Где находится Ленин? Что осталось от тела ленина Как сохраняется тело ленина в мавзолее

Мавзолей, возведённый на главной площади российской столицы, хранит в своих стенах мумию, надолго пережившую режим, установленный тем, чьей плотью и кровью она когда-то была. Несмотря на активные дискуссии о необходимости предать земле тело Ленина, поскольку мумифицирование не соответствует ни нынешней христианской традиции, ни даже древней языческой, а свою идеологическую значимость оно потеряло, этот символ политической утопии по-прежнему остаётся там, куда он был помещён в 1924 году.

Разногласия, связанные с захоронением вождя

Материалы, опубликованные в годы перестройки, позволяют воссоздать картину тех дней, когда страна прощалась с человеком, сумевшим повернуть вспять ход её истории. Становится очевидной недостоверность официальной версии, утверждавшей, что решение о сохранении тела Ленина было принято в результате многочисленных обращений в ЦК партии трудовых коллективов и отдельных граждан. Их попросту не было. Кроме того, против мумифицирования вождя выступали, как отдельные руководители государства во главе с Л. Д. Троцким, занимавшим тогда второй по значимости правительственный пост, так и вдова Ленина - Н. К. Крупская.

Инициатором почестей, подобающих скорее фараонам, нежели государственному деятелю XX века, был И. В. Сталин, желавший сделать из своего бывшего противника по внутрипартийной борьбе некую икону новой религии, а место его упокоения превратить в подобие коммунистической Мекки. Это ему удалось в полной мере, и мавзолей в Москве на долгие десятилетия стал местом паломничества миллионов граждан.

Спешные похороны

Однако в ту зиму 1924 года будущему «отцу народов» для получения согласия у вдовы умершего вождя пришлось заверить её в том, что речь не идёт о длительном сохранении останков. По его словам, нужно было лишь уберечь тело Ленина от тления на период, необходимый для прощания с ним всех желающих. Это могло занять несколько месяцев, и именно по этой причине необходима была постройка временного деревянного склепа.

Похороны, а точнее, возложение тела во временный мавзолей, было совершено 27 января, и происходило с большой спешкой, так как необходимо было всё закончить до возвращения с Кавказа главного противника мумификации - Льва Троцкого. Когда же он появился в Москве, то был поставлен перед свершившимся фактом.

Проблема, требовавшая немедленного решения

Для бальзамирования тела была привлечена группа учёных, применившая в своей работе метод, разработанный профессором Абрикосовым. На начальном этапе они вводили через аорту смесь, состоявшую из шести литров спирта, глицерина и формальдегида. Это помогло в течение некоторого времени скрывать внешние признаки разложения. Но вскоре тело Ленина стало покрываться трещинами. Мощи, которым по их статусу полагалось быть нетленными, распадались у всех на глазах. Требовалось принятие немедленных мер.

Весьма примечательную инициативу проявил в это время крупный партийный функционер Красин. Ему пришло в голову заморозить тело вождя наподобие того, как это произошло с тушами мамонтов, в сохранности дошедшими до наших дней. Предложение было принято, и его реализация не осуществилась лишь по вине немецкой фирмы, затянувшей поставку заказанного ей морозильного оборудования.

Создание научной группы Збарского

Решение проблемы находилось под личным контролем Ф. Э. Дзержинского, по поручению Сталина руководившего похоронной комиссии. Было вполне очевидно, что в случае неудачи учёные могли поплатиться за это жизнями. Их положение осложнялось ещё и тем, что классическая технология бальзамирования в данном случае не подходила, и ни один из известных методов не годился. Приходилось рассчитывать лишь на собственную творческую мысль.

Несмотря на весь риск, руководитель группы профессор Борис Збарский заверил правительство, что, благодаря разработкам его друга - заведующего кафедрой профессора Воробьёва, он и его коллеги сумеют остановить процесс тления. Поскольку тело Ленина находилось к тому времени в критическом состоянии, а выбора не было, Сталин согласился. Эту ответственную, с идеологической точки зрения, работу поручили Збарскому и группе его сотрудников, в которую был включён и харьковский профессор Воробьёв.

Позднее к ним в качестве ассистента присоединился молодой студент медицинского института, сын Бориса Збарского - Илья. К началу перестройки он, восьмидесятивосьмилетний академик, оставался единственным живым участником тех событий, и благодаря ему сегодня известны многие детали процесса, в результате которого мумия Ленина в течение десятилетий была объектом поклонения миллионов людей, одурманенных утопическими идеями.

Начало процесса мумифицирования

Специально для проведения работ было оборудовано подвальное помещение, расположенное под временным мавзолеем. Бальзамирование началось с извлечения лёгких, печени и селезёнки. Затем медики тщательно промыли грудную клетку покойного. Следующим этапом было нанесение по всему телу надрезов, необходимых для того, чтобы бальзам проникал внутрь тканей. Оказалось, что для этой операции требуется особое разрешение ЦК партии.

После его получения и выполнения всех необходимых процедур мумия Ленина была помещена в специальный раствор, состоявший из глицерина, воды и с добавлением хлор хинина. Его формула, хотя и считалась по тем временам секретной, была открыта ещё в конце XIX века русским учёным Мельниковым-Разведенковым. Данный состав использовался им при анатомическом препарировании.

В новой лаборатории

Гранитный мавзолей в Москве был возведён в 1929 году. Он сменил собой прежний деревянный, построенный четырьмя годами ранее. При его сооружении учли и необходимость помещения для спецлаборатории, в которой отныне трудился Борис Збарский со своими коллегами. Поскольку их деятельность носила особо важный в политическом отношении характер, за учёными был установлен жёсткий контроль, осуществлявшийся специально выделенными агентами НКВД. Режим работы мавзолея устанавливался с учётом всех необходимых технологических мероприятий. Они же находились тогда лишь в стадии разработки.

Научный поиск

Сохранение тела Ленина требовало непрерывных исследований, так как в научной практике тех лет наработанных технологий не имелось. С целью установить реакцию тканей тела на те, или иные растворы были проведены бесчисленные опыты на безымянных покойниках, доставляемых в лабораторию.

