Название одной из каравелл в эскадре колумба. Корабли Христофора Колумба: Санта-Мария, Пинта и Нинья. Соглашение с испанской короной

"Нинья ", "Пинта ", "Санта-Мария " - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.

После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.

Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно? Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре – неоправданно дорого. А вот три – в самый раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны , (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях. Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.

Что такое каравелла

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

Происхождение названия "каравелла"

caravel – lat . / caravela - port . / carabela - hisp ./ caravella - it ./

Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara – дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).

Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла

Смотрите сами: / his. / carabela = корабль

Типовая конструкция каравеллы

Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот -мачты и бизань -мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок -мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение – несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.

Какую скоростьразвивали каравеллы

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.

Мореходные качества каравеллы

Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот- мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> При крутом бейдевинде , (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.

каравелл

Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну .

Точно известно, что не сохранилось ни одного чертежа или рисунка хотя бы одного из кораблей первой экспедиции Колумба. И как в действительности выглядели «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» не знает никто. Исследователи попытались восстановить их внешний вид и конструкцию по косвенным свидетельствам и словесным описаниям. Поэтому всё, что вы прочтете ниже, это предположительные описания судов, осенью 1492 года.

«Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров. Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке - треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение "Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” - «Рождество».

К", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">ак вы уже знаете, не сохранилось ни одного подлинного изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая копия «Санта-Марии». В 20-м веке был выполнен еще целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии» в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между караккой и каравеллой не существовало.

Как выглядела каравелла «Пинта»

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Про «Пинту» - второго по величине корабля флотилии, известно меньше всего подробностей. Скорее всего, это была типичная каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением 70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани - косой.

Что из себя представляла каравелла «Нинья»

Настоящее имя этого корабля было «Санта-Клара», а «Нинья» - всего лишь прозвище каравеллы, толи от испанского слова «детка», толи от имени владельца Хуана Ниньо. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Об этой каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения, которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует относиться как к любым неподтвержденным данным. Итак: по одним сведениям длина судна 17 метров, ширина - 5,5 метров, осадка около 2 метров, водоизмещение - 100 тонн, экипаж 40 человек; по другим сведениям «Нинья» имела водоизмещение 40-60 тонн, на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских островах для проведения ремонтных работ на «Пинте», а на "Нинье" в это время косые паруса заменили на такие же прямые, как на "Пинте".

«Нинья » - «Санта-Клара» участвовала и во второй экспедиции Колумба к а потом ходила туда еще раз, в 1499 г. на остров Гаити уже сама по себе, как частное лицо. По всеобщему утверждению - любимое судно Колумба.

Морские термины, использованные в тексте:

Латинский парус

По форме - прямоугольный треугольник. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Верхней шкаториной (гипотенузой) крепится к наклонной рее, передний или нижний конец которой доходит до палубы. В средние века латинский парус получил широкое распространение, благодаря способности судна с таким парусом ходить очень круто к ветру. Причём движущей силой при этом являлся не сам ветер, а подъемная сила крыла , как у самолета, только крыло, то есть парус, располагались не горизонтально, а вертикально.

Каракка = нао – просто большое парусное судно, больше каравеллы. Передние паруса прямые, задние – косые.

Фок-мачта – первая от носа корабля мачта.

Грот-мачта – вторая от носа корабля мачта.

Бизань-мачта – задняя мачта на 3-4 мачтовых судах с косым парусом для маневров.

Водоизмещение количество воды, вытесненной плавающим судном.

Бак – часть верхней палубы от носа до первой мачты.

Бейдевинд – курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90°. Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется «подъёмной силой».

Шкаторина – любой край паруса.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шхуна Шхуна
– тип парусного корабля, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Имеет много разновидностей. Было основным судном пиратов Карибского моря и побережья Америки в 16-17 веках.

