Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции. Тренировка эмоций. Как быть счастливым

Мария Черепанова
Комплекс упражнений «Тренируем эмоции»

Цель : Учить детей выражать свои эмоции .

Воспитатель собирет детей в круг и выполняет вместе с ними различные упражнение

Просит детей :

нахмуриться

Как рассерженный человек;

Как злая волшебница;

улыбнуться

Как кот на солнце;

Как Буратино;

Как хитрая лиса;

Как радостный человек;

позлиться

Как ребенок, у которого отняли мороженное;

Как два барана на мосту;

Как человек, которого ударили;

испугаться

Как ребенок, потерявшийся в лесу;

Как заяц, увидевший волка;

Как котенок, на которого лает собака;

Как папа после работы;

Как человек, поднявший большой груз;

Как муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть

Как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

Как уставший воин после победы.

Упражнение «скульптор»

Цель : Учить выявлять и обозначать словами различные свои чувства; выражать свои чувства невербальным языком – мимикой и пантомимикой.

Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я хотела бы поиграть с вами в игру, которая называется «Скульптор» . Я буду называть вам чувство, а ваша задача – изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить радость.

Начнём с лица.

Какое у вас бывает лицо, когда что-то вас радует?

Что происходит с вашим лицом?

А что происходит с вашими руками?

Как вы держите голову?

(Показ воспитателя, после воспитатель обходит всех, чтобы фигуры детей)

Упражнение «Забота о животном»

Цель : Учить выражать свои чувства через заботу о домашних животных; развивать у детей способность к сочувствию.

Воспитатель : Мы все нуждаемся друг в друге. Все, что живет, нуждается в каких либо веществах или живых существах. Растениям нужна земля, что бы они могли питаться. Яблоне нужны пчелы, чтобы опылить цветы. Нам нужен воздух, чтобы мы могли дышать…

Теперь давайте подумаем, как наши домашние животные нуждаются в нас. Кто из вас заботится о домашних животных? Сейчас я хотела бы вам предложить одну воображаемую игру. Представьте, что в вас нуждается собака, кошка, птичка или хомячок.

Сядьте поудобней, закройте глаза и глубоко вздохните три раза…

Теперь представь себе что ты больше не ребенок, а какое- нибудь твое собственное животное. Если у тебя нет дома животного то представь, то животное которое ты бы хотел завести, какое оно на ощупь? Какие у него ушки, хвост, носик, каким он цветом? А теперь представь, что ты и есть это животное. Вот ты обходишь свой дом или клетку. Представь что тебе жарко и душно дома. Как ты себя чувствуешь? Ты хочешь пить? Ты с удовольствием попил бы воды? Ты идешь к своей миске. Есть там вода? Кто ее налил для тебя? А корм на месте? Кто тебя кормит когда ты голоден? Ты нуждаешься в человеке который дает тебе еду? Ты не можешь найти себе сам пропитание и воду. Ты не можешь открыть сам кран или холодильник. Как домашнему животному тебе нужен сам человек, чтобы играть с ним, чтобы он тебя погладил и приласкал, чтобы он с тобой поговорил, погулял или выпустил из клетки.

Теперь подумай о том, что ты как домашнее животное делаешь для человека, который о тебе заботится. Как ты показываешь ему, что ты его любишь? Приглашаешь его поиграть? Мурлыкаешь ему песни? Даешь ему себя потискать и погладить? Ты хороший друг?

А теперь ты снова ребенок, ты здесь. Возвращайся назад, потянись немного. Открывай глаза и будь снова здесь, бодрый и свежий.

Упражнение «Что я чувствую»

Цель : Учить выражать свои чувства; уметь передавать их словами и мимикой.

Сядьте все вместе в круг сейчас мы будем загадывать и разгадывать чувства. Один из вас выйдет на середину и покажет нам какое-нибудь знакомое для него чувство. Но вы не должны говорить ни слова.

(Если дети затрудняются начать игру воспитатель берет инициативу в свои руки.)

Упражнение «Колечко»

Цель : Учить определять и распознавать чувства других людей.

