Скачать конспект лекций по психологии. Конспект лекции по психологии

Для него характерно многообразие подходов к сущности психики превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания обслуживающую интересы практической деятельности человека. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Основной недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности излишнем сближении психики животных и человека игнорировании процессов сознания высших форм научения творчества самоопределения личности и пр....


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10508. Конспект лекций по психологии для иностранного студента 54.6 KB
Объекты – человек и животное а предмет – конкретные факты психической жизни которые характеризуются качественно и количественно психологические законы закономерности механизм психической деятельности. Сознание – высшая интегрирующая форма психики результат общественноисторических условий и формирования человека в деятельности при постоянном общении с другими людьми. Очень популярны анкеты тесты и анализ творческой деятельности. Изучает особенности трудовой деятельности человека.
5973. История Отечества, курс лекций│ Конспект лекций по истории Отечества 391.13 KB
Конспект лекций по истории Отечества охватывает историю России начиная с древнего периода до наших дней. Актуальность изучения истории и прежде всего истории своего народа своего Отечества проявляется во-первых в необходимости разобраться в современных событиях опираясь на прошлый опыт; во-вторых в возможности предвидеть будущее развитие уяснив исторические закономерности и...
10576. Социология: конспект лекций 167.86 KB
Конспект лекций представляет собой подбор материала по курсу «Социология», охватывает основные темы программы. Издание предназначено для студентов средних и высших учебных заведений. Книга станет отличным помощником при подготовке к зачету или экзамену, а также для написания курсовых и контрольных работ.
10958. Логистика: конспект лекций 83.72 KB
Деятельность в области логистики многогранна. Как свидетельствует мировой опыт лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот кто компетентен в области логистики владеет ее методами. Знакомство с материалом главы поможет понять специфику логистики повысит эффективность учебного процесса. Понятие и сущность логистики.
19270. Политология, конспект лекций 51.38 KB
Политология как наука Сама структура слова политология указывает на то что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисами вполне конкретным политическим образованием известным из античной истории. Мыслитель определил логос как универсальную осмысленность и закономерность процесса изменения форм бытия тождественную первостихии огня как судьбу подчиняющую себе даже богов. Как и всякая наука политология не появилась в более или менее завершенном виде а складывается и развивается при превращении различных форм знания в...
5888. Метрология, конспект лекций 241.26 KB
Оценки результата измерения. Введение Наша жизнь постоянно связанна с измерениями. Это можно обеспечить лишь путем измерения параметров характеризующих отдельные участки технологического процесса. Метрология как наука охватывает круг проблем связанных с измерениями.
10956. Философия: конспект лекций 138.23 KB
Главное назначение мифа не в том чтобы дать человеку какоето знание а в том чтобы оправдать существующий порядок вещей. Однако философия сохранилась и проявляет свою специфику в том что характеризуется вопервых субстанционализмом т. стремлением обнаружить во всех явлениях мира чтото постоянное и неизменное; вовторых универсализмом т. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное отбросив второстепенное.
5985. Статистика, конспект лекций 347.96 KB
Общее представление о статистике, ее историческое развитие. Предмет и задачи изучения статистики. Статистические закономерности и закон больших чисел. Статистические совокупности. Признаки в статистике и их классификация. Статистические показатели. Системы статистических показателей.
10326. Рынок ценных бумаг, конспект лекций 66.43 KB
Конечно, решения о сбережениях и решения об инвестициях принимаются по разным причинам. Люди делают сбережения, чтобы обеспечить будущее себе и своим детям и чтобы повысить уровень жизни с течением времени. Предприниматели инвестируют деньги, приобретая капитальные активы (здания, заводы, оборудование) в целях производства и в расчете на получение прибыли в будущем
1703. Конспект лекций по «Основам охраны труда» 8.81 MB
Охраны труда Конспект лекций по Основам охраны труда Для студ. В соответствии с этой статьёй государство даёт гарантии каждому своему гражданину на надлежащие безопасные и здоровые условия труда и на заработную плату не ниже той которая определена законом. Таким образом в Конституции за государством закреплена забота об условиях труда его научной организации и это является одним из основных направлений его политики. Проблемами связанными с обеспечением здоровых и безопасных условий труда зани –мается охрана...