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Открытие Нового Света – одно из удивительнейших событий в истории человечества. Мы настолько привыкли к фразе «Колумб открыл Америку», что принимаем ее как аксиому, редко задумываясь, почему Америка названа Америкой. Ведь раз ее открыл Колумб, ей следовало бы называться Колумбией. Причина этого парадокса, как это нередко и бывает в истории, – сумбурное переплетение случайностей, заблуждений и недоразумений. Судьбе угодно было распорядиться так, что Америго Веспуччи на основании никогда не совершенного плавания стяжал столь бессмертную славу, что его имя стало наименованием четвертой части света.

Пожалуй, самое точное и краткое определение этому историческому парадоксу дал Стефан Цвейг: «Колумб открыл Америку, но не знал этого, Веспуччи ее не открывал, но первым понял, что Америка – новый континент. Это единственное достижение Веспуччи связано со всей его жизнью, с его именем».

Но и имя Колумба не забыто. Оно навечно вписано в историю человечества. Ставший легендой генуэзец был выдающимся мореплавателем и географом своего времени. И не следует забывать, что он совершил не одно, а четыре плавания в Новый Свет (1492, 1493, 1498 и 1502 гг.). Им открыты все важнейшие острова Карибского моря – Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага. Начатое Колумбом освоение Нового Света продолжали многие другие мореплаватели и завершили русские мореходы Чириков и Беринг.

Когда мы слышим фразу: «Каравелла Колумба», то понимаем, что речь идет о «Санта-Марии» -флагманском судне великого мореплавателя. Но была ли она каравеллой в действительности? Ведь в своих дневниках Колумб именует ее не иначе как «нао» (по-испански «корабль»). Достоверно известно, что «Санта-Мария» 25 декабря 1492 года погибла, наскочив на риф близ острова Эспаньола, и Колумб перенес флаг на «Нинью». Хотя время не сохранило нам чертежей судов, участвовавших в великом плавании, в каждом морском музее любой страны есть модель легендарной «Санта-Марии. Их сотни. Но среди них нет хотя бы двух одинаковых. Какая модель соответствует действительности, никто не знает… Все эти музейные модели, не говоря уже о тысячах частных, строились по различным описаниям великого открытия, старинным гравюрам и рисункам кораблей на морских атласах, относящимся ко времени Колумба. Опубликованная в «Моделисте-конструкторе» № 10 за 1966 год статья Л. Скрягина «Четыре «Санта-Марии» заинтересовала московского инженера-кораблестроителя С. Лучининова и ленинградского художника-мариниста Е. Войшвилло. Они воссоздали наиболее вероятный облик трех кораблей, участвовавших в первом плавании Колумба. Ими была проделана огромная работа: достаточно сказать, что библиография их исследования включает сотни литературных источников на десятках языков.

Редакции журнала авторы представили несколько подробных разработок по реконструкции кораблей Колумба, изданных за последние 50 лет в Италии, Испании, Англии, США, Австрии и ГДР. После тщательного сравнения чертежей редакция «Моделиста-конструктора» пришла к выводу, что последняя реконструкция эскадры Колумба, сделанная Е. Войшвилло и С. Лучининовым, наиболее точная и в большей мере соответствует истине.

1 – форштевень; 2 – бушприт; 3 – блинд; 4 – фок; 5 – марсель; 6 – грот; 7 – бонеты; 8 – бизань; 9 – выстрел бизань-шкота; 10 – ахтерштевень; 11 – штаги; 12 – ванты; 13 – фордуны; 14 – брасы; 15 – булинь; 16 – гордень; 17 – гитовы; 18 – шкоты; 19 – бархоут (пояс усиленной обшивки); 20 – фендерсы; 21 – киль; 22 главная палуба; 23 – квартердек (шканцы); 24 – палуба ахгеркастеля (юта); 25 – палуба форкастеля (бака); 26 – грузовой люк; 27 – входной люк; 28 камбуз; 29 – кофель-планка; 30 – утки для крепления снастей; 31 – корабельная кладовая; 32 – трюм для воды; 33 – грузовой трюм; 34 – продовольствие; 35 – балласт (камни); 36 – румпель; 37 – детали набора корпуса; 38 – щит с гербом Колумба; 39 – флаг Кастилии и Леона; 40 – флаг экспедиции; 41 – щит

В начале средневековья на смену весельно-парусным судам пришли чисто парусные. Появились вполне мореходные и сравнительно большие по тому времени грузовые суда со сплошной палубой, носовой и кормовой площадками. На двух мачтах крепились реи, несущие латинские паруса. Такие суда назывались нефами.

