Фиаско провалы государства. «Провалы» государства: понятие, причины. Распределение дохода и неравенство

Ситуации, когда государство оказывается неспособно обеспечить оптимальное (по Парето) размещение благ.
Обычно выделяют четыре группы факторов, снижающих эффективность выбора общественного и, следовательно, обусловливающих Ф.г.
Первая группа факторов – ограниченность и искажения доступной государственным органам информации. Каждое конкретное решение того или иного государственного органа, прежде чем быть принятым, должно подвергнуться тщательному анализу в ракурсе издержек и выгод. Там, где не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты, следует воздерживаться от коллективизации данного вида деятельности. Кроме того, при движении информации по исполнительной вертикали неизбежно возникают потери и искажения данных. Чем сильнее централизовано общество, тем больше эти потери и искажения.
Вторую группу факторов составляют несовершенства политического процесса (рациональное неведение избирателей, возможность принятия произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов, погоня за рентой и т. д.). В результате действия этих факторов эффективность процесса согласования интересов в ходе общественного выбора и государственной политики в целом снижается.
К третьей группе факторов относятся ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом. Бюрократия играет важную роль в работе государственной машины, однако в силу своего положения она гораздо меньше заинтересована в принятии эффективных решений о размещении ресурсов, чем возможные (при ином распределении прав собственности) владельцы этих ресурсов. Коррупция, спекуляция служебным положением, отстаивание узкокорпоративных интересов и другие аналогичные факторы способствуют возникновению значительного Ф.г.
И наконец, четвертая группа факторов – это неспособность государства полностью контролировать последствия своих решений. Государственная политика неизбежно оказывает влияние на поведение его граждан, однако предсказать их реакцию не всегда представляется возможным. Следовательно, эффект от того или иного государственного решения обусловлен не только характеристиками этого решения, но и такими, мало поддающимися оперативному регулированию факторами, как традиции, идеологические установки, социальная инерция и т. п.
В силу существования Ф.г. масштабы обществ, сектора должны быть эффективно ограничены. Государство должно присутствовать только там, где убытки от фиаско рынка превышают убытки от Ф.г. Однако в некоторых случаях Ф.г. может усиливать фиаско рынка. Тогда государственное вмешательство должно быть незамедлительно приостановлено.

Еще по теме Фиаско государства:

  1. Современные тенденции коэволюции государства и экономики

Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Фиаско или провал государства - сфера, в которой вмешательство государства в хозяйственную жизнь приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования производственных ресурсов. По сути, к сферам фиаско государства можно отнести все те сферы хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказывается более эффективным регулятором экономических пропорций, чем прямое государственное вмешательство.

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства. Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

Прежде всего следует еще раз сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т.е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информации также порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет концентрироваться и формировать группы давления, о которых говорилось выше («аграрное лобби», «оборонное лобби» и т.п.).

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т.е. сформировали свои ожидания.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т.е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

  • 1) Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макроэкономической науки.
  • 2) Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длится достаточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т.п.

Фиаско государства подразумевает под собой ситуации, которые возникают по причине неспособности правительства правильно распределить все общественные ресурсы, а также проследить за их эффективным использованием. Перед тем как более обширно подойти к изучению вопроса, необходимо узнать о самой сущности данного понятия.

Суть определения

Фиаско государства или, проще говоря, провал, подразумевает наличие определенной сферы, где реализуются решения властей. Таким образом, происходит воздействие на хозяйственную жизнь, причем оно несет негативный характер, так как приводит к существенному понижению эффективности данного экономического объекта. Процесс возникает из-за того, что государство использует неверную систему расстановки цен, а также вмешивается в процедуру использования всех ресурсов, которые по итогу работают не так эффективно.

Экономика и все ее процессы напрямую воздействуют на появление определенного неравенства между разными группами населения. Об этом говорит и теория общественного выбора, которая имеет достаточную популярность среди некоторых людей. Именно на основе неравенства появляется фиаско, так как государство иногда не способно учитывать интересы всех групп.

Фиаско государства: основные причины

Базовые ситуации, когда можно разглядеть провал:

  1. Небольшое количество сведений влечет неспособность государства принять хорошее решение. Например, на самом рынке порой руководствуются сомнительной информацией, которая может привести к серьезным последствиям. По этой причине в самой державе иногда происходит принятие решений на основе каких-то не до конца проверенных сведений. Этому происходить помогают временами какие-то группы или общественные объединения, имеющие негосударственный характер, потому что они интерпретируют и портят изначальный вид имеющихся данных.
  2. Фиаско и рынка, и государства происходит ввиду того, что последний объект попросту неспособен вести свою деятельность правильно, так как существуют некоторые пробелы. Это выражается в необоснованных решениях, в допущении появления лоббизма в стране и в другом.
  3. Сильное развитие бюрократизма. Этот пример особенно актуален для стран, которые постоянно наращивают свой потенциал, развивают государственный аппарат.
  4. Фиаско рынка и функции государства сильно взаимосвязаны. Это происходит ввиду того, что последний объект принимает решения, последствия которых не способен предвидеть. Важно в этом процессе уделять внимание не только взглядом "изнутри", но и смотреть на все со стороны, то есть как поведет себя рынок. Отсутствие такого взгляда на вещи способно вызвать серьезные проблемы, которые несут негативное воздействие на все общество.

