Восточные собрания эрмитажа. Эрмитаж средняя азия Средняя азия в эрмитаже

В настоящее время отдел Востока включает четыре сектора: Древнего Востока, Дальнего Востока, Ближнего Востока и Византии, Средней Азии и Кавказа. Далеко не все материалы экспонируются. Как и в других крупных музеях мира, в Эрмитаже не хватает помещений. Для показа фондов используются выставки.


Писец Мааниимен. Известняк,Диптих с церковными сценами.

роспись. XVI в. д. н. э.Слоновая кость. V в.

Интересны материалы раскопок холма Кармир-блур (Красный холм) близ Еревана. Они рассказывают об искусстве Урарту, древнейшего из существовавших на территории СССР государств рабовладельческого типа. В первой половине VIII века до н. э. оно занимало главенствующее положение в Передней Азии. Уникальны находки VII–IX веков из могильника «Мощевая балка» на Северном Кавказе. Шелковые ткани, документы, изделия из дерева и кожи характеризуют эпоху раннего средневековья, когда был проложен Великий шелковый путь, связывающий страны Востока и Запада. Широко представлена культура Золотой Орды, огромного государства XIII–XIV веков: вещи из раскопок Сарая-берке (Царево городище около Волгограда) и курганов в станице Белореченской на Кубани, археологические находки экспедиций отдела, проведенные в 1978–1985 годы в городе Старый Крым.

Украшение экспозиции – великолепная многоцветная керамика, которой славился город Самарканд до разрушения его в XIII веке монголами. Интересны изразцы XIV–XV веков и уникальный бронзовый котел, отлитый по приказу Тимура в 1399 году. Вес котла около двух тонн, высота 160 см, диаметр 245 см. Поверхность украшена арабскими надписями на фоне растительного орнамента. Хорошо представлены образцы вышивок XIX века и туркестанские ковры, известные во всем мире.



Р. Аббаси. «Девушка в меховойДекоративное панно. Перегородчатая

шапке». Гуашь. 1602–1693.эмаль. XVIII в.

Два больших раздела посвящены искусству Китая и других стран Дальнего Востока. Особое внимание следует обратить на редкую коллекцию скульптуры и фрагментов стенных росписей VI–IX веков, доставленных в 1914–1915 годах экспедицией академика С. Ф. Ольденбурга из монастыря Цянь Фо-дун («Пещеры тысячи будд») близ города Дуньхуана. Среди этих памятников средневекового искусства наиболее выразительны фигуры монахов, святого бодисатвы и фантастических зверей, охранявших вход в храм. Большой интерес представляют находки из Хара-Хото – мертвого города, открытого среди песков пустыни Гоби русским путешественником П. К. Козловым. Некогда здесь была столица Тангутского царства, павшего в XIII веке под ударами Чингисхана. Найденные в Хара-Хото бумажные деньги, ткани, керамика, инструменты и предметы быта свидетельствуют о высоком развитии ремесел и торговли в средневековом городе. Отсюда происходят ценные произведения искусства – в частности, живопись на холсте, бумаге и шелке тибето-тангутской и китайской школ, скульптура, деревянные резные доски для печатных книг и гравюр.

Сектор располагает богатой коллекцией фарфора, образцами резьбы по камню и дереву, которыми издревле славился Китай. В этой стране создавались и великолепные изделия из перегородчатой эмали. Наравне с фарфором они широко вывозились в Европу. К сожалению, собрание китайской живописи невелико, хотя и представлено первоклассными произведениями. Несколько залов отведено для памятников культуры Монголии и Японии.



Ваза с изображением игроков в поло. Фаянс,Фигура божества. Дерево. XVIII в.

роспись люстром. 2-я половина XIII в.

Экспозиция искусства Индии включает образцы ранней каменной скульптуры – дар правительства этой республики Государственному Эрмитажу, интересное собрание миниатюр разных школ XVI–XVIII веков и шедевры прикладного искусства. Значительное место занимает одна из лучших в мире коллекций старинного индийского оружия: шлемы из золоченой стали, щиты из кожи носорогов, мечи «пата» с броневым прикрытием, кинжалы, метательные кольца «чакра», с острыми, как лезвие, краями. Холодное оружие с клинками булатной стали, родиной которой была Индия, богато отделано чеканкой, инкрустацией, насечкой листового золота и серебра.

В анфиладе из 18 залов размещены произведения искусства Византии и стран Ближнего Востока.

Собрание памятников культуры Византии IV–XIV веков лучшее в России, а коллекция серебряных изделий и свинцовых печатей наиболее значительная в мире. В экспозиции имеется ряд икон, а также изделия из слоновой кости. Шедевр Эрмитажа – диптих – двустворчатый складень с изображением циркового представления.


