Определение объема тела с помощью мензурки. Измерение объемов тела. Сообщение цели и критерий оценивание урока

Раздел долгосрочного планирования: 7.2 А

Психологический настрой на урок.

Упражнение-разминка «Кто быстрее?»

микроцель : сплочение учащихся.

Ожидаемый результат: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Учитель отмечает важность полученных навыков во время проведения разминки

Ученики должны быстро, без слов, построить, используя всех учащихся, следующие фигуры:

 квадрат;  треугольник;  ромб;

Рефлексивное обсуждение:

Вопрос учителя: трудно было выполнять задание?

Что помогло при его выполнении?

Актуализация знаний формулы вычисления объёма твёрдого тела.

Сратегия "Вспомни". Из курса математики вспоминают как определяли объём правильных тел. Заполняют графу ЗНАЮ таблицы ЗХУ.

Деление на 3 группы с помощью сигнальных карточек. (красная, зелёная, желтая). Обучающиеся выбирают карточки из закрытой корзинки.

Задание 1. Определение объема тела правильной формы.

Дескрипторы:

    Измеряет с помощью линейки длину, ширину, высоту спичечного коробка.

    Вычисляют по формуле объём коробки ( V=a×b×c ).

Оценивание ФО смайлики.

Сообщение цели и критерий оценивание урока

ФО обратная связь по приёму " Сравнение". Обучающиеся демонстрируют свою мензурку, называют цену деления и определяют объём тело неправильной формы.

Критерий оценивания

Определяет цену деления мензурки

Измеряет объём жидкости

Измеряет объём тела


Задание 3.С помощью отливного сосуда измерить объём тела.

1.Кусочек стекла

2. Кусочек железа

3.Кусочек фарфора

Дескрипторы:

1. Определяет цену деления мензурки.

2. Наливает воду в отливной сосуд и опускает измеряемое тело в жидкость.

3. Измеряет объём отлитой жидкости, определяет объём тела.

ФО обратная связь . При выполнения этой работы учащиеся получают конфеты

Заполняют графу УЗНАЛ таблицы ЗХУ.

Мензурки,сосуды разного объема, тела неправильной формы (камни, куски пластилина, стакан с водой,

картофель или другие овощи и фрукты)

Отливной сосуд, мензурка с водой.

Конец урока

Рефлексия. Учитель, мы сегодня используя мензурку определили объём тела правильной и неправильной формы. Заполняют ХОЧУ ЗНАТЬ таблицу ЗХУ.

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу знать

Узнал

Домашняя работа: Измерение объема тел правильной и неправильной формы

Постеры, маркеры, карточки

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

1. Задание 1 на повторение определение объёма коробки. Деление на группы.

2. Задание 2 Измерить объём тела с помощью мензурки.

3.Задание 3 Измерить объём неправильных тел с помощью отливного сосуда.

Дифференциация может включать в себя разработку учебных материалов и ресурсов, принимаоя во внимание индивидуальные способности учащихся, отбор заданий, ожидаемые результаты, личную поддержку учеников, (по теории множественного интеллекта Гарднера).

Используя время эффективно, можно использовать дифференциацию на любой стадии урока.

1.ФО обратная связь с помощью смайликами.

В этом разделе учащиеся экспериментально вспомнили из курса математики как измеряли объём тела правильной формы (коробка спички).

2.ФО обратная связь по приёму " Сравнение". Обучающиеся демонстрируют свою мензурку, называют цену деления и определяют объём тело неправильной формы. Получают звездочки.

3. По дескрипторам проводят самооценивание и получают по конфеточке.

Здоровьесберегающие технологии.

Использование на уроках разминочных упражнений и активные виды работы.

Пункты Правил техники безопасности, используемых на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Итоговаяоценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

С измерением объема приходится сталкиваться постоянно: заправляя бак автомобиля топливом, принимая микстуру, оплачивая расход воды и т. д. Как измеряют объем?

При измерении объема поступают так же, как при измерении площади. В качестве единицы измерения выбирают кубик с ребром, равным какой-нибудь единице длины, например 1 см. Тогда единицей измерения объема будет объем такого кубика.