Затем появились каракки – весьма вместительные и прочные суда, имевшие уже, как правило, три мачты: фок и грот с прямыми парусами и латинскую бизань. Однако мачты еще не несли стеньг и марселей. Но уже вместо рулевых весел появился навесной руль с румпелем. Надстройки стали делать более развитыми. На этих судах к середине XV века для борьбы с пиратами стали ставить бомбарды – небольшие пушки, размещавшиеся на верхней палубе.

Непрерывное развитие мореплавания привело к созданию более совершенных и более мореходных и прочных судов, способных длительное время находиться в море. Такие суда появились уже в последней четверти XV века. На грот-мачте ставили марсель, на бушприте – блинд. Суда эти окрестили каравеллами, хотя еще в XIII в. это название, бытовавшее в Португалии, относилось лишь к небольшим рыболовным судам. Каравеллы строились как с прямыми, так и с латинскими парусами. Приблизительное соотношение основных размерений каравелл конца XV века: ширины, длины по килю, наибольшей длины и осадки находилось в пропорции 1:2:3:2/5. Тем не менее эти суда хорошо управлялись и были легки на ходу. Из дневников Колумба явствует, что его каравеллы шли со скоростью 11, 12 и даже 15 итальянских миль (0,8 морских миль) в час. Однако это были обычные торговые суда, построенные без учета специального назначения, которое выпало на их долю.

Водоизмещение их находилось в пределах 100 – 200 т. Экипаж всей флотилии состоял примерно из 100 человек. Заметим, что на «Санта-Марии» грот-мачта была составной, она закреплялась вантами и штагом. Грот-стеньга скреплялась с мачтой найтовами. Она имела две пары вант. Кроме того, с одной стороны применялся один постоянный фордун и марса-фал. Грота-рей равнялся длине судна по килю. Поднимался он двумя горденями и удерживался у мачты бейфутом. Для уборки грота грота-рей опускался на релинги. Грота-рей был снабжен топенантами и двойными брасами, прикрепленными к нокам, для брасопки реев в горизонтальной плоскости. Марса-рей по длине равен ширине каравеллы, он поднимался ординарным фалом, в ходовой конец которого заводили тали. Брасами, проведенными через блоки на топе бизань-мачты, управляли марса-реем. Марса-фалы служили одновременно и фордунами.

Фок-мачта по сравнению с гротом была намного меньше, она едва достигала длины каравеллы по килю. Крепление ее осуществлялось парой вант и штагом, закрепленным на бушприте. Бизань-мачта была еще короче, имела уклон к корме и крепилась вантами. Штага она не имела. Бегин-рей поднимался двойным фалом, ходовой конец которого служил штагом.

Размеры кораблей Колумба

Марс-площадка с поручнями, установленная на грот-мачте, являлась наблюдательным пунктом и использовалась при уборке парусов.

Рулевое устройство состояло из румпеля, установленного в корме, и массивного деревянного руля, перо которого оканчивалось над транцем, где баллер входил в полукруглый гельмпорт.

Для отражения нападений пиратов на каравеллах имелись бомбарды, стрелявшие каменными ядрами, и фальконеты – переносные малокалиберные пушки. При стрельбе из фальконетов их дульную часть, имеющую вилку, помещали в специальное отверстие в планшире. Кроме этого, экипаж экспедиции Колумба имел ручное огнестрельное оружие – аркебузы.

Санта-Мария (исп. Santa María, Святая Мария) - один из самых известных кораблей мира, о котором, тем не менее, неизвестно практически ничего, один из трех кораблей Христофора Колумба , на которых была открыта Америка в 1492 году.