В результате был разработан состав, которым несколько раз в неделю покрывали лицо и руки мумии. Но Ленина этим не ограничивался. Ежегодно приходилось закрывать мавзолей на полтора месяца, чтобы, погрузив тело в ванну, основательно пропитать его специальным бальзамирующим препаратом. Таким образом, удавалось поддерживать иллюзию нетленности вождя мирового пролетариата.

Коррекция внешности покойного

Для того чтобы мумия Ленина в глазах посетителей имела достаточно презентабельный вид, была проделана большая работа, результаты которой поражали всех впервые попадавших во внутреннее помещение мавзолея и невольно сравнивавших увиденное с изображением вождя на его последних прижизненных фотографиях.

Незадолго до своей кончины Илья Борисович Збарский рассказывал, что предсмертная худоба лица Ленина была скрыта при помощи специальных наполнителей, вводимых под кожу, а «живой» цвет ей придавали красные фильтры, установленные на источниках света. Кроме того, в глазницы вставили стеклянные шарики, заполнившие их пустоту и придавшие мумии внешнее сходство с обликом вождя. Губы под усами были сшиты, и в целом Ленин в мавзолее, фото которого представлено в статье, выглядел как спящий человек.

Эвакуация в Тюмень

Особым периодом в работе по сохранению ленинского тела были годы войны. Когда немцы подступали к отдал приказ об эвакуации останков вождя в Тюмень. К этому времени небольшой коллектив учёных, занимавшихся консервацией мумии, понёс невосполнимую утрату - в 1939 году при весьма загадочных обстоятельствах скончался профессор Воробьёв. В результате сопровождать в Сибирь ящик с телом вождя пришлось Збарским - отцу и сыну.

Илья Борисович вспоминал, что при всей важности возложенной на них миссии трудности, вызванные военным временем, постоянно осложняли работу. В Тюмени невозможно было достать не только необходимых реактивов, но даже за обычной дистиллированной водой приходилось отправлять специальный самолёт в Омск. Поскольку факт пребывания тела Ленина в Сибири был строго засекречен, лабораторию для конспирации разместили в местной школе, занимавшейся подготовкой Там мумия и пробыла вплоть до окончания войны, охраняемая отрядом из сорока солдат во главе с комендантом Мавзолея.

Вопросы, связанные с мозгом Ленина

В разговоре о сохранённой на многие десятилетия мумии вождя особое место занимают вопросы, связанные с ленинским мозгом. Люди старшего поколения, безусловно, помнят ходившие в своё время легенды о его уникальности. Надо отметить, что никаких реальных оснований они под собой не имеют. Известно, что в 1928 году мозг вождя, извлечённый из черепа, был разделён на доли, которые хранились в сейфе Института мозга СССР, предварительно покрытые слоем парафина и помещённые в раствор спирта с формальдегидом.

Допуск к ним был закрыт, но правительство сделало исключение для знаменитого немецкого учёного Оскара Фохта. В его задачу входило установить те особенности структуры ленинского мозга, которые послужили предпосылкой его столь плодовитого мышления. Учёный проработал в московском институте пять лет, и за это время провёл широкомасштабные исследования. Однако никаких структурных отличий от мозга обычных людей он не обнаружил.

Была ли та мифическая извилина?

Считается, что поводом для возникновения последующих легенд послужило заявление, якобы сделанное им на одной из конференций, о том, что он обнаружил одну извилину, превышающую стандартные размеры. Однако другой немецкий учёный - руководитель кафедры невропатологии Берлинского университета профессор Жорди Сервос-Наварро, получивший возможность изучить образцы ленинского мозга в 1974 году, - сказал в своём интервью, что его коллега, если и сделал своё сенсационное заявление, то лишь в угоду большевикам, к которым питал симпатию.

Однако этот же учёный развеял и ещё одну распространённую легенду о том, что Ленин якобы страдал сифилисом, что тщательно скрывалось коммунистами. Проведя самое тщательное изучение, он пришёл к выводу о несостоятельности этого утверждения, отметив, что на тканях мозга различим лишь незначительный рубец, возникший вследствие ранения, полученного во время покушения, совершённого на Ленина в 1918 году эсеркой Фанни Каплан.

Покушения на мумию

Любопытно отметить, что сама мумия Ленина в последующий период неоднократно становилась объектом покушений. Например, в 1934 году некий гражданин Митрофан Никитин, придя в мавзолей, произвёл в тело вождя несколько выстрелов из револьвера, после чего покончил с собой. Несколько раз предпринимались также попытки разбить стеклянный саркофаг, после чего его пришлось сделать из особо прочного материала.

Бессмертие по прейскуранту

С наступлением перестройки, когда был развеян ореол святости вокруг человека, ставшего злым гением целой эпохи, тайны мавзолея, связанные с технологией бальзамирования, стали коммерческим секретом компании «Ритуал», созданной учёными, работавшими с телом Ленина. Эта фирма занималась бальзамированием и восстановлением облика изуродованных трупов. Прейскурант был столь высок (12 тыс. евро за неделю работы), что позволял воспользоваться её услугами главным образом родственникам и друзьям криминальных авторитетов, погибших в ходе кровавых разборок.

В 1995 году число клиентов компании пополнило правительство Северной Кореи, уплатив более миллиона евро за бальзамирование тела их скончавшегося лидера Ким Ир Сена. Здесь же готовили к вечному поклонению тела главы компартии Болгарии Георгия Димитрова и его идейного собрата Чойбалсана - руководителя социалистической Монголии. Тело каждого из них на родине стало таким же предметом поклонения, как и Ленин в мавзолее, фото которого служит своего рода рекламой.

Очередь на Красной площади

В наши дни не прекращаются дискуссии по поводу захоронения этой самой известной в мире мумии. Ежегодная стоимость обслуживания исчисляется миллионами долларов и является весьма обременительной для бюджета. Культ вождя пролетариата, достигший некогда колоссальных масштабов, ныне поддерживается лишь небольшими группами туристов, ностальгирующими по коммунистическому прошлому. Тайны мавзолея, столь ревностно хранимые на протяжении почти восьми десятилетий, стали доступны всем, кто проявляет интерес к этой стороне нашей истории. История расставила всё по своим местам.

Однако, несмотря ни на что, на Красной площади выстраивается очередь. Режим работы мавзолея в наши дни ограничен, допуск посетителей осуществляется лишь по вторникам, средам, четвергам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 13:00. Какова будет дальнейшая судьба мумии, покажет время.