Рис. 65

Например, объем прямоугольного параллелепипеда (рис. 65) равен 24 см 3 . Это значит, что его объем содержит 24 кубика объемом по 1 см 3 . Этот же результат можно получить, если измерить длину a, ширину b и высоту c тела, а затем их значения перемножить. Объем обозначается латинской буквой V:

V = abc;

V = 3 см. 2 см. 4 см = 24 см 3 .

По данной формуле можно находить объемы тел, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда, куба.

В СИ единицей объема является 1 м 3 . Другие единицы: дм 3 , см 3 , мм 3 - дольные единицы м 3 .

    1 м 3 = 1000 дм 3 = 1 . 103 дм 3 ;
    1 дм 3 = 1000 см 3 = 1 . 10 3 см 3 ;
    1 см 3 = 1000 мм 3 = 1 . 10 3 мм 3 ;
    1 дм 3 = 0,001 м 3 = 1 . 10 -3 м 3 ;
    1 см 3 = 0,001 дм 3 = 0,000 001 м 3 = 1 . 10 -6 м 3 ;
    1 мм 3 = 0,001 см 3 = 1 . 10 -3 см 3 ;
    1 мм 3 = 0,000 001 дм 3 = 1 . 10 -6 дм 3 ;
    1 мм 3 = 0,000 000 001 м 3 = 1 . 10 -9 м 3 .

    А как измерить объем тела неправильной формы, например гири? Здесь наиболее удобный способ - опустить тело (гирю) в мензурку с водой и определить объем вытесненной им воды. Он будет равен объему тела. На рисунке 66 объем гири равен:

    V = 49 мл - 21 мл = 28 мл = 28 см 3 .

Рис. 66

В быту распространена единица объема 1 литр (л). Один литр есть не что иное, как один кубический дециметр (рис. 67):

1 л = 1 дм 3 ;

1 миллилитр (мл) = 0,001 л = 1 см 3 .

Рис. 67

Точность измерения объема зависит от цены деления шкалы измерительного прибора. Чем она меньше, тем точность измерения больше.

Интересно знать!

В английской системе мер единицей площади является 1 акр:

1 акр = 4046,86 м 3 ;

единицей объема - 1 баррель:

1 баррель = 163,65 дм 3 = 0,16 м 3 .

В США различают сухой баррель:

1 сухой баррель = 115,628 дм 3

и нефтяной баррель:

1 нефтяной баррель = 158,988 дм 3 = 0,159 м 3 .

Теперь вам будет понятно, о каком объеме нефти идет речь, когда обсуждается цена за 1 баррель нефти.

Подумайте и ответьте

Сделайте дома сами

Используя изготовленную вами мензурку, измерьте объем клубня картофеля. Определите точность ваших измерений.

Подумайте и ответьте

  1. Как определить объем тела правильной формы? Неправильной формы?
  2. В каких единицах в СИ измеряется объем?
  3. Какая связь между объемами: V 1 = 1 дм 3 и V 2 = 1 л; V 3 = 1 см 3 и V 4 = 1 мл?
  4. Какая из мензурок позволит определить объем куска пластилина наиболее точно (рис. 68)?

Упражнения



Цель работы:

научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.


Приборы и материалы:

измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.


Ход работы.

  • Определите цену деления мензурки.

ПРИМЕР:


Тренировочные задание и вопросы

При погружении в мензурки тела уровень воды в мензурке

повышается, так как увеличивается объем воды на величину, равную объему тела.

1.Определите по рисунку

уровень воды:

до погружения _________;

после погружения _______;

Объем тела _______.

2.Какую физическую величину

измеряют с помощью мензурки?

___________________________________


3.В каких единицах измеряется?

____________________________________

4. Переведите:

1 м 3 =___________ см 3

1 см 3 =___________ м 3

100см 3 =___________ м 3

0.5 м 3 =___________ см 3

5000см 3 =___________ м 3

0,01 м 3 =___________ см 3

Примечание: 1мл=1 см 3


Ход работы.

5. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.

6. Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости.

7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.

8. Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.

9. Определите объем тел правильной формы.


1. Определите цену деления мензурки.

Ход работы:

5. Налейте в мензурку столько воды,

чтобы тело можно было полностью

погрузить в воду, и измерьте ее объем V 1.

6. Опустите тело в воду, удерживая его за

нить, и снова измерьте объем жидкости V 2.

7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.

8 . Проделайте опыты с другими телами.

9. Определите объем тел правильной формы.