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра социологии и социальной работы

В.В. Маслова

Конспект лекций по дисциплине

«Психология»

для студентов дневного и заочного отделения

технических специальностей

Мариуполь 2009

Психология. Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения технических специальностей. / ПГТУ. Каф. Социологии и социальной работы, ИПФ; сост. В.В.Маслова. – Мариуполь.2009.- 92 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу ”Социально–гуманитарные дисциплины”. В предлагаемом курсе лекций приведены основные психологические понятия и категории, а также их характеристика. Особое внимание уделено психологии личности; раскрыты психологические механизмы становле­ния личности и ее взаимодействия с другими людьми.

Предназначено для студентов технических специальностей.

Рецензент: М.Д.Лапина, ст.пр.

Сост. В.В. Маслова, ст.пр.

Ответственный за выпуск: В.В.Харабет, доц.,к.п.н.,

Зав.каф.социологии и

Социальной работы

Утверждено

На заседании кафедры

«Социология и социальная работа»

Протокол № 3 от 16.10.2009г.

Утверждено

На заседании ученого совета

Инженерно-педагогического факультета

Протокол № от 2009г.

введение

Особенности современного этапа развития нашего общества обу­словливают необходимость коренного улучшения подготовки специалистов, овладения ими основами психологических знаний и успешного применения их на практике.

Учебное пособие подготовлено для широкого круга студентов независимо от профессионального направления и специальности, предназначено для концентрированного изучения и систематизации учебного материала по дисциплине ”Психология”.

Пособие представляет собой компактный очерк теории и практики психологии. Учебный материал пособия депрофессионализирован, изложен в краткой и доступной форме, как по содержанию, так и по стилю изложения.

Цели и задачи изучения дисциплины ”Психология”:

Получить представление о природе психики человека, о соотноше­нии природных и социальных факторов в ее становлении, а также о том, как происходит осознание человеком окружающего мира и самого себя;

Научиться давать психологическую характеристику лич­ности, а также объяснять собственные психические процессы, свойства, состояния;

Овладеть простейшими приемами их психической саморегуляции;

Научиться осознавать особенности взаимодействия людей в процессе общения и совместной деятельности;

Овладеть прие­мами, повышающими эффективность общения.

Последовательность изложения тем в предлагаемом курсе лекций отражает логику восприятия будущим специалистом нового круга проблем. Пособие включает в себя пять тем, относительно самостоятельных по содержанию, но взаимосвязанных между собой.

Для удобства освоения курса каждая из программных тем подразделена на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые могут стать предметом выступлений на семинарских занятиях, послужить темой рефератов.

Круг проблем, рассматриваемых в предлагаемом курсе лекций, конкретизирован в перечне умений, предваряющем каждую тему.

Осознанному и более глубокому усвоению материала будет спо­собствовать поиск ответов на контрольные вопросы и задания, пред­ложенные к каждой теме. При этом целесообразно пользоваться ис­точниками, приведенными в списках литературы к каждой теме.

ЛЕКЦИЯ 1

^ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Предмет, принципы и отрасли психологии.

2. Этапы становления и направления психологической науки.

3. Методы психологического исследования.

4. Понятие о психике. Классификация психических явлений.

5. Сознание как высшая ступень развития психики.

6. Особые состояния психики и сознания человека.

Основные понятия : психология, принципы психологии, направления психологии, методы психологии, психические явления, сознание, сознательное, подсознательное, бессознательное.

Изучив данную тему, вы должны уметь :

Сформулировать предмет и задачи психологии как науки;

Объяснить методологические принципы психологии;

Выделить основные этапы становления психологической науки;

Выявить место психологии в системе наук о человеке;

Перечислить отрасли и основные направления психологической науки;

Проанализировать методы психологии и условия их правильного применения;

Раскрыть сущность понятия психика, перечислить основные формы проявления психики;

Объяснить взаимосвязь сознательного, подсознательного и бессознательного.

^ 1. Предмет, принципы и отрасли психологии

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Психология (psyche – душа, logos – наука) – изучает мир душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых человеком.

В целом методология (от греч. methods - путь исследования, по­знания, logos - учение) определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1) Принцип детерминизма означает, что пси­хика определяется образом жизни и перестраивается с изменением образа жизни.

