Риторика – теория красноречия. Понятие профессиональной риторики.Отличие судебного ораторского искусства от других видов ораторского искусства

Общее понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка, или два способа (уровня) владения им: правильность и речевое мастерство. Владение словом является составной частью общей культуры человека. «Для интеллигентного человека, – указывал А.П. Чехов, – дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

С древних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат кропотливого обучения. Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону? В чем секреты публичного выступления? Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными? Как вести полемику, чтобы убедить собеседника в своей правоте? Как строить деловое общение? Ответ на эти и другие вопросы дает риторика - сфера научных знаний о законах публичной речи, о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей в речи».

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское «красноречие». Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка».

Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффективность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.

Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Само понятие «ораторское искусство» также имеет несколько значений: это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом; это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Подобное толкование этого понятия было принято еще в античные времена. Риторика рассматривалась и как особый жанр литературы (только в устной форме), и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. К примеру, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

В «Частной риторике» Н. Кошанского читаем: «Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других».

М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает: «… красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов, А.Ф. Мерзляков, В.Г. Белинский, А.Ф. Кони и др.). При этом понимание красноречия как вида искусства, а нередко и словесности никого не должно вводить в заблуждение. Г.З. Апресян, к примеру, анализирует, что есть общее и различное в поэзии, драматургии, актерском творчестве, с одной стороны, и в ораторском искусстве, с другой, и делает вывод, что применительно к красноречию понятие «искусство», если и не совсœем условно, всœе же требует ряда оговорок принципиального значения.

Некоторые исследователи риторики подчеркивают тесную связь ораторского искусства с наукой. Еще античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в работе «Опыты» определял риторику как искусство «сообщения знаний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.

Ораторское искусство с полным основанием может рассматриваться как наука. В первую очередь, оно опирается на открытия и достижения всœех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их. Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах. В-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений.

В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя философский, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации). Неориторика занимается поиском путей практического применения данных лингвистики текста͵ семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Ее цель – определœение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. К примеру, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, неориторика - ϶ᴛᴏ наука об убеждающей коммуникации.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Все это реализуется в рамках нескольких направлений: публичное выступление, полемика, деловое общение и др.

В риторике существует несколько жанров, соотносимых с различными сферами человеческой деятельности, внутри каждого из них выделяются отдельные виды речей и полемических диалогов (полилогов):

Академический – лекция, доклад на конференции, симпозиуме, научное сообщение, дискуссия;

Бытовой – юбилейная, поздравительная речь (тост), надгробное слово;

Военно-патриотический – обращения полководцев к солдатам, беседы с ними, военные приказы;

Дипломатический – парламентская речь, доклады государственных деятелœей, переговоры;

Духовный (церковно-богословский) – проповеди священнослужителœей, беседы, исповеди;

Педагогический – рассказ и объяснение учителя, устные рассказы детей;

Политический – политическая речь, политический доклад, агитационная и митинговая речь, предвыборные дебаты;

Судебно-правовой – защитительная и обвинительная речи (адвоката и прокурора соответственно);

Внутренняя речь – мысленная подготовка устного или письменного высказывания, воспоминания, мечты, диалоги с самим собой.

— Вы ведёте занятия по ораторскому искусству? — этот вопрос я слышу чаще, чем другие.

— Да, а что именно вас интересует?

— Ну… ораторское искусство.

— Да, я это уже услышала. Но какой именно аспект?

— Но это же публичные выступления, да?

— И это тоже… Вы собираетесь выступать публично?

Вообще-то нет. Если только по работе… Но мне кажется, что мне было бы нелишним поучиться ораторскому искусству.

А для какой именно цели? У вас ведь есть какая-то цель?

У меня общение с коллегами не очень складывается. И если я не буду бояться выступать даже перед аудиторией, то я, я так думаю, и на работе смогу высказываться посмелее.

— А если вы не будете бояться, как вы себя будете чувствовать?

— Ну… уверенно что ли.

— То есть, вам бы хотелось быть более уверенной в общении?

— Да! Именно так.

