация. Определение коммуникации. Виды коммуникации по составу коммуникантов

Ни одна культура не существует изолированно. Коммуникация и общение, которые в русскоязычной научной литературе обычно не рассматриваются в качестве синонимов, являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Эдвард Холл утверждает, что культура – это коммуникация, а коммуникация – это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми .

Коммуникация (от лат. commumicatio – общение, сообщение; соттитсо – делаю общим) – общение, обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, процесс передачи информации от человека к человеку. Главный и единственный субъект коммуникации – человек.

В широком смысле коммуникация – это обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов . В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, т.е. осуществляется передача информации от одного участника к другому. Из всех видов знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее его несловесное поведение (невербальная коммуникация). В совокупности они образуют знаковую коммуникацию, или коммуникацию в узком смысле.

В английском толковом словаре понятие "коммуникация" имеет несколько семантически близких значений:

  • 1) акт или процесс передачи информации другим людям (или живым существам);
  • 2) системы и процессы, используемые для общения или передачи информации;
  • 3) письмо или телефонный звонок, информация письменная или устная;
  • 4) социальный контакт;
  • 5) электронные процессы, которыми информация передана от одного человека или места к другому, особенно посредством проводов, кабелей или радиоволн;
  • 6) наука и деятельность по передаче информации;
  • 7) способы, с помощью которых люди строят отношения друг с другом и понимают чувства друг друга и т.д.

В русском языке термин "коммуникация" имеет эквивалент "общение" и является синонимом термина "общение".

Разные науки по-разному подходят к определению понятия коммуникации. Так, в англоязычной лингвистической литературе термин "коммуникация" понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов.

В свою очередь слово "общение" обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. Для лингвистов общение – это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях, и здесь разницы между общением и коммуникацией нет.

В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но не синонимичные понятия. Здесь термин "коммуникация", появившийся в научной литературе в начале XX в., используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного (когнитивного) или аффективно оценочного характера .

Несмотря на то что зачастую общение и коммуникация рассматриваются как синонимы, данные понятия имеют и определенные различия. За общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией дополнительное и более широкое значение – информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательной, трудовой и творческой деятельности, реализуемый при помощи преимущественно вербальных средств коммуникации.

Другими словами, общение рассматривается как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделяется способам формализации сообщения, при этом большая часть существующих определений сводится к идее передачи информации от автора к адресату.

В отличие от него, коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. Человек нс может существовать без коммуникации и вне коммуникации, поскольку она представляет собой непрерывный процесс, включая отношения между людьми и события, происходящие вокруг нас, а также в других направлениях и формах.

Сравнивая понятия общения и коммуникации, отметим, что общим являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком).

Тем не менее понятия "общение" и "коммуникация" можно рассматривать как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Без общения на разном уровне невозможна коммуникация, равно как и коммуникацию можно воспринимать как продолжение диалога, протекающего в разных сферах. Коммуникация охватывает самые различные сферы, включая образование, общественно-политическую деятельность, управление, консультирование (в том числе медицинское), социальную работу, журналистику, международные отношения.

Сегодня в науке распространено универсальное (широкое) понимание коммуникации как способа связи любых объектов материального и духовного мира.

Исследованием процесса коммуникации занимался американский социолог и политолог, основатель теории пропаганды Гарольд Дуайт Лассуэл (1902–1978). Лассуэл – один из основателей современной политологии, профессор Йельского университета. В 1948 г. он предложил собственную модель коммуникации, разработанную на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны. Эта модель, или формула, включает пять основных элементов-вопросов: "Кто сообщает?" – "Что сообщает?" – "По какому каналу сообщает?" – "Кому сообщает?" – "С каким эффектом сообщает?"

Формула Г. Лассуэла воспроизводит составные элементы, последовательность и функциональные характеристики коммуникационного процесса (рис. 1.2). Она универсальна, так как отражает не только структуру коммуникационного процесса, но и структуру его исследования. Тем не менее модель коммуникации Лассуэла критикуют за ее линейность, однонаправленность, отсутствие обратной связи, в то время как процесс коммуникации – более сложный, порой нелинейный.

Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей (группами и социальными институтами и т.п.) по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств.

  • Грушевицкая Т. Г.. Попков В. Д„ Садохии А. П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. С. 33.
  • Там же. С. 34.
  • Сокол И. А. Соотношение понятий коммуникации и общения // Материалы VII международной научно-практической конференции "Личность – слово – социум". 11–12 апреля 2007 г. Минск: Паркусплюс, 2007. С. 61.
  • Lasswel Н. D., Smith В. /.., Casey К. D. Propaganda, Communication and Public Order. Princeton: Princeton University Press, 1946. P. 435.

Введение

коммуникация управление психологический

Так как люди являются существами социальными, коммуникация играет важную роль в жизни каждого человека. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Можно, так же, без преувеличения считать коммуникацию фундаментальной основой существования общества.

Нужно понимать, что эволюция человеческой цивилизации, развитие технической, культурной, экономической, социальной и всех других сфер было бы невозможно без этого процесса, свойственного всему живому в нашем мире, а в особенности - людям.

Известно, что с давних времен философы, социологи, политологи, психологи и представители других наук всегда, в той или иной мере, интересовались вопросом о проблемах человеческого общения.

Ведь учитывая то, что коммуникация - это процесс передачи информации, в частности, между людьми (или группами людей), который направлен на какой-то конкретный результат, очевидно, что чем эффективнее будет сам коммуникативный процесс, тем более вероятно, что он приведет к ожидаемому результату.

Низкая эффективность коммуникаций приводит к проблемам в жизни человека и общества. При этом так, как коммуникации пронизывают собой все сферы человеческой деятельности, неэффективный коммуникативный процесс может привести к самым нежелательным результатам. Например, в масштабах конкретного человека, неэффективный коммуникативный процесс может привести к разладам в семье, неудачах на работе, а неэффективная коммуникация в международном масштабе может привести к необратимым последствиям.

Именно поэтому изучение и понимание проблем процесса коммуникации, его эффективности, факторов и путей повышения эффективности является необходимостью для успешной жизнедеятельности современного человека. Актуальность данной курсовой продиктована этой необходимостью.

Цель курсовой работы - изучить эффективность процесса коммуникации, факторов и показателей.