«АиФ») мы рассказывали о мусорных кучах, через которые приходилось прыгать заселившемуся в Кремль вождю мирового пролетариата, о его болезни и интригах товарищей по партии за его спиной. В заключительной части материала читайте о последних днях жизни Ленина в подмосковных Горках и «приключениях» тела Ильича после его смерти.

Ильича «сдобрили» пеплом товарищей?

27 января 1924 года тело Ленина «прописалось» в построенном за 3 дня деревянном Мавзолее. За полтора месяца его посетили около 100 тыс. человек, но и в начале марта народ по-прежнему шёл проститься с вождём. В Кремле тем временем судорожно решали, как сохранить тело на больший срок. «Состояние трупа становится угрожающим, - писал Илья Збарский, сын и ассистент Бориса Збарского , в своей книге «Объект № 1». - Комиссия учёных, осмотревшая тело 10 марта 1924 г., отмечает, что ушные раковины сморщены, имеют землистый оттенок, веки запали, губы ссохлись и разошлись на 2-3 мм, на темени и лобном бугре выступили пергаментные и буроватые пятна... Посмертное разложение и высыхание выступающих частей тела». Другими словами, тело Ильича, которое кроме всего прочего в январе неоднократно замораживали и размораживали, начало гнить...

Гроб с телом В. И. Ленина в Мавзолее. Фото: РИА Новости

Ответственность за решение вопроса возложили на главу ВЧК Феликса Дзержинского . Можно представить, что чувст-вовали известные специалисты и учёные, которых в любое время суток, не говоря о причинах, выдёргивали из домов чекисты и везли на Лубянку. Одна из идей, которую всерьёз рассматривала правительственная комиссия, - заморозить тело. Для этого за границей спешно закупили огромные холодильники и даже провели опыты - неудачные - на других трупах.

В итоге 26 марта тело отдали в распоряжение группы учёных во главе с анатомом из Харьковского медуниверситета Владимиром Воробьёвым и московским биохимиком Борисом Збарским . Чтобы учёные не тратили время на дорогу до дома, к спешно построенной подземной лаборатории на Красной площади протянули рельсы и подо-гнали переоборудованный под гостиницу трамвай. Пока учёные «воскрешают» тело, на месте первого Мавзолея архитектор Алексей Щусев строит второй - тоже деревянный, но более величественный. Кстати, во время его строительства разобрали памятник рабочему, установленный после революции рядом с Сенатской башней.

«Бальзамирование на длительный срок начали с промывания всех полостей тела водой, содержащей немного уксусной кислоты, и разведённым раствором перекиси водорода», - писал И. Збарский. Комбинируя различные препараты, на ходу совершенст-вуя технику работы, группа смогла побороть природу: «...Ткани стали мягче и эластичнее, в конце апреля удалось вставить глазные протезы (чтобы веки не выглядели провалившимися. - Ред.) и аккуратно сшить веки и губы, устранив их расхождение». Работа длилась 4 месяца, в конце июля спецкомиссия признала её «вполне удавшейся», а Мавзолей-2 торжественно открылся для посещения 1 августа.

Впрочем, вскоре появился новый повод для беспокойства. На деревянных стенах и матерчатой драпировке Мавзолея очень легко приживался грибок. Несмотря на постоянное «техобслуживание» с по-гружением тела в ванну со специальным раствором и другими манипуляциями, грибок серьёзно угрожал сохранности Ильича. Из-за усадки деревянного саркофага стеклянная крышка трескалась. К слову, Мавзолей-2 с самого начала тоже считался временным. Поэтому уже в 1929 г. тому же Щусеву доверили возведение каменного Мавзолея, который был закончен к октябрю 1930 г. А в подвалах Сенатской башни сделали ещё один выход из Кремля на площадь, к усыпальнице, на которой теперь предусмотрели и трибуну.

Очередь в Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. 1975 год. Фото: РИА Новости

Интересно, что первые захоронения на Красной площади (революционеров, погибших во время штурма Кремля) появились ещё в 1917 г. Позже в Кремлёвской стене размещали урны с прахом видных советских деятелей. Мало кто знает, что место под урны предусмотрели и в самом Мавзолее - в помещении прямо над усыпальницей Ленина, которая, как известно, расположена ниже уровня земли. Впрочем, «сдобрить» усыпальницу Ильича пеплом соратников Сталин почему-то отказался. Не стали этого делать и последующие лидеры СССР. Захоронения продолжились в стене и рядом с ней. Колумбарий в Мавзолее пустует.

Зато, как выяснилось, есть историческая основа у одного известного анекдота про Сталина. Помните? Вождь решил расстрелять всё полит-бюро и перекрасить Кремль в зелёный цвет, его спросили: «Товарищ Сталин, а почему в зелёный?» - «Я знал, товарищи, что по первому пункту вопросов не будет...» В 30-е годы, чтобы Мавзолей, облицованный гранитом, лабрадором и порфиром, заиграл всеми красками, Кремль со стороны Красной площади решили... перекрасить в серый! Но, по подсчётам военного наркомата, на такую работу ушёл бы весь тогдашний запас серой краски, предназначенный для кораблей военно-морского флота. От идеи отказались.

Зато «богато» красить Кремль в самые разные цвета пришлось через несколько лет - чтобы замаскировать и уберечь от немецких бомбардировок. Над гостевыми трибунами, примыкавшими к Мавзолею, растянули полотняные навесы. Они имитировали крыши зданий. Под трёхэтажный дом с помощью лёгких конструкций замаскировали и Мавзолей. А вот Ильича вместе с хранившимся отдельно сердцем, препаратами мозга и извлечённой пулей по постановлению Совнаркома и под охраной 5 офицеров и 15 красноармейцев Кремлёвского полка специального назначения 4 июля отправили в секретную «командировку» в Тюмень. Естественно, в поезд погрузили необходимое оборудование - две стеклянные ванны, реактивы и группу специалистов лаборатории. Кстати, Илья Збарский категорически опровергал появившиеся уже в наше время слухи, что в эвакуации за телом не уследили, а в Мавзолее лежит «подделка»: «Гроб из чинары, в котором находилось тело Ленина, изнутри покрытый парафином и закрытый крышкой, входящей в пазы, смазанные вазелином, помещался в отдельном охлаждаемом вагоне с занавешенными окнами, и кто-нибудь из нас круглосуточно дежурил при нём». В Тюмени для московских гостей выделили здание сельскохозяйственного техникума. На подходах расставили посты, охранялась и сама «траурная» комната, рядом с которой разместили лабораторию. В поездке в Тюмень, которая длилась до марта 1945 г., Ленин «чувствовал» себя хорошо.