Подобные разговоры для меня не редкость, я даже могу сказать, что именно так звучит типичный запрос от человека, желающего обрести уверенность в общении. Не редко приходится сталкиваться и с более конкретными формулировками: "Мне нужно подготовиться к презентации, вы ведь этим занимаетесь? ", "Мне на следующей неделе предстоит выступление в связи с переходом на новую должность, а я до этого никогда не выступал перед таким количеством людей… Вы можете меня подготовить?".

Так уж сложилось, что ораторское искусство, в понимании большинства людей в современном мире ассоциируется с публичными выступлениями. Оно и не удивительно, ведь изначально (начиная со времён афинской демократии) ораторским мастерством овладевали те, кто хотел выступать на народных собраниях, судебных процессах, политических дебатах. В демократической Греции и республиканском Риме ораторы, как правило, были главными действующими лицами и на политической арене. Величайшие из ораторов древности — Перикл, Ликург, Квентилиан, Цицерон, Демосфен, Юлий Цезарь. Рядом с каждым из этих имён можно поставить "государственный и политический деятель". А между тем прошло несколько столетий… в общем-то и слово "тысячелетий" не будет большим преувеличением. Чем же сегодня является ораторское искусство, чем оно отличается от риторических навыков и как оно связано с красноречием?

Между ораторским мастерством (которым владеет оратор) и риторическими навыками (которыми обладает ритор) разница, прежде всего, этимологическая: первое понятие имеет латинское происхождение, а второе — греческое. В некоторых словарях можно даже найти такое определение ритора: "ритор — оратор в древней Греции…". По сути, речь идёт о синонимах:

  • Оратор (от лат. orare — говорить) — тот, кто произносит речь, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.
  • Ритор (греч. rhetor — оратор) — оратор, а также учитель или ученик школы, в которой обучали красноречию.

Правда, понятие "ритор" как-то не прижилось, и сегодня это слово можно встретить разве что в ироническом контексте: ритором называют того, кто произносит красивые, но напыщенные и малосодержательные речи. Зато широкое распространение получило слово "риторика":

  • Риторика — наука об ораторском искусстве, о красноречии.
  • Ораторское искусство — красноречие.

В русском переводе ораторское искусство, или ораторское мастерство, есть не что иное, как красноречие — слово, которое многим может показаться устаревшим. Словари предлагают для него следующие синонимы: ораторский талант, речистость, дар слова, дар речи.

Интересно, что в русском языке за словом "оратор" закрепилось, прежде всего, значение "тот, кто произносит речь", а вот для человека, обладающего даром речи, отдельного слова не нашлось… Но ведь сути это не меняет?

Какого человека можно назвать красноречивым? Опять же обратимся к словарям и энциклопедиям…

Красноречивый:

  • речистый;
  • тот, кто умеет свободно, гладко и хорошо говорить;
  • тот, кто хорош в произнесении речей и убеждении людей;
  • тот, у кого "язык хорошо подвешен".

Кстати, фразеологизм — "язык хорошо подвешен" заимствован из французского языка. В основе этого образа лежит аналогия с языком колокола, от качества подвески которого зависит звук. Но вернёмся к собственно красноречию. Где же здесь хоть слово о публике, аудитории, трибуне и сцене? Иногда требуется немалое мастерство, чтобы убедить одного-единственного человека, от которого зависит… многое! И не важно, касается ли это Вашей личной жизни, нового бизнес-проекта или успешной сделки.

Современный мир внёс свои коррективы в понимание риторики и ораторского мастерства:

  • Риторика — это наука об эффективной речевой коммуникации.

Какие цели преследует современная риторика, обучая желающих ораторскому мастерству?

  • Она учит этичному речевому поведению , предполагает не только усвоение норм речевого этикета , но и проявление в речи уважительного и тактичного отношения к собеседнику или аудитории.
  • Она подразумевает развитие речевой культуры, развитие качеств хорошей речи — её правильности, логичности, богатства, выразительности, доступности, точности.
  • Она обеспечивает продуктивность и эффективность речи. Какие средства выбрать в конкретной ситуации и какие приёмы использовать, чтобы достичь поставленных целей? Как убедить другого человека, вызвать его расположение и доверие? Как правильно сформулировать свою мысль, чтобы Вас услышали и поняли именно так, как Вам бы хотелось? Она объясняет, как наилучшим образом высказать и обосновать собственную точку зрения, как оказывать убеждающее воздействие на партнёров по общению.
  • Конечно, она формирует навыки публичного выступления на всех его этапах — начиная от подготовки речи до взаимодействия с аудиторией. И это, как Вы могли убедиться, только один, не самый значимый аспект ораторского искусства…

Красноречие никогда не сводилось лишь к умению "говорить красиво". Этого и Вам ведь было бы недостаточно? Речь , как писал Гегель, удивительно сильное средство , и с этим нельзя не согласиться. Очень сильное, очень действенное… если умеешь пользоваться им. Эффективная речь — та, которая помогает в достижении поставленных целей.

