Регион:

Масла и смазки


Мы не можем себе представить работу с черными металлами без применения смазочных веществ. Уже раскатка слябов в более тонкие изделия сопровождается применением смазок. Густые смазки наносятся в подшипники валков, жидкие – в подшипники менее нагруженного оборудования. Даже простая резка металла, не говоря уже о фрезеровании или токарных работах, сопровождается непрерывным охлаждением обрабатываемого металла струей так называемой смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ), поскольку под действием режущего инструмента без необходимой скорости отвода тепла металл нагревается сверх допустимой температуры, что может изменить, в свою очередь, прочностные и эксплуатационные характеристики как резца, так и изделия. А СОЖ обязательно содержит в своем составе масла и жиры, которые остаются в некотором количестве на готовом изделии.

После изготовления изделия (или особенно полуфабриката) последнее не сразу поступает в эксплуатацию – прежде чем оно может быть использовано в конструкции, изделие какое-то время лежит на оптовом складе, затем на мелкооптовом складе и еще у потребителя, пока не будет использовано по назначению. И везде его ждет главный враг – коррозия, особенно если изделие (полуфабрикат) лежит под открытым небом. В зависимости от срока хранения степень коррозии металла может быть самой различной – от легкого поражения (коричневый налет на поверхности) до глубоких язв и питтингов глубиной в несколько миллиметров. Очевидно, что сильно пораженный коррозией металл вряд ли будет успешно продан даже за меньшую цену. Именно поэтому производители предпринимают меры противодействия появлению коррозии на хранящемся на открытом воздухе металле.

Так называемое межоперационное хранение регламентируется ГОСТ 9.014-78. Согласно этому документу, для непродолжительного хранения могут использоваться операционные СОЖ, в которые добавляются ингибиторы коррозии. Эти смазочные материалы, как правило, не вызывают трудностей при проведении операций обезжиривания; в то же время есть определенный ассортимент полуфабрикатов, которые требуется хранить более продолжительное время (даже годы), и для их сохранности используются специальные защитные составы с высоким сродством масел к поверхности металла. Обычно такого рода продукция не поступает на оцинковку, но случайности возможны. Отличить изделия (полуфабрикаты) с защитным покрытием такого рода достаточно несложно – это обычно металл черного цвета без каких-либо признаков коррозионного повреждения. Обычно технолог, однажды встретившись с такого рода антикоррозийным покрытием, запоминает его на всю оставшуюся рабочую жизнь. Меры работы с такими изделиями относительно просты – обычно пробная оцинковка и оценивание результата; при неудовлетворительном обезжиривании – ручная протирка поверхности изделий сначала органическими растворителями (уайт-спирит) или нейтральными обезжиривающими составами, затем пропускание по полному технологическому циклу. Когда заказчик с исполнителем не сошлись в цене (поскольку здесь будет наблюдаться повышенная трудоемкость), допускается и отказ от такого металла. 

К сожалению, оцинковщикам необходимо знать хотя бы начальные сведения о свойствах СОЖ и различных смазок, основных принципах их действия и сроках защиты. Дело в том, что раньше, в эпоху СССР, при псевдоплановом хозяйстве основные усилия исследователей были направлены на создание технологий для нужд военных ведомств. Гражданская же промышленность снабжалась по остаточному принципу, количества компонентов, которые могли быть введены в состав упомянутых композиций, были ограничены, поэтому составы различных СОЖ и смазок были достаточно известны, и любой химик мог на основании состава предсказать их поведение в условиях конкретного технологического процесса. Иное дело сейчас. В стране благодаря контактам с западными странами, возможностям для исследователей использовать бывшие военные разработки, а также благодаря экспорту создан огромный ассортимент жидкостей технологического назначения. Одновременно засекречиваются конкретные их составы. Имеются только их названия и небольшая информация о принципах применения. Производителю металлопродукции важно лишь то, чтобы не было нареканий со стороны потребителей о внешнем виде изделий. А насколько прочно закрыта поверхность, и можно ли ее снять существующими технологическими приемами обезжиривания – это забота уже других людей. В настоящее время в дополнение к известным, хорошо зарекомендовавшим себя жидкостям, появляются новые  разработки антикоррозионной продукции, обладающей уникальными свойствами.

Типы смазочных веществ

Все смазочные вещества можно разбить на два типа – полученные из природных веществ и синтетические (нефтяные масла и смазки). Масла и жиры природного происхождения – это полные сложные эфиры глицерина (в случае твердых жиров животного происхождения – более длинных полиатомных спиртов) и жирных кислот. Наиболее часто в образовании жиров участвуют стеариновая, пальмитиновая и олеиновая кислоты.

Большинство растительных масел имеет жидкую консистенцию; характерной особенностью многих из них является способность к высыханию и образованию на поверхности, на которую нанесено масло, твердых и эластичных пленок. Такие масла (при условии добавки специальных катализаторов – так называемых «сиккативов») - являются основой ряда олиф и лаков.

Постепенно растительные масла из смазочных масел вытесняются синтетическими, на основе нефтяных фракций, но доля первых еще сравнительно велика. Ассортимент синтетических масел и смазок постоянно увеличивается вместе с расширением областей их применения, но для областей горячего цинкования актуальны те, которые содержат в своем составе так называемые «ингибиторы коррозии».

Основной способ защиты изделий из черных металлов от коррозии – это введение в состав СОЖ ингибиторов. Ингибиторы могут быть водорастворимыми (это, как правило, нитриты, амины и этаноламины), водомаслорастворимыми и маслорастворимыми. Если первые и вторые защищают поверхность изделий тем, что взаимодействуют с кислородом воздуха, предотвращая окисление металла, то третьи, как правило, селективно сорбируются поверхностью, сдвигая потенциал металла в сторону более благородного и экранируя наиболее активные места поверхности. Кроме того, для наиболее   стойких   ингибирующих   покрытий   используются вещества, которые вытесняют воду с поверхности, делая невозможным появление электролита на ней. Изделия с первым типом ингибитора можно хранить только под навесом очень ограниченное время, поскольку ингибиторы смываются первым же дождем, срок хранения со вторым типом ингибитора уже несколько больше, они выдерживают несколько дождей, изделия, обработанные защитными СОЖ с третьим типом ингибитора, могут храниться годами на открытом воздухе без появления существенной коррозии. Именно последний тип создает наибольшие проблемы для оцинковщиков. Желательно, чтобы оцинковщикам не попадали изделия, защищенные по третьему типу защиты.

Кроме того, на отдельных деталях могут оказаться нанесенными случайным или намеренным образом тяжелые смазки, используемые для полной консервации изделий, часто эти смазки можно удалить либо механически (основную часть), либо с использованием органических растворителей, что в условиях цеха горячего цинкования явно нетехнологично.

Всю эту группу веществ (антикоррозионные масла, смазочные вещества, полировочные пасты, закалочные масла), а также маркерные краски необходимо смыть с изделий с помощью стандартных моющих средств.

Возможно Вас так же заинтересуют следующие статьи:

comments powered by HyperComments