Реставрация облицовки Мавзолея им. В. И. Ленина. 1974 г. Фото: РИА Новости

Но угроза потерять одну из главных советских реликвий возникала, причём несколько раз, с совершенно другой стороны. На Ленина продолжали покушаться и после смерти, впервые - ещё в 1934 г. Некто Митрофан Никитин попытался расстрелять Ильича из нагана. После настоящего теракта в 1967 г., когда житель Каунаса, некто Крысанов , прошёл в Мавзолей с гранатой, Ильича поместили в саркофаг из пуленепробиваемого стекла. Там он при должном уходе, как подтвердили специалисты ещё в середине прошлого века, может покоиться и «больше сотни лет».

За предоставленные материалы и помощь редакция благодарит ФСО России и доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУ Сергея Девятова.

Что такое мавзолей Ленина? Это облицованное гранитом и отделанное мрамором железобетонное сооружение у подножья Кремлёвской стены. В годы советской власти оно выполняло функции усыпальницы, памятника и трибуны. В настоящее время это только усыпальница и памятник канувшей в небытие диктатуры трудящихся. В мавзолее покоится тело Ленина – вождя мирового пролетариата и основателя первого в мире государства рабочих и крестьян.

Но Ленин лежит не один на Красной площади. Рядом располагаются братские могилы красноармейцев, видных деятелей международного рабочего движения и 12 отдельных захоронений руководителей Советского государства. Помимо этого, в Кремлёвской стене возле Сенатской башни отведено место под урны с прахом выдающихся людей. Всё это вместе является некрополем и памятью об уникальном историческом периоде Российской державы.

История мавзолея Ленина

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) умер 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут по московскому времени. Уже через 4 часа после того, как остановилось сердце пламенного борца за свободу народа, в Кремле началось совещание по организации похорон Ленина. Председательствовал на нём Ф. Э. Дзержинский. Было принято решение захоронить останки вождя у Кремлёвской стены 26 января 1924 года. Однако желающих проститься с главой советского государства было огромное количество, поэтому похороны перенесли на 27 января.

Как только печальная весть облетела страну, в Москву валом пошли письма и телеграммы от рабочих, крестьян, красноармейцев. Все эти сообщения содержали только одну просьбу – сохранить тело Ленина для потомков. Опять было собрано совещание под председательством Дзержинского. На нём поставили вопрос – сохранять или не сохранять тело вождя мирового пролетариата?

Дзержинский, Молотов, Красин высказались за то, чтобы тело сохранить и показывать его сколько возможно. Против выступили Ворошилов и родные Владимира Ильича. Они настаивали на предании тела земле. Но с учётом многочисленных просьб трудящихся было принято решение о сохранении останков главы рабоче-крестьянского государства.

24 января Дзержинский поручил архитектору Щусеву Алексею Викторовичу построить траурный павильон. В тот же день был готов эскиз первого мавзолея Ленина и начались работы по его строительству. Работы велись трое суток беспрерывно, и 27 января было готово деревянное строение, имевшее форму куба. В него из Колонного зала Дома Союзов перенесли гроб с телом вождя.

Первый мавзолей Ленина простоял 3 месяца после смерти вождя, пока не начали строить второй мавзолей

Первичное бальзамирование сделал сразу же после смерти Ульянова профессор Абрикосов Алексей Иванович. Он ввёл в кровеносные сосуды умершего формалин с добавлением хлористого цинка. Таким образом, тело сохранилось нетленным на 6 дней. Затем провели ещё одно бальзамирование с сохранением тела на 40 дней. За это время была разработана абсолютно новая методика бальзамирования. Данную работу правительственная комиссия поручила харьковскому патологоанатому Воробьёву Владимиру Петровичу и московскому биохимику Збарскому Борису Ильичу.

Эти специалисты разработали уникальный раствор на базе глицерина, хлорхинина и ацетата калия. Само бальзамирование длилось с марта по июль 1924 года. Когда правительственная комиссия, возглавляемая Дзержинским, пришла принимать работу, то убедилась, что были сохранены вес покойного, цвет, гибкость конечностей, упругость кожи, а процесс разложения остановился.

Однако бальзамирование представляло собой только часть работы. Большое значение имел и саркофаг, так как с его помощью должен был поддерживаться нужный микроклимат. Его изготовление поручили архитектору Мельникову Константину Степановичу. Тот привлёк себе в помощь специалистов электротехнического института. Стеклянную конструкцию сделали за 7 дней, а готова та была 22 февраля 1924 года.

Таким образом, все вопросы, связанные с сохранением нетленных останков вождя мирового пролетариата, советские специалисты решили. Теперь пришло время заняться внешним обустройством усыпальницы. Первый деревянный мавзолей Ленина выглядел слишком просто на величественном фоне Красной площади. Поэтому архитектору Щусеву поручили спроектировать новый мавзолей с более значимым внешним видом.

Второй мавзолей Ленина сделали из дуба, на Красной площади он простоял до середины 1929 года

Новое строение было похоже на египетскую пирамиду фараона Джосера и на пирамиды майя. Сделали его из дуба, а открыли для посетителей 1 августа 1924 года. Он сменил первый мавзолей, простоявший 3 месяца. Второй мавзолей оставался на Красной площади до середины 1929 года, когда созрело решение о строительстве третьего мавзолея Ленина. Партия бросила клич на создание лучшего проекта. В этом конкурсе приняло участие 170 проектов, но победил проект опять же архитектора Щусева.

В этот раз усыпальницу сделали из железобетона и облицевали гранитом. Самые значимые места строения отделали мрамором. Длина третьего мавзолея составила 24 метра, высота 12 метров, а площадь траурного зала 100 кв. метров. Открыли для посетителей третий и последний мавзолей Ленина 1 августа 1930 года. И после этого почти 60 лет в к саркофагу с телом вождя мирового пролетариата нескончаемым потоком шли люди. Возле главного входа был организован почётный караул, но самым красивым зрелищем была смена караула. Посмотреть на неё стекалось огромное количество граждан.

