Какие характерные черты имеет античная цивилизация. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока. Царский период истории Рима

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • современные концепции развития Античности;
  • типологические черты полисной культуры;
  • этапы и логику развития античной цивилизации;
  • стилевые особенности античного искусства; их значение в истории искусства;
  • специфику античных форм и методов осмысления действительности; уметь
  • обобщать и классифицировать достижения античной цивилизации;
  • определить вклад античной цивилизации в развитие современных цивилизационных форм;
  • выявлять специфику межцивилизационного взаимодействия народов, находящихся на разных ступенях развития;

владеть

  • навыками использования в общении культурного багажа Античности;
  • навыками работы с текстами античных авторов, сформировавших контекст восприятия смыслов западной цивилизации.

Вступление

Термин «античность» происходит от латинского antiquitas - «древний», «старинный». Он существует в европейской общественной мысли с XV в., но в современном значении выражает европоцентристские представления ученых XVII-XVIII вв. об истории человечества, когда история разных народов была разделена на «античную» (древнюю европейскую) и историю «Древнего Востока» (главным образом - речных цивилизаций, рассмотренных в предыдущей главе). Таким образом, понятие «Античность» закрепилось за теми сообществами, которые европейцы считали своими (культурными) предками: Древней Грецией и Древним Римом, включая и народы, постепенно вошедшие в орбиту влияния эллинистического (греческого) или латинского (римского) мира.

При этом понятие «античная цивилизация» применяется в научной литературе столь же часто, как и «цивилизации Античности». Использование единственного числа связано с тем, что, в отличие от речных цивилизаций, формировавшихся независимо друг от друга как локальные формы освоения приречных пространств, та цивилизация, которая именуется «античной», возникла только в одном регионе земли - Средиземноморье. Более того, в истории Античности можно обнаружить определенную

преемственность в цивилизационном развитии от самой древней эпохи («крито-микенской»), через «классический» период в развитии греческого полиса - к широкому эллинистическому миру, охватывающему территорию проживания многих народов традиционно понимаемого Востока и греко-латинского Запада.

В то же время, при всей схожести цивилизационных форм Античности, здесь явно выделяются два независимых центра формирования этих культур: Восточное Средиземноморье (полуостров Пелопоннес и острова Эгейского моря) и Апеннинский полуостров.

Обозначим здесь те черты, которые позволяют объединить различные сообщества народов в одно понятие - «Античность». Прежде всего это схожие условия возникновения таких сообществ и их существования. Природные условия (их подробно описал А. Боннар ) резко отличались от тех, в которых возникали речные цивилизации. Сочетание гор и небольших долин с мелким реками и каменистой землей не давало возможности обеспечить пропитание только за счет выращивания злаков, пусть даже и в благоприятном субтропическом климате. Скотоводство должно было стать обязательным дополнением к земледелию. В похожих природных условиях в других регионах Европы (Кавказ и Закавказье, Пиренейский полуостров), а также в Малой Азии возникали цивилизационные формы схожего типа: «террасное» земледелие в комплексе с горным скотоводством в очень небольших (по занимаемой территории и численности населения) сообществах, ориентированных на натуральное хозяйство и почти полное самообеспечение. Злаковые культуры в этих регионах не были основой рациона. Значительное место в сельскохозяйственном обороте занимало выращивание оливковых деревьев и винограда, хорошо приспособленных к условиям почвы и климата, а к ним в «средиземноморском рационе» добавлялись продукты овцеводства (мясо и сыр), рыба и морепродукты.

Первоначально в Европе, в условиях предгорий (Пиренеи, Альпы, Балканы, Кавказ), сформировались несколько схожих по типу развития цивилизационных форм. И все они веками и тысячелетиями сохранялись без особых изменений. И только народы, заселившие Балканский и Апеннинский полуострова, смогли выйти на новый уровень развития и выработать цивилизационные формы, повлиявшие на всю историю человечества. Этому способствовало сочетание нескольких факторов, как природных, так и исторических.

Прежде всего Античность как набор цивилизационных форм возникла на базе использования меди (и бронзы - сплава меди и олова) в качестве материала для орудий труда. А ее развитие продолжалось уже с использованием железа , что резко повышало эффективность двух форм получения благ : обработки земли и военного насилия. В обоих случаях в формировании античного этноса участвовали индоевропейцы - народы, проделавшие большой путь из мест первичного обитания (Закавказье) в Европу и обогатившиеся опытом проживания в разных природных условиях и взаимодействия с народами, жившими на территории от Каспийского моря до Южной Европы.

Огромную роль в цивилизационном становлении Древней Греции и Древнего Рима сыграло море, используемое в качестве преимущественного способа передвижения. Опыт финикийцев и «народа моря» - древних жителей Крита был использован сначала в Греции, а затем в Риме для того, чтобы преодолеть несовершенство природных факторов и стать цивилизацией, базирующейся не только и не столько на сельском хозяйстве, сколько на тех возможностях, которые дают международная торговля и освоение новых территорий. Греки заселяли новые территории, выводя часть населения в районы, благоприятные для земледелия и торговли, и тем самым формируя колонии - отдаленные поселения, первоначально являвшиеся частью «материнского» сообщества, но впоследствии становящиеся самостоятельными. Римляне же пошли другим путем - вооруженного захвата соседних территорий и «перестройки» присоединенных «провинций» по римскому образцу.

Цивилизации Античности - это сообщества военно-аграрно-торговой экспансии, преодолевающей и разрушающей границы локальных, замкнутых миров.

развиться таким формам искусства, развлечений и коллективного времяпрепровождения, в которых преобладало индивидуальное начало.

Античные цивилизации были доминантными для развития Евразии в I тыс. до н.э. и в первой половине I тыс. н.э. Они открыли для человечества новые возможности развития и оказали влияние на народы, проживавшие на территории Евразии, от Атлантического океана до Инда и Средней Азии. Особенно мощным их влияние стало в III в. до н.э., с началом военных походов Александра Македонского. После этих походов взаимное противоборство сменилось интеграцией цивилизационных форм Античности и речных цивилизаций (период эллинизма). С I в. до н.э., в процессе трансформации Рима из республики в империю, средиземноморский мир становится все более «латинским», приобретает «римские» черты.

Но это не значит, что цивилизационное развитие человечества не имело альтернатив. Жизнь народов Индии лишь слегка и в самой западной части была затронута эллинизацией. Продолжалось становление китайской и зависимых от нее цивилизаций Дальнего Востока. В Мезоаме- рике доминантной цивилизацией этого периода была цивилизация майя. Но и в средиземноморском мире существовали свои «великие» цивилизации, конкурировавшие с античными. Для Древней Греции таким конкурентом стала Персидская держава. Она возникла в середине I тыс. до н.э. в Восточной Месопотамии после переселения туда нескольких народов индоевропейской группы языков (ариев, мидян, парсов и др.). Ее правители подчинили себе всю Месопотамию, Закавказье, часть Средней Азии и запад Индии. Персидское государство было последним (по времени возникновения) крупным образованием, сохраняющим все черты ирригационной цивилизации. Стремление правителей Персии захватить Балканы и острова Восточного Средиземноморья привело к первому из известных в истории цивилизационному конфликту, получившему название «грекоперсидских войн». А разгром Персии войсками Александра Македонского в IV в. до н.э. позволил перейти от конфликта к интеграции, о которой было сказано выше.