Задачи курсовой работы:

Изучить понятие коммуникации, виды, средства коммуникации

Охарактеризовать цели, функции, модели и показатели эффективной коммуникации

Рассмотреть методы и факторы эффективной коммуникации

Объектом исследования выступает коммуникация.

Предмет исследования - эффективность коммуникации.

Методы исследования: анализ, классификация, синтез

Научную базу курсовой работы составили учебники и статьи, посвященные изучению проблемы эффективности коммуникации. Таких авторов, как Василик М.А., Науменко Т.В., Ганатюк О.Л.

Коммуникация: понятие, виды, средства

Понятие коммуникации

Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (опр. Кули).

Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ.

Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «mass-communication») ввел американский социолог Чарльз Хортой Кули (1864-1929) в 20-е гг. прошлого века в работе «Социальный процесс», после этого начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к осмыслению сущности, природы и особенностей различных уровней, форм и видов социальной коммуникации, или Human communication. Кули определял коммуникацию, как механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, и этот механизм включает в себя все мыслительные символы и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.

Изучением такого явления, как коммуникация занимаются великое множество наук, таких как лингвистика, психология, философия, социология, культурология, риторика и другие.

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.

Социология, изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов. Важно, что коммуникация - не только социальное, но и природное явление, следовательно, ее всестороннее изучение выходит за рамки социологии.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - возникновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.

В связи с тем, что изучением такого явления как коммуникация занимается большое количество наук, на сегодняшний день существует великое множество определений понятия «коммуникация». Среди этого многообразия можно выделить следующие основные значения:

Универсальное. В этом смысле коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира.

Техническое значение соответствует представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных объектов из одного места в другое.

Биологическое понятие коммуникации широко используется в биологии, при исследованиях разнообразных сигнальных средствах общения у животных, птиц, насекомых и прочих существ.

Социальное, используется для описания и характеристики разнообразных связей и отношений, которые возникают в человеческом обществе. В широком смысле социальная коммуникация понимается, как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте. В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация, как субъект субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.

Сам же процесс коммуникации состоит из нескольких обязательных элементов: адресант, сообщение, код, канал коммуникации и, непосредственно адресат.

Адресант (коммуникатор-источник) формирует сообщение, которое содержит какую-либо информацию (идею, мысль, приказ и др.), и кодирует это сообщение теми или иными знаками. Это могут быть как знаки вербальной коммуникации, так и невербальной. Таким образом сообщение передается получателю в закодированном состоянии.

Код коммуникации представляет собой порядок, сочетание знаков и символов, в виде которых сообщение будет передано получателю по коммуникационному каналу. В свою очередь, канал коммуникации выступает, как материальный носитель процесса передачи информации. Каналы коммуникации бывают естественные (тембр голоса, мимика лица и др.) и созданные (радио, телевидение).

Сообщение, отправленное коммуникатором-источником, передается по каналу в виде кода, а задача адресата получить это сообщение и произвести его декодирование. От того насколько получатель закодированного сообщения правильно декодирует его, будет зависеть успешность коммуникативного процесса.

Таким образом, рассмотрение вопроса об эффективности коммуникации имеет непосредственное отношение к качеству донесения нужной информации до получателя. Зная критерии и факторы эффективности, можно уже на этапе планирования коммуникативного акта выбрать наиболее подходящие и действенные способы его осуществления.

КОММУНИКАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ И ЕЕ БАРЬЕРЫ

Аннотация. В статье рассмотрены генезис понятия коммуникации, а также современные отечественные теории, описывающие данный феномен. Кроме того, приведены виды коммуникаций, таких как познавательная, убеждающая и экспрессивная. Также описаны различные типы барьеров в коммуникации с практическими примерами, касающимися этнокультурных различий в деловой среде.

Ключевые слова: коммуникация, теории коммуникации, деловая коммуникация, виды коммуникации, барьеры коммуникации.

COMMUNICATION: DEFINITION, TYPES OF COMMUNICATION AND BARRIERS OF COMMUNICATION

Annotation: In this article author considers genesis of a concept of communication, and also the modern domestic theories describing this phenomenon of communication. Besides, the author tells us about types of communications, such as informative, convincing and expressional types. Also the author tell us about different types of barriers in communication with the practical examples concerning ethnocultural distinctions in a business sphere.

Keywords: communication, theories of communication, business communication, types of communication, communication barriers.

Коммуникация в своей первой греческой форме (koinonia) и латинском переводе (communio) означало участие в каком-либо совместном деле, но преимущественно и в наибольшей степени - в каком-то политическом союзе, как пишет А. Тойнби . Слово communication означало общение, совместную жизнь и, можно сказать, издревле выражало саму суть понятия общества. Формируя свое представление об обществе, античные мыслители обращались к нему, конструируя идеальную «коммуну» и беря в качестве исторического прототипа возникающую на новом месте небольшую колонию . В XX в. возникают новые понятия: «коммуникация (именно как научное понятие)», «речевая коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное поведение», «коммуникативная революция» и т.д., черпающие свой изначальный смысл из бихевеористики и психологически интерпретированной практики .

В теории коммуникации, разрабатывавшейся в 1950-1960-х гг. в русле постбихевеоризма, постепенно происходит «психологизация» понятия коммуникации, и она все больше начинает рассматриваться как межличностный процесс. Заметный вклад в разработку этого направления внесли антропологи, психиатры и психотерапевты. В их работах коммуникация представляет собой прежде всего взаимодействие, влияние на которое оказывает каждый из его участников. Коммуникация представляет собой не только прием и передачу информации, но создание некой общности, определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи, взаимного наложения сфер личного опыта, особенностей генерирования смысла в коммуникативном взаимодействии. Как отмечает один из современных теоретиков Роберт Крейг, активно возникавшие в этот период кафедры межкультурной коммуникации еще испытывали сильное влияние со стороны представителей психологических наук и бихевеоризма, и проходит некоторое время, прежде чем межличностная коммуникация самоопределяется как отдельная от психологии дисциплина .