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Добрый день, дорогие мои читатели! Мы уже неоднократно рассматривали вопросы, связанные с тем, что необходимо уметь трансформировать , отрицательные эмоции в положительные, позитивные. Это следует делать, потому что если мы будем общаться с окружающими нас людьми, имея расшатанные нервы, срываясь, обижая, то вряд ли путь к успеху будет коротким и благополучным. Более того, любое негативное состояние, даже при серьезных потерях, имеет право на существование не более недели. Больший период – это уже диагноз, поскольку сохранение негативного состояния длительное время приводит к неврозам, а затем и более серьезным расстройствам. Отрицательные эмоции серьезно подрывают наше здоровье, поглощают и нейтрализуют энергию, столь необходимую для счастливой и здоровой жизни.
Мы остановились на двух важных вопросах: «Что делать?» и «Зачем это нам нужно?». Однако, очень часто зная ответы на эти вопросы, мы остаемся на месте, так как остается еще один более важный вопрос: «Как это сделать?»
Для тех, кто принимал участие в психологических тренингах и знаком с техниками тренировки эмоций, здесь нет секретов. Они точно знают, почему для римлян важны были не только хлеб, но и зрелища, почему люди не спят во время спортивных матчей, и так живо откликаются на любые лицедейства. Все эти события позволяют испытать сильные эмоции. Они выдергивают нас из повседневной монотонности жизни, дают возможность восстановить эмоциональную гибкость.
Эмоциональная гибкость – умение быстро переходить от экспрессивной эмоции к спокойствию, что способствует нахождению самых результативных решений в любой ситуации. Тренировка эмоций открывает для нас новые перспективы в личностном совершенствовании. Не только длительные негативные эмоции вредны для человека, но и безудержное веселье, продолжительный восторг также опасны. Эмоциональная гибкость позволяет из любого крайнего состояния возвращаться в состояние спокойствия.
Для тренировки эмоций используется метод эмоционального маятника. Для этого необходимо почувствовать себя актером или, еще проще, понаблюдать за детьми, которые естественны в своих эмоциях. Вспомните, как заразителен смех детей, через минуту непереносимый плач. Мы еще не успели отреагировать, а они уже снова помирились и продолжают радоваться игре. Чтобы обрести внутренний покой, обрести чувство спокойствия, мы должны выпустить на волю все свои зажатые эмоции.
Итак, расправили плечи, выпрямили спину, с гордостью приподняли подбородок. Не забываем о легкой улыбке. Вы совершенство. Вы излучаете благородство, внутреннюю свободу. Вы полностью раскрепощены.
А теперь вспомните что-то не очень приятное в вашей жизни, что вызывало ваши слезы. Как актер подтолкните это состояние: опустите плечи, расслабьте нижнюю челюсть, добавьте частое, поверхностное дыхание и начинайте всхлипывать. Не сдерживайте слезы, даже если они переходят в рыдания. Пусть со слезами уйдут все обиды, горести, переживания. Это целебные слезы. Поплакали, как в детстве. А теперь стоп, достаточно.
Расправьте плечи, поднимите голову. Вы – актер… Почувствуйте, что все ваши переживания в прошлом, они не повторятся. На лице улыбка, в душе – покой. Снова настраиваем себя на спокойствие.
А теперь посмеемся от души, лучше всего над собой. Вспомните самые смешные, нелепые ситуации в вашей жизни. Пусть ваш будет заразительным. И вновь переходим к спокойствию. Вы уже запомнили это состояние.
Также попробуйте испытать состояния безысходной тоски, грусти. Погрузитесь в эти состояния. Запомните, как при этом меняется ваш внешний облик. Побудьте в этом состоянии некоторое время и возвращайтесь к состоянию спокойствия.
А теперь радуемся, вспоминаем моменты абсолютного счастья. Изменились дыхание, осанка, мимика. Мы готовы дарить радость всем, кто нас окружает. Все всплески эмоций, сильные душевные движения, словно сбивают накипь с души. Подмечено, что люди, которые много пережили в своей жизни, мудры и доброжелательны. Научитесь ценить свои неудачи, прошлые несчастья – они сделали вас более стойкими и мудрыми.
И наконец, научитесь делать все это с закрытыми глазами, мысленно создавая образы . Тренировка эмоций важна для того, чтобы научиться состоянию спокойствия, для восстановления эластичности эмоций, эмоциональной гибкости, подвижности нервной системы.
Если ваша жизнь вдруг забуксует, как грузовик, на жизненном бездорожье, то вы теперь знаете, как раскачать эмоциональный маятник, чтобы вернуться в состояние спокойствия. Эти упражнения способствуют не только физическому и духовному здоровью, но и поддерживают положительный энергетический баланс вашего организма.

Пиктограммы позволяют закрепить представление детей об эмоциях человека . Дети должны рассмотреть пиктограммы и рисунки с изображением различных выражений лица, сравнить их. Стоит уделить внимание выражению глаз, расположению уголков губ, подбородка и тому подобное. Взрослый должен объяснить, что, несмотря на непохожесть людей между собой по возрасту, внешности, выражению их лиц иногда бывают схожими. Это происходит при определенных обстоятельствах: в тот момент, когда люди радуются, грустят, напуганы, обозлены. Демонстрируя пиктограммы, следует обратить внимание детей, что лицо нарисовано на бумаге с помощью геометрических фигур (квадрат, круг), точки, линии. Такой рисунок - условное изображение. Более точное изображение лица человека передают фотографии. Кроме того, себя можно увидеть в зеркале, в водоемах. Когда еще не было фотоаппаратов, люди рисовали картины, на которых также изображали свое лицо или лицо своих родных.

Постепенно дошкольники будут учиться использовать пиктограммы для определения собственного настроения, настроения родителей, родственников, взрослых, которые им небезразличны .