На западе Средиземноморья альтернативой римской античности стала торгово-сельскохозяйственная (и близкая по социальной структуре к полисной) цивилизация финикийцев и соседствующих с ними народов. Ее центром был город Карфаген, расположенный на Африканском побережье Средиземного моря. В середине I тыс. до н.э. Карфаген контролировал всю прибрежную территорию Северной Африки, от Египта до Атлантического океана, а также прибрежные территории Пиренейского полуострова. При этом, оставаясь частью финикийской цивилизационной общности, Карфаген не создал собственных, свойственных только ему цивилизационных и культурных форм . Так, в религиозной сфере он сохранил традиции семитских народов Восточного Средиземноморья, а в искусстве карфагеняне воспроизводили образцы, созданные как в Египте, так и в Греции. Между двумя крупнейшими цивилизациями Западного Средиземноморья - Римом и Карфагеном - шли Пунические войны, закончившиеся победой Рима и разрушением, а затем и превращением вновь отстроенного Карфагена в одну из римских провинций. Уничтожение Римом конкурента привело к гибели выработанных этой цивилизацией форм жизни. О быте, привычках, чертах сознания карфагенян, т.е. обо всем, что сохраняется через письменность, известно очень мало. Возможно, поэтому распространено мнение, что цивилизация Карфагена была в большей степени «технологичной», чем ориентированной на духовную или художественную культуру.

  • См.: Боннар Л. Греческая цивилизация: в 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1995.
  • См.: Циркип Ю. Б. Карфаген и его культура. М.: Наука, 1986.

II семестр

Историческая география Древней Греции.

Письменные источники по истории Древней Греции.

Минойская цивилизация на Крите.

Микенская Греция.

Троянская война.

Тёмные века» в истории Греции.

Греческая мифология: основные сюжеты.

Поэмы Гомера.

Великая греческая колонизация.

Спарта как тип полиса.

Формирование полиса в Афинах (VIII-VI вв. до н.э.).

Реформы Солона.

Тирания Писистрата.

Реформы Клисфена.

Греко-персидские войны.

Афинская демократия в V в. до н.э.

Афинская морская держава в V в. до н.э.

Пелопоннесская война.

Кризис полиса в Греции IV в. до н.э.

Греческая культура архаического времени.

Греческая культура классического времени.

Возвышение Македонии.

Походы Александра.

Эллинизм и его проявления в экономике, политике, культуре.

Основные эллинистические государства.

Северное Причерноморье в классическую и эллинистическую эпоху.

Периодизация истории Рима.

Историческая география Рима, Италии и империи.

Письменные источники по римской истории.

Этруски и их культура.

Царский период истории Рима.

Ранняя Республика: борьба патрициев и плебеев.

Завоевание Римом Италии.

Вторая Пуническая война.

Завоевание Средиземноморья Римом во II в. до н.э.

Реформы братьев Гракхов.

Борьба оптиматов и популяров. Марий и Сулла.

Политическая борьба в Риме в I пол. I в. до н.э.

Завоевание Галлии Цезарем.

Восстание Спартака.

Борьба за власть и диктатура Цезаря.

Борьба Антония и Октавиана.

Принципат Августа.

Императоры из династии Тибериев-Юлиев.

Римские провинции в I-II вв. н.э. и их романизация.

Золотой век» Римской империи во II в. н.э.

Римская культура времени гражданских войн.

Римская культура эпохи принципата.

Эпоха «солдатских императоров».

Реформы Диоклетиана-Константина.

Древняя христианская церковь. Принятие христианства в IV в.

Натиск германских племен на границы империи в IV-V вв.

Восточные провинции в IV-VI вв. Рождение Византии.

Падение Западной Римской империи.

Культура Поздней империи.

Античные традиции в культуре последующих эпох.

Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока.

Античная цивилизация – это образцовая, нормативная цивилизация. Здесь произошли события, к-е потом лишь повторялись, нет ни одного события и яв-я, к-е не были осмысленны, не произошли в Др Греции и Др. Риме.

Античность понятна нам сегодня, так как: 1.в античности жили по принципу «здесь и сейчас»; 2. религия была поверхностная; 3 у греков не было морали, совести, они лавировали по жизни; 4 личная жизнь была личной жизнью человека, если не влияет на общественную мораль.

Не похожа: 1. Не было понятия об этике (хорошо, плохо). Религия сводилась к ритуалам. А не к оценке хорошего и плохого.

1. В античной цивилизации человек главный субъект исторического процесса (важнее государства или религии), в отличие от цивилизации древнего Востока.

2. Культура в Западной цивилизации есть личное творческое выражение, в отличие от восточной, где прославляют государство и религию.

3. Древний Грек надеялся только на себя, не на Бога, ни на государство.

4. Языческая религия для античности не имела моральной нормы.

5. В отличие от древневосточной религии, Греки считали, что жизнь на земле лучше, чем в потустороннем мире.

6. Для Античной цивилизации важные критерии жизни были это: творчество, личность, культура, т.е. самовырежение.

7. В античной цивилизации была в основном демократия (народные собрания, совет старейшин), в Др Востоке – монархии.

Периодизация истории Древней Греции.

Период

1. Цивилизация минойского Крита - 2тыс до н э – XX – XIIв до н э

Старых дворцов 2000-1700 гг до нэ- появление нескольких потенциальных центров(Кносс, Феста, Маллия, Загросс)

Период новых дворцов 1700-1400 гг до нэ – дворец в Кноссе (Дворец Митавра)

Землетрясение XV- завоевание о. Крит с материка ахейцами.

2. Микенская (ахейская) цивил-ция – XVII-XII в до н э (греки, но еще не античные)

3. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI-IX вв. до н. э.), - родоплеменные отношения в Греции.

Период. Античная цив-ция

1. Архаический период (архаика) (VIII-VI вв. до н. э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

2. Классический период (класссика) (V- IV вв. до н. э.) - расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

3. Эллинистический период (элинизм, постклассический период) – кон. IV - I в до н э (расширение греческого мира, истощается кул-ра, облегченный историче-й период):

Восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в, до н. э. - 80-е годы III в. до н. э.);

Функционирование эллинистических обществ и государств (80-е годы III в. до н. э, - середина II в. до н. э.);

Кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II в. - I в. до н. э,).

3. Историческая география Древней Греции .

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т.е. балканское, малоазиатское, фракийское побережье и многочисленные острова Эгейского моря. С 8-9 вв. до н.э., после мощного колонизационного движения из района Энеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Юж. Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После походов А. Македонского в конце 4 в. до н.э. и завоевание Персидской державы на её развалинах Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на Востоке, от Северного Причерноморья на севере, до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории её центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего рассвета.

Климат восточно-средиземноморский, субтропический с мягкой зимой (+10) и жарким летом.

Рельеф горный, изолированные друг от друга долины, что мешало строительству коммуникаций и предполагало ведению в каждой долине нат-го с/х.