Какие это будет цели? Получать радость и удовлетворение от общения? Уверенно чувствовать себя перед аудиторией? Находить самые точные и ёмкие слова для выражения своих мыслей? Располагать к себе людей или держать их на дистанции? Об этом знаете только Вы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ведение

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.

Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова - речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно, правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи».

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни; они порождают мотивы и цели; затем говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателем и его реакцию. Выбор средств определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной, подготовки: мотивации, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на акустическую, звучащую, речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент. Риторические учения возникали в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим. Но в основе всех риторических учений мы видим и философские понятия (например, понимание риторического идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, метафора и пр.), и прагматические (образование, ораторство, деловой мир, политика).

Реферат рассказывает про построение гармонии между говорящими, а также про основные законы риторики, которые помогают достичь этой гармонии. В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т. д.

1 . Понятие ораторское искусство и риторики

В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности.

Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что ее называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца и поэта. Цицерон говорил, что «есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора». Об этом же говорил и Плутарх: «Искусство речи как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии».

Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов. В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.

Орамторское искумсство (красноре м чие , искусство красноречия) - искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура - ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская - не уделяют такого пристального внимания раторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима.

Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения . Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

1. Оратор обращается к народу с ораторской речью - не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.

2. Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что ее называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца и поэта. Цицерон говорил, что «есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора». Об этом же говорил и Плутарх: «Искусство речи как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии».

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат. orator - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» синонимичны.

Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-разному. Для одного оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским искусством, для другого - оно выступает как синоним пустословия, краснобайства, третий - воспринимает слова «риторика», «красноречие», «ораторское искусство» как синонимы.

Рассмотрим соотношение между этими понятиями. Древнейшее из них - красноречие - «красная (красивая) речь». Когда мы бываем особенно красноречивы? Когда нас что-то особенно «задевает», есть интерес в убеждении. Отсюда можно сделать вывод, что красноречивость - это природный дар, которым в разной степени наделен любой человек. Такой дар можно определить как врожденную способность к созданию более или менее «заразительной» речи, которая воспринимается как идущая к сердцу и ведомая сердцем. Истинно красноречивый человек всегда выражает то, что он чувствует сам, в истинность чего он безусловно верит. Обращаясь прямо к сердцам своих слушателей, он не нуждается ни в каких особых приемах, законах. Эффективность его речи определяется искренностью обращения к слушателям.

Искренность и стремление к общению - важные условия успеха оратора, но они не могут заменить умения. Знаменитый американский актер Джефферсон однажды точно заметил: «Произнести яркую речь - одно дело, а произнести ее ярко - другое». Оратор уже не обязательно должен чувствовать и испытывать сам то, что он внушает другим. Но он должен точно представлять себе, что могут или должны почувствовать, осознать или сделать слушатели при восприятии его речи. Он должен рассуждать над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей уместны те или иные приемы, средства убедительности речи. Этим он отличается от просто красноречивого человека. Это уже искусство - «ораторское искусство», мастерство. Оратор должен выделять приемы красноречия, анализировать их уместность и путем подражания воссоздавать их в собственной речи с учетом возрастных, умственных, эмоционально-волевых и других качеств и возможностей своих слушателей. Действенность речи оратора определяется уже совершенством освоенных им через подражание речевых навыков и умений, творческой способностью включать их в общение в любой момент, когда это потребует реальная обстановка выступления.

Навыки, необходимые для подготовки и произнесения речи, приемы и способы убеждения различной аудитории, умение управлять собой и слушателями и еще множество других навыков и умений дает - риторика. Многие руководства по риторике рекомендуют закрепить за этим термином «риторика» два смысла - узкий и широкий. С одной стороны, у нас по-прежнему нет другого термина для названия комплексной науки, изучающей ораторское искусство. Оно - предмет «риторики» в узком понимании. С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения (слушателя). Это - предмет «риторики» в широком смысле.