Из чего вытекает понятие?

Провалы или фиаско государства происходят на фоне идентичных процессов, которые возникают во время "лагов" в рыночных отношениях. Последнее появляется из-за того, что сами рынки являются несовершенными. Именно поэтому справедливо говорить, что государственное фиаско - это результат существования определенных изъянов при координировании частных издержек и доходов. Держава распространяет данные на все общество.

Факторы, формирующие провал

Основные причины фиаско государства включают в первую очередь разделение между издержками и доходами. Они выражаются таким образом, что приводят к появлению выгоды у определенных организаций, но и вместе с этим к возникновению трат у других.

В микроэкономике заметно это влияние при условии, что доход выявляется лишь у небольшой части общества, а издержек становится много, их компенсируют в итоге люди, выплачивающие налоги.

В результате заметно, что государство влияет на сферу рынка крайне негативно, так как траты восполняет большая часть населения, а получает доход незначительное количество людей.

В макроэкономике этот процесс заметен, так как государство координирует свою деятельность с учетом голосов большинства. Самое интересное, что налогоплательщики не относятся к этому числу, так как составляют меньшинство. В результате таких "выборов" правительство может со спокойной душой и имеющимся мотивом увеличить процессы перераспределения, несмотря на то что они спонсируются тем самым меньшинством.

Таким образом справедливо говорить, что процесс двояк. В первом случае на микроуровне налогоплательщики как бы находятся над теми, кто получает выгоду. В данном примере же очевидно, что первые находятся "в подчинении" у большинства.

В результате проблемы и фиаско государства формируются на фоне того, что все услуги, поставляемые правительством, компенсируются за счет переизбытка в затратах со стороны общества, которые превышают выгоды. Также это происходит в силу того, что получающие больший доход группы теряют какой-либо мотив к внедрению инноваций на производство, соответственно, их успех не будет продолжаться долго.

Недостаточный период времени

К причинам фиаско государства относят еще узкий временной период. Процесс возникает, когда политики ставят в приоритет будущие вероятные блага, а действительные игнорируют. Они не ценят имеющегося потенциала, так как считают, что в грядущем времени он будет гораздо больше. Также власть может ориентироваться в основном на более мелкие блага, которых хватит на небольшое количество времени. В силу таких взглядов и возникает фиаско государства.

Когда власть строит определенные планы в текущем времени, производит вмешательство в рыночную систему, она получает выгоду или прибыль от этого процесса. Но важно, что именно по причине таких действий могут сместиться основные ориентиры политика, его взгляды и предпочтения.

Вмешательство за награду

Когда происходит какая-то политическая "гонка" между кандидатами, то голоса в большей степени настигают именно того представителя, который способен вмешаться в рыночную систему и что-либо изменить в ней. Порой появляется ряд сомнительных законов, которые не способны гарантировать человеку стабильности в экономическом пространстве. По итогу и возникает провал.

Когда все происходит подобным образом, то говорят о том, что политик неполноценно смог воздействовать на данную сферу. Общество начинает сомневаться в его способностях, считая, что власть попросту ничего не делает.

Смешение понятий

Иногда общество винит именно рынок в том, что упустило государство в своей деятельности. Например, если происходит криминализация, то это не означает, что фиаско возникает на стороне рынка. Обеспечение и поддержание порядка в обществе, то есть в любых его сферах - это одна из задач государства и, соответственно, правительства. Если процесс не обеспечивается, то, как следствие, возникают серьезные издержки в рыночном пространстве.

Воздействие со стороны негосударственных объединений

Уже не новость, что во многих странах политический процесс формируется с учетом мнения со стороны различных организаций (охрана окружающей среды, защита прав населения). Они иногда могут в целом диктовать то, как нужно производить свою деятельность государству. В частности, указания могут касаться рыночного аппарата.

Делается все достаточно банальным способом: представитель группы занимает пост в законодательной власти, наращивает статусность, а затем уже добивается установления тех или иных законов, которые будут приносить существенную выгоду ему. Так иногда поступают юристы, которые хотят получить определенный доход, скажем, с дивидендов, образованных за счет исков от предприятий.

Особенности

  1. Возникновение трудностей в области выявления и расчета выпускаемой продукции. Достаточно сложно порой приходится координировать выпуск, так как количество бывает разнообразное, не говоря о качестве товара. До сих пор средства государства вроде различных программ, охраны, распределения имеют сомнительный характер. Нерыночная продукция не предполагает сопутствующую информацию, которая обязательно предоставляется при выпуске товаров на рынке. Несущественное количество таких нерыночных образований подвластны измерению со стороны державы, поэтому и происходит провал или фиаско ее.
  2. Производитель представляет собой одно предприятие. Например, монополистические организации, которые находятся, так сказать, "под крылом" государства. Именно в этом и состоит сложность, ведь оценивать продукцию становится крайне сложно, если нет конкуренции среди нерыночных товаров. Когда создаются какие-то общественные блага вроде образовательных, то вероятно появление соперничества, но оно очень мало в сравнении с рынком.
  3. Нет средств для регулирования. Нерыночные товары не особо подвластны урегулированию, из-за чего государство не в силах обеспечить полноценную надежную систему для их защиты.