Присутствует изрезанная береговая линия. Существовала коммуникация по морю. Греки, хотя и боялись моря, освоили Эгейское море, не выходили долго в Черное море.

Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железной рудой, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья.

Почвы Греции каменисты, среднеплодородны и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для сельскохозяйственной дея-ти. Были и просторные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия. В с/х существовала триада: зерновые (ячмень, пшеница), оливки (маслины), из к-х изготовляли масло, а его выжимки были основой освещения, и виноград (универсальный напиток, к-й не портился в этом климате, вино 4-5%). Из молока изготовляли сыр.

Скотоводство: мелкий рогатый скот (овцы, быки), птица, т.к. негде было развернуться.

4. Письменные источники по истории Древней Греции .

В Древней Греции рождается история – спец-ые исторические сочинения.

В VIв до н э появляются логографы- словописания, первая проза, описание памятных событий. Наиболее известны логографы Гекатея (540-478 гг. до н. э.) и Гелланика (480-400 гг. до н. э.).

Первым историческим исследованием был труд «История» Геродота (485-425 гг. до н. э.), названного еще в древности Цицероном «отцом истории». «История» - главный вид прозы, имеет общественное и частное значение, объясняет всю историю в целом, транслирует, передает инф-цию потомкам. В труд Геродота отличается от хроник, летописаний тем, что присутствуют причины событий. Цель работы – изложить всю доведенную до автора информацию. Труд Геродота посвящен истории греко-персидских войн и состоит из 9 книг, которые в III в. до н. э. были названы именами 9 муз.

Другим выдающимся произведением греческой исторической мысли был труд афинского историка Фукидида (около 460-396 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431- 404 гг. до н. э.). Труд Фукидида состоит из 8 книг, в них излагаются события Пелопоннесской войны с 431 по 411 г. до н. э. (сочинение осталось неоконченным). Однако Фукидид не ограничивается тщательной и подробной характеристикой военных действий. Он дает также описание внутренней жизни воюющих сторон, в том числе взаимоотношений разных групп населения и их столкновений, изменений в политическом строе, при этом частично отбирая инфор-ию.

Разнообразное литературное наследство оставил после себя младший современник Фукидида историк и публицист Ксенофонт из Афин (430-355 гг. до н. э.). Он оставил после себя много различных сочинений: «Греческая история», «Воспитании Кира», «Анабасис», «Домострой».

Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений по истории темных веков XII – VI вв. до н. э., т. е.

Среди сочинений Платона (427-347 гг. до н. э.) наибольшее значение имеют его обширные трактаты «Государство» и «Законы», написанные в последний период его жизни. В них Платон, отталкиваясь от анализа социально-политических отношений середины 6 в. до н. э., предлагает свой вариант переустройства греческого общества на новых, справедливых, по его мнению, началах.

Аристотелю принадлежат трактаты по логике и этике, риторике и поэтике, метеорологии и астрономии, зоологии и физике, которые являются содержательными источниками. Однако наиболее ценными трудами по истории греческого общества IV в. до н. э. являются его сочинения о сущности и формах государства - «Политика» и «Афинская политая».

Из исторических сочинений, дающих связное изложение событий эллинистической истории наибольшее значение имеют труды Полибия (в сочинении подробно излагается история греческого и римского мира с 280 по 146 г. до н. э)и Диодора «Историческая библиотека».

Большой вклад в изучении истории Др. Греции имеют и труды Страбона, Плутарха, Павсания и др.

Микенская (ахейская)Греция.

Микенская цивилизация или Ахейская Греция - культурный период в истории доисторической Греции с XVIII по XII век до н. э., бронзового века. Получила свое название по городу Микены на полуострове Пелопоннес.

Внутренними источниками яв-ся таблички, написанные линейным письмом Б, расшифрованные после 2 мировой войны Майклом Вентрисом. В них содержатся документы о хозяйственной отчетности: налоги, о сдачи земли в аренду. Некоторая инф-ция об истории архейских царей содержится в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», трудах Геродота, Фукидида, Аристотеля, к-я подтверждается данными археологии.

Создателями микенской культуры были греки - ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III–II тыс до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Пришельцы частично разрушили и разорили поселения завоеванных племен. Остатки догреческого населения постепенно ассимилировались с ахейцами.

На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV–XIII вв. до н. э. Наиболее значительными центрами раннеклассового общества были Микены, Тиринф, Пилос в Пелопоннесе, в Средней Греции Афины, Фивы, Орхомен, в северной части Иолк – Фессалия, к-е никогда не объединялись в 1 гос-во. Все гос-ва находились в состоянии войны. Мужская воинственная цивилизация.

Почти все микенские дворцы-крепости были укреплены каменными циклопическими стенами, к-е строили свободные люди, и представляли собой цитадели (например, Тиринфская цитадель).

Основную массу трудящегося населения составляли в микенских государствах, как и на Крите, свободные или полусвободные крестьяне и ремесленники, к-е находились в экономической зависимости от дворца и облагались в его пользу трудовыми и натуральными повинностями. Среди ремесленников, работавших на дворец, особое положение занимали кузнецы. Обычно они получали от дворца так называемую таласию, т. е. задание или урок. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную службу, не лишались личной свободы. Они могли владеть землей и даже рабами, как и все другие члены общины.

Во главе дворцового государства стоял «ванака» (царь), к-й среди правящей знати занимал особое привилегированное положение. В обязанности Лавагета (военачальника) входило командование вооруженными силами Пилосского царства. Царь и военачальник сосредоточивали в своих руках наиболее важные функции как экономического, так и политического характера . В непосредственном подчинении у правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства: картеры(наместники), басилеи (осуществляли надзор за производством).

Вся земля в Пилосском царстве делилась на две основные категории: 1) землю дворца, или государственную, и 2) землю, принадлежавшую отдельным территориальным общинам.

Микенская цив-ция пережила два нашествия с севера с промежутком в 50 лет. В период между нашествиями население Микенской цив-ции объединилось с целью погибнуть со славой в Троянской войне (ни один троянский герой не вернулся живым домой).

Внутренние причины гибели Микенской цив-ции: хрупкая экономика, неразвитая простое общество, к-е привело в разрушение, после потери верхушки. Внешняя причина гибели – нашествие дорийцев.

Цивилизации восточного типа для Европы не пригодны. Крит и Микены яв-ся родителями античности.

7. Троянская война .

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н. э., и начинали с неё новую - "троянскую" эру: восхождение населявших Балканскую Грецию племён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы, среди них поэма "Илиада", приписываемая греческому поэту Гомеру. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона.

Троянская война, согласно мифам, началась по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою.

Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый старец Нестор и др. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились Одиссей и Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые Гектором. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном.

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: "Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!" Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте. Женщины Трои стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны (описывается в поэме Гомера - "Одиссея"). Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Древние греки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Фукидид был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои - исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Отдельные части поэмы, такие, как "каталог кораблей" или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.

Историки XVIII- XIX вв. были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было и что герои поэмы - мифические, а не исторические фигуры.