Современная трактовка риторики расширяет ее до теории убедительной коммуникации.

Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта; наука об условиях и формах эффективной коммуникации.

Современная риторика представляется как теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Риторика - это наука о способах создания речевого поступка. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждения. А это целая наука, у которой есть свои законы. Не знающий эти законы хорошо понимает то, о чем он говорит, но не осознает, что же он своей речью делает. Поэтому создается целая система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимодействия оратора и аудитории.

Понятие «риторика» значительно шире понятия «ораторское искусство». Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса.

Риторическая теория возникла в древности и развивается до сих пор как обобщение мастерства красноречия, осмысления риторической практики современности. Современная риторика рассматривает проблемы наилучшего взаимопонимания между людьми в процессе общения, коммуникации, конструктивного решения возникающих конфликтов.

2 . Виды риторики , законы и категории

Риторика делится на общую и частную.

Ядром современной общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической риторике описывается как совокупность ряда этапов (или как канон риторики - совокупность правил, приёмов; то, что твердо установлено; стало традиционным, общепринятым; нечто, служащее нормативным образцом.

Перечислим эти этапы:

Инвенция (лат. inventio) - или «нахождение, изобрение», умение изобрести содержание речи, осмыслить и продумать содержание речи;

Второй этап - диспозиция (лат. dispositio) - расположение изобретенного, структура, композиция речи;

Третий этап - элокуция (лат. elocutio) - словесное оформление речи, украшение ее, выбор т. н. «цветов красноречия» - специальных фигур и тропов, служащих украшению и эстетическому наслаждению речи;

Четвертый этап - меморио (лат. memorio) - запоминание речи, умелое использование приемов, помогающих запомнить подготовленный материал для публичной речи;

Пятый этап - акцио (лат. actio) - само произнесение речи, этап, теснейшим образом связанный с техникой речи и жестами, мимикой и позой оратора в процессе произнесения речи.

По мнению Цицерона, вся деятельность оратора предстает в этих пяти частях. Это как бы образец (парадигма) мыслительной и речевой деятельности.

Предметом общей риторики является также теория аргументации (связанная с искусством ведения спора), сюда же входят учение о риторе, знания о речевом поведении и национально-культурных традициях речевого поведения, что очень важно в процессе общения.

В деятельности человека есть особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение (или неумение) владеть словом необычайно велика. Это дипломатия, медицина, юриспруденция, журналистика, услуги и т. п. Для этих областей, успех в которых особенно связан с речью, разработаны (в основном пока еще за рубежом) так называемые частные риторики.

Частные риторики, в отличие от общей, изучают законы эффективной речи, действующие в областях «повышенной речевой ответственности». Здесь же рассматривается и искусство составления писем.

В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение.

Приобщая к общим правилам речевого поведения и речевого произведения, риторика дает и общие представления о прекрасном - общеэстетическому и этическому идеалам, сложившимся исторически в данной культуре.

Риторический идеал - это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре в определенное время и отражающая систему ее эстетических и этических ценностей. Система эта закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики рассматривается именно как история возникающих, развивающихся и сменяющих друг друга риторических идеалов.

Как любая наука, риторика имеет свои основные законы и категории. К основным законам риторики можно отнести следующие:

1. Концептуальный закон предполагает систематизацию материала выступления, всесторонний анализ предмета речи и формулирование основной идеи сообщения. С помощью этого закона оратор учится выделять главное и второстепенное, располагать материал в определенной последовательности, предвидеть его воздействие на аудиторию. 2. Закон моделирования аудитории (А) предусматривает знание оратором аудитории, перед которой ему предстоит выступить. Он должен иметь четкое представление о трех главных признаках, составляющих “портрет” любой аудитории. Ее социально-демографические характеристики определяются полом, возрастом, национальностью, уровнем образования, профессией и др.

Социально-психологические признаки обоснованы мотивами поведения, отношением к предмету речи и говорящему, уровнем понимания обсуждаемых проблем. Индивидуально-личностные признаки учитывают тип нервной системы, способ мышления, особенности мышления, темперамента слушателей и др.