Следующий этап в становлении теории коммуникации связан с рассмотрением коммуникации как социального процесса. Социальность коммуникации первоначально осмысливалась, исходя из

УДК 316.6 П.В. Якупов

© Якупов П.В., 2016

коммуникативной практики. Внимание исследователей привлекал ее не просто интерактивный, но и трансактивный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя помимо настоящего, непременно и прошлое, а также проецируется в будущее. Процесс общения является континуальным и бесконечным, и сами границы «коммунициро-вания» не всегда возможно определить . Тем не менее и сегодня перечисленные выше понятия остаются относительно новыми, недостаточно артикулированными ни в философском, ни в научном, ни в общесемантическом измерении. В социальных науках эта область знания получила наименование Communication или Communication Studies (теория коммуникации). Далее перейдем к разбору различных отечественных теорий коммуникации. А. П. Панфилова определяет коммуникацию как специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального интеллектуального содержания. В своей работе «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности» А.П. Панфилова утверждает, что коммуникация в современных условиях является основой жизнедеятельности каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента утверждают, что 63 % английских, 73 % американских, 85 % японских руководителей выделяют успешную коммуникацию как главное условие успеха на пути достижения эффективности их организаций, причем сами руководители готовы тратить на нее от 50 % до 90 % своего времени .

Благодаря процессу коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия или фирмы, так и за ее пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами. Г. М. Андреева, к примеру, определяет коммуникацию как одну из трех сторон процесса общения. Само общение Г.М. Андреева характеризует через три взаимосвязанные стороны: как коммуникацию, или процесс передачи информации, как интеракцию, или взаимодействие субъектов общение друг с другом, и как перцепцию, или общение как восприятие.

Углубляясь в понятие коммуникации, она определяет ее как процесс обмена информацией. Однако Г. М. Андреева указывает, что такой подход к определению коммуникации не может считаться методологически верным, по той причине, что сама коммуникация не может сводиться только к процессу передачи информации. Автор утверждает, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела) . Кроме того, необходимо отметить, что в процессе коммуникации информация не только передается, но еще формируется, уточняется, развивается реципиентами.

Другой автор, А. Я. Кибанов определяет общение как «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности». Он также утверждает, что коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не только принята, но и понятна и осмыслена. Коммуникативное общение как результат обмена информацией возможно тогда, когда участники общения обладают единой системой кодирования. В результате несоблюдения вышеупомянутых нюансов возникают коммуникативные барьеры (барьеры общения), которые служат причиной недопонимания собеседников и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения . Барьеры коммуникации более подробно будут разобраны далее в статье.

М.Ю. Коваленко предлагает следующее описание процесса коммуникации. Он утверждает, что «коммуникация как процесс представляет собой обмен смысловой информацией между людьми, при котором сообщение или сигнал в виде скомпонованных определенным образом знаков или символов передается целенаправленно, принимается в соответствии с определенными правилами, неза-

висимо от того, приводит ли этот процесс к ожидаемому результату». Автор выделяет несколько основных элементов коммуникативного процесса: отправитель (источник, коммуникатор); сообщение; канал; получатель информации) Схематично коммуникация может быть представлена как интерсубъективный процесс (8-8), или «субъект-субъектное отношение». Но в этом случаемы предполагаем, что в ответ на посланную информацию поступит некий ответ. Г.М. Андреева так же, как и А.А. Леонтьев, определяет коммуникацию не как процесс односторонней передачи информации, а как процесс обмена информацией между субъектами коммуникации .

Ю.В. Таратухина определяет коммуникацию, как специфический акт обмена информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. По ее мнению, с точки зрения социальной психологии, коммуникация - это процесс передачи информации от отправителя к получателю . Иными словами, автор, также, как и авторы остальных теорий, делает акцент на информационной составляющей процесса коммуникации.

Таким образом, разобрав основные теории, посвященную определению коммуникации, мы переходим к определению именно эффективной коммуникации. Для проведения эффективной коммуникации в ходе целенаправленной деятельности необходимы определенные навыки общения и коммуникации. Общая модель коммуникации представляет собой передачу сообщения от отправителя к получателю. Основными элементами модели коммуникации являются: участники: отправитель и получатель; сообщение; канал коммуникации, т.е. средство передачи информации; средства коммуникации; целевая аудитория коммуникации, которая представляется как локальными, так и более общими целями, и интересами участников.

Для построения эффективной коммуникации необходимо учитывать все типы коммуникации, которые могут быть вовлечены в общий процесс общения. Так, М.Ю. Коваленко выделяет из типов деловой коммуникации познавательная коммуникацию, основная цель которой расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию. Это одно из основных направлений процесса коммуникации, где мы стараемся выяснить какую-то интересующую нас информацию. Ожидаемым результатом от данного вида коммуникации обычно является освоение новой информации и применение ее в практической деятельности. Условия организации познавательной коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия. Коммуникативные формы познавательной коммуникации -это доклад, сообщение, семинар, беседа, отчет. Иными словами, это все основные формы коммуникации, процесс которых нацелен именно на передачу информации.

Следующей идет убеждающая коммуникация. Цель убеждающей коммуникации - это вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки: убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником. Ожидаемым результатом от данного вида коммуникации может быть привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок реципиента, его взглядов, убеждений, переориентация целей. Условия организации убеждающей коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия. Коммуникативные формы убеждающего сообщения: призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, «круглые столы». Самым ярким примером данного вида коммуникации являются, к примеру, различные техники продаж. Основной задачей менеджера по продажам является убеждение покупателя в том, что покупка предлагаемой продукции - это именно, что всегда было нужно убеждаемой стороне.

Далее мы разберем экспрессивную коммуникацию. Ее целью могут являться попытки сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию. Ожидаемым результатом от экспрессивной коммуникации может быть изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечения в конкретные акции и действия. Условия организации экспрессивной коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы. Коммуникативными формами экспрессивного сообщения могут презентации, беседы и собрания, митинги, рассказы о ситуации в фирме, о человеке, брифинги, мозговой штурм, лозунги и призывы. Ярким примером можем служить, например, тренинг командообра-зования, основной целью которого является улучшение эмоциональной коммуникации и повышение эмоционального настроя в коллективе.

В деловой коммуникации между партнерами могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Причины их появления разные: особенности интеллекта коммуникатора и реципиента, различное знание предмета разговора, различающиеся лексикон и тезаурус. Кроме того, коммуникативные барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения. Коммуникативные барьеры могут возникать вследствие психологических особенностей деловых партнеров, например, чрезмерная открытость одного их них, скрытость другого, или аналитический склад ума у одного, и более интуитивное восприятие у другого.