Ход работы.

5. Результаты измерений запишите в таблицу

опыта

Название тела

Цилиндр (пример)

Начальный объём жидкости в мензурке V 1 , см 3

Объём жидкости и тела V 2 см 3

Объём тела V , см 3

V=V 2 - V 1

Пластина

V =а· b ·с ( объём равен произведению длины на ширину и высоту)


Вывод:

я научился пользоваться рычажными весами и с их помощью измерять массу различных тел.


Домашнее задание

§19, 20

Упражнение №6 (1, 2, 3)


Дополнительное задание

Если тело неправильной формы не входит в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда. Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погруженного в жидкость тела.

Лабораторная работа №1

Тема:

Цель:

Оборудование:

параллелепипеда

Техника безопасности

Ход работы

Теоретические сведения

Объем - это

3 ).

математических :

.

Практическая часть

Опыт №1.

Таблица №1

Стороны предмета

Объем, м 3

длина, м

ширина d, м

высота h, м

Куб

Параллелепипед

зависимости от объема);

.

V =_____(__).

Таблица №2

Начальный объем воды V 1 , см 3

Объем воды и тела V 2 , см 3

Объем тела V

полностью 2

3. Определите объем V

Теоретическая часть

Запишите вывод в тетради.

Лабораторная работа №1

Тема: Измерение объема жидкости и объема твердого тела

Цель: научиться определять объемы жидкостей и твердых тел

(правильной и неправильной формы)

Оборудование: мерный цилиндр или мензурка с водой, линейка тело

неправильной формы, тело, имеющее форму прямоугольного

параллелепипеда

Техника безопасности

Ход работы

Теоретические сведения

Объем - это , которая характеризует свойство тел занимать ту или иную часть пространства. Единицей объема в

международной системе единиц (СИ) является кубический метр (м 3 ).

кубический метр равен объему куба с ребром 1 м.

Если тело имеет правильную геометрическую форму, то, измерив линейные размеры, можно определить его объем с помощью соответствующих

математических :

    объем тела, имеющего форму куба, вычисляется по формуле: , где – сторона куба.

    объем тела, которое имеет форму прямоугольного

параллелепипеда, вычисляется по формуле: , где - длина тела; d - ширина тела; h - высота тела .

Практическая часть

Опыт №1. Определение объема тела правильной формы

Таблица №1

Стороны предмета

Объем, м 3

длина, м

ширина d, м

высота h, м

Куб

Параллелепипед

1. При помощи линейки измерьте длину, ширина и высоту сторон предмета. Полученные результаты запишите в таблицу №1.

2. Определите по приведённым формулам объем предмета правильной формы. Результат запишите в таблицу.

Объем жидкости и газа измеряют с помощью мерного цилиндра или мензурки. Для объема жидкости с помощью мерного цилиндра (мензурки) необходимо:

а) перелить жидкость в мерный сосуд (она приобретет форму сосуда,

а ее верхняя граница будет находиться на определенной высоте в

зависимости от объема);

б) определить пометку шкалы, напротив которой расположена верхняя

граница столба жидкости; зная цену деления шкалы, вычислить .

Опыт №2 Определение объема жидкости

1. Определите цену деления мерного цилиндра, вместе с расчетами запишите в тетрадь полученное значение. С= ______(__).

2. Определите объем воды и запишите полученный результат. V =_____(__).

Опыт №3. Определение объема тела неправильной формы

Таблица №2

Начальный объем воды V 1 , см 3

Объем воды и тела V 2 , см 3

Объем тела V

1. Запишите в таблицу 2 начальный объем воды в мерном стаканчике.

2. Погрузите в воду тело неправильной формы полностью . Измерьте общий объем воды вместе с телом. Запишите в таблицу полученный объем V 2

3. Определите объем V тела неправильной формы по формуле: . Вычисления запишите в тетрадь. Заполните таблицу, указав полученный результат.

Теоретическая часть

Ответьте письменно на вопросы, рассмотрев шкалу измерительного прибора:

1. Каков объем жидкости в цилиндре, если она налита до верхнего штриха шкалы?

2. Каков объем жидкости в цилиндре, если она налита до первого снизу штриха?

3. Каков объем жидкости помещается между ближайшими штрихами шкалы?