3. Третий закон риторики (С) определяет стратегию поведения оратора, требуя установить:

Цели речевой деятельности (зачем?) ;

Противоречия в исследуемых проблемах и пути их разрешения;

Главный тезис выступления;

Собственную позицию.

4. Четвертый закон риторики формирует тактику (Т) составления выступления. При этом предполагается следующая последовательность действий:

Заинтересовать аудиторию;

Вызвать слушателей на размышление;

Вывести их на уровень обсуждения предмета речи.

5. Пятый закон риторики (СВ) требует внимания к словесно-речевому выражению, учит речевому мастерству, тому, как облекать мысль в действенную словесную форму.

6. Закон эффективного общения (ЭО) формирует и развивает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией, завоевывать ее симпатии, внимание и интерес. Для этого также предусматривается определенная система действий:

Управление собственным поведением;

Управление поведением аудитории;

Корректировка подготовленного текста по ходу выступления.

7. Системно-аналитический закон риторики (СА) развивает у оратора умение выявлять и оценивать собственные впечатления от выступления и анализировать речевую деятельность других, что помогает по мере накопления опыта совершенствовать мастерство своих публичных выступлений.

Этосом принято называть те условия речи, которые слушатель предлагает оратору, это как бы нравственные начала речи, нравственная характеристика самого оратора. Нравственные начала касаются темы речи и связаны со временем, местом ведения речи, определяя часть содержания речи. Риторический этос основан на фундаментальном принципе риторики: слово является поступком, осознанным действием, цель которого изменить мысли или деятельность других людей.

Пафосом принято называть эмоции, чувства, воодушевляющие оратора, способность сформировать нужные эмоции у слушателей, связанные с замыслом, целью речи. Пафос ограничивается с одной стороны этосом, то есть может развиваться лишь в тех пределах места, времени, этичности темы, которые предлагаются получателем речи оратору. Если оратор призывает к справедливости, то он не должен вызывать, например, чувство зависти (следует учитывать этические условия речи). Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель речи для установления контакта со слушателем.

Логосом (мысль, заключенная в речи, и слово, выражающее ее) принято называть словесные средства, использованные оратором в данной речи при реализации замысла ее. Логос требует использовать такие понятия, слова, которые были бы доступны слушателю данной речи. Для общения, согласия, убедительности речи требуется такая форма ее выражения, при которой высказывание может быть понято, обсуждено и оценено. Логос также связан с этосом (этичность аудитории обнаруживается в отношении к слову - слушатель должен свободно, самостоятельно и ответственно принять решение о согласии или несогласии с оратором, а для этого необходим обмен мнениями) и пафосом (этичный оратор использует эмоции, которые совместимы с условиями общения).

Ораторское искусство шлифуется, доводится до совершенства не только усвоением правил и образцов красноречия великих ораторов, но и постоянным непрекращающимся духовным обогащением личности оратора. Недаром древние говорили: «Красноречие - дитя знаний» (Цицерон).

Важнейшими стимулами развития риторики выступают те области гуманитарного и социального знания, которые имеют прямое отношение к процессу человеческого общения вообще и в особенности - к речевому общению.

Схема общения довольно проста: оратор - процесс речевого взаимодействия и взаимовлияния - слушатели. Но она вызывает целый ряд вопросов: кто такой оратор? Что, как, с какой целью он говорит? Кто такие слушатели и каковы их демографические, профессиональные и иные характеристики? Как установить контакт со слушателями? Какие средства убеждения следует использовать? И многое-многое другое. Эти вопросы требуют ответа, но риторическая наука вряд ли может справиться с ними собственными силами. На помощь ей приходят другие науки.

Нет необходимости говорить о важности философского образования и философского видения мира. Об этом уже давно было сказано великими ораторами и теоретиками красноречия. Философия формирует критический и одновременно конструктивный тип мышления.

Риторика как рациональная дисциплина всегда опиралась на разум, аргументировала свои идеи. Аристотель построил свою риторику на прочном фундаменте созданной им формальной логики, которая формирует дисциплину мышления, обостряет критическую функцию ума, исключает бездоказательные, голословные суждения, совершенствует полемическое мастерство оратора. Хотя основной вопрос риторики - вопрос о том, как произнести речь, ее занимают вопросы и о том, как и кем воспринимается речь, кто и почему пришел слушать оратора.