В 1871 г. Генрих Шлиман приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-западной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. Затем, следуя указаниям поэмы, Генрих Шлиман провёл археологические раскопки в "злато-обильных" Микенах. В одной из обнаруженных там царских могил покоились - для Шлимана в этом не было никакого сомнения - останки Агамемнона и его спутников, усыпанные золотыми украшениями; лицо Агамемнона покрывала золотая маска.

Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую общественность. Не оставалось сомнений в том, что поэма Гомера содержит сведения о действительно происходивших событиях и их реальных героях.

В последствии А. Эванс на острове Крит обнаружил дворец Минотавра. В 1939 г. американский археолог Карл Блеген открыл "песчаный" Пилос, место обитания мудрого старца Нестора на западном побережье Пелопоннеса. Однако археологии установили, город, принятый Шлиманом за Трою, существовал ещё за тысячу лет до Троянской войны.

Но отрицать существование города Трои где-то в северо-западном районе Малой Азии невозможно. Документы из архива хеттских царей свидетельствуют, что хетты знали и город Трою, и город Илион (в хеттском варианте "Труиса" и "Вилуса"), но, судя по всему, как два разных, расположенных по соседству города, а не один под двойным названием, как в поэме.

Поэмы Гомера.

Гомер считается автором двух поэм - "Илиады" и "Одиссеи", хотя в современной науке до сих пор не решен вопрос жил ли Гомер на самом деле или же он является легендарной личностью. Совокупность проблем, связанных с авторством «Илиады» и «Одиссеи», их возникновением и судьбой до момента записи, получила название «гомеровский вопрос».

В Италии Дж. Вико (17в) и в Германии фр. Вольф (18) признавали народное происхождение поэм. В XIX в была предложена «теория малых песен», из к-х механическим путем впоследствии возникли обе поэмы. «Теория зерна» предполагает, что в основе «Илиады» и «Одиссеи» лежит небольшая поэма, к-я с течением времени обросла подробностями и новыми эпизодами в результате творчества новых поколений поэтов. Унитарии отрицали участие народного творчества в создании гомеровских поэм, рассматривали их как художественное произведение, созданное одним автором. В кон XIX в была предложена теория народного происхождения поэм в результате постепенного естественного развития коллективного эпического творества. В кон XIX в нач XX в возникли синтетические теории, согласно к-м «Илиада» и «Одиссея» представляются эпосом, обработанным одним или двумя поэтами.

Сюжеты обоих поэм восходят к микенскому времени, что подтверждается многочисленными археологическими материалами. В поэмах нашли отражения крито-микенская (конец XII в – инф-ция о Троянской войне), гомеровская (XI-IX- большая часть инф-ции, т.к инф-ция о микенском времени не дошла в устной форме), ранняя архаическая (VIII-VII) эпохи.

В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне , происходившей в XIII– XII вв. до н. э . Сюжетом «Илиады» является гнев фессалийского героя Ахила на предводителя греческих войск, осаждавших Трою, Агамемнона за то, что тот отнял у него прекрасную пленницу. Самая древняя часть «Илиады» - 2 песнь о «Списках кораблей». Сюжетом «Одиссеи» яв-ся возвращение на родину остров Итака Одиссея, после того, как греки разрушили Трою.

Поэмы были записаны в Афинах при тиране Писистрате, к-й хотел показать, что в Греции существовала единоличная власть. Поэмы приобрели современный вид во 2 в до н э в Александрийском муссоне (эпоха эллинизма).

Значение поэм: книга для изучения грамоты, «настольная книга» греков.

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» - «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «У Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Полный перевод «Илиады» на русский язык размером подлинника был сделан Н. И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» – В. А. Жуковским (1849).

Спарта как тип полиса.

Спартанское гос-во было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого гос-ва, а само гос-во получило название Лаконии. Полис нельзя было завоевать, а лишь только уничтожить. Все полисы развивались, но лишь только Спарта в 6 в. законсервировалась.

Главнейшими источниками по истории спартан-го гос-ва яв-ся произведения Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха, стихи спартанского поэта Тиртея. Значение приобретают археологические материалы.

В течение IX –VIII вв до н э спартанцы вели упорную борьбу с соседними племенами за господство над Лаконией. В результате им удалось подчинить область от южных границ Аркадского нагорья до Мысов Тенар и Малея на южном побережье Пелопоннеса.

В VIIв до нэ в Спарте стал ощущаться острый земельный голод и спартанцы предприняли завоевательный поход в Мессению, также заселенной дорийцами. В результате двух мессенских воин территория Мессении была присоединена к Спарте, а основная масса населения, за исключением жителей некоторых приморских городов, была превращена в илотов.

Плодородные земли в Лаконике и Мессении были поделены на 9000 наделов и были розданы спартанцам. Каждый надел обрабатывали несколько семей илотов, которые были обязаны содержать своим трудом спартанца и его семью. Спартанец не мог распоряжаться своим наделом, продать его или оставить в наследство сыну. Не был он и хозяином илотов. Он не имел права их продать или освободить. И земля, и илоты принадлежали государству.

В Спарте сформировалось три группы населения: спартанцы (сами завоеватели – дорийцы), периэки (жители небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав) и илоты (зависимое население).

Эфоры- в ысший контрольно-административный орган Спарты. Избираются на год в кол-ве 5 человек. Следят за поведением гр-н, яв-сь надзирателями в отношении порабощенного и зависимого населения. Объявляют войну илотам.

Постоянная угроза илотского мятежа, нависшая под господствующим классом Спарты, требовала от него максимальной сплоченности и организованности. Поэтому одновременно с переделом земли спартанским законодателем Ликургом была проведена целая серия важных социа-х реформ:

Только сильный и здоровый человек мог стать настоящим воином. Когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам. Младенца осматривали. Слабого ребенка сбрасывали в пропасть. Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей в специальные лагеря – агелы (букв. Стадо). Читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы. Воспитание было подчинено трем целям: уметь подчиняться, мужественно переносить страдания, в битвах победить или умереть. Мальчики занимались гимнастическими и военными упражнениями, учились владеть оружием, жить по-спартански. Ходили они круглый год в одном плаще (гиматий). Спали на жестком тростнике, нарванном голыми руками. Кормили их впроголодь. Чтобы быть ловкими и хитрыми на войне, подростки учились воровать. Мальчики даже соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои. Победившего славили, его имя становилось известно всем. Но некоторые умирали под розгами. Спартанцы были прекрасными воинами - сильными, умелыми, храбрыми. Знаменитым было лаконичное изречение одной спартанки, провожавшей сына на войну. Она подала ему щит и сказала: "Со щитом или на щите!"

В Спарте обращалось большое внимание и на воспитание женщин, к-е пользовались большим уважением. Чтобы рожать здоровых детей, нужно быть здоровой. Поэтому девушки занимались не домашним хоз-м, а гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать.

По закону Ликурга вводились специальные совместные трапезы – сисстии.

В основе «Ликургова строя» был положен принцип равенства, старались приостановить рост имущественного неравенства среди спартиатов. С целью изъять из обращения золото и серебро, вводились в оборот железные обола.