Вокруг этого парусника больше догадок и легенд, чем достоверных фактов. Не сохранилось ни одного изображения «Санта-Марии» , нет ни чертежей, ни схем. Поэтому даже относительно типа этого судна мнения разнятся. Чаще всего «Санта-Марию» , как и два других колумбовских корабля и «Пинту» , называют каравеллой. Другие считают ее караккой. Сам Колумб в своих дневниках называл свой флагманский корабль «нао» . Колумб сокрушался о плохой маневренности флагманского судна, которое, правда, хорошо противостояло штормам. «Санта-Мария» была построена в Галисии (исторический регион на северо-западе Испании), поэтому Колумб в своих записях часто называет корабль «La Gallega» («Галисийка»). Команда парусника именовала корабль «Marigalante» («Галантная Мария»). Барлотоме де Лас Касас, испанский священник-доминиканец, историк, редактор судового журнала Колумба и автор книги «Три Индии», называл «Санта-Марию» «La Capitana» («флагман», исп.) или «La Nao» («nave» – корабль, судно, парусник, исп.; тип парусного судна). Командовал кораблем сам Колумб, хозяином «Санта-Марии» был испанец Хуан де ла Коса, он же исполнял обязанности штурмана.

«Санта-Мария» была трехмачтовым однопалубным кораблем, длиной по разным источникам от 23 до 25 метров, шириной – 6,7 метров и водоизмещением 237 тонн. Данные об экипаже судна так же разнятся, по одной версии команда состояла из 40 человек, по другой была аж 90.

На носу и корме «Санта-Марии» располагались высокие надстройки. Надстройка в корме имела два яруса: «тольда» – нижний ярус для хранения различного имущества, в верхнем ярусе («тодилье») находилась каюта капитана. В средней части палубы располагался камбуз, колодец для помпы, с помощью которой откачивали воду из трюма, там же была установлена площадка для компаса. Камбуз при свежей погоде заливало волной, поэтому отведать горячей пищи команда могла только во время относительного затишья. Матросы размещались в носовой надстройке и трюмах. Ни о каких кроватях тогда не было и речи, даже подвесные койки появились в морской жизни гораздо позже, а первооткрыватели Америки спали тогда просто, где придется, прямо на досках, и зачастую не раздеваясь.

Три мачты «Санта-Марии» несли на себе 4 основных паруса: прямые паруса на грот и фок-мачтах, косая бизань на бизань-мачте и прямой блинд на блинда-рее под бушпритом. Грот обычно на подобных суднах украшали эмблемами или рисунками. По другим данным парусов было шесть: на фок и грот-мачтах над основными парусами располагались еще трапециевидные марселя.

«Санта-Мария» была вооружена четырьмя 20-фунтовыми, шестью 12-фунтовыми и восемью 6-фунтовыми пушками. Помимо этого на корабле были дальнобойные деревянные пушки (пасволанты), шпрингалы – пушки малых калибров и более сотни мушкетов.

В декабре 1492 года экспедиция Колумба подошла к берегам Гаити, который Колумб окрестил Эспаньолой. Именно там и погиб корабль «Санта-Мария», сев на мель. Детали и обломки корабля были использованы для строительства форта на Эспаньоле, где поселились 39 испанцев, создав колонию. Форту дали название Ла-Навидад (исп. La Navidad – Рождество), так «Санта-Мария» потерпела крушение именно в празник Рождества. Сейчас на месте этого поселения находится город Моль-Сен-Никола (фр. Môle Saint-Nicolas).

В 1968 году археологом Адольфом Кеффером у острова Гаити были обнаружены обломки судна, предположительно датированные XIV-XV вв. Но достоверной информации о том, что это именно «Санта-Мария» , нет.

