Кто такой археолог. Что такое археология? Типология вещественных источников

Об истории, поэтому основанные на них исторические выводы являются итогом научной реконструкции.При помощи сильно расширился временной и пространственный горизонт истории. Письменность существует примерно 5000 лет, а весь предшествующий период (около 2 млн лет) стал известен благодаря развитию этой науки. Впрочем, и письменные источники (линейное греческое , египетские , вавилонская клинопись) были археологами.Немаловажное значение имеет и для эпох, в которых уже была письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из вещественных источников, очень дополняют письменные данные.У археологии свои особые методы исследования. При помощи стратиграфического метода историки наблюдают за чередованием культурных слоев, которые отложились в итоге продолжительного обитания в одном месте людей, и устанавливают хронологическое соотношение этих слоев.Типологический метод служит для классификации. Добытые при раскопках вещи классифицируют по следующим признакам: назначение предмета, место и время его изготовления.Помимо чисто археологических методов, при раскопках применяют и другие способы, заимствованные из различных наук: установление абсолютных и относительных дат по годичным кольцам деревьев, датировка органических остатков по содержанию радиоактивного углерода, установление возраста вещей, изготовленных из обожженной глины. Также при изучении древних предметов применяются металлография, техническая петрография и т.д.

Археология изучает прошлое по предметам материальной культуры. Это интересная профессия, требующая не только обширных знаний из области истории, вспомогательных исторических дисциплин и некоторых предметов естественнонаучного цикла, но и хорошей физической подготовки. Археологам приходится работать в экстремальных условиях, поэтому есть некоторые медицинские противопоказания.

Вам понадобится

  • - медицинская карта;
  • - сертификаты о результатах ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления на исторический факультет;
  • - компьютер с доступом в интернет.

Инструкция

Убедитесь, что у вас нет заболеваний, которые могли бы воспрепятствовать вашему желанию стать археологом. У археолога должно быть здоровое сердце, он не должен страдать гипертонией, судорожными припадками, расстройствами слуха и речи. Препятствием является сахарный диабет, геморрой, некоторые кожные заболевания, сильное снижение зрения с невозможностью коррекции, болезни органов пищеварения и системы выделения, а также инфекционные болезни, перешедшие в хроническую форму. Археолог не должен страдать наркотической или алкогольной зависимостью. Пройдите обследование и проконсультируйтесь с участковым врачом.

Археология – это специализация, которую получают на старших курсах исторических факультетов. Есть и специализированный вуз, имеющий филиалы в разных городах России – Московский археологический институт. Начать же подготовку к будущей научной деятельности можно и в колледже (в частности, педагогическом с социальной направленностью). Вам нужна специальность 050401 – История. Но в дальнейшем вам все равно придется поступить в высшее учебное заведение.

Если же вы хотите поступить в институт сразу после школы, тщательно изучайте не только историю и предметы, необходимые для получения аттестата, но и такие дисциплины, как физика, химия и география. Все эти науки вам пригодятся в работе. Очень полезным будет также умение рисовать и работать с фотоаппаратом. О том, по каким учебным дисциплинам вам понадобятся сертификаты, вы можете узнать на сайте высшего учебного заведения после 1 февраля, но в любом случае сертификат вам понадобится.

Наберите в поисковике следующие специальности: 030400, 030401, 050401 - История или 030402 - Историко-архивоведение. Посмотрите, в каких вузах можно получить эти специальности с квалификацией « истории», «магистр истории» или «учитель истории». Выберите тот, в котором есть кафедра археологии. Пройдя специализацию на этой кафедре, вы можете получить квалификацию 72251 – Археология.

Обратите внимание

Если по каким-то причинам вы не смогли поступить в специализированное учебное заведение, вы все равно можете заняться археологией. В частности, военной. Для этого достаточно записаться в поисковый отряд, который есть в любом крупном городе, а также во многих поселках. Поисковики занимаются преимущественно поисками останков военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это – увлекательное и полезное хобби. Впрочем, для многих бывших военных оно становится самой настоящей профессией. При желании вы сможете создать и свой поисковый отряд, зарегистрировав его в Фонде поисковых отрядов. Помните, что увлечение это требует дисциплины, аккуратности, хорошего знания истории мест, где ведутся раскопки, и некоторых специальных навыков.