Важная часть понятия

Следует уделять особое внимание такой особенности, как непредвиденное событие. Когда реализуется деятельность рынка при помощи государства, то по итогу могут появиться ситуации, где есть место серьезным издержкам и отсутствию прибыли в целом. На такие факторы оно способно повлиять лишь косвенно. Например, оно стремится достичь наилучшей работы рыночного механизма, а по итогу получает негативный результат. Простая параллель - власть пытается бороться со спекуляцией, из-за чего устанавливает определенные цены на товары, но впоследствии происходит серьезный дефицит в обществе, а это приводит к появлению "черного" рынка и прочего.

Говоря в общем, можно уточнить, что роль государства в фиаско рынка исключительна, ведь за многие провалы отвечает именно оно. Важно иметь правильную точку зрения на понятия, чтобы различать, когда фиаско происходит со стороны власти, что впоследствии отражается на рынке, а когда сам рыночный аппарат дает серьезные сбои. Предоставленная информация поможет в этом разобраться.

Анализ эффективности государственного регулирования позволяет сделать вывод о том, что реальные последствия проводимой политики могут заметно отличатся от предполагаемых результатов и дает возможность говорить о провалах государственного вмешательства в экономику.

Фиаско государства или провалы государственного регулирования – это случаи неэффективного распределения и использования общественных ресурсов государством.

Существуют четыре основные причины систематической несостоятельности государственного регулирования экономики и не достижения поставленных целей:

Несовершенство политического процесса , прежде всего, связано с асимметричностью и ограниченностью в получении информации, необходимой для принятия решений: принимаемые правительством решения не всегда основываются на точных и полных данных. Асимметричность информации всегда дает преимущества тем, кто ею владеет в большей степени. Несовершенство политических процессов помимо этого можно объяснить лоббизмом, логроллингом, излишним популизмом, поиском политической ренты и отсутствием мотивации принятия эффективных политических решений.

Сюда так же можно отнести так называемое «рациональное игнорирование», что означает сознательное уклонение части общества от участия в выборах или других возможных политических голосованиях. Это связано с тем, что положительные эффекты и выгоды, которые получат избиратели в случае самого благоприятного исхода, незначительны и оцениваются ими ниже издержек, которые они понесут при участии в голосовании. Предположим, что правительством рассматривается возможность снижения субсидирования некой отрасли, что, по экспертным оценкам, принесет выгоду национальной экономике в целом. Большинство членов общества получат при положительном решении очень несущественную выгоду, так как общая выгода распределится среди всего населения, поэтому эта часть общества будет вести себя достаточно апатично, то есть рационально игнорировать данное политическое решение. В то время, как меньшинство избирателей, имеющее непосредственное отношение к отрасли, получающей субсидии, значительно пострадает при принятии решения об их ограничении. Это приведет к формированию групп давления и лоббированию отраслевых интересов.



Ограниченный контроль над бюрократией . Государственный бюрократический аппарат даже небольшой страны представляет собой сложную многоуровневую структуру. Решения, принимаемые на верхнем уровне, не всегда эффективно дорабатываются и претворяются в жизнь на нижних, административных уровнях, власти «на местах» могут значительно изменить смысл и направленность правительственных решений или законодательных актов. Предположим, что парламент страны в целях защиты окружающей среды ужесточает национальное экологическое законодательство. Технические детали и нормативы в этом случае будет дорабатывать специализирующееся на этом государственное агентство. Здесь возникает основная проблема – как добиться того, что бы администраторы, в обязанность которых входит выполнение принятых решений, сделали это безукоризненно и эффективно, так как затягивание процесса, предоставление излишних льгот и т.д. сведет на нет намерения парламента.

В рамках этого пункта так же можно выделить недобросовестность, нечистоплотность государственных чиновников, которые, преследуя свой личный интерес, нацелены на получение максимального количества голосов на предстоящих выборах и поэтому принимают популистские решения, не соответствующие критерию экономической эффективности. Кроме того, чиновники – представители бюрократического аппарата, являясь обыкновенными людьми, могут оказаться в ситуации, когда личные выгоды от принятия определенного решения столь велики, что превышают чувство долга и страх перед возможным наказанием.

Ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора . Кроме государственного сектора в любой стране существует частный сектор, на который труднее оказать влияние, что ведет к невозможности в полной мере предвидеть последствия государственных решений. С этой проблемой государство стакивается на протяжении всего времени своего существования. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство в целях борьбы со спекуляцией устанавливает фиксированные цены на ряд продовольственных товаров. Однако это приводит к возникновению товарного дефицита, очередей и формированию черного рынка.



Так, в Англии в 1696 г. был введен налог на окна. В то время было технически трудно определить величину дохода населения, что делало неосуществимым введение справедливого подоходного налога. Окна же, были предметом роскоши и богатые люди имели в домах больше окон, чем бедные, что делало их хорошим критерием в определении дохода. Таким образом, пооконная налоговая база была справедливой и при ее введении не ставилась задача оставить дома без солнечного света, однако, чтобы снизить налоговые выплаты население начало уменьшать количество окон.

Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора/ Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 25.

Растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений . Временные интервалы, проходящие между принятием и реализацией тех или иных решений, достаточно часто являются причиной фиаско государства. Мероприятия, целесообразность которых продиктована сегодняшними условиями, могут не быть необходимыми в будущем из-за изменения экономической ситуации. Это связано с поведением экономических агентов, которые отреагировали на принимаемые решения, изменениями конъюнктуры на мировых рынках и другими факторами. Таким образом, можно говорить о запаздывании, временных лагах – внутреннем и внешнем – между осознанием проблемы, выбором инструментов и мер ее решения и воплощением принятой программы действий.

Внутренний лаг связан с временем, проходящим с момента возникновения проблемы до выработки конкретных мер ее решения. Его продолжительность определяется рядом факторов. Прежде всего, время необходимо на распознавание проблемы, анализ причин ее возникновения. Например, для формирования эффективной антиинфляционной политики нужно оценить уровень инфляции и причины ее возникновения. Еще больше времени проходит при разработке конкретных мер воздействия. Так, при реформировании налогового законодательства с целью увеличения деловой активности, необходимо провести массу консультаций с экспертами и согласований в различных инстанциях.

Внешний лаг определяется временным промежутком с момента принятия правительственной программы, включающей в себя направления и инструменты воздействия, до момента, когда объект государственного регулирования начинает изменяться вследствие принятых мер. Внешний лаг может представлять собой значительный временной интервал, например, при снижении налоговых ставок реальное оживление экономики начнется не сразу.

В заключение можно отметить, что государственное регулирование и рыночный механизм не противостоят, а дополняют друг друга. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего «правила игры», грамотное государственное регулирование позволяет устранить те провалы и недочеты, которые невозможно восполнить, используя только рыночный механизм. Вместе с тем, существуют объективные пределы государственного вмешательства и провалы государства. Теория общественного выбора определяет взаимосвязь между политикой и экономикой и объясняет специфику принятия политических решений. Именно эти знания являются предпосылкой формирования успешной стратегии государственного воздействия на экономику.

Основные выводы

1. Теория общественного выбора – это раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом осуществляется этот выбор под давлением демократической системы. К числу основных предпосылок теории общественного выбора относятся: методологический индивидуализм; концепция экономического человека; политика как обмен.

2. В современных условиях актуальным является общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии. Прямая демократия – это политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично голосовать за политический курс или программу. При возрастании числа избирателей и росте проблем, требующих постоянного решения, возникает необходимость в представительных учреждениях и отборе кандидатов для них. Представительная демократия – это политическая система, в условиях которой граждане периодически избирают представителей в выборные органы.

3. В числе применяемых процедур голосования и принятия решения можно выделить некоторые правила: правило единогласия, когда решение принимается только в том случае, если за него проголосуют все участвующие в голосовании. Для того, чтобы снизить издержки принятия решений, связанные с правилом единогласия, используют правило большинства. Правило Борда позволяет при однократном применении процедуры осуществить выбор между несколькими различными альтернативами, выигрывает альтернатива, сумма рангов которой по всем индивидуумам наименьшая. В соответствии с правилом Кондорсе варианты голосования сравниваются попарно. Правило выбора «по традиции» предполагает наличие некоторых заданных предпочтений, которые считаются традиционными.

4. В условиях прямой демократии, когда решения принимаются большинством голосов, возможен выбор в пользу экономически неэффективного результата, все решения имеют тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя. Модель медианного избирателя – модель, характеризующая тенденцию, согласно которой принятие решений в рамках прямой демократии осуществляется в соответствии с интересами человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества. Рационально действующий политик стремится обеспечить себе поддержку возможно большего числа избирателей, при этом ее удается найти, придерживаясь центральной части политического спектра.

5. Представители теории общественного выбора показывают, что нельзя полностью полагаться на результаты голосования. Ситуация, в которой устойчивый коллективный выбор неосуществим, описывается парадоксом голосования – противоречием, возникающее из-за того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных общественных предпочтений. Требование рациональности несовместимо для него с требованием универсальности.Теорема о невозможности Эрроу показывает, что при любой процедуре выбора, если он является коллективным (отсутствует «диктатор»), могут найтись такие профили предпочтений, для которых не существует устойчивого, не подверженного манипулированию исхода голосования.

6. Лоббизм – это попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. В законодательной деятельности политики стремятся повысить свою популярность, используя систему логроллинга - практики взаимной поддержки политических решений путем торговли голосов. Поддержку по своим вопросам депутат покупает, отдавая взамен свой голос в защиту проектов и программ своих коллег.

7. Взаимодействие избирателей и политиков, а также решения представительных органов обычно определяют лишь общие стратегии развития общественного сектора. Ее конкретизация и реализация – задачи исполнительных органов власти. В теории общественного выбора государственный аппарат и его служащих называют бюрократией. Модели бюрократии Нисканена и Таллока рассматривают деятельность бюро с точки зрения расходов государства, модель Бретона-Бреннана-Бьюхенена модель подходит к ограничению деятельности бюро с точки зрения получаемых государством доходов. В этом случае законы о налогах выступают, как факторы, ограничивающие рост бюро.

8. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений, что принято называть поиском политической ренты. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества.

9. Согласно теориям политико-экономического цикла причиной макроэкономических колебаний являются политические решения. Основная цель политиков – переизбрание, соответственно их действия направлены на завоевание симпатий электората. Поэтому правительство проводит жесткую политику после выборов и более мягкую, популистскую непосредственно перед выборами. Таким образом, периодичность делового цикла совпадает с политическим.

10. Реальные последствия проводимой государственной политики могут существенно отличатся от предполагаемых результатов, что дает возможность говорить о провалах, фиаско государственного вмешательства в экономику. Выделяют четыре основные причины несостоятельности государственного регулирования:

· несовершенство политического процесса;

· ограниченный контроль над бюрократией;

· ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора;

· растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений.

Основные понятия


Логроллинга

Модель медианного избирателя

Поиск политической ренты

Политико-экономический цикл

Представительная демократия

Прямая демократия

Теория общественного выбора

Фиаско государства


Вопросы для самопроверки

1. Что изучает теория общественного выбора?

2. В чем единство и в чем различие прямой и представительной демократии?

3. В чем состоит роль медианного избирателя? Почему на практике общественный выбор не полностью сводится к определению позиции медианного избирателя?

4. Какова роль лоббирования? Приведите примеры лоббирования правительственных решений.

5. Какие тенденции общественного выбора обусловлены влиянием бюрократии?

6. Что такое политико-экономический цикл? В чем отличия электорального политико-экономического цикла от поколенческого?

7. Выделите основные причины «провалов» государственного воздействия на экономическую ситуацию?

Вопросы для обсуждения

1. В какой роли выступает потребитель в процессах общественного выбора? Каким образом он проявляет свои предпочтения?

2. Какую роль в процессах общественного выбора играют политические деятели? Каков критерий рациональности их действий? Каковы критерии рационального поведения для бюрократии?

3. Предположим, что с целью увеличения поступления денежных средств в бюджет, государство принимает решение о существенном увеличении налоговых ставок. Дайте прогноз ответной реакции частного сектора в этом случае. Сможет ли это изменить запланированный государством результат.

Задачи и тесты

1. Методологический индивидуализм подразумевает:

а) способность разделять бизнес и политику;

б) способность определять приоритеты в общественных интересах;

в) использование политического процесса в личных целях;

г) раскол профсоюзного движения.

2. Концепция «экономического человека» подразумевает:

а) рациональность поведения индивида;

б) стремление избежать участия в политическом процессе любыми доступными способами;

в) верно a и б;

г) все ответы неверны.

3. Представительная демократия по отношению к прямой демократии обладает следующими преимуществами:

б) более простым правилом принятия решения;

в) отсутствием возможности принятия решений, выгодным узким группам лиц;

г) более низкими издержками процесса разработки и принятия законов.

4. Согласно модели политико-экономического цикла Нордхауса, правящая партия:

а) в первую половину срока всеми силами подавляет инфляцию, что сопровождается ростом безработицы;

б) в первую половину срока осуществляет меры, направленные на повышение занятости населения, не взирая на рост уровня цен;

в) проводит политику, учитывающую интересы общества в долгосрочном периоде;

г) все ответы неверны.

5. Правящая партия левой ориентации, в соответствии с моделью политического цикла Д. Гиббса, к моменту выборов будет добиваться:

а) минимизации темпов инфляции;

б) снижения уровня безработицы;

в) снижения налогов;

г) все ответы верны.

6. Несовершенство политического процесса, приводящее к провалам государственного регулирования, не связано;

а) асимметричностью и ограниченностью в получении информации, необходимой для принятия решений;

б) лоббизмом;

в) логроллингом;

г) ответной реакцией частного сектора.

7. Женщины были признаны полноправными гражданами довольно поздно. Например, в США они получили избирательные права лишь в 1920г. – раньше, чем «зеленая» молодежь с 18 лет (1971г.), но позже, чем негры-рабы (1863г.). Столь позднее признание женщин полноправными субъектами демократической политической жизни отнюдь не является американской спецификой. Впервые в мире женщин допустили к участию в общенациональных выборах в 1893г. в Новой Зеландии. В Европе в 1906г. впервые женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами в Финляндии, бывшей тогда частью Российской империи. Последними в Европе предоставили женщинам избирательные права Швейцария (1971г.), Португалия (1975г.), Испания (1977г.) и Лихтенштейн (1986г.). Любопытно, что их опередили такие не слишком демократичные страны, как, например, Турция (1934г.), Шри Ланка (1949г.), Колумбия (1957г.).

Почему же мужчины столь долго отказывали «прекрасной половине человечества» в политических правах? Попробуйте ответить на этот политологический вопрос с точки зрения экономической науки.

8. Верны ли следующие утверждения:

а) Медианный избиратель – это лицо, занимающее промежуточную позицию по данному вопросу.