Спартанского гос-во запрещало всякую внешнюю торговлю. Она была только внутренней и происходила на местных рынках. Ремесло было развито слабо, им занимались периэки, к-е изготавливали лишь самую необходимую утварь для снаряжения спартанской армии.

Все преобразования способствовали консолидации общества.

Важнейшими элементами политической системы Спарты яв-сь двойная царская власть, совет старейшин (герусия) и народное собрание.

Народное собрание (апелла), в к-м принимали участие все полноправные граждане Спарты, утверждало решения, принятые царями и старейшинами на их совместном заседании.

Совет старейшин - герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев) и двух царей. Геронты избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими: военачальники во время военных действий, судебные и религиозные функции в мирное время. Решения принимались на совместном заседании совета старейшин и царей.

Сам город Спарта имел скромный вид. Не было даже оборонительных стен. Спартанцы говорили, что наилучшей защитой города служат не стены, а мужество его граждан.

К середине 6 в. до н.э. подчинены Коринф, Сикион и Мегары, в результате чего сложился Пелопонесский союз, ставший самым значительным политическим объединением тогдашней Греции.

Реформы Солона

Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие города.

Социально-экономическая и политическая ситуация в Аттике продолжала ухудшаться практически весь VII в. до н. э. Социальная дифференциация населения привела к тому, что уже значительная часть всех афинян влачила жалкое существование. Бедные крестьяне жили в долг, выплачивали огромные проценты, закладывали землю, отдавали своим богатым согражданам до 5/6 урожая.

Масла в огонь подлила неудача в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII в.

Солон. происходил из древнего, но обедневшего знатного рода, занимался морской торговлей и был, таким образом, связан одновременно и с аристократией, и с демосом, члены которого уважали Солона за честность. Притворившись сумасшедшим, он публично в стихах призывал афинян к реваншу. Его стихи вызвали большой общественный резонанс, что спасло поэта от наказания. Ему было поручено собрать и возглавить флот и армию. В новой войне Афины победили Мегары, а Солон стал наиболее популярным человеком в городе. В 594 г. до н. э. его избрали первым архонтом (эпонимом) и поручили также выполнять функции айсимнета, т. е. он должен был стать посредником при улаживании социальных вопросов.

Солон решительно взялся за реформы. Для начала он провел так называемую сисахфию (дословно "стряхивание бремени"), по которой были отменены все долги. С заложенных земельных участков были сняты закладные долговые камни, на будущее было запрещено брать в долг под заклад людей. Многие крестьяне получили обратно свои участки. За государственный счет выкупались проданные на чужбину афиняне. Эти мероприятия сами по себе оздоровили социальную обстановку, хотя малоимущие и были недовольны тем, что Солон не провел обещанного передела земли. Зато архонт установил предельную максимальную норму землевладения и ввел свободу завещания - отныне, если не было прямых наследников, можно было передать имущество по завещанию любому гражданину, позволив отдавать землю не членам рода. Этим было подорвано могущество родовой знати, а также дан мощный импульс развитию мелкого и среднего землевладения.

Солон провел денежную реформу, сделав легче (уменьшив вес) афинскую монету и тем самым увеличив денежное обращение в стране. Он разрешил вывозить за границу оливковое масло и вино запретил вывозить зерно, поспособствовав, таким образом, развитию наиболее выгодного для внешней торговли сектора афинского сельского хозяйства и сохранив для сограждан дефицитный хлеб. Любопытный закон был принят для развития еще одной прогрессивной отрасли народного хозяйства. По закону Солона, сыновья могли не обеспечивать родителей в старости, если те в свое время не обучили детей какому-нибудь ремеслу.

Важнейшие изменения произошли в политическом и социальном устройстве Афинского государства. Вместо прежних сословий Солон ввел новые, основанные на проведенном им имущественном цензе (переписи и учете доходов). Отныне афиняне, чей годовой доход составлял не менее 500 медимнов (около 52 литров) сыпучих или жидких продуктов, назывались пентакосиамедимнами и принадлежали к первому разряду, не менее 300 медимнов - всадниками (второй разряд), не менее 200 медимнов - зевгитами (третий разряд), менее 200 медимнов - фетами (четвертый разряд).

Высшими государственными органами отныне были ареопаг, буле и Народное собрание. Буле было новым органом. Это был Совет четырехсот, куда каждая из четырех афинских фил избирала 100 человек. В буле должны были предварительно обсуждаться все вопросы и законы перед тем, как они подлежали рассмотрению в Народном собрании. Само Народное собрание (экклесия) при Солоне стало собираться гораздо чаще и приобрело большее значение. Архонт постановил, что в период междоусобиц каждый гражданин должен занимать активную политическую позицию под угрозой лишения гражданских прав.

Еще один культурный центр, возникший в Средиземноморье, получил название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами. Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути. Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э. Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу. В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.).История Древнего Рима делится всего на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.). Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов. В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациумсельский искусства внесла». У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития. Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота. Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым. Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.античные страны были более развиты в отличие от стран Древнего Востока.


5. Восточные славяне в VI – IX вв.: расселение, хозяйство, социальная организация, верования.

Племена восточных славян занима­ли огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII-IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наибо­лее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим обра­зом:

· поляне - по среднему течению Днепра;

· древляне - на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

· славяне (славяне ильменские) - по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

· дреговичи - между реками Припять и Березина;

· вятичи - в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

· кривичи - в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

· полочане - по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

· северяне - в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;

· радимичи - на Соже и Десне;

· волыняне, бужане и дулебы - на Волыни, по берегам Буга;

· уличи, тиверцы - на самом юге, в междуречьях Буга и Дне­стра, Днестра и Прута;

· белые хорваты - в предгорьях Карпат.

Рядом с восточными славянами жили угро-финские племе­на: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зо­нах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трех­польным севооборотом.

Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсеч­ное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4-5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяй­ственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась зем­леделием: они занимались и скотоводством, разводили круп­ный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домаш­нюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. За­нимались славяне и бортничеством - сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнару­живали в болотах. Из железа изготовляли железные нако­нечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протя­жении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжи­гали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насы­пались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жиз­ни. Основной единицей хозяйственной жизни была родо­вая община, члены которой сообща владели орудиями тру­да, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяй­ственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следстви­ем этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине со­хранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращива­ния различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к иму­щественному расслоению внутри сельскохозяйственной об­щины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения соци­альной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным бо­жеством военно-служилой знати стал Перун, превра­тившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались язы­ческие святилища. Разложение родовых отношений со­провождалось усложнением культовых обрядов. Так, по­хороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы - курганы, сжигали вместе с покойни­ком одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.

Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.

Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.

Признаки цивилизации:

  • разделение физического труда и умственного;
  • письменность;
  • появление городов как центров культурной и экономической жизни.

Типы цивилизаций. Их много, некоторые:

  • античная;
  • древнеегипетская;
  • китайская;
  • исламская.