^ 2) Принцип взаимосвязи психики и деятельности , принцип единства сознания и деятельности озна­чает, что сознание проявляется и формируется в процессе осуществления деятельно­сти человеком.

^ 3) Принцип развития психики, сознания в деятельно­сти означает, что психика и сознание рассматриваются как продукт развития и результат деятельности (игро­вой, учебной, трудовой и др.).

^ 4) Принцип изучения психики человека во взаимосвязи биологических и со­циальных факторов ;

5) Личностный подход означает, что при изучении любых психических явлений человека (свойств, состояний, процессов) учитывается включенность явления в структуру целостной личности.

Психология тесно взаимосвязана с другими науками, занимая ва­жное место в системе наук о человеке. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии , психо­логия неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теорети­ческие положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии. Очевидна связь психологии с естественными науками – биоло­гией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, ле­жащие в основе психики. Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенно­стям психического, душевного склада человека в различные истори­ческие эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, проблема творчества. Не менее очевидна связь психологии с педагогикой . Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека. Многообразны связи психологии с медициной . Общие точки со­прикосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, в психологическом обосновании особен­ностей взаимодействия врача и пациента, в диагностике и лечении целого ряда заболеваний. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой – в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

^ Отрасли психологии

Зоопсихология - изучает особенности психики животных.

Возрастная и педагогическая психология - изучает психологические особенности людей разного возраста, а также закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания

^ Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, социально-психологические проявления в больших группах.

^ Психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники.

^ Медицинская психология - изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии

Патопсихология - изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

^ Юридическая психология - изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

^ Дифференциация психологии на отрасли дополняется встречным процессом интеграции , в результате которой происходит стыковка психологии практически со всеми науками: через инженерную психологию – с техническими науками; через педагогическую психологию – с педагогикой; через социальную психологию – с общественными и социальными науками.

^ 2. Этапы становления и направления

психологической науки

Становление психологической науки можно условно разделить на 4 этапа :

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

3 этап – психология как наука о поведении. Возникает в конце 19 – начале 20 века. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно увидеть – поведение, поступки, реакции человека.

4 этап – психология как наука, изучающая закономерности, проявления и механизмы психики.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека учитывать особенности психического склада людей. Первые психологические представления обозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дал ответ на вопрос: что такое душа? При этом выделились, различные подходы к изучению сущности души – материалистический и идеалистический.

Сторонник первого подхода Демокрит (около 460-370 до н.э.) утверждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые при­водят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа.

Платон (428- 348 до н.э.), напротив, утверждал, что душа бес­смертна. Цель души - познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи.

Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384-322 до н.э.) в трактате «О душе». Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи с чем Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа – бестелесная сущность живого тела, посредством кото­рой человек чувствует и мыслит.

В средние века в результате усиления позиций религии душа рас­сматривается в основном как божественное, сверхъестественное на­чало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни. В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн -Сины (Авиценны, 980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а также выдающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Второй этап в становлении психологии связывают с развитием естественных наук в XVII веке, когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рас­сматривая психологию как науку о сознании. Так, французский уче­ный Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие - рефлекс. Б.Спиноза (1632-1677) и Г.Лейбниц (1646-1716), которые раз­рабатывали вопросы о соотношении физиологического и психичес­кого, а также Дж.Локк (1632-1704), который ввел в психологию понятие ассоциации (от лат. associatio - соединение, связка) - связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызы­вает появление другого. Именно это понятие было положено в основу возникшей в XVIII веке ассоциативной психологии (Д. Гартли , 1705-1757), в рамках которой утверждалось, что нервная система подчиняется физическим законам и, следовательно, явления сознания образуются путем ассоциации (механической связки) более простых элементов. В этот же период Г. Кониский (1717-1795) указывал на активный характер отображения психикой объективной реальности. Г. С. Сковорода (1722-1794) необходимым условием познания действительности считал самопознание человеком себя, своей сущности.

Началом третьего этапа – становления психологии как самостоя­тельной экспериментальной науки - можно считать 60-70-е годы XIX века, когда в психологию пришел эксперимент. Развитие экспери­ментальной психологии связывают прежде всего с немецким ученым В.Вундтом (3832-1920), открывшим в 1879 году первую в мире психологическую лабораторию.