б) Политико-экономический цикл присущ всем странам, независимо от уровня их экономического развития, однако, он наиболее заметен в странах с низким уровнем экономического развития.

в) Провалы государственного воздействия на экономику – это случаи, когда государство не в состоянии устранить фиаско рынка.

г) Чиновник, берущий взятки за определенное решение, – это пример ограниченного контроля над бюрократией.

Литература

1. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2005.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2004.

3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора.– М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

4. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.

5. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.


ГЛОССАРИЙ

Акции (stocks) – ценные бумаги, аккумулирующие разрозненные капиталы индивидуальных и институциональных инвесторов и взамен наделяющие их совокупностью прав: на получение текущего дохода в виде дивиденда, на участие в управлении делами компании и на получение доли капитала компании (в случае ликвидации).

Аллокация (allocation) – определенное распределение благ между потребителями или факторов производства между производителями.

Альтруизм (altruismе) – бескорыстная забота о благе других.

Амортизация (depreciation) – доля долгосрочного капитала, переносящего свою стоимость на конечный продукт в данном периоде.

Аннуитеты (annuity) – право на получение фиксированной суммы денег в течение ряда лет.

Антимонопольное регулирование (antitrust policy) – политика, направленная на ослабление рыночной власти, ее ограничение или предотвращение приобретения ее экономическими субъектами.

Асимметричная информация (asymmetric information) – ситуация на рынке, когда одни его участники (например, продавцы) знают о характеристиках товаров больше других (например, покупателей).

Барьеры на вхождение в отрасль (barriers to entry, entry restriction) – затруднения, встающие перед фирмами, при попытке организации производства и сбыта в определенной отрасли. Могут быть связаны с государственными действиями (патенты, лицензии).

Безубыточность фирм (breakeven point) – состояние устойчивого долгосрочного равновесия, когдаточка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, доход равен издержкам.

Бренд (brand) – это эмоциональный интуитивный образ товара, существующий в воображении покупателя.

Бюджетная линия (budget line) – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью.

Бюджетное ограничение (budget constraint) – все комбинации товаров, которые потребитель может купить на свой бюджет при условии полного его расходования.

Ведомый последователь (follower) – игрок (фирма), отвечающий на предшествующий ход лидера.

Внешние (побочные) эффекты, экстерналии (externalities, spillover effects) – не получившие отражение в ценах затраты (отрицательные экстерналии) или выгоды (положительные экстерналии) от рыночных сделок, которые несут или которыми пользуются лица, не участвующие в сделках.

Вторая теорема теории общественного благосостояния (the second of public welfare) утверждает, что для любого Парето-эффективного состояния экономики можно подобрать систему цен, при которой действия производителей и потребителей приведут к этому состоянию как к состоянию общего конкурентного равновесия.

Вход на рынок (entry into a market) – появление на рынке новых фирм, что приводит к расширению конкуренции.

Входные барьеры (barriers entry) – препятствия к вхождению на рынок, дающих возможность монополистам получать сверхприбыль и влияющих на размещение и использование ресурсов.

Граница производственных возможностей (production potentialities border) – линия, ограничивающая множество объемов выпуска двух товаров при всех вариантах использования для этого заданных объемов труда и капитала и показывающая максимально возможные объемы выпуска этих товаров.

Демпинг (dumping ) – продажа товара ниже бухгалтерских издержек.

Диаграмма («коробка») Эджоуорта (Edgeworth box) – графический способ представления результатов совместных действий двух потребителей или двух производителей, при котором распределение двух благ между субъектами задается точкой в прямоугольнике («коробке»), образованном координатными осями двух субъектов: начало координат одного субъекта находится в левом нижнем углу прямоугольника, а второго – в правом верхнем.

Дилемма заключенного (prisoner’s dilemma) – игра, в которой неэффективный исход стратегически доминирует над Парето-эффективным исходом. Существует возможность Парето-эффективного исхода, если игра повторяется неограниченное число раз.

Дисконт (discount) – разница между номиналом как конечной ценой погашения и ценой размещения (первоначальными инвестициями), доход инвестора.

Дисконтирование (discounting) – метод, с помощью которого рассчитывается сегодняшний аналог суммы, выплачиваемой через определенный срок при существующей ставке процента.

Дифференциация продукта (product differentiation) – представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.

Долгосрочная кривая отраслевого предложения (long-run supply curve of industry) – показывает зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта в точках, где отрасль находится в равновесии. Для любой точки на долгосрочной кривой отраслевого предложения P = LRMC = LRAC min.

Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы (long run equilibrium) – ситуация, при которой фирма имеет объем производства, обеспечивающий нормальную прибыль при ценах равных минимумам средних издержек производства MR=MC=AC=P.

Доля рынка (market share) – доля общего объема продаж на рынке, которая приходится на одну фирму.

Дуополия, дуопсония (duopoly, duopsony) – частный случай олигополии (олигопсонии), когда в отрасли взаимодействуют две фирмы.

Естественная монополия (natural monopoly) – фирма или отрасль, средние издержки которой снижаются на всем диапазоне выпуска, поэтому один производитель может удовлетворить весь спрос и производит более эффективно, чем множество фирм.