Черты цивилизации:

  • наличие центра с концентрацией всех сфер жизни и ослаблением их на периферии (когда городские называют «деревней» жителей небольших городов);
  • этническое ядро (народ) – в Древнем Риме – римляне, в Древней Греции – эллины (греки);
  • сформировавшаяся идеологическая система (вероисповедание);
  • тенденция к расширению (географически, культурно);
  • города;
  • единое информационное поле с языком и письменностью;
  • формирование внешних торговых связей и зон влияния;
  • стадии развития (рост – пик расцвета – упадок, гибель или трансформация).

Возникновение античных цивилизаций

В чем причины возникновения античной цивилизации?

Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация строилась на полисах – городах.

Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

Античная цивилизация кратко

VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход . Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.


В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.

У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

  • упадок римского духа;
  • кризис античной культуры;
  • военное ослабление;
  • экономический упадок;
  • кризис рабовладельческого строя и пр.

Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.


Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.

Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.

Характерные черты культуры античной цивилизации Греции

В Греции религиозные новации не играли существенной роли - мифологическое сознание разлагалось, вера в Олимпийских богов ослабевала, происходило заимствование восточных культов - Астарты, Кибелы, но создать свою оригинальную религию древние греки так и не удосужились. Это не значит, что они не были религиозны. Безбожие, асебейя, в представлении греков являлось преступлением. В 432 г. до н. э. жрец Диониф представил проект нового закона, согласно которому к судебной ответственности привлекался тот, кто не верит в существование бессмертных богов и дерзко рассуждает о том, что происходит на небе. А значит, таковые были. Уже Гомер не испытывает особого почтения к богам-олимпийцам, которые в его поэмах предстают не лучшим образом, своим вероломством, жадностью, злобностью напоминая смертных людей. Его боги - отнюдь не верх совершенства. Предложенный Дионифом закон был направлен непосредственно против "философов", в частности, против Анаксагора, который вынужден был бежать из Афин. Позднее в безбожии будет обвинён Сократ и казнён. И всё же само принятие такого рода законов - свидетельство неразвитости религиозной культуры, её формального характера.

Таким образом, в этом пункте развитие древнегреческой культуры пошло по иному пути, чем в более древних цивилизациях "первой волны". Там всю энергию нации вбирала в себя религиозная идеология. В Греции же миф, разлагаясь, питает светский Логос, слово. Мировая религия, христианство, приходит с запозданием, когда культура античности переживает свои последние дни. К тому же христианство - это не собственно греческое открытие. Оно заимствуется античностью у Востока.

Другой, не менее важной, особенностью культуры античности, которую демонстрирует Древняя Греция, был более радикальный характер культурного сдвига. Философия, литература, театр, лирическая поэзия, Олимпийские игры появляются впервые, они не имеют предшественников в предыдущих формах духовности. В культуре древних цивилизаций Востока мы найдем мистерии - предшественниц театра, спортивные поединки, поэзию, прозу, философию. Но они там не приобретают столь развитого институционального характера, как в Греции, они ещё питают собой новые религиозно-философские системы, не занимая, подчас, самостоятельного положения. В Древней Греции философия, литература, театр очень быстро становятся самостоятельными видами культуры, обособляются, превращаются в специализированный, профессиональный вид деятельности.

Ещё одной, не менее значительной, особенностью культуры античной Греции, явились необычайно высокие темпы культурных изменений: они охватили примерно 300 лет, с VI в. до н. э. вплоть до III в. до н. э., когда обнаруживается застой и последующий упадок.

Культура античной Греции похожа на бабочку-однодневку. Она быстро возникает, но так же быстро и сходит на нет. Но впоследствии её плодами будет питаться соседняя культура Древнего Рима, цивилизации Востока и Африки, и через них культурное влияние Античности будет питать и культуру Европы.

В отличие от культур цивилизаций Древнего Востока, для которых характерен был "азиатский способ производства" с централизованным государством, выполняющим производительные функции, в античной Греции огромную роль играет полис (город-государство). Накануне VIII в. до н. э. происходит разложение родового общества. Для последнего были свойственны поселения как формы совместного проживания родственников или членов племени. Классовое расслоение, присущее цивилизации, приводит к появлению соседских связей и иного типа проживания - города. Становление городов происходит в форме синойкизма - соединения, слияния нескольких поселений в одно, так, Афины возникают на основе объединения 12 деревень, Спарта объединяет 5, Тегея и Мантинея по 9 поселений. Таким образом, становление полисной системы - динамичный процесс, охвативший несколько десятков лет. За столь короткий промежуток времени старые, родовые, связи не могли полностью исчезнуть, они ещё долго сохранялись, формируя дух архе - безликого первоначала, лежащего в основе городского коллективизма, полисной общности. Сохранение архэ лежит в основании многих форм городской жизни. Центром её являлась агора - площадь, где проводились политические собрания, осуществлялись судебные заседания. Позднее центральная площадь превратится в торговую, где будут совершаться финансовые и коммерческие сделки. На агоре будут устраиваться публичные зрелища - трагедии, решаться вопросы о наиболее выдающихся произведениях искусства и т. д. Публичность, гласность, открытость политики, искусства, городского самоуправления - свидетельства того, что в этот начальный период становления цивилизации отчуждение ещё не охватило свободное население города, оно сохраняет в себе сознание общности интересов, дел, судьбы.

Античная Греция никогда не являлась единым централизованным государством с единой политикой, религией, нормативным искусством. Она представляла собой множество городов-государств, полностью самостоятельных, часто воевавших друг с другом, иногда заключавших между собой политические союзы. Для неё не было характерным наличие одного, столичного, города - центра административной, политической жизни, законодателя в области культуры. Каждый город самостоятельно решал вопросы должного и необходимого, прекрасного и совершенного, того, что соответствовало его представлениям о культуре человека и общества.

Поэтому для античной культуры Греции свойственно было стремление к многообразию, а не к единству. Единство возникало как результат, продукт столкновения, соревнования, конкуренции многообразных продуктов культуры. Поэтому для культуры характерен был агон - дух соревнования, соперничества, пронизывающий все стороны жизни.

Соревновались города, составляя списки "7 мудрецов", включая в него представителя своего полиса. Спор шёл по поводу "7 чудес света", охватывая все греческие поселения, и выходя за их пределы. Каждый год магистрат решал, какие трагедии, какого драматурга будут играться на городской площади. Победитель прошлого года мог оказаться проигравшим в этом году. Ни одна цивилизация не открыла для себя Олимпийских игр - это сделали только древние греки. Раз в четыре года прекращались войны, споры, вражда и все города направляли к подножию горы Олимп, поближе к богам-олимпийцам, своих самых сильных, быстрых, ловких, выносливых - спортсменов. Победителя ждала всегреческая пожизненная слава, торжественная встреча в родном городе, въезд не в обычные ворота, а через пролом в стене, специально устроенный для него восторженными болельщиками. А город-полис получал всеобщую известность за то, что смог воспитать Олимпийского победителя. Споры иногда принимали странный характер: семь городов долго спорили между собой, где находится могила Гомера. Но этот спор - свидетельство изменившихся ценностей, он мог возникнуть, когда эпическая поэзия Гомера стала общегреческой ценностью, единой эпической основой, объединившей все греческие полисы, создавшей духовное единство цивилизации, единство её культуры.