В 1892 году в Испании к празднованию четырехсотлетия открытия Америки была построена первая реплика парусника «Санта-Мария» . Для строительства парусника была создана специальная комиссия, тщательно изучившая все материалы об экспедициях Колумба и его кораблях. В состав комиссия входили такие люди, как Цезарио Дуро (судостроитель, председатель комиссии) и Рафаэль Монлеон (художник-маринист, археолог, кораблестроитель). В 1893 году новая «Санта-Мария» с командой из 40 человек пересекла Атлантический Океан и экспонировалась на Всемирной Чикагской выставке вместе с репликами двух других кораблей Колумба: и «Пинты» .

“Санта-Мария” в музее Колумба в Вальядолиде

В XX веке также было построено несколько реплик «Санта-Марии» . Первая была спущена на воду в 1929 году с верфи Кадиса по проекту Хулио Гильена. Это реплика просуществовала до 1945 года и демонстрировалась в г. Севилье.

В 1951 и в 1965 были построены еще 2 реплики «Санта-Марии» для съемок в фильмах. Реплика 1951 года сохранилась до наших дней и стоит сейчас в Барселоне. Эти копии знаменитого судна не имеют исторической достоверности.

К началу эпохи Великих географических открытий человечество не знало долгих океанских морских походов. Отважные и весьма умелые мореходы финикийцы бороздили моря очень осторожно и далеко от берега не отплывали, что помогло им открыть множество земель на разных континентах. Подобным образом плавали арабы и средневековые мореходы. Испанцы и португальцы отлично знали морское дело, но далеко от берегов Европы и Африки отдаляться также не спешили. Европейские мореходы-первопроходцы — и — ходили в море по старинке. Только в самом конце своего путешествия да Гама отважился "отлепиться" от африканского берега и плыть в открытое море, благо все необходимые сведения о близости у него уже были. Другое дело . Он отправлялся в откровенную неизвестность, а значит и корабли должны были быть надежными и крепкими. Лучшей моделью корабля на тот момент и считалась каравелла, которую так любили рыбаки и торговцы. Что же это были за корабли, считавшиеся самыми надежными, удобными и современными в конце XV века?

Описание кораблей Колумба

До наших дней не дошло ни одного достоверного изображения каравелл, на которых Колумб отправился в свое первое плаванье. Все попытки восстановить корабли Колумба по описаниям являются весьма условными и приблизительными. Достоверно известно только то, что каравелла эпохи экспедиций Колумба представляло собой небольшое парусное судно (двух или трехмачтовое) двух видов: с косыми парусами (латина) и с прямыми парусами (редонда). Косые паруса позволяли судну двигаться в нужном направлении при боковом и даже встречном ветре, зато прямые паруса обеспечивали судну весьма хорошую скорость при попутном ветре. Другим преимуществом каравелл была их вместительность. Колумбу были необходимы не только запасы пищи и пресной воды, ему было необходимо пространство, которое он мог бы заполнить богатствами открытых им стран (золото, пряности, дорогие породы дерева и драгоценные камни). Третье преимущество — небольшая осадка и практически плоское дно. С одной стороны, это делало судно достаточно устойчивым, с другой, позволяло заходить в реки и продвигаться вглубь суши. Вооружение, которое входило в оснащение каравеллы, не занимало много места: несколько разнокалиберных пушек, которые стреляли каменными ядрами, вот собственно и все вооружение.

В эскадре Колумба было три каравеллы :

  • Санта-Мария — самый крупный корабль, который по описаниям больше походит на другой тип судна — каракка. Единственный из всех был оснащен прямыми парусами до переделок под нужды экспедиции. Водоизмещение — 120 тонн.
  • Пинта — второй по величине корабль, типичная каравелла-латина, которую переделали, чтобы оснастить прямым парусом. Водоизмещение — 80 тонн.
  • Нинья — самое маленькое судно, которое также было оснащено прямым парусом. Водоизмещение — 50 тонн.

Все корабли Колумба были трехмачтовыми, все три обладали вместительными трюмами, готовыми принять несметные богатства неведомых стран.