Анализ результатов эксперимента

Проанализируйте эксперимент и его результаты. Сформулируйте вывод, в котором укажите: какую физическую величину вы сегодня находили; какими приборами для этого пользовались; как вы считаете, измениться ли объем параллелепипеда, если его измерить при помощи мерного стаканчика?

Запишите вывод в тетради.

Цель работы: 1) научится пользоваться измерительнымиприборами;

2) научиться производить приближенныевычисления и определять погрешности.

Теоретические вопросы: Нониус. Точность нониуса. Устройство и методика измерений с помощью штангенциркуля и микрометра. Правила нахождения погрешностей при прямых и косвенных измерениях.

Оборудование: штангенциркуль, микрометр, металлический цилиндр.

Теоретическое введение

Объем тела, имеющего правильную геометрическую форму можно вычислить, измеряя его линейные размеры.

Для тела цилиндрической формы объем определяется по формуле:

V = (D 2 /4) h ;

где h - высота цилиндра,D - диаметр.

Для правильного определения объема, высоту измеряют штангенцирку­лем, а диаметр микрометром. Тогда относительные погрешности измерений штангенциркулем и микрометром будут одинакового порядка и соответство­вать нужной точности измерений.

Простейшими измерителями линейных величин являются штангенциркуль и микрометр.

Штангенциркуль служит для измерений линейных размеров, не требующих высокой точности. Для измерения с точностью до долей миллиметра пользуются вспомогательной подвижной шкалой, называемой нониусом.

Нониус представляет собой шкалу, скользящую вдоль основной шкалы. Различают линейный, угломерный, спиральный и т.д. нониусы.

В зависимости от количества делений линейного нониуса действи­тельные размеры детали можно определить с точностью 0,1 - 0,02 мм. Например, если шкала нониуса длиной 9 мм разделена на 10 равных частей, то следовательно, каждое деление нониуса равно 9/10 мм, т.е. короче деления на линейке на 1- 0,9= 0,1 мм.

При совмещении нулевого штриха основной шкалы с нулевым штрихом шкалы нониуса, десятый штрих нониуса совпадет с девятым штрихом основной шкалы, первое деление нониуса не дойдет до первого деления линейки на 0,1 мм, второе - на 0,2 мм, третье - на 0,3 мм и т.д. Если передви­нуть нониус таким образом, чтобы первый штрих совпадал с первым штрихом линейки, от зазор между нулевым делением будет 0,1 мм, при совпадении шестого штриха нониуса с любым штрихом линейки зазор будет равен 0,6 мм и т.д.

У штангенциркуля с точностью 0,05 мм шкала нониуса равна 19 мм и разделена на 20 делений. Каждое деление нониуса равно 19/20 = 0.95 мм, короче деления основной шкалы на 1 - 0,95 = 0,05 мм. В растянутом нониусе его шкала равна 39 мм с 20 делениями, т.е. каждое деление нониуса будет на 0,05 мм меньше, чем 2 мм.

У штангенциркулей с точностью 0,02 мм шкала нониуса равна 49 мм разделена на 50 делений. Каждое деление нониуса составляет 49/50 = 0,98 мм, т.е. короче деления основной шкалы на 1 - 0,98= 0,02 мм.

Измерение с помощью нониуса производится следующим образом: измеряемый предмет располагается так, чтобы один конец совпадал с нулем масштаба, нуль нониуса совмещается с другим концом измеряемого тела.

Для определения длины тела нужно измерить расстояние между нулем масштаба и нулем нониуса. Число целых делений отсчитывается по масштабу между нулем масштаба и нулем нониуса, число десятых делений - по номеру делений нониуса, совпадающего с делением масштаба. Например, длина тела равна 4 мм плюс отрезокАВ. Длину отрезкаАВ находят по нониусу.

Микрометр служит для измерения длин, не превышающих 25 - 30 мм, с точностью 0,01 мм. Микрометр имеет форму тисков, в которых измеряемый предмет зажимается с помощью микрометрического винта. Наиболее расп­ространены микрометры, в которых шаг винта равен 0,5 мм. А т.к. на круговой шкале микрометра имеется 50 делений, то цена одного деления круговой шкалы соответствует 0,5/50= 0,01 мм. Полное число оборотов отсчитываются по неподвижной шкале микрометра, дробная часть оборотов по круговой шкале.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.