Естественное плодородие почвы (natural fertile soil) – это природное благо, которое удовлетворяет потребности растений в питательных веществах, влаге, воздухе, биотической и физико-химической среде.

Закон больших чисел (law of large numbers) – статистическое явление, на котором основана система распределения риска и само существование страхового рынка. Согласно этому закону, если событие является независимым с вероятностью р для каждого человека, входящего в состав большой группы людей, то пропорциональное число людей, с которыми данное событие происходит в какой-либо определенный год, почти никогда значительно не отличается от р.

Закон Вебера-Фехнера (psychophysical Weber-Fechner law) – закон психофизики, согласно которому люди воспринимают разницу в явлении (цене) соразмерно с величиной самого явления (цены).

Закон непредвиденных последствий (law of unforeseen consequences) представляет собой свойство политических действий иметь косвенные, непредвиденные последствия в дополнение к тем, которые были целью этих действий.

Закрытая монополия (closed monopoly) – отрасль или фирма, для которых существуют значительные барьеры входа, а монопольное положение является длительным и устойчивым.

Заработная плата (wage ) – вознаграждение за труд или цена труда признанная рынком.

Защита акционеров (protection of stockholders) – наличие в стране законов, правил и организаций, обеспечивающих акционерам возможность предотвратить или максимально снизить оппортунистические действия менеджеров.

Избыточная мощность (excess capacity ) – разница между количеством товара, соответствующим LAТCmin, и количеством, выпускаемым фирмой.

Изменение относительной цены блага (change of the relation price of the good) представляет собой изменение цены блага относительно к средней цене всех благ.

Изопрофитная кривая (isoprofit curve) – линия, показывающая все возможные комбинации объемов продаж обеих фирм, обеспечивающих одинаковый уровень прибыли одной из фирм.

Инвестирование (investment) – процесс создания и увеличения запаса капитальных благ.

Инвестиции (investment) – затраты на увеличение объема функционирующего капитала, осуществляемые с целью получения прибыли или социального эффекта.

Индекс Херфиндаля (Herfindahl index) – показатель уровня концентрации рынка. Рассчитывается как сумма квадратов долей каждой фирмы в общем объеме рыночных продаж.

Индекс Лернера (Lerner index) – один из показателей позволяющих оценить монополистическую власть. Рассчитывается как отношение разности между ценой и предельными издержками к цене.

Индекс Херфиндаля–Хиршмана (Herfindahl–Hirschman index) – сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли.

Индивидуальный спрос (individual demand) – зависимость между ценой товара и величиной спроса на него, предъявляемого со стороны отдельного потребителя.

Инфраструктура рынка труда (infrastructure market of labor ) – совокупность материально-технических, организационных и правовых условий обеспечивающих функционирование сферы товарного обращения рабочей силы, включает биржи труда, службу занятости, переподготовку кадров и т.п.

Исключаемые общественные блага (exclusion good) – блага, потребление которых неизбирательно, но затраты на устранение дополнительных потребителей достаточно малы, цена легко назначается.

Искусственное плодородие почвы (artificial fertile soil) – результат агротехнической деятельности человека, обеспечивающей повышение культуры земледелия.

Капитал (capital) – все ресурсы, используемые людьми, для производства новых товаров и услуг и приносящие доход.

Капитальные блага (capital goods) – долгосрочные материальные факторы производства.

Карта кривых безразличия (indifference curve map) - множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя.

Картель (cartel) – письменное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласованной цены на выпускаемую продукцию.

Квазиобщественный (квазигосударственный) товар (quasi-public good) – товар или услуги социально-значимые или социально-вредные, потребление которых считается желательным исходя из политических или социальных целей общества, хотя принцип исключения легко распространим на данные блага.

Классическая теория (classical theory) – теория, основоположниками которой были Давид Риккардо, Джеймс Милль и их предшественники. Классическая теория рассматривает рыночную систему в качестве саморегулирующейся экономики, в которой действует закон Ж.-Б. Сэя.

Коллективное благо (collective good) – термин применяется в отношении благ, которые потребляются небольшой группой людей и имеют сравнительно узкие границы несоперничества и неисключаемости.

Конкурентная фирма (competitive firm) – фирма, продающая товары на рынке совершенной конкуренции.

Концентрация рынка (market concentration) – степень доминирования на рынке наиболее крупных фирм. Характеризуется такими показателями, как доля четырех (восьми) крупнейших фирм в общем объеме рыночных продаж, индекс Херфиндаля и др.

Концепция экономического рационализма (conception of economic rationalism) – концепции рационального поведения в рыночной экономике. Экономисты пытаются в своем анализе изобразить человека экономического как «эгоистическую особь», руководствующуюся только «погоней за прибылью».

– субсидия производителям или потребителям экономических благ с положительными внешними эффектами, позволяющая приблизить предельные частные затраты к предельным общественным.

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) – платеж производителям или потребителям экономических благ с положительными внешними эффектами, позволяющий приблизить предельные частные затраты к предельным общественным; предназначена для интернализации внешнего эффекта посредством оказания понижающего давления на цену потребления данного товара для того, чтобы довести его рыночный выпуск и предложение до эффективного уровня.