Полезный совет

В археологических экспедициях нужны не только научные работники. Каждый год туда набирают людей, готовых к тяжелому физическому труду. Никакой особой квалификации для этого не нужно, устроиться работать может каждый желающий, годный по состоянию здоровья. Приготовьтесь к тому, что вам придется каждый день много работать лопатой. О том, как это делать, вам расскажут, если примут в экспедицию. Работа на раскопках – отличная практика для студентов-историков, которые еще только готовятся выбрать специализацию.

Археология – наука древняя. С незапамятных времен людям интересно, что же было до них, как жили их предки. С целью докопаться до истины они по-настоящему копают землю. Современная наука далеко ушла от тех стандартов.

Вам понадобится

  • Учебник по археологии.

Инструкция

Работа археолога нетороплива и кропотлива. Однако бывалые археологи отзываются о командировках как о лучших временах в жизни. Наработавшись за день, археологи проводят вечера в беседах у костра, обсуждают успехи и неудачи, поют песни под гитары. Имена знаменитых археологов (например, Генрих Шлиман, Говард Картэр, Теодор Дэвис, Даникен Эрих фон, Джордж Карнарвон, Павел Анатольевич Корчагин) остаются в памяти на века, хоть сами люди давно умерли. В этом и есть суть – исследовать вечность, чтобы самому войти в нее и остаться навсегда. Многие

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Археология изучает историческое прошлое всего человечества. В этом ей помогают так называемые вещественные источники. К ним относятся постройки и различные предметы, созданные человеком и сохранившиеся до наших дней: оружие, посуда и украшения, произведения искусства. Они несут определенную информацию об истории человечества.

Определение археологии

Что такое археология? Чаще всего понятие «археология» раскрывается при изучении истории человечества с помощью различных материальных источников или свидетельств.

Изучают все эти источники и свидетельства специалисты-археологи. Они проводят раскопки, изучают найденные предметы и восстанавливают по ним историю, узнают, как жили люди в прошлом.

Подытожим, что такое археология и каково ее значение для современной науки и общества. Большое значение археологические находки представляют для составления исторического описания жизни общества в те времена, когда еще не существовало письменности.

Немного истории

Рассмотрим, откуда берет свое начало археология. Первое упоминание термина «археология» датируется 4 веком до нашей эры. Великий философ Платон говорил о существовании науки о древности. Но со временем этот термин в разных странах приобрел разное значение. Общенациональное современное понимание того, что изучает эта наука, сложилось примерно в 19 веке.

Итак, древняя археология берет свое начало еще со времен царствования Набонида в Вавилоне. В древности целью исследований в основном были поиск надписей фараонов и императоров. Эпоха Средневековья приостановила развитие этой науки. Но возобновились археологические раскопки уже в 16 веке в Италии. Научную цель раскопки приобрели только в 18 в. Деятели французской революции стали проявлять активный интерес к предметам времен античности.

Труды археолога из Швеции О. Монтелиуса включают распределение найденных предметов по определенным типам. Типы он заключил в ряды. Таким образом, имеется возможность проследить за эволюционными изменениями человечества.

Российская археология

Археология России тесно связана с именем А. Н. Радищева. Он поддерживал теорию о существовании трех веков (каменного, бронзового и железного) в истории развития человечества. Также большой вклад в развитие данной науки внесли такие ученые-археологи, как Э. Ларте, Дж. Леббок, К. Томсен, Э. Пьет.

В современной системе Российской академии наук свое место занял Институт археологии, являющийся одним из ведущих учреждений по исследованиям в данной области знаний.

Типология вещественных источников

В основном найденные предметы, которые представляют для археолога научную ценность, разделяются на несколько групп. К первой относятся артефакты. Это различные украшения, орудия труда, одежда, глиняная посуда и даже отходы производства.

Ко второй категории относятся постройки или сооружения, сделанные людьми, гробницы, туннели, а также самые обычные ямы для хранения. Отдельную группу составляют биологические остатки: пыльца и зерна растений (называются они экофактами), раковины улиток, древесина.

К последней категории относят почвенные и галечные отложения, которые скапливаются на площади памятника. Они помогают определить природу их происхождения. Образцы таких отложений обязательно берутся для проведения лабораторного исследования.

Борис Мельников, председатель археологической комиссии Омского Отдела РГО, член правления Омского Союза профессиональных археологов, кандидат исторических наук

Чем занимается археолог?

В основном – составлением отчётов и обработкой материалов. Отчёты большие и очень формализованные, полученные материалы – однотипные и не похожи на сокровища. В летнее время, если удаётся найти деньги – выезд в экспедиции. Пару раз в год удаётся написать, а иногда даже издать небольшие статьи, пообщаться с коллегами на конференциях.