В советские годы Красная площадь и находящаяся на ней усыпальница стали главным местом проведения парадов и праздников. На трибуну мавзолея поднималось 15 человек. Это были руководители Советского государства рабочих и крестьян. Люди внимательно следили за теми, кто стоял на трибуне. В конце 20-х годов с неё исчезли Троцкий, Зиновьев и Каменев. В 30-е годы пропали Рыков и Бухарин. В ноябре 1953 года на трибуну мавзолея последний раз поднялся Берия, а в 1955 году Маленков. Дольше всех, почти 40 лет, на трибуне простоял Анастас Микоян.

В 30-е годы Красную площадь реконструировали. Булыжник заменили брусчаткой, трамвайные пути убрали, снесли строения на Васильевском спуске, а памятник Минину и Пожарскому передвинули. Руководил всеми этими работами Лазарь Каганович. В его задачу входило максимально освободить площадь от всего мешающего, чтобы проводить на ней парады и празднества.

С началом Великой Отечественной войны возник вопрос, касающийся безопасности бальзамированного тела Ленина. В обстановке абсолютной секретности саркофаг с гробом 3 июля 1941 года погрузили в спец поезд и вывезли в Тюмень. В поезде находились только сотрудники НКГБ. Даже машинистами были офицеры гос. безопасности. Из специалистов саркофаг сопровождал профессор Збарский с несколькими помощниками.

В Тюмени останки вождя были помещены в здание училища на ул. Республики 7. Пробыли они там вплоть до марта 1945 года. Помимо тела в Тюмень также увезли мозг, сердце Ильича и пулю, которой его ранили. Почти 4 года эвакуации никак не сказались на бальзамированных останках, так как Збарский с помощниками тщательно следили за ними.

В годы советской власти к мавзолею Ленина шёл нескончаемый поток людей

А вот что касается мавзолея Ленина и Красной площади, то в годы войны их заставили фанерными щитами, имитирующими крыши домов. Руководил всеми этими работами архитектор Иофан Борис Михайлович. Мавзолей он вообще превратил в 2-этажный особняк с мезонинами. В таком виде главная усыпальница страны простояла долгие месяцы. Маскировка была снята 7 ноября 1941 года, когда на Красной площади состоялся 25-минутный парад. Начался он в 9 часов, а к 10 часам центр столицы опять закрыли фанерными щитами. Для посещения мавзолей Ленина открыли после окончания войны 12 сентября 1945 года.

В 1953 году в усыпальницу положили тело Сталина. Каменный блок, на котором красовалось имя ЛЕНИН, убрали и заменили блоком ЛЕНИН и СТАЛИН. Таким образом, в мавзолее оказалось два бальзамированных тела. Но после знаменитого XX съезда партии, когда Хрущёв развенчал культ личности Сталина, возник вопрос о целесообразности пребывания останоков Иосифа Виссарионовича в главной усыпальнице страны. 30 октября 1961 года тело Сталина из мавзолея вынесли, а на место нового блока с двумя именами поставили старый блок, который дальновидный комендант мавзолея Машков сохранил в целости и сохранности.

Заключение

По сей день мавзолей Ленина стоит на Красной площади. Он потерял свою прежнюю значимость, но продолжает вызывать большой интерес у людей. Тело основателя первого государства рабочих и крестьян находится под постоянным наблюдением специалистов. На нём нет никаких следов разложения, а поэтому бальзамированные останки могут пролежать в центре Москвы ещё очень долго. Однако трудно предсказать дальнейшую судьбу как мавзолея, так и тела.

Всё больше появляется граждан, считающих, что тело Владимира Ильича необходимо предать земле или кремировать. Только в этом случае его душа сможет найти упокоение. А сейчас она парит рядом с усыпальницей и испытывает страшные муки. Так проявим великодушие, не свойственное большевикам, и похороним Ульянова по христианскому обычаю. Пусть покоится с миром, а не в пуленепробиваемом саркофаге под охраной и неустанным наблюдением специалистов. Это противоестественно как для живых, так и для мёртвых.

Стремление к справедливости - одно из важнейших стремлений человека. В любых хоть сколько-нибудь сложно устроенных общественных организациях потребность в моральной оценке взаимодействий с другими людьми всегда была крайне велика. Справедливость - важнейший побудительный мотивов людей к действию, к оценке происходящего, важнейший элемент восприятия и себя, и мира.

Написанные ниже главки не претендуют на сколько-нибудь полное описание истории концепций справедливости. Но в них мы постарались акцентировать внимание на основных принципах, из которых в разные времена исходили люди, оценивая мир и себя. А также на тех парадоксах, с которыми они сталкивались, реализуя те или иные принципы справедливости.

Греки открывают справедливость

Идея справедливости появляется в Греции. Что и понятно. Как только люди объединяются в сообщества (полисы) и начинают взаимодействовать друг с другом не только на уровне родовых отношений или на уровне прямого властвования-подчинения, появляется потребность в моральной оценке такого взаимодействия.

До того вся логика справедливости укладывалась в простую схему: справедливость - это следованию заданному порядку вещей. Греки, впрочем, тоже во многом взяли на вооружение эту логику - учение мудрецов-основателей греческих полисов так или иначе сводилось к понятному тезису: «Справедливо только то, что есть в наших законах и обычаях». Но по мере развития городов эта логика заметно усложнилась и расширилась.

Итак, справедливо то, что не вредит другим и делается ради блага. Ну а поскольку естественный порядок вещей - объективное благо, то и следование ему есть база для любых критериев оценки справедливость.

Тот же Аристотель очень убедительно писал про справедливость рабства. Варвары природно предназначены физическому труду и подчинению, а потому очень даже справедливо, что греки - природой предназначенные к умственному и духовному труду, - делают их рабами. Потому что для варваров благо - быть рабами, даже если они сами этого не понимают по своей неразумности. Эта же логика позволяла Аристотелю говорить о справедливой войне. Война, которую ведут греки против варваров ради пополнения армии рабов, справедлива, так как восстанавливает естественное положение вещей и служит для блага всех. Рабы получают хозяев и возможность реализовывать свое предназначение, а греки - рабов.