Таким образом, выделяются виды коммуникативных барьеров.

Логический барьер в деловой коммуникации. Под логическим барьером в деловой коммуникации понимает недопонимание, которое возникает каждый раз, когда партнеры не учитывают специфику мышления партнера по общению. К барьерам можно отнести неточности высказывания; несовершенство перекодирования мыслей в слова, наличие смысловых разрывов и скачков мысли; наличие логического противоречия в тезисе.

Стилистический барьер возникает при несовпадении формы представления информации с ее содержанием. Иными словами, при деловом контакте мы должны придерживаться определенного, делового стиля коммуникации, а не какого-либо еще.

Фонетический барьер понимается как препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Логическое ударение позволяет партнеру более точно услышать мысль, если же оно отсутствует или сделано неправильно, смысл речевой конструкции может быть воспринят неадекватно. Чтобы такого барьера не возникало, речь должны быть ясной, четкой и понятной собеседнику. Подобный барьер коммуникации может быть связан с плохим владением языка у говорящих, или же может быть связан с барьерами обстановки, которые будут разобраны ниже.

Семантический барьер связан с тем, что деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе и словами) для обозначения совершенно разных вещей. Семантические барьеры могут возникнуть в результате разных причин. Во-первых, это несовпадение тезаурусов, т. е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией, ограниченный лексикону одного из партнеров и богатый - у другого. Во-вторых, существует профессиональные, социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные и другие различия. К примеру, многие слова в китайском языке не имеют точного аналога в русском, и переводить их без потери смысла достаточно сложно.

В. Шепель выделяет шесть основных явных барьеров коммуникации:

дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

Инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя другими проблемами;

антиципация к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

языковой барьер - существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и реципиента;

профессиональное неприятие- некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу рецепиента;

Неприятие имиджа коммуникатора .

Существуют так называемые барьеры обстановки. Например, ими могут быть акустические помехи - шум в помещении и за, шум работ и т.д. Их негативное влияние только усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо и неразборчиво. Так же к барьерам обстановки относятся:

Отвлекающая окружающая обстановка - яркое солнце, или, наоборот тусклый цвет стен в помещении, пейзаж, за окном, в общем, любая неподходящая обстановка;

Температурные условия - слишком холодно или жарко в помещении;

Погодные условия и окружающие условия - дождь, ветер, низкое давление, плохая экологическая ситуация и т.п., Например, жители Пекина привыкли работать в куда более экологически неблагоприятной обстановке, чем жители Москвы, и наоборот. Таким образом, мы должны учитывать подобное влияние окружающей среды, учитывать, насколько комфортно нашим собеседникам и т.д. .

Фролов С.С. выделяет несколько барьеров из теорий организаций. Первый из них - это перцептивно-интерпретационный барьер, который обусловлен особенностью восприятия собеседника. Различные индивиды по-разному воспринимают одни и те же ситуации, выделяют разные особенности. Они убеждены, что их собственная точка зрения и есть самая правильная. Второй вид барьера, описанный в теории организации, это диспозиционный барьер, который обусловлен различиями в социальных, профессиональных и жизненных установках людей, вступающих в коммуникативный обмен. Примером может послужить наличие у старшего менеджера каких-либо стереотипов по отношению к представителям другого этноса, из-за которых менеджер может принимать неверные оценки по отношению к представителю другого этноса. Так же, Фролов С. С. говорит о статусном барьере, который становится возможен вследствие больших различий в организационном статусе реципиентов коммуникации. Иными словами, старшему менеджеру непросто понять потребности младшего менеджера, и наоборот. Подобные барьеры часто возникают в организациях с вертикальными связями. Кроме того, подобная проблема в коммуникации может возникать из-за непонимания статуса своего собеседника, потому что его статус в иностранной компании означает не то, что в отечественной. Однако благодаря процессу глобализации мы почти всегда понимаем статус нашего собеседника правильно. Семантический барьер возникает по причине того, что понятия естественного языка обладают свойством многозначности и наличием ряда смысловых оттенков. Даже если оба собеседника прекрасно владеют языком, они не могут не всегда правильно понять друг друга.

Мескон М.Х. говорит о таком виде барьера коммуникации, как барьер обратной связи, который подразумевает, что неэффективная обратная связь не дает отправителю достаточно информации о корректности восприятия его сообщения. Чаще всего подобные коммуникативные барьеры возникают в результате плохо выстроенных вертикальных связей в организации и размытой, диффузной корпоративной культуры. Также автор указывает на существование фальсификационного барьера. В процессе коммуникации информация зачастую передается через конкретных людей, который воспринимают информацию несколько вольно. Новости не всегда честны перед своими слушателями, потому что новостям нужно преподносить информацию в определенном свете, под определенным углом. К примеру, когда нижестоящий работник сообщает какую-либо информацию своему руководству, он может преподнести информацию слишком позитивно с той целью, что бы его запомнили, как «хорошего» сотрудника. Кроме того, при контакте с представителями другой этниче-

ской культуры, мы часто неправильно интерпретируем эмоциональный отклик нашего собеседника. К примеру, в американской культуре принято улыбаться во время деловой беседы, чтобы выразить свое расположение собеседнику, а китайской культуре принято более сдержано выражать свои эмоции в деловой обстановке.

По итогам статьи можно сказать, что процесс коммуникации у большинства авторов понимается не только как передача информации, но процесс, имеющий эмоциональную и экспрессивную сторону, которую также очень важно учитывать. В процессе коммуникации между реципиентами могут возникать различные барьеры коммуникации, такие как фонетический, логический, стилистический барьеры, а также многие другие. Однако понимая природу определенных барьеров коммуникации, мы должны стараться их избежать во время нашей профессиональной коммуникации с собеседником.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. пособ. / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2016. -С. 120-145.

2. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений / А. Я. Кибанов [и др.]. - М. : Дрофа, 2013. - 365 с.

3. Коваленко, М. Ю. Теория коммуникации / М. Ю. Коваленко, М. А. Коваленко. - М. : Юрайт, 2016. - 466 с.

4. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон [и др.]. - М. : Дело, 2001. - 425 с.

5. Назарчук А. В. Учение Никласа Лумана о коммуникации /А. В. Назарчук. - М. : Весь Мир, 2012. - С. 2326.

6. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособ. / А. П. Панфилова. - СПб. : Знание, 2004. - С. 12-14.

7. Платон. Законы. - М. : Мысль, 1999. - С. 450.

8. Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации: учеб. пособ. / Ю. В. Таратухина. - М. : Юрайт, 2016. - 462 с.

9. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. - М. : Айрис-Пресс, 1991. - С. 360.

10. Фролов, С. С. Социология организаций / С. С. Фролов. - М. : Гардарики, 2001. - 384 с.

11. Шепель, В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: управленческая гуманиторология / В. М. Ше-пель. - М. : Финансы и статистика, 1992. - 237 с.

12. Craig, R. T. Communication Theory as a Field / R. T. Craig. - Rel.Lib, 1999. - Pp. 34-39.

13. Wood, J. T. Interpersonal Communication: Everyday Ezicounters / J. T. Wood. - Rel. Lib, 2003. - 349 p.

Из множества определений коммуникации, указывающих на связь сообщения с контекстом, наиболее, вероятно, простое, но при этом и точное принадлежит О. Есперсену - он считал коммуникацию "деятельностью, при которой одна личность добивается понимания со стороны другой, и деятельность другой личности, которая добивается понимания того, что было в сознании первой".

"Невозможно понять, что такое язык и как он развивается, если не исходить постоянно и прежде всего из процесса говорения ".

В этом определении для нас значимо то, что коммуникация понимается как взаимонаправленная деятельность, взаимодействие коммуникантов, а также то, что в нем вводится понятие сознания.

Коммуникация представляет собой одну из главных, базовых, всеохватывающих форм человеческой деятельности, и из этого следуют два важных вывода.

  • 1. Ни одно определение коммуникации не может быть исчерпывающим; оно включает открытое перечисление и строится из достаточно абстрактных понятий.
  • 2. За абстрактными понятиями, входящими в определение коммуникации, стоят концептуальные метафоры; таким образом, речь идет не столько о различных определениях, сколько о различных метафорах коммуникации.

Стоит подчеркнуть, что современный интеракционный подход рассматривает коммуникацию как процесс взаимодействия коммуникантов в социокультурных условиях коммуникации. Каждый из них не передает и не получает уже готовые смыслы, которые как бы "перекладываются" из одной головы в другую, но создает собственные смыслы на основе своего жизненного опыта, принадлежности к определенной культуре, интерпретативных способностей и др. В связи с этим чрезвычайно значимым оказывается такой аспект коммуникации, как интерпретация сообщений. Смысл не собирается из уже готовых кубиков. В каждом акте коммуникации произносится и понимается нечто, чего раньше не существовало. Таким образом, коммуникация есть сложный, символьный, личностный и часто неосознаваемый процесс, который с необходимостью является неточным. Коммуникация происходит не в вакууме, она всегда осуществляется в определенной ситуации (даже если речь идет о диалоге в фантастическом романе или фильме, где участниками общения являются, скажем, внеземные существа), ее участники обладают определенными статусами и личностными характеристиками, она всегда как-то связана с окружающей средой и неизбежно тем или иным образом на эту среду воздействует, изменяя ее. При этом действительность не просто отражается в сознании индивида и интерпретируется им, но конструируется им в коммуникативных взаимодействиях.

Коммуникация - это процессы человеческого взаимодействия, при которых индивидуумы - в личном общении, в группах, в организациях, в обществе - создают и интерпретируют сообщения с целью приспособления к окружающему миру и друг к другу.

Теперь попробуем "расшифровать" значимые компоненты предложенного выше определения коммуникации и вывести из них те направления,

но которым могут изучаться и описываться коммуникативные взаимодействия.

Взаимодействие , или интеракция , - это вид поведения. Коммуникация имеет место тогда, когда какому-либо поведению или его результату приписываются значения и они становятся знаками или символами. Так, если я машу рукой, это может означать, что я прощаюсь, привлекаю внимание, что моя рука затекла и я хочу ее размять или вообще ничего не означать - ну машу себе и машу. Заметим, что случаи, когда мои движения что-то значат , могут возникнуть, только если существует некто - адресат, - который займется интерпретированием моих движений и приписыванием им какого-то смысла, превращением их в знаки. Роль адресата коммуникации крайне важна для всех аспектов ее описания. Чем больше совпадают смыслы, выводимые адресатом, с тем, что имел в виду говорящий, - тем коммуникация более эффективна. Символьный характер коммуникации означает, что ее успешность никогда не может быть полной: коммуникативное событие тем успешнее, чем ближе по смыслу то, что понял слушающий, к тому, что имел в виду говорящий.

Перечисление областей, или форматов коммуникации, - межличностная, групповая у массовая, организационная и т.п. - подчеркивает, что коммуникация охватывает все зоны человеческого взаимодействия, может иметь разные особенности в зависимости от формата, но ее основополагающие принципы остаются неизменными. При этом коммуникация может быть обращена и на самого индивидуума - она рефлективна. Именно в результате общения с другими мы получаем оценки своих поступков и мыслей, формируемся и развиваемся как личности. Вследствие этого, в частности, конструирование личности в разных культурах построено на различных основаниях: в коллективистских культурах на основе ценностей группы, в индивидуалистских - на основе личностных характеристик.

Приспособление к окружающему миру и друг другу указывает на три важнейшие задачи, которые мы решаем посредством коммуникации (по-другому их можно назвать тремя главными коммуникативными функциями языка):

  • - отражение внешней по отношению к нам как участникам коммуникативного взаимодействия реальности, то есть сообщение информации или запрос о ее получении;
  • - выражение отношения к этой реальности;
  • - взаимодействие между участниками коммуникативной ситуации с учетом тех статусных (социальных) ролей, в которых они пребывают относительно друг друга.