Отсюда ясна роль психологии, которая своими средствами исследует механизм взаимодействия оратора и аудитории, предъявляет целый ряд требований к поведению и подготовке оратора, умению сочетать рациональное с эмоциональным, с разных точек зрения - возраста, профессии, однородности и др. - анализируется аудитория, ее отношение к оратору. В своих речах оратор убеждает в чем-то аудиторию, призывает ее к чему-то, информирует, разъясняет что-либо, учит, то есть занимается теми проблемами, которые относятся к педагогике, хотя цели оратора и учителя различны.

Социология исследует важнейшие основы человеческих отношений: образ жизни, привычки, духовные ценности, национальные особенности, верования и т. д. Без знания и понимания структуры общества вряд ли можно разобраться в множестве идей, взглядов, убеждений, интересов. Ораторские речи, составляя часть духовной жизни общества, отражают всю эту сложнейшую мозаику жизни.

Наиболее тесными узами связана риторика с филологией и лингвистикой. Общим объектом их исследования является язык как важнейшее средство человеческого общения. Риторика даже трактовалась как теория любой речи - устной и письменной, поэтической и прозаической.

Одним из важнейших понятий, общих для филологии и риторики, является культура речи. Различия национально-культурных традиций речевого общения и поведения, возможные способы наладить взаимопонимание, избежать ошибок, связанных с иными национальными традициями, помогает этнолингвистика. В теории коммуникации для риторики особенно важна диалогическая трактовка речи, рассчитанная на понимание, согласованность участников диалога. Не меньшее значение имеет этика, эстетика, теория сценической речи.

Мы еще будем говорить об этичности самого оратора и его выступления; о том, что речь должна соответствовать красоте как основной категории эстетики; любой выступающий как актер должен знать основы сценической речи: для того, чтобы вас мог слышать целый зал или отдельные слушатели необходимы правильное дыхание, хороший голос, четкая дикция, соответствующая роду и жанру речи мимика, жесты, поза оратора.

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором? Спор этот не нов: он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Мнения расходятся: одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что «ораторами становятся» в процессе изучения основ ораторского искусства и применениях их на практике. Знаменитый древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон произнес знаменитое: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Он был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить к этому некоторые усилия. Выдающийся судебный оратор А. Ф. Кони по этому поводу замечал, что если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом воспитательных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний. Поэтому невозможно преподать никаких советов, исполнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, то есть быть оратором. Это умение достигается выполнением ряда требований, лишь при наличии которых можно его достичь. Таким образом, Кони А. Ф. считал, что следует различать красноречие как дар, данный от природы, и умение говорить публично, которое приобретается в результате повседневной практики. Действительно, хорошим оратором может стать только тот, кто стремится к этому, кто много работает над собой, своими возможностями, своими приобретенными и природными данными - голосом, дыханием и т. д.

3 . Законы современной общей риторики

ораторское искусство риторика

Законы современной общей риторики способствуют эффективности речи и успеху речевого общения в различных ситуациях: и в процессе непосредственного взаимодействия с тем, кому речь адресована; и в ситуации публичного выступления. Поэтому большее внимание будет уделено тому, как эти законы работают при непосредственном взаимодействии с тем (или с теми), кому эта речь адресована. а вот отношения «говорящий - аудитория».

Итак, риторика говорит: «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика». Это значит, что говорящий должен учитывать фактор адресата - особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все четыре закона, о которых пойдет речь, связаны именно с фактором адресата и показывают, каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации - говорящим и адресатом.

Первый закон риторики - закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Раскроем сущность этого закона.

Термин «диалог» в современной риторике имеет иной, более общий и широкий смысл. Риторика принципиально отрицает возможность «речи, обращенной к самому себе». Такая речь риторику (как науку об эффективной, воздействующей, гармонизирующей речи) просто не интересует. В риторике не только говорящий, но и слушатель понимается как лицо активное, деятельное. Такими видел отношения между говорящим и адресатом еще Аристотель. Это видение особенно близко русскому речевому идеалу. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он включает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань Человеческой жизни. Итак, закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория - не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача - «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т. е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.