Платон, исходя из той же логики справедливости, предлагал внимательно следить за тем, как дети играют, и по типу игры определять в социальные группы на всю оставшуюся жизнь. Те, кто играет в войну - стражники, их надо учить военному ремеслу. Тех, кто верховодит - в правители-философы, их надо учить платоновской философии. А всех остальных учить не надо - они будут работать.

Естественно, греки разделяли благо для отдельного человека и всеобщее благо. Второе - безусловно более важное и значимое. Потому за всеобщим благом всегда было первенство в оценке справедливости. Если нечто ущемляет других отдельных людей, но предполагает всеобщее благо - это безусловно справедливо. Впрочем, для греков здесь не было особенного противоречия. Всеобщим благом они называли благо для полиса, а города в Греции были небольшие, и не на уровне абстракции, а на вполне конкретном уровне предполагалось, что тот, чье благо ущемлено, ради блага всех - вернет его как член общины, с прибылью. Эта логика, разумеется вела к тому, что справедливость для своих (жителей твоего полиса) сильно отличалась от справедливости для чужих.

Сократ, который все запутал

Итак, греки разобрались с тем, что такое благо. Разобрались с тем, что такое естественный порядок вещей. Разобрались с тем, что такое справедливость.

Но был один грек, который любил задавать вопросы. Добродушно, последовательно и логично. Вы уже поняли, что речь идет о Сократе.

В «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта есть удивительная главка" Разговор с Евфидемом о необходимости учиться«. Кончается эта главка следующими словами: «И многие, доведенные до такого отчаяния Сократом, больше не желали иметь с ним дела». Причиной отчаяния стали те самые последовательные вопросы, которые Сократ задавал молодому политику Евфидему о справедливости и благе.

Прочитайте этот блистательный диалог у самого Ксенофонта или, может, даже лучше, в изложении Михаила Леоновича Гаспарова. Впрочем, можете и прямо тут.

«Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство - это справедливо?» - «Конечно, несправедливо!» - «Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?» - «Нет, пожалуй что, справедливо». - «А если он будет грабить и разорять их землю?» - «Тоже справедливо». - «А если будет обманывать их военными хитростями?» - «Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо».

«Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, - такая ложь будет несправедливой?» - «Нет, пожалуй что, справедливой». - «А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, - такой обман будет несправедливым?» - «Нет, тоже справедливым». - «А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, - что сказать о таком воровстве?» - «И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло».

«Очень хорошо, Евфидем; теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?» - «Думаю, что знаю, Сократ; хотя почему-то уже не так в этом уверен». - «Так что же это такое?» - «Ну вот, например, здоровье - это благо, а болезнь - это зло; пища или питье, которые ведут к здоровью, - это благо, а которые ведут к болезни, - зло». - «Очень хорошо, про пищу и питье я понял; но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно - благо, а когда ко злу, то оно - зло?» - «Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?» - «А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели; чем же было здесь здоровье - благом или злом?»

«Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум - это благо!» - «А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину; на благо ли им их ум?» - «Тогда - красота, сила, богатство, слава!» - «Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся; сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду; богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла».

«Ну, коли так, - уныло сказал Евфидем, - то я даже не знаю, о чем мне молиться богам». - «Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?» - «Думаю, что знаю, Сократ». - «Из кого же состоит народ?» - «Из бедных и богатых». - «А кого ты называешь бедными и богатыми?» - «Бедные - это те, которым не хватает на жизнь, а богатые - те, у которых всего в достатке и сверх достатка». - «А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?» - «Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы». - «Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков - к богачам?» - «Нет уж, лучше не надо, Сократ; вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю».

«Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах-ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все-таки лучше и какие хуже?» - «Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных». - «А скажи: если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой не нарочно, то какой из них грамотней?» - «Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок». - «А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!» - «Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!»

Римляне. Справедливость есть право

Римляне тоже были озабочены проблемой справедливости. Рим хоть и начинался как небольшое поселение, но довольно быстро разросся до огромного государства, властвующего над всем Средиземноморьем. Греческая логика полисной справедливости тут уже не очень работала. Слишком много людей, слишком много провинций, слишком много разных взаимодействий.

Справиться с идеей справедливости римлянам помогало право. Отстроенная и постоянно достраиваемая система законов, которым подчинялись все граждане Рима. Цицерон писал, что государство - это сообщество людей, объединенных общими интересами и согласием по отношению к законам.

Юридическая система объединяла в себе и интересы общества, и интересы конкретных людей, и интересы Рима как государства. Все это было описано и кодифицировано.

Отсюда и право как исходная логика справедливости. Справедливо то, что правомерно. А реализуется справедливость через обладание правом, через возможность быть объектом действия права.

«Не тронь меня, я римский гражданин!» - гордо восклицал включенный в систему римского права человек, и те, кто хотел причинить ему зло, понимали, - вся мощь империи обрушится на них.

Христианская логика справедливости или Все опять усложнилось

«Новый завет» опять все немного запутал.

Во-первых, задал абсолютные координаты справедливости. Грядет Страшный суд. Только там будет явлена истинная справедливость и только эта справедливость имеет значение.

Во-вторых, твои добрые дела и справедливая жизнь здесь, на земле, могут как-то повлиять на то самое решение Высшего суда. Но эти дела и справедливая жизнь должны быть актом нашей свободной воли.

В-третьих, требование возлюбить ближнего как самого себя, заявленное Христом как главная моральная ценность христианства, это все-таки нечто большее, чем просто требование стараться не вредить или иметь расположение к благу. Христианский идеал предполагает необходимость воспринимать другого как самого себя.

Ну и, наконец, Новый завет отменил деление людей на своих и чужих, на достойных и недостойных, на тех, чье предназначение быть хозяином, и на тех, чье предназначение быть рабом: «По образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Послание к Колоссянам святого апостола Павла, 3.8)

Исходя из логики Нового завета, теперь все люди должны восприниматься равноправными субъектами справедливости. И ко всем должны применяться одинаковые критерии справедливости. А принцип «любви к ближнему» требует от справедливости большего, чем простое следование формальным критериям блага. Критерии справедливости перестают быть одинаковыми, для каждого они оказываются своими. А тут еще и Страшный суд в неизбежной перспективе.