Упражнение «Выбери правильно»

Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.

Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:

Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?

Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?

Что чувствует мальчик, носки которого испачкали другие дети

Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?

Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?

Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?

Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?

Беседы психолога с детьми на тему эмоции

Разъяснения и беседы должны проводиться взрослым систематически. Информируя ребенка, следует повторять, закреплять и последовательно распространять информацию. Для детей младшего дошкольного возраста продолжительность беседы - неопределенная. В детском саду беседы следует проводить индивидуально или в небольших группах. Пригодятся и адресные превентивные беседы с теми детьми, которые постоянно нарушают правила взаимодействия со сверстниками, агрессивно настроенными, склонными к проявлениям насилия.

В воспитательной работе желательно систематически применять беседы о базовых эмоциях человека, их особенностях, событиях, которые их вызвали. Разговор с ребенком о чувствах взрослого человека позволит ему осознать, что в мире существуют вещи, которые не оставляют равнодушными, - через них человек радуется, грустит, удивляется. Следует подчеркнуть, что радость, удивление, печаль и злость являются естественными ощущениями человека в любом возрасте, и подчеркнуть: осуждаются не сами эмоции, а действия, поступки, которые их сопровождают.

Во время беседы ребенок не только обогащается знаниями. Беседы становятся составной частью отношений и взаимоотношений с взрослым: ребенок осознает, что его понимают, он небезразличен для другого человека, его ощущения - значимы.

Подчеркиваем важность разъяснения младшему дошкольнику особенностей эмоционального реагирования человека. Ребенок должен осознать, что взрослый человек, так же, как и он, расстраивается, сердится, обижается, радуется.

Он может находиться в хорошем или плохом настроении. Необходимо обратить внимание на то, что настроение передается другим людям: грусть или гнев от одного человека переходит к другому. Поэтому лучше делиться приятными впечатлениями, радостью, улыбками, чем «заражать» друг друга грустью и яростью. Не менее важно дать объяснения относительно того, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Например, если потерялась игрушка, у одного ребенка это вызовет отчаяние и печаль, у другого гнев, ярость.

Стоит обращать внимание дошкольников на то, как люди реагируют на различные события. Выбрать такие моменты, когда сверстники наиболее отчетливо проявляют эмоции, и дать возможность понаблюдать за их эмоциональной экспрессией.

Когда следует проводить беседу?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Ориентиром должна быть ситуация и потребности самого ребенка: его желание расширить собственные представления, получить разъяснения, совет, помощь.

Единственное, чего не следует делать, - проводить беседы с одним ребенком ежедневно в строго определенное время. Кроме того, важно предотвращать превращение беседы в поучительную нотацию.

Ориентировочные темы бесед:

- «Ласковое имя»,

- «Разные люди - разные лица»,

- «Движения человека»,

- «Приятное - неприятное» и другие.

Упражнение «Ласковое имя»

Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает воспитанников, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).

Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.

Упражнение «Разные люди-разные лица»

Взрослый предлагает осуществить чрезвычайно важное «исследование»: закрыть глаза, кончиками пальцев прикоснуться к собственному носу, лбу, щекам, волосам, повернуть голову в сторону, открыть и посмотреть на соседа сначала правым, затем - левым глазом. Взрослый акцентирует внимание на том, что у разных людей разные лица. Присматриваясь к тем, кто тебя окружает, можно увидеть, что у одних - большие глаза, у других - маленькие, у одних пухлые губы, у других - узкие. Имеется сходство и непохожесть в размере и цвете глаз, щек, губ, их расположении. Эти особенности отличают одного человека от другого и дают возможность его запомнить.

Кроме того, люди имеют разные выражения лица. Выражение лица, как новогоднюю маску, человек может менять по собственному желанию. Каждый решает сам, какое выражение ему нравится, он будет иметь радостное лицо или недовольное. Ребенку следует объяснить, что ощущение сказывается на внешнем виде человека: радостный человек - спокойный, глаза «светятся», голос негромкий, движения уравновешенные, плечи расправлены, губы «растягиваются» в широкую улыбку. Чувствуя радость, человек хлопает в ладоши, поет, танцует. Грустный человек - беспокойный, вялый, имеет полуприкрытые, влажные от слез глаза, тихий голос, сжатые губы. Печалясь, он старается избегать общения с другими, остается в одиночестве.

Особое выражение лица возникает у человека тогда, когда появляется недовольство, обида. О том, что человек чувствует злость, свидетельствуют его нахмуренные брови, прищуренные глаза, стиснутые зубы, опущенные уголки губ. Злость вызывает напряжение не только мышц лица, но и тела: руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак.

Предлагая детям внимательно посмотреть на лица друг друга, взрослый обращает внимание на выражение лица соседа (соседей) слева, справа, напротив. На счет три - каждый ребенок демонстрирует различные выражения лица.