Где работает археолог?

Археолог может работать в вузе преподавателем на историческом факультете, на тематической кафедре. Археологов также ждут : здесь они будут следить за сохранностью найденных при раскопках предметов, помогать в организации выставок и экскурсий, проводить лекции для посетителей. Еще бывают вакансии в частных фирмах.

Если повезет, то можно совмещать всё вышеперечисленное.

Можно ли стать археологом без исторического образования?

Нет, высшее академическое образование необходимо. Исторические факультеты есть в каждом городе, а где-то и не по одному, так что при желании поступить можно всегда. Во время обязательных археологических практик студенты получают представление о профессии, позволяющее им понять: действительно ли они хотят заниматься этим всю жизнь?

Плюс к историческим знаниям, археолог должен разбираться в этнографии, геологии и геодезии, владеть «вспомогательными историческими дисциплинами»: геральдика, нумизматика, сфрагистика… Быть в курсе происходящего в научном мире, изучать статьи и монографии, ездить на конференции, вступать в дискуссии. Хороший археолог учится всю жизнь.

Какие навыки необходимы археологу?

Кроме умения копать землю (а это не так просто, как может показаться, вы же не яму на огороде роете), нужно уметь фотографировать, чертить и рисовать. Профессиональный археолог должен также хорошо владеть компьютером, уметь пользоваться теодолитом, нивелиром и тахеометром, владеть основами консервации и реставрации различных предметов. Уметь самостоятельно искать информацию, анализировать ее, создавать картину по единичным фактам: это пригодится не только в «кабинетной», но и в «полевой» археологии.

Какие особенности характера нужны археологу?

Во-первых, очень важна неприхотливость: условия жизни и работы в экспедиции далеко не курортные.

Во-вторых, терпение: нередко приходится целые дни потратить на мелкую кропотливую работу кисточкой и щеткой.

В-третьих, терпимость: экспедиции бывают длительными, люди туда подбираются разные, поэтому необходимо быть эмоционально готовым к этому, уметь находить общий язык, даже идти на компромиссы, быть спокойным и уравновешенным.

В-четвертых, хоть это и не особенность характера, нужно быть физически подготовленным и выносливым: приходится много копать, переносить тяжести.

И, конечно, увлеченность археологией – иначе и сами будете страдать, и других своим унынием можете утянуть.

Какие плюсы у этой профессии?

Возможность каждый день делать маленькие открытия.

Шанс войти в историю, хоть и невеликий, потому что известность в профессиональном сообществе не гарантирует всемирную славу.

Можно своими глазами увидеть древние курганы, прикоснуться к вещам, которые хоть и неказисты на вид, но насчитывают тысячи лет…


А минусы?

Отсутствие в экспедиции привычных комфортных условий (полевое питание, ночевка в палатке, походные душ и туалет, комары и гнус, высокие и низкие температуры и прочее), тяжелый труд, частые и продолжительные , итогом которых могут стать проблемы в семье. Кроме того, не каждая экспедиция заканчивается удачей – может статься, что вы получите подорванное здоровье без морального удовлетворения.

Кому не стоит становиться археологом?

Не советую заниматься этим женщинам, которые хотят иметь нормальную семью; мужчинам, мечтающим о карьере, известности и больших заработках.

Сложно придется в экспедициях диабетикам, сердечникам, аллергикам, каждый такой случай нужно рассматривать отдельно с лечащим врачом.

На какую зарплату может рассчитывать археолог?

Кандидат наук, без подработок – в пределах 30 тысяч рублей. А доходность подработки бывает разная и зависит от специализации человека и его веса в научном сообществе: известного археолога с нужной темой, например, могут попросить быть консультантом на съемках фильма или рецензентом научно-популярной книги.

Может ли российский археолог раскапывать, например, Древний Египет?

Может. В качестве землекопа или лаборанта. За границей тоже выпускают археологов больше, чем требуется, поэтому с базовым российским образованием вам не удастся стать, например, руководителем экспедиции. Некоторые экспедиции находятся на самофинансировании и предлагают поучаствовать всем желающим (тем, кто проходит по здоровью, умениям и навыкам), но за деньги. Поэтому если позволяют финансы и есть желание поработать в интернациональной команде, можно последить за такими предложениями.

Можно ли устроиться на работу за границей?