Предметы подобного рода первоначально служили своеобразными записными книжками, с обратной, навощенной стороны которых процарапывали надписи. Со временем назначение их изменилось. Вновь избранный консул посылал диптихи знатным лицам, оповещая таким образом об избрании его на высокий пост. Новый консул обычно одаривал народ мелкими монетами и устраивал бесплатные цирковые увеселения. Одно из таких представлений и воспроизвели искусные византийские резчики на пластинках диптиха, умело соединяя живые, наблюденные детали с чисто условными приемами изображения. Византия прославилась и своими мозаиками, которые украшали культовые постройки. Менее известен другой вид этого искусства – небольшие мозаичные иконки, с прекрасными образцами которых можно ознакомиться.

Мировую известность получила коллекция серебряных изделий Ирана III–VII веков эпохи правления династии Сасанидов. Столь же уникально собрание бронзовых предметов VIII–XI веков, времени, когда в Иране получила распространение новая религия – ислам. Фигурные сосуды в виде животных и птиц использовались как водолеи и курильницы. Заслуженной славой пользуется иранская керамика XIII–XIV веков, расписанная особым металлическим составом – люстром или цветными эмалями. У нас хранится самая большая в мире люстровая ваза (XIII век) с изображением игроков в поло – любимой забавы иранской знати того времени.


Изящество и легкость массивному и толстостенному сосуду придает мерцание люстровой поверхности, переливающейся на свету различными оттенками лиловых, розовых, зеленых, желтых блесток. Подобные вазы обжигали пять-шесть раз при разной температуре. Техника их изготовления была необычайно сложна и требовала высочайшего мастерства.

Среди иранских памятников позднего времени следует отметить собрание бронзовых изделий и керамики XV–XIX веков. Привлекает внимание и небольшая коллекция прославленной иранской миниатюры, в том числе четыре работы последнего великого миниатюриста Ирана – Риза-йи Аббаси, среди которых изяществом и тонкостью исполнения выделяется «Девушка в меховой шапке». Художник впервые подписал именно эту миниатюру таким именем.

В залах анфилады можно также ознакомиться с искусством средневекового Египта и собранием памятников Сирии, Ирака XIII–XIV столетий и Турции XVI–XIX веков. В Особой кладовой хранятся ювелирные изделия многих восточных стран от начала I тысячелетия до н. э. и до XX века включительно.



Средняя Азия 4-го тысячелетия до н. э. - IV в. н. э. Археологами обнаружены древнейшие памятники культуры земледельческих и скотоводческих племен Средней Азии, находившихся на стадии первобытнообщинного строя. Такова керамика с геометрическими узорами и стилизованными изображениями животных; антропоморфные статуэтки из глины и камня; бронзовые кельты. В 1-м тысячелетии до н. э. на территории Средней Азии складываются государства рабовладельческого типа; одним из них была Парфия. В центре зала выставлены замечательные памятники парфянского искусства II-I вв. до н. э. (из раскопок г. Нисы, близ современного Ашхабада) - ритоны из бивней слонов, украшенные тончайшей резьбой: каждый сосуд в форме рога завершает полуфигура кентавра или грифона. Ко времени существования древнего Кушанского царства относится знаменитый Айртамский фриз - каменный рельеф I в. н. э. с полуфигурами музыкантов, расположенными среди пышных листьев аканфа. Фрагмент фриза, украшавшего когда-то храм в северной Бактрии (около г. Термеза в Узбекистане), был случайно найден пограничниками на дне реки Аму-Дарьи. Предпринятые вслед за этим раскопки открыли еще несколько частей фриза. Листья аканфа говорят об античном влиянии, однако типы лиц, прически, одежда, музыкальные инструменты, украшения - ожерелья, серьги, браслеты - свидетельствуют о местном происхождении памятника.
Айртамский фриз. I в. н. э.
Средняя Азия III-VIII вв. В трех залах экспонированы уникальные произведения средневекового монументально-декоративного искусства, обнаруженные за последние годы в Топрак-кале, Пенджикенте и Варахше.
Раскопки в Топрак-кале, на территории древнего Хорезма, открыли дворец хорезмийских правителей III-IV вв. - мощный трехбашенный замок с парадными, жилыми и хозяйственными помещениями. Комнаты украшала глиняная раскрашенная скульптура и стенные росписи, выполненные минеральными красками по глиняной штукатурке, предварительно загрунтованной тонким слоем алебастра. Из Топрак-кале происходят выставленные в зале 35 женская статуя, фрагменты скульптурных групп, а также фрагмент росписи "Женщина с арфой".
Древний Пенджикент (в 60 км от Самарканда, на окраине современного г. Пенджикента) в VII-VIII вв. был столицей согдийского княжества. Раскопки открыли два храма, кварталы Домов знати, загородные усадьбы и замечательные произведения искусства. Среди них фрагмент монументального фриза из необожженной и раскрашенной глины, видимо украшавшего колоннаду храма, посвященного божеству реки Зеравшан. На нем изображены подымающиеся из волн обитатели подводного царства - тритон с телом человека и рыбьим хвостом, дракон, Дельфин и др. В Пенджикенте найдено также много Деревянной скульптуры; шедевр коллекции - статуя танцовщицы. Незабываемое впечатление оставляют пенджикентские Росписи. Роспись дома знатного горожанина, расположенная ярусами, сплошь покрывала стены парадного зала. Экспонированный в зале 37 фрагмент ее, длиной 12, высотой до 3,6 метра, воспроизводит сцены эпически-повествовательного характера: воин на гнедом коне отправляется в поход, воин в поединке с врагом-всадником, воин борется с драконом и т. п. Фрагменты росписей - "Арфистка", "Игра в нарды", "Юноша и девушка на конях" дополняют представление о высоком художественном мастерстве согдийцев, средневековых предков современных таджиков и узбеков.