Упражнение «Приятное - неприятное»

Во время беседы следует разъяснить, что способен испытывать каждый человек. Его ощущения бывают приятные и неприятные. Интересно узнать, что является приятным для тебя самого, близкого тебе человека, твоих родителей. Приятными и неприятными могут быть люди, животные, предметы, события.

Если нежно прикоснуться к другому - это вызывает приятные ощущения (взрослый ласково касается, гладит каждого ребенка), если вести себя грубо, например, крепко стиснуть руку человека - это неприятно и даже может вызвать боль. При таких условиях выражение лица человека показывает, что он чувствует и нравится ли это ему. Следует обязательно пояснить младшим дошкольникам, что, кроме прикосновений, человек реагирует на слова других, тон разговора и их поведение. Неприятные слова, оскорбительные сравнения так же вызывают недовольство, возмущение. И еще - каждый человек достаточно чувствительный к силе голоса другого человека, щебету и пению птиц, возгласов животных, звуку музыкальных инструментов.

Упражнение «Движения человека»

Взрослый обращает внимание на необходимость человека менять положение тела. Подчеркивает, что каждый ребенок любит поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать. Поскольку очень трудно долго стоять или сидеть в одной позе, приходится все время менять положение частей тела (руки, ноги, голова, туловище, шея). Детям предлагается встать на одну ногу и замереть (почувствовать, насколько это удобно/не удобно), попрыгать, потанцевать, потопать, покрутиться (покружиться вокруг стула, игрушки), в паре.

Уместно поставить вопрос: «другие дети же ничего не видят, как и ты, в то время, когда ты закрываешь глаза?»

Следует обязательно обратить внимание на то, что двигаться не сталкиваясь возможно. Иногда человек попадает в толпу. Среди большого количества посторонних людей чрезвычайно важно быть наблюдательным, внимательным. Если не учитывать направления движения людей вокруг, можно нанести вред и себе и другому человеку. Взрослый отмечает, что толкание, затрагивание другого, даже случайное, может вызвать неудобство, вызвать боль, что, в свою очередь, становится причиной раздражения, возмущение, гнев. Конечно, этого можно избежать, если уделять больше внимания собственным движениям, развивать гибкость тела, восприимчивость.

Следует отметить, что человек движется не только для своего удовольствия. Движения руками, пальцами, наклон головы, туловища помогают людям рядом понять его самочувствие.

Возраст человека также сказывается на его движениях. Маленький ребенок, взрослый и пожилой человек движутся по-разному. Так, жесты взрослого человека, который хорошо себя чувствует, - четкие и выразительные. Детям следует подумать, почему пожилые люди не так искусны, как маленькие дети.

Обратить внимание следует и на то, что различаются между собой жесты мальчиков и девочек. Последние движутся с легкостью, плавно. Движения мальчиков - резче. Стоит сравнить движения людей и животных. Человек, который чувствует угрозу, напуган, не уверен - закрывает глаза, пытаясь спрятать лицо. Именно так делает огромная птица - страус, пряча голову в песок, или обезьяна, которая залезает высоко на дерево и закрывает лапами глаза. Если же человек радостный и довольный, он хлопает, подпрыгивает, кружится. И в этом случае его поведение, позы, жесты напоминают действия представителей животного мира. Например, лебедь танцует на воде, собака подпрыгивает на месте.

При проведении бесед необходимо помочь ребенку найти ответ на следующие вопросы:

Когда человек радуется?

Когда бывает страшно?

Когда человек плачет?

Что заставляет людей улыбаться?

Когда на лице появляется улыбка?

С кем приятно общаться?

Кто в семье всегда радует тебя, а кто огорчает?

class="eliadunit">

Может ли быть красивым злой человек?

Что было самое приятное в жизни?

Кто из твоих знакомых имеет красивый голос?

Чем ты можешь порадовать других?

Чем ты можешь огорчить близкого человека?

Ориентировочные варианты беседы психолога с детьми

Беседа «НАСТРОЕНИЕ»

1. Что значит «хорошо себя чувствовать»?

2. Как ты узнаешь, какое у тебя настроение?

3. Когда у тебя преобладает хорошее настроение?

4. От кого твое настроение портится?

5. Как ты сейчас себя чувствуешь? Почему?

6. Можешь ли ты способствовать улучшению настроения? Как именно?

Беседа «ЖЕЛАНИЯ»

1. Чего тебе больше всего хочется?

2. Выполнимое ли это желание? Почему?

3. Что ты будешь чувствовать, если оно действительно осуществится? Почему?

4. От кого зависит осуществление этого желания?

5. Чего ты больше всего не хочешь? Почему?

6. Что ты можешь сделать, чтобы нежелательное не случилось?

Беседа «Любовь»

1. Что значит «любить»?

2. Как распознать человека, который любит?

3. Кого ты любишь? Почему?

4. Кто любит тебя? Почему?

5. Как ты узнаешь о том, что тебя любят?