На основе накопленных экспериментальных данных, работ И.М.Сеченова (1829-1905), И.П.Павлова (1849-1936), З. Фрейда (1856-1939) и многих других выдающихся ученых был сделан вы­вод о невозможности ограничения предмета психологии одним со­знанием, использования ассоциаций в качестве универсальной кате­гории, объясняющей всю психическую деятельность.

Это привело к возникновению в XX в. нескольких новых напра­влений психологии, каждое из которых по-своему определяло, что же должна изучать эта наука: поведение, бессознательное и пр.

^ Основные направления психологической науки

Одним из наиболее значимых для развития психологии XX века направлений является психоанализ , основателем которого считается австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательными вле­чениями и желаниями, к которым Фрейд относил, прежде всего, стремление к любви и в то же время к смерти, разрушению. Эти вле­чения сосредоточены в особом структурном образовании психики, получившем название ”Ид” (Оно). Вторичный слой психики – ”Эго” (Я) – призван соизмерять влечения Ид с требованиями реального мира, представленными в ”Супер-Эго” (Сверх-Я) - носителе моральных стандартов. Поскольку требования Ид и Супер-Эго несовместимы, Эго пребывает в состоянии конфликта, напряжения, от которого спаса­ется с помощью специальных психологических защит (вытеснения, проекции, сублимации и пр.).

Учение 3. Фрейда развили его ученики. Так, центральной идеей А. Адлера (1870-1937), создателя индивидуальной психологии, явля­ется тезис о бессознательном стремлении человека к совершенству, которое определяется переживанием чувства неполноценности и необходимостью его компенсации.

По К. Юнгу (1875-1961), согласно принципам созданной им ана­литической психологии, психическое развитие личности в целом оп­ределяется коллективным бессознательным (архетипами), запечат­левшими опыт человечества.

Влиятельным направлением в психологии явился бихевиоризм (от англ. Behaviour – поведение), основателем которого считают аме­риканского исследователя Д. Уотсона (1875-1958). Научная про­грамма Уотсона основывалась на схеме S R, согласно которой вне­шнее воздействие, или стимул (S), порождает определенное поведе­ние организма, или реакцию (R). Отсюда следовал вывод: достаточно подобрать нужный стимул, чтобы получить требуемое поведение. Та­кие понятия внутреннего, психического мира человека, как созна­ние, переживание, игнорировались, считались ненаучными.

Еще одним направлением психологической науки явилась гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма). Возникновение данного направления связано в первую очередь с именами немец­ких ученых М. Вертгеймера (1880-1943), К. Коффки (1886-1941), В. Келера (1887-1967), которые в противовес положениям ассоци­ативной психологии выдвинули идею целостности образа, свойства которого не могут быть выведены из свойств отдельных его частей. Так, М. Вертгеймером была показана возможность восприятия дви­жения при фактическом его отсутствии. В проводимых им опытах два отрезка, находящиеся друг от друга на расстоянии, поочередно высве­чивались и затемнялись. Оказалось, что при уменьшении интервалов времени между вспышками восприятие двух отрезков сменялось вос­приятием перемещения одного отрезка. (Это явление, получившее название (φ-феномена, применяется, например, в световой рекламе.)

Основной задачей когнитивной (от лат. Cognilio – знание) психо­логии, возникшей в 60-х годах XX в. как направление психологи­ческой науки, явилось доказательство решающей роли знания в пси­хическом развитии человека. Представители этого направления (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А. Пайвио, У. Найссер, Л. Фестннгер и др.) сосредоточили свои усилия на изучении психических, прежде всего познавательных, процессов, которые по аналогии с ЭВМ рассматри­вались как последовательные блоки сбора и переработки информации. В результате были выявлены важнейшие свойства познавательной деятельности (зависимость от внешней среды, избирательность и др.). Одно из основных понятий когнитивной психологии - схема (внутренняя программа сбора и переработки информации). Схема за­дает развертывание всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и пр.) подобно тому, как генотип определяет стро­ение организма.