История происхождения названий кораблей Колумба

Интересна история названий кораблей первой экспедиции к берегам Нового Света. Корабли, которые нанял для плавания Колумб, были уже давно "на плаву". Средств было совсем немного и поэтому приходилось выбирать достаточно бюджетный вариант. Название самого большого корабля эскадры "Санта-Мария" по сути было дано каравелле незадолго до путешествия. До этого несколько лет она ходила в море под именем "Гальега" (в переводе "Галисийка", женщина из Галисии). Остальные два корабля свои названия не меняли: "Пинта" (Родинка) и "Нинья" (Девочка). Достоверно известно, что все три корабля были названы в честь самых "востребованных" проституток портового борделя. Ничего не поделать, моряки никогда не были аскетами, зато умели быть благодарными. Колумб знал о происхождении названий нанимаемых им кораблей. И что бы хоть как-то "облагородить" экспедицию, он уговорил капитана "Гальеги" изменить имя корабля на "Санта-Марию". Менять кораблю имя — навлечь на него беду. Это старинное морское поверье сыграло злую шутку с первой экспедицией Колумба: именно "Санта-Мария" села на мель и была разбита волнами возле Гаити. Из оставшихся корабельных досок был сооружен первый форт на территории Нового Света. А вот "Пинту" и "Нинью" стихия пощадила. "Нинья" трижды преодолевала путь от Европы до Америки, прежде чем была окончательно переведена в рыбачью посудину, продолжая гордо нести на своем борту прозвище "жрицы любви" из портового борделя.


«Колумб Америку открыл, великий был моряк», - как говорится в одной песенке... Однако, прежде чем отправиться в плаванье, знаменитый мореплаватель долгие годы искал финансирование для своей затеи. И хотя многим вельможам того времени проект Христофора Колумба был по душе, выделять деньги на его осуществление они не спешили. Однако будущий первооткрыватель был человеком напористым, и все-таки собрал необходимые средства, и снарядил три корабля, каждый из которых имеет свою удивительную историю.

Христофор Колумб

Прежде чем узнать о кораблях, на которых совершил свое легендарное путешествие Колумб, стоит вспомнить о самом великом мореплавателе.

Родился Христофор Колумб в 1451 г. в О его национальности ученые особенно горячо спорят. Сам Христофор считается испанским мореплавателем, поскольку испанцы снарядили его экспедицию. Однако разные источники называют его итальянцем, каталонцем и даже евреем, принявшим христианство.

В любом случае человеком Колумб был незаурядным, что дало ему возможность получить приличное образование в университете итальянского города Павии. После учебы Христофор стал часто плавать. Чаще всего он участвовал в морских торговых экспедициях. Возможно, именно из-за увлечения морскими путешествиями в девятнадцать лет Колумб женился на дочке известного мореплавателя донье Фелипе де Палестрелло.

Когда будущему первооткрывателю Америки исполнилось двадцать три, он стал вести активную переписку с известным флорентийским ученым Паоло Тосканелли, который подсказал ему идею путешествия в Индию через Атлантический океан.

Проведя собственные расчеты, Христофор Колумб убедился в правоте своего друга по переписке. Поэтому в ближайшие годы он представил проект путешествия самым состоятельным людям Генуи. Но они не оценили его и отказались финансировать.

Разочаровавшись в соотечественниках, Колумб предлагает организовать экспедицию а после вельможам и духовенству Испании. Однако годы шли, а никто так и не выделял средств на проект Колумба. В отчаянии мореплаватель обращался даже к британскому королю, но все тщетно. И уже когда он собрался переехать во Францию и там попытать счастья, королева Испании Изабелла взялась профинансировать экспедицию.

Путешествия Колумба

Всего совершил четыре плаванья из Европы в Америку. Все они осуществлены в период с 1492 по 1504 год.

Во время первой экспедиции Колумба вместе с ним отправилось около ста человек на трех кораблях. Всего путешествие туда и обратно заняло около семи с половиной месяцев. Во время этой экспедиции мореплаватели открыли острова Кубу, Гаити и Багамы в Карибском море. Открытые Колумбом земли еще долгие годы все называли Западной Индией. Примечательно, что некоторые исследователи утверждают, что целью экспедиции Колумба была не Индия, а Япония.