6. Любишь ли ты себя? За что именно?

7. Чем ты себе не нравишься?

8. Кого ты не любишь? Почему?

9. Кто не любит тебя? Почему?

10. Можно ли прожить без любви?

11. Чем отличается чувство привязанности, симпатии, товарищества, влюбленности, любви?

Беседа «ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1. Как ты думаешь, до какого возраста ты доживешь?

2. Что важное случилось с тобой, когда ты был маленьким?

3. Что интересного произошло с тобой сегодня?

4. Какие приятные - неприятные события могут произойти с тобой:

а) в ближайшее время?

б) когда будешь заканчивать школу?

в) когда будешь взрослым человеком?

г) когда превратишься в старика?

Беседа «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»

1. Доволен ли ты своей жизнью? Почему?

2. Что в жизни для тебя самое дорогое?

3. У тебя есть личные планы? Какие же?

4. Что в жизни зависит от тебя?

5. Чего ты добился собственными силами?

6. Что необходимо для победы?

7. Ты - хороший человек? Почему так считаешь?

8. Чем ты особенный?

9. Чем похож на других?

10. Что ты сделал по совести?

Организовывать время от времени индивидуальные тематические беседы, направленные на то, чтобы помочь ребенку осознать свои переживания и со временем научиться регулировать их. Это необходимо, поскольку дает понимание внутреннего мира каждого ребенка (темы: «Настроение», «Желание», «Страхи», «Радость», «Уважение», «Любовь», «Обида», «Долг» ...)

Дать возможность ребенку путем рисования (красками, карандашами, мелками...) освободиться от страха, напряжения, негативных переживаний (темы: «Один дома», «Мне приснился сон», «Мой страх», «Моя волнения» ...)

Расширить представление о мире человеческих чувств - радость, интерес, горе, печаль, страдание, презрение, страх, стыд, вина, зависть, огорчение, гнев, совесть.

Пантомимические этюды в работе

Выполнение пантомимических этюдов позволяет свободно проявить собственные ощущения, способствует развитию выразительности движений. Не следует заострять внимание на угловатости ребенка, отсутствии выразительности, непохожести его движений с движениями выбранного ею персонажа. Взрослый должен понимать, что младший дошкольник только учится сосредотачиваться на себе, ослаблять мышцы, проявлять гибкость. Важно заметить сдвиги в положительную сторону, выделить и подчеркнуть положительные моменты «еще вчера тебе не удавалось это сделать, а сегодня - удалось, ты - молодец», «раньше было не так похоже, как сейчас», «сегодня гораздо лучше, чем вчера», «ты постарался, и стало более убедительно, уверена, в следующий раз будет еще лучше». Следует подчеркнуть наблюдательность, гибкость, настойчивость, старательность ребенка.

Применяя пантомимические этюды, целесообразно провести вступительную беседу и использовать фрагменты музыкальных произведений детских композиторов, усиливать выразительность движений, предоставлять возможность раскрепощения. Выполнение пантомимических этюдов позволит развить эмоциональную восприимчивость ребенка, фантазию, гибкость тела.

В работе с младшими дошкольниками можно использовать пантомимические этюды: «Стройная березка», «Музыки», «Строители», «Воздушные шарики», «Бабочки».

Упражнение «Мои любимцы»

Перед выполнением пантомимического этюда следует узнать, есть ли у ребенка домашний любимец и предоставить возможность рассказать, как он выглядит, в каких условиях живет, что любит больше всего. Внимание уделяется тому, всегда ли животное чувствует себя и ведет себя одинаково в различных условиях; как воспринимает хозяев и незнакомых людей, как реагирует на воду, как относится к любимой пищи; как проявляет свое недовольство. Выяснить, обладает ли ребенок языком животных и как общается со своим любимцем. Выслушав малыша, вспомнить тех животных, которые являются главными героями сказок и детских рассказов («Три медведя», и т.п.). Выяснить, кто из них является любимым героем, кто - нет, чем именно одни животные нравятся детям, а другие - не нравятся.

Предложить ребенку изобразить своего любимца (когда он спит, гуляет по квартире, играет с ребенком, просит есть, общается, купается и т.п.) или изобразить любого сказочного героя, о котором рассказывали родители, воспитатель, психолог, другие дети и тому подобное.

«Сначала заниматься было трудно. Упражнения казались надуманными, сложными. Нелегко было себя заставить их выполнять. Часто возникали сомнения. Но результат от таких упражнений превзошел все мои ожидания. Стало легче жить!»

В тренировке эмоций залог гибкости психики

Итак, в теоретической части мы выяснили, почему необходимы упражнения по балансировке эмоций. Эти упражнения позволят нам развить эмоциональную гибкость - остов здоровья и физического, и энергетического.