Одним из ведущих направлений современной психологической науки является гуманистическая психология , которая, по определе­нию одного из ее основоположников А. Маслоу (1908-1970), представляет собой третью силу, противопоставляющую себя бихеви­оризму и психоанализу. В противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отде­льных событий, представители гуманистической психологии К. Род­жерс (1902-1987), Г. Олпорт (1897-1967) и другие рассматривают личность как единое целое. В отличие от психоаналитического под­хода предметом гуманистической психологии обозначается психоло­гически здоровая личность. При этом гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, наси­лие возникают в результате воздействия окружающей среды. Выс­шими основополагающими потребностями человека является потребность в самоосуществлении (самоактуализации) или, по В. Франклу (род. 1905), основоположнику логотерапии, в нахожде­нии собственного смысла. В соответствии с этими представлениями в рамках гуманистичес­кой психологии разрабатываются подходы к обеспечению психичес­кого благополучия личности.

В 60-х годах XX века обозначилось еще одно направление - трансперсональная психология, изучающая предельные возможности чело­веческой психики с нетрадиционных позиций. Основными теоретическими источниками трансперсональной пси­хологии являются психоанализ и восточные философские системы, принципы которых сформулированы на основе представлений об энергетической природе мира. В центре этого направления - так называемые измененные состо­яния сознания, которых можно достичь с помощью специально орга­низованного интенсивного дыхания (С. Гроф) и особой, трансцен­дентальной музыки.

Отечественная психология в XX веке пошла по особому пути раз­вития на основе философии диалектического материализма. На развитие представлений о природе психического, сложившихся в отечественной психологии, существенно повлияли работы таких выдающихся ученых, как И. М. Сеченов. И. П. Павлов, В. М. Бех­терев (1875-1927), Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н, Леонтьев (1903-1979), С. Л. Рубинштейн (1889-1960) и др.

Так, Л. С. Выготский явился создателем культурно-исторической концепции психического развития человека, в которой раскрываются механизмы формирования высших психических функций (логичес­кой памяти, абстрактного мышления и пр.) в процессе освоения че­ловеком культуры.

А. Н. Леонтьев, ученик и последователь Л. С. Выготского, основ­ное внимание уделял изучению строения и функционирования психи­ческого отражения реальности в процессе деятельности.

В русле теории деятельности была разработана концепция поэтапного формирования П. Я. Гальперина (1902-1988), практическая реализация которой позволяет повысить эффективность обучения.

С. Л. Рубинштейн фундаментально исследовал взаимосвязь внут­реннего и внешнего, сформулировав принцип детерминизма при объяснении психических явлений.

Выдающийся украинский психолог Г. С. Костюк (1899-1982) рассматривал психическое явление как особый вид деятельности, причем деятельности не мозга, а человека, который более или менее осознанно создает собственную психику.

В последние годы в отечественной психологии предпринимаются попытки объединить философский, культурологический и собственно психологический подходы к определению сущности психологических явлений человеческого бытия (А. В. Киричук, В. А. Роменец и др.). При этом возникновение и развитие всех психических феноменов опре­деляются взаимодействием ситуативного, мотивационного и других компонентов поступка как единицы анализа личности человека.

^ 3. Методы психологического исследования

Методологические принципы воплощаются в специальных методах психологии, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.

Методы, применяемые в психологическом исследовании, подразделяют на четыре группы :

^ 1. Организационные методы

Сравнительный метод - (метод “поперечного среза”) заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению (студенты и рабочие).

^ Лонгитюдный метод - (метод “продольного среза”) состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (сту­денты на протяжении пяти лет обучения).

^ Комплексный метод - способ изучения, при котором в иссле­довании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

^ 2. Эмпирические методы

Наблюдение – преднамеренное и фиксируемое восприятие внешних проявлений психики. Самонаблюдение – наблюдение человека засобственными психическими явлениями.

Эксперимент – целенаправленное изменение некоторых факторов и регистрация изменений в состоянии и поведении изучаемого, отличается от наблюдения вмешательством исследователя.

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности. Подразделяются на тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности.

Анкета - представляет опросный лист для получе­ния ответов на заранее составленную систему вопросов, служит для получения первичной со­циально-психологической информации.

Социометрия - метод психологического исследования меж­личностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью - метод, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа - предусматривает прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

3. Методы обработки данных : количественный и качественный анализ.

^ 4. Интерпретационные методы :

Генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением отдельных стадий),

Структурный метод (установление структурных связей между характеристиками психики).