В общем, все это было слишком сложно, требовало слишком много душевных и социальных усилий. К счастью, сама по себе религиозная логика позволяла воспринимать мир в традиционной парадигме справедливости. Следование традициям и предписаниям церкви надежнее ведут в царствие небесное, ибо это и есть и добрые дела, и справедливая жизнь. А все эти акты благой свободной воли можно опустить. Мы христиане и веруем в Христа (чтобы он там ни говорил), а те, кто не верует, - к тем наши критерии справедливости не подходят. В итоге христиане, когда было нужно, не хуже Аристотеля обосновывали справедливость любых войн и любого рабства.

Впрочем, сказанное в Новом завете так или иначе все равно оказывало свое влияние. И на религиозное сознание, и на всю европейскую культуру.

Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Эти слова Христа из Нагороной проповеди - одна из формулировок универсальной моральной максимы. Примерно та же формула есть у Конфуция, в Упанишадах и вообще много где.

И именно эта формула стала отправной точкой для размышлений о справедливости в эпоху Просвещения. Мир усложнился, люди, говорящие на разных языках, верующие по-разному и в разное, занимающиеся разным, все активнее сталкивались друг с другом. Практический разум требовал логичной и непротиворечивой формулы справедливости. И нашел ее в моральной максиме.

Нетрудно заметить, что у этой максимы есть как минимум два очень разных варианта.

«Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».

«Поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Первый назвали принципом справедливости, второй - принципом милосердия. Сочетание этих двух принципов решало проблему с тем, кого именно считать тем ближним, которого следует возлюбить (в Нагорной проповеди, именно второй вариант). А первый принцип давал основания для внятного обоснования справедливых действий.

Все эти размышления подытожил и вывел в категорический императив Кант. Впрочем, ему пришлось (так требовала последовательная логика его размышлений) немного изменить формулировку: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Есть у автора знаменитых «Критик» и другой вариант: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Как Маркс все расставил на свои места и обосновал борьбу за справедливость

Но с этой формулой, в любой ее формулировке обнаружились большие проблемы. Особенно если выйти за рамки христианской идеи о высшем (божественном) благе и высшем судье. А что делать, если другие поступают как раз так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой? Что делать, если с тобой поступают несправедливо?

И еще. Люди очень разные, «что для русского здорово, то для немца карачун». Одни страстно хотят видеть святой крест на Святой Софии в Константинополе, а другим вообще нет до этого дела, одним жизненно важен контроль за Босфором и Дарданеллами, а другим важно найти где-то полушку на стопку водки.

И тут всем помог Карл Маркс. Он все разъяснил. Мир разделен на враждующие (нет, уже не города как у Аристотеля), а классы. Одни классы угнетенные, а другие угнетающие. Все, что делают угнетающие, - несправедливо. Все, что делают угнетенные, справедливо. Особенно если эти угнетенные - пролетариат. Потому что наука доказала, что именно пролетариат - есть высший класс, за которым будущее, и который представляет объективно благое большинство и логику прогресса.

Итак:

Во-первых, нет никакой справедливости для всех.

Во-вторых, справедливо то, что делается во благо большинства.

В-третьих, справедливо то, что объективно, непреложно (ср. объективные законы мироздания у Греков) и прогрессивно.

Ну и наконец, справедливо то, что во благо угнетенных, а значит, требует борьбы. Требует подавления тех, кто против, тех кто угнетает и стоит на пути прогресса

Собственно, марксизм стал на долгие годы главной логикой борьбы за справедливость. Да и до сих пор ей является. Правда с одним важным изменением. Из современной марксистской логики выпала справедливость для большинства.

Американский философ Джон Ролз создал теорию «справедливого неравенства», в основе которой «равенство доступа к основным правам и свободам» и «приоритет в доступе к любым возможностям тех, у кого меньше этих возможностей». Ничего марксистского в логике Ролза не было, скорее наоборот - это очевидно антимарксистская доктрина. Однако как раз сочетание формулы Ролза и марксистского подхода создало современные основания для борьбы за справедливость на уничтожение

Марксистская логика борьбы за справедливость основана на праве угнетаемых. Маркс рассуждал в категории больших групп и глобальных процессов, а угнетенным у него был пролетариат - логикой прогресса предназначенный быть большинством. Но если немного сместить фокус, то на месте пролетариата могут оказаться и любые другие угнетаемые маргинальные группы, которые не обязательно составляют большинство. И так из стремления Маркса добиться справедливости для всех вырастает борьба за права любых меньшинств, выворачивающая идеи немца из позапрошлого века наизнанку.

Все мы помним известную пропагандонскую на весь союз фразу, вырванную из «Комсомольской песни» Маяковского: «Ленин — жил, Ленин жив и будет жить». Во всяком случае, те, кто родом из СССР, поймут о чем это я.

Прошло 92 года со дня смерти вождя. Почти юбилей. 2016 год, предполагалось, должен был быть особенным и значимым для иконы всех коммунистических представителей и последователей вождя в России. Но — не случилось. Как обычно — поговорили и решили ничего не делать. Исходя из созданного прессой общественного накала, тема перезахоронения Ленина, пожалуй, и в 2017-м будет снова бить рекорды в заголовках самых топовых отечественных СМИ…

Сегодня имя Ленина вновь на слуху — о нем говорят политики, историки, ученые. Не побрезговал и сам президент — хоть и философски, но вполне открыто заявил о своем личном отношении к России.

Если не произносить вслух мое личное отвращение к главному режиссеру переворота в Царской России и попробовать охарактеризовать чем именно запомнился Володя Ульянов для большинства из нас, то выглядеть это будет весьма шаблонно: Ленин — это главный большевик, марксист, идеолог и организатор компартии России. Находился у власти 5 лет. А если копнуть глубже:

В. Ленин — абсолютный рекордсмен, чемпион мира по количеству установленных памятников на планете. А улица Ленина - чуть ли не в каждом городе России и в поселках. И не только в России. А его набальзамированное тело - до сих пор в открытом саркофаге под Красной площадью.

Если еще проще, то можно просто ограничиться скромным определением Владимира Путина в вышеуказанном ролике…

Однозначно, 92 года назад скончался человек, изменивший ход русской истории в прошлом веке. Тот, которого одни люди превозносят как бога, а другие – проклинают. Но до сих пор не умолкают споры о том, почему Ленина не похоронили? И наступит ли переосмысление в ближайшее время?