Первый принцип - внимание к адресату. Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, необходимо представить себе слушателя, собеседника. Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать. Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить «социальный портрет слушателя (аудитории) «. Он создается в результате ответов на следующие вопросы:

1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель; преподаватель; товарищ; родитель и т. д.)

2) размер аудитории (количество человек) ;

3) возраст;

4) круг особых интересов адресата и набор «запретных тем», личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание..) ;

5) почему и зачем люди собрались; что будут делать в результате собрания, конференции;

6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата;

8) как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

Еще раз хочется подчеркнуть, что работа по составлению портрета адресата очень полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления - использование риторических вопросов, обращение к слушателям.

Второй принцип диалогизации речи - это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию, необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко.

Представьте себе, что случилось чрезвычайное происшествие: где-то за рубежом; в вашем городе; в вашем доме. Эксперименты показывают, что понимание текста напрямую зависит от того, насколько его содержание близко интересам адресата: чем больше эта близость, тем меньше вариантов понимания обнаруживается. Поэтому риторика рекомендует на протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.

Третий принцип - конкретность. Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Обязательно должны быть примеры - конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей. Обратите внимание на образность речи. Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус). Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как можно конкретнее.

Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен «все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не «застревая «и не возвращаясь к тому, что уже пройдено».

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: «Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить - неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу... « Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.

Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует»

Еще древние риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них - это метафора Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.

Четвертый закон современной риторики - закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, «загадок», которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов - вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю - это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.

В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры. Методика ведения переговоров включена в программы подготовки специалистов различных профилей.

Деловые беседы и переговоры осуществляются в вербальной форме, что требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Важную роль играет, какими жестами, мимикой

Переговоры - имеют более официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т. д.). Переговоры обычно включают основные элементы деловой беседы, Они состоят из трех этапов:

Обмен информацией; взаимное уточнение интересов, концепций и позиций сторон;

Обсуждение; обоснование взглядов и предложений, выдвижение аргументов и контраргументов;

Согласование позиций, формулирование договоренности.

Первый этап - взаимное уточнение позиций участников переговорного процесса - очень важен, поскольку для выработки договоренностей прежде всего необходимо выяснить точки зрения друг друга и обсудить их. Поспешность здесь крайне не желательно, так как отношение к самому процессу переговоров у деловых людей разное. Кроме того, даже хорошо подготовленные переговоры оставляют ряд неясностей. Особенно интенсивен данный процесс вначале, когда идет выработка общего языка с партнером. Вы должны убедиться, что под одним и теми же терминами стороны подразумевают одинаковые понятия, собеседники могут в одни и те же слова вкладывать разный смысл.

Целесообразней сказать мало, чем много;

Наиважнейший мысли должны быть четко сформулированы;

Короткие предложения лучше осмысливаются, чем длинные (фразы, состоящие более чем из 20 слов, собеседник практически не воспринимает) ;

Речь должна быть фонетически доступна, для чего желательно включать произвольные фразы активные глаголы;

Необходимо помнить, что смысловую нагрузку несут не только слова, но и темп, громкость, тон и модуляция речи.

Второй этап - обсуждение позиций и точки зрения участников - направлен, как правило, на то, чтобы максимально реализовать собственную позицию. Он особенно важен, если стороны ориентируется на решении проблем путем торга.

При обсуждении позиции особое значение приобретает аргументация. Она может использоваться для жесткого осваивания своих позиций. Ряд рекомендаций:

Употреблять фразы, способствующие возникновению симпатии;

Будьте терпеливы;

Используя свою настойчивость в разумных пределах;

Избегайте доводов в ущерб другой стороне;

Постарайтесь не раздражать их;

Выслушайте противоположную точку зрения, не обязательно соглашайтесь с ней, просто признайте ее;

Отклоняйте нереалистичные ожидания;

Не отвечайте на враждебные и критические замечания партнеров;

Говорите спокойно, уверенно, используйте юмор;

Попросите доказать, что выдвинутое решение справедливо.

Третий этап - согласование позиций - в зависимости от обсуждаемых проблем под согласованием позиций может пониматься и компромиссная концепция (как вариант решения проблемы), и просто круг вопросов из числа поднимавшихся в ходе переговоров, которые могут войти в предлагаемый итоговый документ.