Почему система Сам Чон До и школа Норбекова настаивают на тренировке диапазона эмоций? Потому что это залог гибкости вашей психики. Своеобразная «растяжка» эмоциональных «мускулов». Если эмоции не будут быстро и плавно переходить из одного модуса в другой, это грозит нервным срывом, и следствием срыва станет нарушение здоровья. Стало быть, для поддержания здоровья просто необходима эмоциональная «гибкость». Необходим контроль собственного эмоционального настроя.

Он заключается в умении даже в пиковых ситуациях держать себя в состоянии внутренней (почти младенческой) безмятежности, посадив разрушительные эмоции на крепкую цепь. Страх, как сигнал, предупреждает об опасности, но парализует нашу способность действовать, если дать ему волю. Гнев прекрасно мобилизует наши энергетические ресурсы, но вспышка ярости лишает нас разума и провоцирует на ошибочные шаги.

Читатель, знаете ли вы, что такое радоваться от души, что такое выплакаться, что такое равновесие между этими состояниями? Вы забыли, что это означает?.. Наша жизнь отучает нас от естественного выражения чувств. Более привычно это вечное полуфабрикатное состояние: недорадость, недопечаль, неумение расслабиться (без использования допингов вроде алкоголя или сигареты и т. п.).

Хорошо, скажет ехидный читатель, вы все так убедительно ругаете среднестатистического современного человека. Ну, а что конкретно нужно делать? Неужели рецепт есть?

Рецепт не рецепт, а вполне приемлемый выход из положения. Существуют упражнения на гибкость эмоций. Вроде растяжек для мышц или позвоночника. А цель, спросите, какая? - Ваше настроение, настрой.

НАСТРОЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧУТЬ ВЫШЕ СРЕДНЕГО

Каким должно быть оптимальное настроение? Ваше настроение должно быть чуть выше среднего. Такая слегка положительная окраска. Оно не должно быть негативным (жизнь не удалась, ничего не исправишь) или чересчур позитивным, вроде розовых очков, этакий «щенячий восторг». Подобные перекосы, отклонения происходят вследствие негибкости эмоционального диапазона - неспособности эмоций гибко следовать за соответствующими мыслями.

Именно такую способность сейчас мы и будем тренировать.

Вначале мы запустим в действие мысль, задавая настрой. И будем добиваться того, чтобы эмоциональный фон потихоньку подтянулся за этой мыслью, срезонировал. Для начала выполним небольшое упражнение - для того, чтобы читатель сам почувствовал, насколько зависимо наше самочувствие от эмоционального настроя.

УПРАЖНЕНИЕ «МАСКА»

Вспомните самые печальные, тяжелые моменты вашей жизни. Вызовите в себе печаль, может быть, горе. Посмотрите на свое отражение в зеркале. Придайте лицу выражение глубокой печали, уголки губ опущены, брови скорбно сведены. Ваше лицо - трагическая маска. Постарайтесь удержать этот отпечаток горя на лице. Теперь прислушайтесь к себе. Каковы ваши ощущения сейчас, в эту минуту, когда вы полны печалью?

Как вы себя чувствуете? Не очень хорошо?.. Неважно, прямо скажем. Огорчение, усталость, упадок сил и т. д. После сильных печальных или негативных переживаний вы чувствуете себя так, точно целый день таскали огромные камни. Напоминают о себе старые заболевания, обнаруживаются новые хвори и проч.

Вот показались слезы. Достаточно печали. Пусть она выйдет вместе со слезами.

Итак, долой печали и горести! Трудно быстро перестроиться? Представьте, что вы стоите под небольшим водопадом. Поток воды омывает вас, унося все грустные переживания, освобождая вас, придавая сил и бодрости! Вы чувствуете непоколебимое спокойствие.

Теперь - просто и механически приподнимите уголки губ. Ваше лицо немного похоже на смеющуюся театральную маску. Но все же! Такая малость - улыбка, а ваше лицо сразу становится приветливым, принимает радостное выражение. И пусть ваша улыбка несколько искусственна. Подкрепите эту искусственную радость самыми приятными для вас воспоминаниями.

Представьте, у вас в ладонях, сложенных ковшиком, - вода, растворившая в себе все ваши радостные переживания, ваши самые лучшие минуты, все самое приятное для вас. Опустите лицо в ладони. Ощутите приток радости, почувствуйте, как радость наполняет вас. Теперь прислушайтесь к своим ощущениям. Что стало с вашей улыбкой? Кажется, она стала естественной?

А что изменилось в вашем самочувствии? Если вы захотите проанализировать изменения в своих ощущениях, вы заметите, как постепенно появляется бодрость, вы чувствуете себя гораздо лучше, никакого намека на упадок сил и т. п.

Прекрасный результат, скажете вы, но к чему это все?

ЧТО МЫ УЗНАЛИ, СДЕЛАВ УПРАЖНЕНИЕ «МАСКА»

Вы сумели, радуясь и печалясь, убедиться, что эти состояния отражаются на вашем самочувствии. Такое несложное упражнение дало вам понять, насколько сильно тот или иной эмоциональный настрой может изменить самочувствие.