Небольшие шансы даёт только ученая степень: хотя бы кандидат наук, а лучше – доктор. За границей своих археологов избытке, поэтому попасть туда можно лишь в случае хороших академических связей и личных контактов с зарубежными коллегами, а также при наличии публикаций в зарубежных журналах и владении иностранным языком. Вот и считайте: 4 года бакалавриат, 2 года магистратуры, 3 года аспирантуры, лет пять работы – и только тогда вы получаете малюсенький шанс. Кроме того, тема вашей специализации должна быть интересна за рубежом, а у вас должен быть определенный научный вес среди тех, кто ею занимается.

Есть ли какие-то мифы о работе археолога?

Самый популярный миф, из-за которого многие ребята идут учиться именно на археолога, а потом разочаровываются – что это не работа, а захватывающее приключение. Индиана Джонс – это кино. И только в кино большинство археологов видит золотые и серебряные вещи.

Некоторые путают разные специальности и думают, что археологи раскапывают динозавров или ищут погибших в Великой Отечественной войне. Да, археологи могут работать и там, и там, но в таком случае они будут именоваться или палеонтологами, или поисковиками. Специфика, технология и цели будут несколько иными.

Кто-то, из совсем молодых и наивных, считает, что экспедиции – это отпуск, совмещенный с раскопками. Нет, день расписан очень четко – ранний общий подъем (а дежурные встают еще раньше), работа с перерывом на обед, общий отбой. Не соблюдающие график бездельники никому не нужны.

Перспективна ли профессия археолога, стоит ли получать сейчас эту специальность?

Количество научных экспедиций – с раскопками, изучением материала – постоянно сокращается. Но федеральное законодательство требует обязательного проведения археологической экспертизы при проведении строительных и прочих работ. Так что профессия сохраняется, но на уровне выполнения набора рутинных процедур.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Археология (от греческого "архайос" - древний и "логос" - слово, учение) - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам, то есть предметам, сохранившимся от древних культур. К ним относятся орудия труда, оружие, постройки, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что сделано руками человека.

Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат непосредственной информации об исторических событиях, поэтому исторические выводы из них можно получить только путем научной реконструкции. Например, исследуя неолитическую стоянку, археологи находят кремневые орудия труда, костяные украшения, фиксируют расположение земляных жилищ на поселении эпохи неолита, характер захоронений - все это дает им возможность воссоздать образ жизни, бытовой уклад и характер социальных взаимоотношений между членами неолитической общины.

Археология очень важна для изучения эпох, предшествовавших появлению письменности. Прослеживая изменения в технологиях производства орудий и оружия, эволюцию стиля украшений, сопоставляя уникальные типы предметов с конкретными географическими территориями, археологи реконструируют исторические процессы миграций племен, которые невозможно реконструировать другими способами.

Многие письменные источники стали известны только благодаря археологии - например, древнеегипетские папирусы, новгородские берестяные грамоты.

Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников. Как правило, современники не считают важным фиксировать обыденные для их понимания признаки и памятники своей эпохи, такие, как форма одежды, бытовой уклад, предпочитая сохранять память о том, что казалось им более важным - политические изменения, катастрофы, войны. Однако без этих бытовых деталей мы сегодня были бы лишены возможности представить себе жизнь минувших эпох такой, какой она была. Иногда это может приводить к критичным ошибкам - их примером служит русская историческая живопись 19-го века, изображавшая древнерусских князей в одеяниях и доспехах Древней Греции, что для современного восприятия практически сводит на нет их художественную ценность.

Археология непрерывно развивается. Сегодня на вооружении археологов находятся методы радиоуглеродного и изотопного анализа, позволяющие все более точно определить возраст находки. Новые методы консервации находок позволяют сохранить для потомков вещи, которые еще несколько лет назад были бы безвозвратно утрачены вследствие коррозии или благодаря своей хрупкости. Металлография позволяет определить состав и происхождение металла, из которого сделаны предметы, вплоть до географического региона. Новые горизонты открывает перед археологами исследование ДНК, сохранившейся в костных останках древних людей и животных.

Возможно, когда-нибудь археологи, вооруженные все более мощными научными методами и технологиями исследований, смогут полностью реконструировать историю человечества во всей ее полноте - начиная от палеолита до новейших времен, когда обилие письменных источников делает археологические методы ненужными. Но письменная история человечества относится к дописьменной примерно так же, как верхушка айсберга к его подводной части.

История термина «археология»

Слово «археология» впервые было употреблено Платоном в значении «история прошедших времен». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

У римлян для обозначения древней истории появилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином свое сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определенное значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.