Чаще всего мы совершаем все эти действия одновременно. Коммуникация всегда имеет последствия, так как по определению предполагает реакцию на сказанное. Например, кто-то говорит: Я устал от этой жары, дай мне, пожалуйста, стакан воды. В этом сообщении содержится информация о желании пить, о жаре, о негативном отношении к ней; при этом очевидно, что адресант пытается повлиять на адресата, добиться от него совершения определенных действий, а то, что он обращается к нему на "ты", свидетельствует о его равном или более высоком социальном статусе. Призыв

может быть успешен, или его проигнорируют - в любом случае какое-либо действие (бездействие) последует.

В этой связи можно говорить о шкале коммуникативных реакций. На одном ее конце находятся автоматические реакции инстинктивно-биологического типа (младенец поворачивает голову к материнской груди в поисках молока). Далее идут неосознанные реакции, скрытые от сознания коммуникантов (в момент волнения, когда человек хочет скрыть какую-то информацию, он может реагировать убыстрением темпа речи, заиканием, тем, что начинает крутить волосы или дотрагиваться до носа). Затем выделяются реакции явные и намеренные , например, ответ на вопрос. Наконец, на другом конце шкалы располагаются осознанные , планируемые и контролируемые коммуникативные действия, такие как риторически правильное выстраивание письма, призванного убедить адресата в необходимости того или иного поступка.

Создание и интерпретация сообщения указывает на подразумеваемо творческий характер коммуникативного взаимодействия, в котором смысл не просто собирается из уже готовых кубиков, но создается наново и возникает, то есть произносится и понимается то, чего до сих пор не было. Даже в использовании совершенно стандартной речевой формулы - например, если говорящий желает кому-либо приятного аппетита, - потенциально присутствует момент новизны, поскольку условия производства и восприятия этого высказывания всегда уникальны.

При этом коммуникация возможна, а интерпретация происходит исходя из одного общего принципа: если мой партнер по коммуникации выдает мне какой-то сигнал, то он должен быть проинтерпретирован, то есть надо найти такой контекст, в котором данное сообщение имеет смысл. Так, правильная интерпретация двух вариантов развития диалога между А. и Б. означает как владение общим фондом культурных знаний, так и умение находить правильный контекст для данного диалога, опираясь на этот фонд.

А. - Сколько сейчас времени?

Б. - Два часа.

Варианты следующей реплики А.:

  • 1. - Спасибо.
  • 2. Молодец, Сашенька! Садись.

Каждый из нас, обладая минимальным коммуникативным опытом, легко восстановит контексты, в которых возможно развитие диалога, предложенное в представленных вариантах, и без труда обнаружит различия в них.

Или вот пример чуть более распространенного акта коммуникации - короткого устного рассказа о летнем отдыхе: И вот на протяжении многих лет , наверное, десяти лет, мы ездили на Волгу... в район ее истоков. Там находится много озер... и на одном из этих озер мы очень любили отдыхать... озеро Волго. Туда ездят и дикарями, и на туристические базы... Ну, на одной из такой баз, мы и все время жили, это турбаза Чайка на озере Волго... Там очень красивый лес сосновый... чистый воздух, шишки под ногами... и конечно же, озеро, чистое озеро, где можно купаться и плавать на лодке.

Этот как будто очень простой пассаж, сугубо личное воспоминание, нельзя понять в отсутствие у адресата социокультурного и лингвокультурного знания о том, что представляет собой отдых на берегу реки в России, что такое отдыхать дикарем и что такое турбазы, как выглядит сосновый лес и т.д. Сложность процесса коммуникации обусловлена тем, что наши партнеры в ней одновременно и такие же, как мы, и отличающиеся от нас. Они похожи на нас в том, что мы владеем, как правило, общим языком, общим культурным фондом знаний, общей средой обитания. Но они "другие", потому что всегда существует индивидуальный или групповой опыт, который люди пытаются сообщить друг другу как нечто повое, причем реконструировать этот новый смысл возможно не иначе, как опираясь на старое, хорошо известное обеим сторонам. Таким образом, смысл слов и конструкций, известных из лексики и грамматики родного языка, в каждом коммуникативном акте как бы создается заново.

  • Есперсен О. Философия грамматики. М., 1958.

    Отто Есперсен (1860-1943) - датский филолог, один из крупнейших лингвистов XX в. Наиболее известная работа - "Философия грамматики" (1924).

Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Человек информационной эпохи живет в пространстве коммуникаций, которое соткано из образов, имиджей, сообщений, символов, мифов, стереотипов. Появился даже термин «человек информационный»; для него умение получать, обрабатывать и передавать информацию безотносительно к ее содержанию является основным ценностным ориентиром.

Коммуникация лежит в основе формирования не только человеческой идентичности с другими, но и самоидентичности. Коммуникация и диалог являются способами репрезентации человека, а сущностью диалога был всегда человеческий разговор, который предполагал «апогей саморождающегося внимания». Коммуникация -- это и путь сообщения, и форма связи, и акт общения, и сообщение информации, в том числе сообщение информации с помощью технических средств.

Обыденное понимание коммуникации означает чаще всего «пути сообщения, дороги, средства связи мест». Психологи рассматривают коммуникацию как психологический процесс обмена продуктами психической деятельности (мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями), как общение, установление и развитие контактов между людьми в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают социальный процесс, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию (общение) как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка. У современного читателя иронию или недоумение вызывает определение коммуникации, которое было дано в «Философском словаре», многократно переиздававшемся: это «категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива».

Коммуникация (от лат. communicatio -- сообщение, передача; communicare -- делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) означает:

  • 1) путь сообщения (водная, воздушная, транспортная коммуникации);
  • 2) форму информационной связи (телефон, телеграф, радио, электронная почта);
  • 3) акт общения, связь, взаимодействие между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании (реплика, взгляды, жесты, обращение, беседа, ссора, переговоры);
  • 4) сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
  • 5) массовая коммуникация -- процесс сообщения информации с помощью технических средств -- средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям.

Наиболее широкая и универсальная дефиниция коммуникации, объясняющая ее сущность в живой природе (биокоммуникации), в обществе (социальная коммуникация) и в технических устройствах и машинах (технические коммуникации) --- это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира. Это обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными). Коммуникация происходит не только в социуме, но и в мире животных (коммуникации среди животных -- это зоокоммуникации: язык дельфинов, брачные танцы животных и птиц), в созданных человеком технических устройствах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет).