Корректирующий налог (corrective tax) – налог на выпуск экономических благ, который повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных.

Коэффициент концентрации (concentration coefficient) – это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему, отраслевому объему продаж.

Коэффициент Лернера (Lerner coefficient) – отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции

Краткосрочная кривая предложения (short-run supply curve) – часть кривой предельных издержек фирмы выше точки минимума на кривой ее средних переменных издержек.

Краткосрочное предложение совершенно конкурентной фирмы (short run supply) – предлагаемое фирмой количество продукции для каждого данного уровня цены.

Кривая безразличия (indifferent curve) – кривая постоянного уровня полезности от потребления различных наборов благ.

Кривая «доход-потребление» (income–consumption curve) – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при различном уровне и фиксированных ценах.

Кривая рыночного спроса (market demand curve) – сумма кривых спроса всех индивидуумов.

Кривая «цена-потребление» (price–consumption curve) – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах.

Кривая Энгеля (Engel curve) – кривая, отражающая зависимость объема потребления от величины дохода потребителя.

Лидер (leader) – игрок (фирма), делающий первый ход в игре.

Лимитирующее ценообразование (limit pricing) – стратегия ценообразования, при которой господствующая на рынке фирма устанавливает цену на уровне меньше того, который дает возможность получать краткосрочную максимальную прибыль. Цель стратегии – уменьшении вероятности появления на рынке конкурентов.

Линия контрактов или кривая консенсуса (contract curve) – линия, состоящая из точек касания кривых безразличия двух потребителей в диаграмме Эджуорта и отражающая все Парето-эффективные состояния в обмене, при достижении которых дальнейший обмен нецелесообразен.

Лоббизм (lobbying) – это попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.

Логроллинг (logrolling) – это практика взаимной поддержки политических решений путем торговли голосов.

Максимизация прибыли (profit maximization) – одна из основных целей фирмы в теории фирмы и теории рынков. Фирма стремится установить такую комбинацию «цена – объем производства», которая принесет максимальную прибыль.

Методология (methodology) в научном плане означает учение о методе научного исследования. Это не есть механический набор общих и частных методов. В каждой конкретной науке это есть некое мировосприятие, мировоззрение на то или иное явление, которое предполагает использование совокупности общенаучных и частных методов исследования.

Микроэкономика (microeconomics) изучает выборы, которые совершают малые хозяйственные единицы в условиях ограниченности ресурсов.

Микроэкономическое регулирование рынков (microeconomic regulation of the market) – действия государства по снижению отрицательных воздействий на функционирование рынков таких явлений, как рыночная власть, неполная информация, внешние эффекты и общественные блага.

Модель медианного избирателя (median voter model) – модель, характеризующая тенденцию, согласно которой принятие решений в рамках прямой демократии осуществляется в соответствии с интересами человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.

Модель Эджуорта (Edgeworth model) – предполагается ограничение производственных мощностей олигополистов. Основной характеристикой модели является отсутствие устойчивого равновесия, когда ценовые войны сменяются циклами роста цен.

Модель экономическая (economic model) представляет собой теоретически установленные причинно-следственные связи с использованием эконометрических данных.

Модель Эрроу-Дебре (Errow-Debre model) – экономико-математическая модель, отражающая общее конкурентное равновесие, которая имеет математическое доказательство его существования при условиях: 1) технологические возможности производителей образуют замкнутое выпуклое ограниченное сверху множество векторов «затраты – выпуск»; 2) предпочтения потребителей не насыщаемы, соответствуют принципу убывающей предельной полезности на замкнутых выпуклых и ограниченных снизу допустимых множествах векторов потребления, включающих как потребляемые блага (со знаком плюс), так и затраты труда (со знаком минус).

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition)

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политичес­кое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства. Проанали­зируем наиболее важные причины фиаско государственного регулиро­вания.

Прежде всего, следует еще раз сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, при­нятию экономического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информации также порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими дохода­ми, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравен­ство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название раци­онального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них ис­хода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, прове­дение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдель­ные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий ка­кому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатич­но или равнодушно, что и получило название рационального игнориро­вания - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла со­бирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемлен­ное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет кон­центрироваться и формировать группы давления, о которых говорилось выше («аграрное лобби», «оборонное лобби» и т. п.).

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность го­сударственных чиновников (государственной бюрократии), кото­рые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские реше­ния), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определен­ный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, пе­ред выборами политик обещает увеличить социальные расходы, сни­зить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, кото­рые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистс­кие обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выбо­ров нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприя­тия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказать­ся неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как эко­номические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и резуль­татами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делят­ся на лаги признания и лаги решения.

1) Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принятьмеры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде все­го, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной по­литики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспер­тов, состояние макроэкономической науки.

2) Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длит­ся достаточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, свя­занные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходи­мых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее ре­зультатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государ­ственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. На­пример, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе не­предвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в резуль­тате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улуч­шить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продо­вольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако резуль­татом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора ви­дят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несо­вершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.