Многообразие культуры античной Греции подводило к укреплению её единства, общности, сходства, что и позволяет говорить о культурной целостности, несмотря на политические и экономические противоречия, раздиравшие страну. Античная цивилизация, расколов общество на противоположные классы, политические интересы, соперничающие полисы, не смогла создать достаточно прочного единства средствами духовной культуры.

Посмотрим на список "семи мудрецов". Обычно называли: Фалеса из Милета, Солона из Афин, Бианта из Приены, Питтака из Митилены, Клеобула из Линда, Периандра из Коринфа, Хилона из Спарты. Как видим, в список вошли представители городов Древней Греции от полуострова Пелопоннес до Малоазиатского побережья. Ко времени составления списка в нём отражалось лишь общее прошлое и желаемое будущее, но не настоящее. Этот список - программа культурного строительства, но не суровая реальность. А действительность демонстрировала острое соперничество, вражду городов, в конце концов разорвавшую культурное единство.

Огромное влияние на развитие культуры Древней Греции оказали природные условия, в которых оказались протогреческие племена, захватившие эту территорию. Здесь, на Пелопоннесе и Малоазиатском побережье, нет больших площадей, пригодных для возделывания зерновых и получения хлеба - основного продукта питания. Поэтому грекам пришлось создавать колонии за пределами Эллады: на Апеннинах, в Сицилии, в Северном Причерноморье. Получая из колоний хлеб, зерно, необходимо было в обмен также что-то им предложить. Что могла предложить бедная на природные богатства Греция? Её земли были пригодны для возделывания маслин, оливы, - сырья для выработки оливкового масла. Таким образом, Греция заняла важное место в мировой торговле, поставляя на международные рынки оливковое масло. Другим продуктом, который обеспечил процветание культуры, было виноградное вино. Недаром Одиссей у Гомера "учит" циклопа Полифема приготовлению вина. Оливковое масло и вино требовали развития керамического производства, изготовления амфор, в которых содержались жидкости и сыпучие продукты (зерно, мука, соль). Изготовление керамики дало толчок развитию ремесленного производства, посреднической мировой торговле, раннему становлению купечества, финансового капитала. Всё это было связано с морем - основным транспортным путём древнего мира. Ни один народ того периода не создавал поэм, в которых бы так часто упоминалось море. Греки были морским народом: Аргонавты совершают поход в Колхиду, на восточное побережье Черного моря; десять лет море-океан носит Одиссея на себе, не давая достичь дома, да и позднее он должен будет скитаться до тех пор, пока не встретит человека, не различающего весло и лопату. Весь Троянский цикл также связан с морскими экспедициями. Быстрое развитие ремесленного производства, а значит, развитие городов, морских перевозок, посреднической торговли - вот источник развития греческой культуры. Фридрих Геббель в трагедии "Гигес и его кольцо" верно подметил особую черту древнегреческой культуры:

"Вы, греки, племя умное: за вас

Прядут другие, сами же вы ткёте,

Выходит сеть, в ней нет единой нитки,

Сcученой вами, все же - ваша сеть."

Древние греки очень рано осознали, что при торговле невыгодно торговать сырьём, что большую прибыль получает тот, кто продаёт готовые изделия, конечный, а не промежуточный продукт. Именно в конечном, готовом для непосредственного потребления продукте, концентрируется культура. Культура - результат, продукт концентрированных усилий общества, интегрированного труда людей. Песок, приготовленный для строительства, мраморные блоки, гашёная известь - всё это продукты промежуточных усилий, частичного труда, не cоставляющие в своей разорванности целостности. И только храм (или дворец, или дом), созданные из этих материалов, в концентрированной форме представляют культуру общества.

Культура древней Греции - это культура цивилизации, то есть общества с классовым составом населения. Цивилизации "бронзы", как правило, создают особый класс работников - "рабов". Цивилизации "железа" - приводят к появлению феодально-зависимого населения. В древней Греции - цивилизации "второй" волны, то есть железа, - рабский труд сохраняется на длительном протяжении её существования и только в период эллинизма теряет своё производительное значение. В связи с этим возник вопрос о существовании "культуры рабов и рабовладельцев". В частности, некоторые исследователи выделяют "культуру рабов", но отмечают, что о ней имеется мало сведений. Другие считают, что коль скоро древневосточные источники молчат о "культуре рабов", значит, её не было, так как "отношение отдельного индивида не обладает всеобщей значимостью", тем более, рабы принадлежали к разным этническим общностям, к разным локальным культурам. Кроме того, культура есть отношение, объективированное в словах, предметах и т. п. Однако раб был лишён возможности объективировать своё отношение, а вынужден был овеществлять "отношение своего господина". Рабы, осваивая язык и обычаи своих господ, не становились создателями какой-то особой культуры рабов. Такое утверждение не совсем корректно с исторической точки зрения. Мы можем вспомнить такого раба, как Эзоп с его культурным достижением - "эзоповым языком", который сохранялся на протяжении столетий, питая художественную культуру народов. Рассматривая культуру Древнего Рима, мы отмечаем вклад греческих учителей, рабов по социальному статусу. И впоследствии, изучая мировую культуру, мы отмечаем, что многие культурные ценности создавались рабами - от джазовых мелодий до танцев, от песен до пословиц, поговорок и т. д. Другое дело, что эта "культура рабов" подавлялась господствующей культурой рабовладельцев, замалчивалась, от неё до нас дошли лишь отдельные следы и упоминания. Более того, культура господствующего класса была вынуждена учитывать существование и иных "мнений", опровергать их и развивать свою аргументацию. Таким образом, господствующая культура вынуждена была считаться с существованием противостоящей ей культуры рабов и приобретать соответствующие формы. Наиболее отчётливо это обнаруживается в религии, политической культуре, философии. Так, известный древнегреческий философ Аристотель пишет: "Природа устроена так, что физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов, у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди имеют свободную осанку и не способны для выполнения такого рода работ, зато они способны для политической жизни... Ведь раб по природе тот, кто может принадлежать другому, и кто причастен к рассудку в той мере, что способен понимать его приказания, но сам рассудком не обладает. Польза, приносимая домашними животными, мало чем отличается от пользы, доставляемой рабами: и те и другие своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении наших насущных потребностей... Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие - рабы и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо.". Пока рабство не получило широкого распространения, такого рода рассуждения отражали широко распространённый предрассудок, что раб становится рабом "по природе". Но как объяснить тот факт, что впоследствии рабами становились все жители завоёванных городов? Почему рабами были дети рабов? Почему рабы время от времени восстают? Особенно яростные споры возникли среди мыслителей, когда участились случаи превращения свободных афинских граждан в рабов, - что, изменилась их природа? Нет, изменился их социальный статус, положение в обществе. Раб - это социальная характеристика человека, а любое социальное явление может выступать в своей культурной и некультурной форме.