Со временем, из-за различных споров открытые земли перестали быть собственностью только испанской короны и были разделены между европейскими морскими державами.

Пока Христофор был в третьей экспедиции, Васко да Гама открыл настоящий путь к Индии, тем самым поставив клеймо обманщика на репутации Колумба. После этого самого мореплавателя в кандалах отправили домой и хотели судить, но испанские богачи, уже неплохо заработавшие на открытых землях, отстояли Колумба и добились его освобождения.

Стараясь доказать свою правоту, мореплаватель предпринял четвертую экспедицию, во время которой добрался наконец-то до самого континента Америки.

В последние пытался вернуть дворянский титул, пожалованный ему венценосной четой испанских монархов, а также привилегии на открытых землях. Однако ему так и не удалось сделать это. После смерти останки первооткрывателя несколько раз перезахороняли, так что теперь существует несколько вероятных могил Христофора Колумба.

Три корабля Колумба (каракка и каравеллы)

Когда Христофор Колумб добился наконец-то финансирования своей первой экспедиции, он занялся подготовкой судов.

Прежде всего необходимо было определиться с количеством. Так как его предприятие было довольно рискованным, снаряжать большую флотилию было накладно. В то же время один-два корабля - слишком мало. Поэтому решено было снарядить три единицы. Как назывались корабли Колумба? Главный из них - каракка «Санта-Мария», и две каравеллы: «Нинья» и «Пинта».

Каракка и каравелла - что это?

Корабль Христофора Колумба «Санта-Мария» по типу был караккой. Так называли распространенные в 15-16-м веках парусные корабли на 3-4 мачты. Примечательно, что в Европе они были самыми огромными в то время. Как правило, на таких кораблях свободно могло помещаться от пяти сотен человек до полутора тысяч. Если учесть, что весь экипаж трех суден Колумба составлял сто человек, вероятно, «Санта-Мария» была небольшой караккой.

Другие корабли Колумба (названия их «Нинья» и «Пинта») были каравеллами. Это 2-3-мачтовые судна, распространенные в те же годы. В отличие от каракк, они были менее приспособленными для длительных экспедиций. При этом они отличались большей маневренностью, а также были легкими и дешевыми, поэтому в скором времени они незаслуженно вытеснили громоздкие каракки.

Корабль Колумба «Санта-Мария»

Как и портрет великого мореплавателя, так и внешний облик его первых трех кораблей не сохранился. Описание кораблей Колумба, как и их рисунки, довольно приблизительные и составлены со слов выживших очевидцев спустя много лет или по предположениям ученых.

Как принято считать, «Санта-Мария» была небольшой однопалубной караккой с тремя мачтами. Предполагается, что длина корабля была до 25 м, а ширина - до 8 м. Водоизмещение его было около 1200 т. Трюм корабля был глубиной 3 м, а на палубе была двухъярусная пристройка, где располагались каюты и кладовые. На баке находилась треугольная платформа.

«Санта-Мария» (корабль Колумба) была оснащена несколькими пушками разного калибра, предназначенными для стрельбы каменными ядрами. Примечательно, что в своих записях мореплаватель периодически называл свой флагманский корабль то караккой, то каравеллой. Флагманский корабль Колумба принадлежал Хуану де ла Косе, который также являлся и его капитаном.

Судьба «Санта-Марии»

К сожалению, «Санта-Марии» не суждено было вернуться домой в Испанию, так как еще в декабре 1492-го, во время первого путешествия, флагманский корабль Колумба сел на рифы вблизи Гаити. Поняв, что спасти «Санта-Марию» невозможно, Христофор приказал забрать с нее все, что могло представлять ценность, и перенести на каравеллы. Сам же корабль было решено разобрать на стройматериалы, из которых позже на том же острове был построен форт «Рождество» («Ла-Навидад»).