Научное понимание коммуникации многоаспектно, поскольку сложен и многогранен сам процесс коммуникации. Понятие «коммуникация» имеет много значений, которые отражают многоплановость подходов к нему. Оно коррелируется с такими понятиями, как связь между различными объектами (способы, средства и механизмы связи, т.е. каналы связи между объектами), пути и средства сообщения между пространственно разделенными объектами, как движение, как различные формы общения между людьми, как взаимодействие, как обмен сигналами между животными, как передача и обмен информацией между людьми, как информационное взаимодействие и даже как «субстанция идеальной природы, суть которой составляют информационные образования», информационные продукты деятельности.

В настоящее время термин «коммуникация» интерпретируется как:

  • 1) средства связи любых объектов материального или духовного мира;
  • 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
  • 3) передача и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация).

Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ,

второй -- межличностных коммуникаций ,

третий -- на проблемы воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

Под коммуникацией в широком смысле понимают и систему, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию».

«Вебстеровский» словарь определяет коммуникацию в трех основных значениях :

  • 1) как акт общения, совместного взаимодействия, связи субъектов взаимодействия;
  • 2) как пути или средства связи, сообщения;
  • 3) как собственно сообщение, послание.

Можно привести еще ряд определений коммуникации, но по существу в широком смысле коммуникация понимается как связь, движение, передача информации (сигналов и сообщений) в технических, биологических и социальных системах. В этом смысле существуют инженерно-транспортные коммуникации, био- и зоокоммуникации, а также различные уровни и виды социальной коммуникации.

Таким образом, в самом широком смысле понятие коммуникации включает технические (инженерно-транспортные коммуникации), биологические (обмен сигналами между животными, связь растений с энергией солнца и с почвой) аспекты, а также социальные, социокультурные и психологические аспекты ее понимания (различные формы общения, ритуалы этикета, деловое совещание, презентация нового продукта, чувство симпатии, улыбка, рукопожатие, приказы в армии, манипулирование, интерпретация символов картин Иероима Босха или Уильяма Блейка ).

Универсальное понятие «коммуникации», включающее и техническое, и биологическое, и социальное ее понимание, соотносится с такими понятиями, как связь, движение, обмен информацией, информационное взаимодействие, контакт, общение, каналы связи между объектами, сообщение, информация, пути и средства сообщения, взаимодействие, символические посредники.

Коммуникация --- это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами живой и неживой природы. Транспортные коммуникации, телеграфная связь, охота львов, брачные игры животных, молитва верующих, песни, приветствия, улыбка, чтение газетных статей и книг, дуэль, учебная лекция, публичная презентация новой книги, просмотр фильмов, объяснение в любви, общение по мобильному телефону, съемка рекламного киноролика и его трансляция, ссоры и примирения, переговоры лидеров государств, электронная почта, создание социальных мифов, формирование имиджа политического лидера, государства или корпоративного имиджа, восприятие рекламного сообщения, создание бренда Одессы и оценка его экспертами и разными целевыми аудиториями -- все это примеры различных коммуникаций.

Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «mass-communication») ввел американский социолог Чарльз Хортой Кули (1864--1929) в 20-е гг. прошлого века в монографии «Социальный процесс», после чего начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к осмыслению сущности, природы и особенностей различных уровней, форм и видов социальной коммуникации, или Human communication. Ч.Х. Кули определял коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений», и этот механизм включает в себя все мыслительные символы (символы сознания) и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. В широком понимании коммуникация «включает в себя выражение лица, позы и жесты, тон голоса, слова, письменные и печатные документы, железные дороги, телеграф, телефон и любые прочие достижения в области покорения пространства и времени».

Английский ученый Колин Черри определяет социальную коммуникацию как «социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Коммуникация -- это то, что связывает любой организм воедино».

В широком смысле социальная коммуникация понимается «как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте». В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация как «субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов». В качестве идеальной коммуникационной субстанции, движущейся в ходе коммуникационного взаимодействий от одного субъекта к другому, могут выступать информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов». Термины «коммуникация» (ед. число) и «коммуникации» (мн. число) имеют разное значение и обозначают разные феномены. Под коммуникацией (communication, ед. число) понимаются процессы человеческого общения, опосредованные субстанциями информационной природы. Человеческая коммуникация -- понятие неисчесляемое. Правильнее говорить о средствах, видах, способах и участниках коммуникации. Под коммуникациями (communications, мн. число) понимаются прежде всего технические системы, обеспечивающие перемещение материальных предметов, вещества, энергии, информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и другие материальные носители энергии, информационных сигналов, которые можно подсчитать).

По мнению В.П. Конецкой коммуникация -- это «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных)». По сути, это понятие социокоммуникации. Понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения.

Общение -- социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

Автор одного из первых российских учебников по теории коммуникации профессор А. В. Соколов научную дефиницию социальной коммуникации определяет как «движение смыслов в социальном пространстве и времени», т.е. как «движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве».

И.П. Яковлев рассматривает коммуникацию как информационную связь между объектами и субъектами. Под гуманитарно-социальной коммуникацией он понимает информационное взаимодействие между личностями, группами людей, организациями и средствами массовой информации. Социальную коммуникацию он определяет как «социокультурное взаимодействие между людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных, репрезентационных и электронно-механических носителях».

Презентационные каналы коммуникации -- это естественные каналы (жесты, мимика, голос); репрезентационные, искусственные каналы -- книги, картины; электронно-механические носители -- телефон, радио, телевидение.

СВ. Бориснёв определяет коммуникацию как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, которая занимает ведущее место в сфере социальных процессов.

Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) собственно коммуникативными интеракциями (взаимодействиями) считал «такие интеракции, в которых их участники согласовывают и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость», т.е. на истинность, правильность и правдивость.

Основатель кибернетики Норберт Винер (1884--1964) отождествлял понятия «коммуникация» и «управление». Он отмечал, что «понимание общества возможно только на пути исследования сигналов и относящихся к нему средств связи, и в будущем развитию этих сигналов и средств связи, развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль». Н. Винер впервые объяснил значение механизма «обратной связи» в структуре и функционировании коммуникационных процессов сложноорганизованных систем, включая общество, организацию, организм.