Упражнение показало нам также, насколько важно уметь произвольно менять эмоциональный настрой. Такой навык очень пригодится в трудной конфликтной ситуации, позволит не пойти на поводу у эмоций, поможет преодолеть последствия потрясения, выбраться из депрессивного состояния, поможет управлять настроением.

Для этого нужно размять или, как мы говорим, «раскачать» эмоции.

Это чрезвычайно важно! Необходимо устранить застои в своем эмоциональном фоне. Он должен быть гибким, эластичным.

Я посвящаю эту книгу Тебе
Можешь усвоить самые прекрасные уроки в школе жизни -
Через твои собственные трудности, неудачи или победы.
Можешь создать свою собственную историю.
Счастье и покой наполнят твое бытие,
Ты сможешь сиять умом, где бы ты ни был.
Потому что мир нуждается в таких, как ты.

Аугусто Кюри


Тренировка Эмоций

Как быть счастливым

Я посвящаю эту книгу тем, кто умеет ждать восхода солнца и знает, что жизнь - самое грандиозное из всех зрелищ, какие являет нам Творец этого мира; тем, кто стремится управлять своими эмоциями и готов постоять за право быть свободным и счастливым.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Издревле люди жаждали счастья, подобно тому, как выжженная земля жаждет воды. Легко ли оно давалось? Не всегда! О нем писали поэты и романисты, о нем рассуждали философы, но почти все они знали о счастье лишь понаслышке.

Короли пытались властвовать над ним, но счастье не подчинялось их могуществу. Богач пытался его купить, но оно не продавалось. Интеллектуалы пробовали понять его, но тщетно. Знаменитости пытались обрести счастье за счет славы, но счастье предпочитает безвестность. Молодые люди говорили, что счастье принадлежит им, но счастье невозможно найти в удовольствии, и его не может обрести тот, кто не задумывается о последствиях своих действий.

Некоторые люди полагали, что счастье можно культивировать в лабораториях. Они изолировали себя от мира и проблем жизни, но счастье ценит обычных людей и взращивается в естественных условиях. Другие пробовали обрести счастье с помощью достижений науки и техники, но с ускорением технического прогресса печали и душевные пороки распространились еще больше.

В отчаянии многие люди пытались искать счастье по всему свету. Но дело было не в выборе места - счастье не обитало в небоскребах и дворцах. Утомленные поисками, некоторые люди сказали: «Счастья нет, счастье - это лишь грезы тех, кто никогда не просыпается». Счастье стучалось в каждую дверь. Оно давало надежду всем людям: печальным и веселым, подавленным и смеющимся, энергичным и лишенным фантазии. Оно внушало: «Послушайте, ищите меня не вокруг себя, а внутри себя». Мы переспрашивали: «Что? Говорите громче!» Оно шептало, и шепот его был подобен мягкому бризу: «Не ищите меня в космосе и на разных континентах Земли. Ищите меня внутри себя. Я обитаю среди ваших эмоций, в средоточии вашего духа...»

Большинство людей не понимали языка счастья. Они ожидали, что счастье войдет в их жизнь с громоподобным грохотом. Но счастье любит тишину. Оно скрытно и проявляется почти неощутимо в изгибах жизни и в простых деталях бытия.

Мы не понимаем счастья, поэтому нас можно уподобить кораблю без руля. Мы презирали счастье, и оно не давалось нам. Мы плохо обращались с ним, а оно появлялось на миг и быстро исчезало. Счастье обитало в душах многих людей всего лишь миг, а в иных душах - всю жизнь.

Счастье порождает любовь, спокойствие, мудрость, радость, терпение, терпимость, солидарность, прощение, стойкость, самообладание, доброту и чувство собственного достоинства. Вы никогда не встречали такого дружного семейства!

Если вы плохо обращаетесь с кем-то из членов этой вашей семьи, вы рискуете потерять все семейство. Если пострадала ваша любовь, вы теряете спокойствие; если спокойствие покидает вас, вы теряете стойкость; потеря стойкости будет стоить вам мудрости; если вы лишились мудрости, распрощайтесь с чувством собственного достоинства.

Мы должны познать мир эмоций, чтобы взрастить счастье. Мир развивается с удивительной скоростью. С каждым десятилетием наши знания приумножаются, а прежние мифы рушатся. Старые научные «истины» сменяются новыми. Все происходит так быстро! Может ли счастье двигаться в том же темпе? Нет! Счастье - друг времени. Мы должны тренировать эмоции, чтобы быть счастливыми.

Эмоциональное образование означает развитие наиболее важных функций нашего интеллекта, таких, как управление мыслями, защита эмоций в моменты напряженности, способность обдумывать свою реакцию, умение поставить себя на место другого, способность воплощать мечты и ценить жизнь. Почему одиночество, заниженное чувство собственного достоинства, беспокойство, усталость и раздражительность свойственны юным и взрослым? Потому, что они никогда не тренировали свои эмоции, никогда не пытались в корне изменить свою жизнь. Многие книги по самоусовершенствованию внушают людям неадекватное представление о сущности счастья.