Важную роль в характеристике культуры античной Греции играет диалектика её развития. Мы выделили в её существовании три периода, отражающих три разных её состояния. Третий период начался с этапа архаической культуры, архаики. Рассмотрим особенности этого этапа на примере скульптуры. Типичными скульптурными формами этого периода выступают изображения, получившие названия "архаические Аполлоны и Афродиты", их ещё называют "архаические куросы" (юноши) и "коры" (девушки). По сути дела, мы не знаем, кого изображают эти статуи, каких богов, поэтому наименования "Аполлон", "Афродита" даны условно, конвенционально. Статуи изображают молодых людей, юношу или девушку, олицетворяющих богов. По сути, это религиозная скульптура, то есть выполняющая идеологические функции, выражающая социальные интересы, а не представления о прекрасном вообще. Для скульптур этого периода характерна слабая полуулыбка. Она должна выражать и передавать радость, довольство, которые испытывает божество, покровитель этой общины и своих почитателей. Доволен бог - довольны и люди. Но есть и обратная связь: довольна община - и скульптор изображает довольство, радость на лице бога. Скульптуры создаются в полный рост человека. Тяжесть распределена равномерно на обе ноги. Одна из них - чуть выдвинута вперёд - божество устремляется, идёт на встречу своим почитателям. Оно спокойно. Все части тела изображаются симметрично относительно оси. Тщательно обработана линия груди, спина - отделана небрежно. Скульптура не предназначалась для того, чтобы посетители ходили вокруг неё и рассматривали со всех сторон. Нет, только общение лицом к лицу предусматривалось скульптором. Таким образом, мы можем выделить ряд особенностей этого этапа культуры, который отражает процесс её становления: это гармонично развивающееся общество, с рационально устроенными институтами, атмосферой довольства и благополучия в отношениях, неспешной жизнью, подкрепляемой верой в незыблемость установившихся порядков, авторитетов, сохраняющимся единством гражданского и политического, идеологического начал культуры. Это стадия становления культуры цивилизации, где социальное расслоение не приводит к политическим, идеологическим, религиозным конфликтам. И скульптор доступными ему средствами пытается выразить то, что переживает большинство этого общества. Следующий этап получил название "классика". Само слово "классика", "классический" было введено во II в. до н. э. греческим критиком Аристархом, который выделил группу наиболее известных древнегреческих поэтов по степени художественного достоинства их произведений. С той поры стало обычным именование произведений, отнесённых Аристархом к этой группе, "классическими", способными послужить образцом для других поэтов, писателей. Позднее классическими стали называть лучшие произведения художественного творчества всех времён и народов. Классический этап в развитии культуры древней Греции отражает вершину её развития, её наиболее развитые формы, период совершенства, при котором социальное содержание культуры в наиболее полном виде соответствует её формам выражения и представления.

Наиболее глубоко лежащая в базисе общества причина появления этой ступени в развитии культуры скрывается в соответствии производительных сил и производственных отношений данного общества. Это соответствие обеспечивает оптимальные условия для развития культуры, способствует её расцвету, гармонии, совершенству. Классический период даёт нам в скульптуре появление нового стиля "сурового". Наиболее отчётливо этот стиль проявляется в статуях Гармодия и Аристогетона, творениях Крития и Несиотома, 476 г. до н. э. Полноты классическая скульптура достигает во фризах Парфенона, в творениях скульптора Фидия, создавшего статую Афины Парфенос, Зевса Олимпийского. К этому же периоду относится творчество Мирона из Элевтеры. Всемирную славу принёс ему "Дискобол". Не менее известен был Поликлет из Аргоса.

В классический период, как правило, возникает понятие нормы (меры). Так, Поликлет установил канон (совокупность правил), господствовавший в скульптуре более 100 лет: длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8. Именно эти пропорции соблюдены в "Дорифоре". Для классики, характерно стремление к изображению не частей, как в период архаики, а целого. Но при этом люди изображаются не конкретными, такими, каковы они по природе, а такими, какими они должны быть. Таким образом, классика ориентируется на идеал, который формируется на основе философских, эстетических, моральных норм. Таким образом, достигается единство рационального и чувственного (иррационального) в восприятии, в культуре. Формируются рациональные, разумные чувства. Происходит и единение эстетического идеала с политическим. Отсюда скульптура приобретает гражданственность, политическую, идеологическую заданность. Утверждается единство политического, философского, идейного содержания и художественной формы.

В период упадка, который называется эллинизмом, центр культурных новаций перемещается из Аттики в Малую Азию, Египет, на острова. В эллинистический период создаются: Колосс Родосский (скульптор Харет из Минда). Тохэ (богиня счастья) в Антиохии, скульптор Евтихид. Ника Самофракийская (скульптор Пифократ Родосский), Венера Милосская (скульптор неизвестен). Скульптурная группа "Лаокоон" работы Афинодора, Полидора, Агесандра. Это творение относят к концу эллинистического периода. До нас дошла копия, открытая в Риме в 1506 г.

Что изменилось в восприятии человека в период эллинизма, с помощью каких приемов привлекает внимание скульптор - ответим на эти вопросы, рассмотрев скульптуру "Лаокоон". Она изображает жреца из города Троя (рис. 7.5) вместе с двумя его сыновьями. В "Илиаде" Гомера Лаокоон - это человек, который разгадал хитрость греков и препятствовал перемещению гигантского деревянного коня в стены крепости. За это боги наказали его, послав морское чудовище. Группа изображает три мужские фигуры, обвитые кольцами змея. Для скульптуры характерна прорисовка не только частей, но и целого - композиции. Но сама композиция асимметрична. Таким образом, достигается восприятие "асимметричного" - времени периода распада. Все фигуры скульптуры в движении, изогнутые смертельными объятиями тела передают ужас, отчаяние, неизбежное ощущение смерти, страдание. Это впечатление передаётся не рационально, оно воспринимается на уровне чувств, иррационально. Таким образом, культура, вначале утверждавшая рациональное, гармоничное, спокойное восприятие общества, а значит, и поведение человека, в конце своего существования стала утверждать иные качества: иррациональность, чувственность, неупорядоченность, пессимизм, отчаяние. И дело здесь не в том, что скульпторы не видели в будущем ничего хорошего. Сама жизнь свидетельствовала о крахе культуры, о её прехождении, и у общества уже не хватило сил, чтобы остановить этот распад. На Вызов времени греческая античность не смогла найти свой правильный ответ.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Общее и особенное в развитии древнегреческой культуры (в сравнении с культурой народов Древнего Востока). Значение наследия крито-микенской эпохи. Особенности древнегреческой мифологии и религии. Хтонический и героический периоды развития мифологии. Следы фетишизма и анимизма. Мифы о возникновении мира и смене поколений богов, о происхождении человечества, о деяниях героев. Основные божества олимпийского пантеона. Храмы, оракулы, основные религиозные празднества. Греческий театр и его роль в общественной жизни полиса. Греческие трагики и комедиографы: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Эпическая, дидактическая и лирическая поэзия. Зарождение любовного романа. Развитие философских школ: ионийская натурфилософия, орфико-пифагорейское учение, Демокрит, Платон, Аристотель, стоицизм и кинизм. Социальные утопии. Ораторское искусство. Развитие научных знаний. Крупнейшие греческие историки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Греческая архитектура, скульптура и живопись: изменения стилей в различные эпохи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.