«Нинья»

По утверждению современников первооткрывателя, «Нинья» (корабль Колумба) была любимым судном первооткрывателя новых земель. За все свои путешествия он преодолел на ней свыше сорока пяти тысяч километров. После гибели «Санта-Марии» именно она превратилась во флагманский корабль Колумба.

Настоящее имя этого судна было «Санта-Клара», однако члены экспедиции нежно называли ее «деткой», что на испанском звучит как «нинья». Владельцем этого корабля был Хуан Ниньо. Но в первом путешествии Колумба капитаном «Ниньи» был Висенте Яньес Пинсон.

По мнению ученых, размер «Санта-Клары» был около 17 м в длину и 5,5 м в ширину. Также считается, что на «Нинье» было три мачты. Согласно сведениям корабельного журнала, первоначально у этой каравеллы были косые паруса, а после пребывания на Канарских островах их заменили на прямые.

Изначально на корабле находилось чуть более двадцати членов экипажа, но после гибели «Санта-Марии» их стало больше. Интересно, что именно на нем моряки впервые стали спать в гамаках, переняв эту традицию у индейцев.

Судьба «Ниньи»

Благополучно вернувшись в Испанию после первой экспедиции Колумба, «Нинья» участвовала также и во втором путешествии Христофора к берегам Америки. Во время печально известного урагана 1495 года «Санта-Клара» оказалась единственным уцелевшим кораблем.

Между 1496-м и 1498-м любимый корабль открывателя Америки был захвачен пиратами, но благодаря мужеству ее капитана был освобожден и отправился в третье путешествие Колумба.

После 1501 г. информации о ней нет, вероятно, каравелла затонула во время одного из походов.

«Пинта»

Точных данных о внешнем виде и технических характеристиках этого корабля в истории не сохранилось.

Известно лишь, что корабль Колумба «Пинта» был самой большой каравеллой в первой экспедиции Однако по неизвестным причинам после гибели «Санта-Марии» руководитель плаванья выбрал не ее в качестве флагмана. Скорее всего, дело было в хозяине и капитане корабля - Мартине Алонсо Пинсоне. Ведь во время путешествия он не раз оспаривал решения Колумба. Вероятно, великий мореплаватель опасался бунта и поэтому избрал корабль, где капитаном был брат Мартина - более покладистый Висенте.

Примечательно, что землю Нового Света первым увидел именно моряк с «Пинты».

Известно, что возвращались домой корабли порознь. Более того, капитан «Пинты» всеми силами добивался, чтобы его корабль пришел первым в Испанию, надеясь сам сообщить радостную весть. Но опоздал всего на пару часов из-за бури.

Судьба «Пинты»

О том, как складывалась судьба корабля «Пинта» после путешествия Колумба, неизвестно. Есть данные, что после возвращения капитан корабля был довольно холодно принят на родине. А из-за проблем со здоровьем, полученных во время экспедиции, умер через несколько месяцев. Вероятно, корабль либо был продан и сменил название, либо погиб во время очередного плаванья.

Другие корабли Колумба

Если во время первой экспедиции флотилия Колумба насчитывала всего три небольших корабля, то во второй их было семнадцать, в третьей - шесть, а в четвертой - всего четыре. Это было связано с потерей доверия к Христофору Колумбу. Иронично, но спустя всего несколько десятков лет Колумб станет одним из величайших героев Испании.

Названия большинства этих суден не сохранились. Известно лишь, что флагманом во второй экспедиции стал корабль под названием «Мария-Галанте», а в четвертой - «Ла-Капитана».

По прошествии стольких лет, после того как было выяснено, на каких кораблях Колумб отправился в свое первое путешествие и открыл для всего человечества новый мир, становится удивительно, как они вообще смогли туда доплыть. Ведь в распоряжении испанской короны были более мощные и объемные суда, однако их хозяева не захотели рисковать ими. Радует то, что владельцы «Санта-Марии», «Санта-Клары» («Ниньи»), а также «Пинты» оказались не такими и рискнули отправиться в экспедицию Колумба. Именно благодаря этому они навсегда вошли в мировую историю, как и открытые ими острова и два новых материка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.