Мы постоянно открываем новые школы, но от этого не стало больше думающих людей. В мире появилось больше физиологов и психиатров, но от этого люди не стали жить лучше. Людей, которые умеют управлять кораблем своей жизни в море эмоций, по-прежнему очень мало.

Более семнадцати лет я разрабатывал новую теорию о работе интеллекта, называемую «Мультифокусное мышление». Я упорно изучал эмоции и написал об этом тысячи страниц. Меня не назовешь всезнающим, но в данном случае я знаю, о чем говорю: нет волшебных способов стать счастливым. Путь к счастью лежит через эмоциональное образование. Мы не можем отказаться от нашей жизни, мы можем только изменить свой подход к ней.

Во второй части этой книги я расскажу о величайшем Мастере Эмоций, когда-либо жившем на этой земле, и о самых важных уроках эмоционального тренинга, которые он оставил нам. Мы продолжим наше интересное путешествие, которое наверняка изменит наше представление о жизни и препятствиях, подстерегающих нас на жизненном пути.

Тому, кто думает, что он все изучил, надеяться не на что. Если вы думаете, что вы - лишь несведущий и неискушенный ученик в Школе Жизни, вы не безнадежны. Нет никаких гигантов в эмоциональной сфере, поскольку все мы - вечные ученики.

Вы можете и должны найти путь к счастью, дорогу к спокойствию, удовольствие в диалоге, храбрость, чтобы преодолеть кризисы, и ясное сознание, чтобы сохранить интерес к жизни. Я расскажу несколько историй, чтобы показать вам, что вы обладаете невероятной силой. Вы выиграли самую большую гонку, вы были самым храбрым и удивительным на Земле, поскольку пережили самый захватывающий роман в истории. Вы не верите мне? Потерпите - и сами все увидите.


Аугусто Жоржи Кюри


Вы выиграли самое большое соревнование в истории

История большой гонки за жизнь

Когда-то вы были допущены к участию в самой большой гонке всех времен и народов. Там были миллионы конкурентов. Только вообразите, сколько у вас было соперников! Почти все претендовали на победу, но только один из них победил - и это были вы. Проанализируйте, каковы были ваши шансы. Ничтожные, не правда ли? Очень близкие к нулю.

Все сговорились против вас. Никогда удача не была так далека. Но вы не могли позволить себе проиграть эту гонку, иначе упустили бы самый большой приз в истории - жизнь. И тогда другой человек сидел бы на вашем стуле, читая эту книгу; другой занял бы ваше место на этом этапе бытия. Что это была за гонка? Это была гонка за жизнь. Были миллионы сперматозоидов, рвущихся оплодотворить одну яйцеклетку и завоевать себе право на жизнь. И вы были среди них самым упорным существом в истории, ибо верили, что сможете победить. Таким мечтателем вы уже никогда не были. И сейчас тоже. А тогда вы мечтали о том, что было почти невозможно.

Если бы любой другой сперматозоид оплодотворил яйцеклетку, был бы сформирован другой человек, не вы. Вы были бы навсегда вычеркнуты из жизни. Вы не получили бы ни глаз, чтобы видеть солнце, ни эмоций, чтобы иметь друзей.

Тогда вы были совсем крошечным - в тысячи раз меньше песчинки. Вы были маленьким и несовершенным созданием, но ваша способность бороться за жизнь была удивительна. Генетическая программа определила, что вам нельзя умирать, что вам нужна эта яйцеклетка в матке вашей матери. Только благодаря ей вы могли стать человеком. И вы смело устремились к своей цели.

Это было самое большое соревнование в истории, самая жесткая гонка, когда-либо пройденная живым существом. Это было несравнимо труднее, чем в настоящее время преодолеть рак, инфаркт, семейный или финансовый кризис. Так что не отчаивайтесь, сталкиваясь с сегодняшними кризисами.

Завоевание Оскара лучшим актером, награждение Нобелевской премией или достижение вершины карьеры в любой компании мира - очень легкая задача по сравнению с соревнованием, в котором вы участвовали на заре вашей жизни. Поэтому если вы чувствуете себя низшим существом из-за того, что никогда не достигали чего-то значительного, то знайте, что вы ошибаетесь. Вы несправедливы к себе, потому что заслуженно победили в самом большом и самом трудном соревновании в истории. Никогда не чувствуйте себя ниже любого другого человека или менее способным, чем он. Богаты вы или без гроша в кармане, интеллектуал или неграмотный, знамениты или безвестны - все это неважно по сравнению с жизнью, которую вы завоевали. Почувствуйте жизнь, пульсирующую в каждой клеточке вашего тела и вибрирующую в вашей душе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.