Здесь можно выявить две фразы согласований позиций: сначала общая формула, затем детализация. Под детализацией следует понимать редактирование текста и выработка окончательного варианта итогового документа. При этом важно не растерять те крупицы соотнесения интересов, которые были найдены ранее. А это значит, что нужно быть вдвойне сдержанным, исключив любые негативные эмоциональные проявления.

Список использованной литературы :

1. Ивин А. А. Логика - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005

2. Хазагеров Т. Г. Общая риторика - РнД. : Феникс, 2008

3. Зарецкая Е. Н. Риторика - М. : Дело, 2006.

4. Губин В. Д. Основы этики - М. : Норма 2006

5. Петрова Ю. А. Культура и стиль делового общения. Учебно-практ. пособие / Ю. А.

7. Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М. : УРАО, 2008. - 208 с. - ISBN 5-204-00146-8

8. Таушев) . Руководство по гомилетике. - М. : ПСТГи, 2001. - 143 с. - ISBN 5-7429-0110-0

9. Сопер П. Л. Основы искусства речи. - М. : Феникс, 2006. - 448 с. ISBN 5-222-07060-3

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проведение переговоров, деловых разговоров и бесед. Сущность и основные составляющие делового имиджа. Использование риторики в процессе создания делового имиджа. Выработка рекомендаций по правильному использованию риторики при создании делового имиджа.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2011

    Психология делового общения и управления. Публичная речь как форма деловых и общественных отношений. Виды и типы устной публичной речи. Ораторская речь, специфика общения, цель и идеи выступления, построение выступления. Успех ораторского искусства.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2011

    Культура речи как часть делового образа государственного служащего, принципы риторики. Особенности деловых документов и характеристика их видов: должностная инструкция, распоряжение, справка. Деловое общение как форма организации предметной деятельности.

    реферат , добавлен 22.12.2013

    Языковые особенности устной речи. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Приветствие. Обращение. Этикетные формулы. Эвфемизация речи. Особенности письменной речи. Риторика в русской филологической науке, современной теории и практике.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Закономерности неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки. Облик делового человека в сфере туризма. Элементы делового костюма. Понятие риторики. Роль и значение риторики в профессиональной деятельности. Цели деловой беседы.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2009

    Этикет речевого общения. Главный этический принцип речевого общения. Этика деловой и административной речи. Средства выразительности деловой речи. Главные функции административного подстиля: информационно-содержательная и организационно-регулирующая.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2010

    Разговорная речь и ее важнейшие признаки. Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи. Стили общения и причины коммуникативных неудач. Характеристика жанров речевого общения. Правила этики общения.

    реферат , добавлен 20.08.2009

    Понятие ораторского искусства, его сущность и особенности, методика изучения и совершенствования. Специфика и особенности судебного красноречия. Тактика речи, стиль, ораторские приемы и средства, используемые прокурором в ходе судебного заседания.

    реферат , добавлен 18.04.2009

    Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии, правила и принципы. Значение культуры речи в воспитании. Закономерности речевого поведения в массовой коммуникации как средства утверждения социального статуса; стиль, формы обращения.

    реферат , добавлен 02.05.2009

    Понятие, специфика, формулы и функции речевого этикета. Его национальная специфика. Прямое устное обращение, используемое в деловой речи. Своеобразие и правило ведения телефонного разговора. Этикет в письменной речи. Основные правила ведения дискуссии.

Выражение «ораторское искусство» имеетнесколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально связан с устным словом.

Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие слова:риторика, красноречие. На протяжении многовековойистории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции,в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами.

Необходимо иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп, классов, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано в нравственных либо безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство – основной вопрос, который решается напротяжении всей истории развития науки, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет свои требования к ораторам, возлагает определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому искусству присущи конкретные особенности :

1) сложный синтетический характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика – науки, на которые опирается ораторское искусство;

2) неоднородность. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные виды и роды. В отечественной риторике выделяют следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом ее функций, а также ситуации, цели и темы.

История свидетельствует, что важным условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Отсюда название ораторского искусства как «духовного детища демократии». Неудивительно, что сегодня в связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается новый всплеск интереса к риторике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.