^ 4. Понятие о психике.

классификация психических явлений

С лово психика (по-гречески “душа”) имеет двойственное значение.

Одно значение – смысл сущности какой-либо вещи. Психика – это отражение объективного мира в его связях и отношениях, это виртуальное сжатие природы. Другой смысл связан с проблемой субстрата психики. Многие слышат и говорят: “Душа ушла в пятки”, “Волнение души”. В этих высказываниях присутствует некое движение, некоторый субстрат движения. Как предполагают некоторые физики - это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы.

Связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению: неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Но доказана и независимость психического и физиологического процесса мозга – теория психофизиологического параллелизма , согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но никогда не влияют друг на друга.

Существуют и другие теории о связи психических и физиологических процессов. ^ Теория механического тождества утверждает, что психические процессы – физиологические процессы, мозг выделяет психику, т.е. происходит отождествление психики с нервными процессами. Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны, что психика - системное качество мозга.

Но обратим внимание, что человеческая психика не дана человеку в готовом виде от рождения, она развивается только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Психика человека проявляется в различных формах - психических явлениях.

^ Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы,

2) психические свойства личности,

3) психические состояния личности.

^ Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психическая деятельность человека - совокупность психических процессов.

^ Психические свойства личности - типичные для данного человека осо­бенности его психики. К психическим свойствам относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

^ Психическое состояние - это временное своеобразие психической де­ятельности, определяемое содержанием деятельности и отношением человека к этой деятельности (например, раздражение).

Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики.

ЧЕРНОЖУК Ю.Г.

модуль 1//Психология -наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы , с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развитияпредмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».


Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической наукисоставляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

Задачи психологии . Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Методы психологических исследований

Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.

Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.

Виды наблюдения.

Предмет и задачи психологической науки

1. Общая характеристика психологии как науки

2. Сравнение житейской и научной психологии

3. Основные отрасли психологии

4. Основные направления психологии

5. Методы исследования в психологии

1. Общая характеристика психологии как науки

В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая ее. Психика – это свойство высоко организованной ма­терии, субъективное отражение объективного мира, необ­ходимое человеку или животному для активной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская психология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (и животных) и его психологии.

2. Сравнение научной и житейской психологии

Существует 2 разных области психологи знания – научная и житейская психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики. Условием существования человека является определенной сознательное представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга, управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются. Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии является закономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличие научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.

3. Основные отрасли психологии

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек (психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа (субъект: человек определенного возраста – возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например, проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями (нейропсихология).

4. Основные направления психологии

Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическая психология. Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного – ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм – направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон. Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями. Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней. Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека – самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1) человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.

5. Методы исследования в психологии

Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование и анкетирование.

Эволюционное развитие психики и сознания

1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

2. Сознательная деятельность человека

3. Психологическая характеристика сознания

4. Возникновение и развитие сознания

5. Сознание и бессознательность

1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся миллионы лет». В настоящее время насчитывают »12 млн. Различных форм бактерий и растений, включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов. Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за существование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен с человеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительном мире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теории эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору, обладают поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развития поведения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и растений, возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живых организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция живых организмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм – тенденция избирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм – тенденция к движению под воздействием механического раздражителя. В основе всех этих реакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основой саморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейших одноклеточных организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простых автоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже на пищу и удаляется от любых неприятных раздражителей. Общая и при том механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения называется таксисом. = рефлекс – впервые возникают у кишечно-полостных животных. Медуза – ее примитивная нервная система состоит из нервных клеток, которые связаны между собой подобием рыболовной снасти. Рефлекс – это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Безусловный рефлекс является врожденным и проявляется только при строго определенном постоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием внешних факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и образуются условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые и стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных. Следует различать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение – комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – часть инстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан на безусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворение биологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматически осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научению эволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениям среды. Человек смог выработать способность устанавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно. Основные черты поведения животных: 1) интеллектуальное поведение животных сохранило свою связь с биологическими мотивами и не может перейти за их границы; 2) интеллектуальное поведение животных всегда определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опята; 3) заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника – программы заложенный в видовом опыте и источником поведения является непосредственно опыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности всякого поведения животных.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.