Обратная связь это реакция на получаемое сообщение:

  • o в технических системах она означает хорошее качество связи;
  • o в гуманитарных она предполагает запоминаемость (количество информации) и понятность (качество) получаемой информации;
  • o в массовых коммуникациях формой обратной связи являются звонки на радио, письма в редакцию, опросы, рейтинги.

Коммуникатор-источник , адресант формирует и отправляет сообщение, закодированное в знаках. По мнению английского психолога Ф. Фэринга, коммуникатор -- это лицо (или инстанция), намеренно производящее или контролирующее какую-либо целостность знаково-символического материала.

Код коммуникации определяет порядок, правила выбора, сочетания и расположения знаков самого сообщения (послания).

Каналы коммуникации -- это материальные носители коммуникации (естественные каналы, например тембр голоса, и искусственные, т.е. созданные, например газеты, электронные каналы -- радио, телевидение).

Сообщение передается по каналу и содержится в закодированном виде в форме социально (или индивидуально) значимой информации. Это конечное и упорядоченное множество знаков, выстроенных по определенным правилам орфографии, грамматики, синтаксиса, логики. Сообщения состоят из знаков (невербальных знаков, рисунков, музыки, слов, текстов, изложенных в различных жанрах литературы, журналистики, паблик рилейшнз) и контекста (ситуации, ситуативного фактора), влияющего на понимание смысла сообщения.

Понятие «контекст » не менее важно, чем «текст». Контекст предполагает ту или иную организацию текста сообщения. Контекст указывает, в каком именно культурном пространстве репрезентируется (представлен) данный текст, как можно понять символы в конкректном социокультурном контексте. Так, в цветовом каноне VI в. белый цвет в Византии символизировал чистоту, отрешенность от мирского, божественное начало; черный цвет был знаком скорби; золото (как застывший солнечный свет) всегда означало богатство и власть.

Адресат, реципиент, коммуникант получает и декодирует информацию.

Чем меньше барьеров (шумов, фильтров), препятствующих адекватному восприятию информации, тем эффективнее осуществляется процесс коммуникации.

Традиционными для исследователей коммуникаций и коммуникационных процессов являются следующие вопросы.

  • o Кто и кому передает информацию (источники и получатели)?
  • o Почему осуществляется коммуникация (функции, цели и намерения, отправителя сообщения)?
  • o Как происходит коммуникация (каналы, язык, коды, процессы кодирования, декодирования)?
  • o В чем состоит содержание коммуникации (контент, содержание сообщения и ею смысл, знаки и значения)?
  • o Каковы последствия коммуникации (планируемые и (или) непланируемые эффекты, или результаты коммуникации: психологические факторы регулирования поведения реципиентов: изменилось или не изменилось сознание и (или) поведение получателей информации)?

Один из классиков теории коммуникации, американский инженер и математик, создатель информационной теории коммуникации Клод Шеннон (1916--2001) выделил три главных уровня исследования любой коммуникации:

  • 1) уровень А: технический (канал коммуникации, избыточность сигналов информации, точность передаваемых знаков);
  • 2) уровень В: семантический (адекватность в передаче и понимании соответствия знаков и значений сообщения);
  • 3) уровень С: уровень эффективности (насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на сознание и (или) поведение в желаемом направлении).

Междисциплинарный характер коммуникативного знания.

Как уже говорилось, исследования проблем коммуникации не ограничиваются только областью социальных наук. Они активно изучаются представителями нескольких десятков дисциплин -- гуманитарных, естественных, технических. В этой связи одна из главных задач, которые предопределили структуру и логику настоящего учебника, заключается в том, чтобы показать, что теория коммуникации, во-первых, является относительно самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет, свой категориальный аппарат, свои законы, наконец, свою историю, во-вторых, она выступает как комплексная область современного научного знания, органически сочетающая в себе результаты исследований целого ряда наук, а также различные уровни освоения коммуникативной реальности: общетеоретический, технологический, научный и эмпирический. Лишь опираясь на комплексный подход к изучению коммуникативных явлений, теория коммуникации может рассчитывать на получение желаемых результатов -- адекватно отражать все многообразие и сложность коммуникативной реальности, успешно развиваться, совершенствоваться и постоянно обогащаться новым знанием.

Обращение к проблеме коммуникации многочисленных научных дисциплин -- философии, социологии, психологии, политологии, культурологии, лингвистики, экономики и многих других дисциплин социогуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов -- объясняется тем, что коммуникация представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление, пронизывающее не только общество в любой, даже самой элементарной клеточке общественного организма, но которое мы без труда обнаруживаем и за пределами социума как такового, т.е. в природе. Каждая из перечисленных наук изучает коммуникацию под своим углом зрения.

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.

Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет большое внимание таким, имеющим непосредственное отношение к коммуникативистике проблемам, как психологическая природа речи и языка, т.е. способам вербальной коммуникации, а также различным видам невербальной коммуникации и особенностям их восприятия, обусловленным психологическими особенностями личности. В рамках социальной психологии исследуются психология межличностного взаимодействия (способы общения, межличностное восприятие и понимание), психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты), психология межгрупповых отношений и т.д.

Социология , изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов -- отдельных личностей, малых и больших социальных групп -- классовых, национальных, этнических, демографических и др. В последнее время социальная коммуникация активно изучается общей социологической теорией. Важно, что коммуникация -- не только социальное, но и природное явление, следовательно, ее всестороннее изучение выходит за рамки социологии.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации -- возникновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.

С 1960-х гг. после публикации работы К. Дойча «Нервы управления. Модели политической коммуникации и контроля» (1963) коммуникативная проблематика начинает активно вторгаться в область политологии. Возникло целое научное направление (коммуникативно-кибернетическое), изучающее политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики.

В культурологии коммуникативная проблематика проявилась главным образом при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, либо через механизмы опредмечивания и распредмечивания -- от человека к человеку, от поколения к поколению и между представителями различных культур.

В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами. Новое направление получило название этология. В природе существуют многочисленные системы связи, пусть рефлекторные, ограниченные и застывшие. Такие системы связи являются объектом исследования этологов.

Таким образом, поле коммуникации распространяется не только на социальный, но и на природный мир.

Чрезвычайно весомый вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с техническим прогрессом. Собственно и сама теория коммуникации в XX в. во многом «выросла» из математической теории связи (коммуникации), фундамент которой был заложен в области техники электрической связи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.