Судьбе этих споров в отечественной истории и посвящена данная статья.

В.И.Ленин на III конгрессе Коминтерна (справа художник И.И.Бродский). Москва, июнь-июль 1921 года

Исторические факты о смерти Ленина

Владимир Ульянов (Ленин) умер в возрасте 53 лет в январе 1924 года. Перед смертью лидер молодого советского государства тяжело болел и был фактически парализован. Ухаживала за ним его жена – «верный друг и соратник» (как напишут историки позже) – Н. К. Крупская.

Смерть произошла на даче Ленина в Горках (это один из районов Подмосковья). Год смерти Ленина совпал с началом передела власти между его соратниками, который закончился безоговорочной победой Сталина.

Церемония похорон

Через два дня после смерти – 23 января – тело вождя было привезено в Москву. Стал решаться вопрос о похоронах. В итоге 27 января забальзамированное тело Ленино было положено в наспех созданном мавзолее. Реакция современников на такие необычные похороны была неоднозначной.

Безусловно, сам Ленин неоднократно высказывался о том, что пролетарская революция изменит все сферы жизни: язык, религию, семью, традиции. Получается, что и его необычные похороны были частью новой системы.

Но обо всем по порядку…

Кто решил сохранить тело Ленина?

Воспоминания соратников Ленина по-разному сообщают нам о том, кто был инициатором данного решения. Так, Троцкий считает им Сталина. Он свидетельствует, что Сталин еще в 1923 году на заседании Политбюро говорил о необходимости сохранения тела вождя по примеру сохранения мощей святых в православной христианстве.

Троцкий, Каменев и Бухарин (по воспоминаниям самого Троцкого) тогда воспротивились этой идее Сталина.

Однако если принимать во внимание лютую ненависть Льва Давидовича к выгнавшему его из страны Сталину, то нужно с осторожностью относится к его высказываниям по этому вопросу.

Вряд ли стоят доверия и версии некоторых историков о том, что Ленин и Сталин были объединены одной идей: Сталин хотел предложить своему народу новую религию, где Ленин бы стал богом, а он – царем.

Есть версии, согласно которым на вопрос, почему Ленина не похоронили, а забальзамировали, ответ звучит так:

Среди большевиков находились люди, которые верили в то, что наука в скором будущем сможет найти способ воскрешать людей из мертвых, поэтому они и способствовали тому, чтобы сохранить в целостности тело своего вождя.
Отношения родственников Ленина к его бальзамированию

Жена лидера большевиков – видная представительница этой партии – Н. К. Крупская, судя по ее собственным воспоминаниям, сопротивлялась подобному способу захоронения своего супруга. Она пыталась доказать необходимость привычного погребения. Однако слова вдовы никто не услышал. Также не были услышаны протесты брата и сестер Ленина, которые также имели вес в партии большевиков.

Крупской было приказано выдать вещи мужа, что она со слезами на глазах и сделала.

Позже она так и не смогла сходить в мавзолей. Но это решился младший брат Ленина – Дмитрий Ульянов. Однако и он долго не выдержал печального зрелища и, увидев мавзолей Ленина внутри, вышел оттуда со слезами. Видеть своего брата в виде безжизненной куклы Дмитрий Ильич не мог.


Почему Ленина не похоронили: версия о последней воле вождя

В конце 80-х гг. прошлого века, когда слава Ленина померкла в сердцах советских граждан, стали появляться версии о том, что он сам желал быть погребенным рядом со своей матерью – Марией Александровной (сейчас на этом месте похоронены две незамужние сестры Ленина).

Автором этой версии был историк А. Артюнов. Он полагал, что большевики, по-своему распорядившись телом вождя, фактически нарушили волю умирающего человека. Год смерти Ленина был тяжелым для страны, в прессе тогда было опубликовано много писем «простых советских людей» о необходимости сохранения тела вождя. Однако историк считал, что не граждане, а сам Ленин был вправе решать о том, быть ли ему забальзамированным или все-таки удостоится обычного кладбищенского покоя.

Но сегодня эта версия не выдерживает критики потому, что не сохранилось никаких письменных свидетельств ни самого Ленина, ни его близких, которые бы давали ясно понять, что В. И. Ульянов хотел быть погребен с матерью.
Возможно, будучи атеистом, Ленин вообще не придавал значения месту своего захоронения.

Необычные похороны как элемент создания мифа о Ленине

Сразу же после Октябрьской революции, захватив телеграф и СМИ, большевики поставили перед собой задачу широкой агитации своих идей. Эта деятельность им удавалась на славу. Многие люди поверили в коммунистические мечты благодаря налаженной системе пропаганды.


Варламов Алексей Григорьевич. Ленин и дети.

Сразу же пресса, входящая в сферу влияния партийных деятелей, стала создавать образ грозного вождя – несокрушимого Владимира Ильича, друга народа и мужественного борца за его свободу.

Подобное возвеличивание образа Ленина продолжалось всю его жизнь. Максиму Горькому приписывают высказывание, согласно которому новая советская Россия нуждалась в новой вере, новой религии, и образ Христа и занял образ Ленина – борца и страдальца за народное счастье. Поэтому и Ленин должен был быть бессмертным, он должен уметь воскреснуть из мертвых.

Сознательно или бессознательно, но члены партии большевиков очень много сделали в создании мифа о вожде. Когда тело Ленина не было предано земле, миф о нем стал только сильнее.

К слову сказать, когда через много лет скончался И. В. Сталин, его также забальзамировали и положили в мавзолее. Правда, Ленин и Сталин лежали вместе недолго: после разоблачений Хрущева тело Сталина было тайно захоронено около Кремлевской стены.

Сегодня мавзолей и лежащее в нем тело вождя до сих пор вызывает острые споры среди современников. Многие из них уже и не могут ответить на вопрос о том, почему Ленина не похоронили? Но сам образ Мавзолея их раздражает. Другая же часть населения страны относится к мавзолею со смешенными чувствами: от любопытства до высказывания уважения к памяти вождя.

Заслужил ли вождь такой участи? Тоже не совсем понятно. Но смею предположить, что проблема захоронения Ленина и само обсуждение в обществе, из года в год поднимающееся в своих рейтингах, достигнет своего апогея в 2016. Поживем – увидим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.