Рубрики:

Замечательна роспись "Зала слонов" из дворца правителя VII-VIII вв. в Варахше, близ Бухары - древнем согдийском городе, ныне засыпанном песками. Этот живописный фриз изображает ряд всадников на слонах и нападающих на них тигров, леопардов и грифонов. Росписи Варахши, как и росписи Пенджикента, редчайшие образцы среднеазиатской монументальной живописи, были найдены в сильно поврежденном состоянии. В том, что посетитель может любоваться ими в стенах музея, заслуга не только археологов, но и реставраторов, тщательно и умело, путем сложнейших операций возродивших эти выдающиеся памятники.
В 1932 г. в верховьях реки Зеравшан, на горе Муг, пастух-таджик случайно нашел рукопись на коже - первый согдийский документ на территории Согда. В следующем году экспедиция обнаружила там остатки крепости князя Дивастича, возглавлявшего борьбу согдийцев против арабов в период завоевания поздними Средней Азии. В 722 г., несмотря на отчаянное сопротивление, арабы овладели последним оплотом согдийцев - замком на горе Муг. Экспонированы находки из замка - естные и привозные шелковые и хлопчатобумажные ткани; части деревянного ткацкого станка, тончайшего плетения сетки для волос, раскрашенные древки тростниковых стрел и утварь. Уникальный памятник начала VIII в. - фрагмент деревянного, обтянутого кожей щита с росписью, изображающей согдийского всадника. Многое о жизни средневековой Средней Азии рассказывают памятники письменности. В горизонтальной витрине у окна - письмо на арабском языке, написанное Дивастичем военачальнику арабу Ал-Джарраху об участи двух сыновей правителя Согда, покончившего жизнь самоубийством; здесь же палочка с надписью, сообщающей путь через горы. В шкафу 3 большой серебряный сосуд с древнетюркской надписью: "За младшую дочь Гирюнчук, невесту - подарок", напоминающей об обычае калыма.
Средняя Азия IX-XII вв. Экспозиция охватывает почти четыре столетия, весьма бурные в истории Средней Азии. Утверждение ислама после арабского завоевания оказало определенное воздействие на характер искусства. Реалистическое изображение человека, животных, растений, обычное для искусства домусульманского периода, постепенно вытесняется декоративным орнаментом - геометрическим или стилизованным растительным, с включением в него арабских надписей. Подобный орнамент украшал изделия художественного ремесла, развивавшегося в среднеазиатских городах - оживленных центрах ремесленного производства, торговли и культуры средневекового Востока. Среди экспонатов керамика из раскопок городищ на территории Средней Азии - Пайкенда, Афрасиаба, Мунчак-тепе и Тараза, изделия IX-XII вв. из бронзы, серебра, стекла. В другом зале, посвященном архитектуре, интересны резные неполивные изразцы, украшавшие порталы зданий Самарканда и Узгента, - прием декорировки, широко распространенный в среднеазиатском зодчестве X-XII вв. К концу XII в. появляются поливные изразцы. На выставке можно видеть один из наиболее ранних поливных изразцов с рельефной арабской надписью под поливою бирюзового цвета.
Золотая Орда XIII-XIV вв. Большая часть экспонатов происходит из столицы Золотой Орды Сарая Берне (раскопки 1843-1847 гг.), развалины которой находятся недалеко от Волгограда, на берегу р. Ахтубы.

Ответить С цитатой В цитатник

Культурные ценности золотоордынской столицы создавались ремесленниками, насильно переселяемыми сюда из завоеванных стран, в частности, из Средней Азии. Поэтому памятники Сарая Берке весьма близки памятникам среднеазиатской культуры. Керамика Сарая Берке - поливная посуда и пестрые мозаичные изразцы для облицовки зданий - работа среднеазиатских гончаров, о чем говорят и форма предметов, и орнамент, и цвета, и техника изготовления. Через Сарай Берке проходил караванный путь из Европы на Восток. Торговые связи Золотой Орды характеризуют фрагменты китайской керамики, сирийское стекло, мраморный подсвечник из Египта и др. Интересна найденная в Днепропетровской области серебряная пайцза XIV в. - пропуск для беспрепятственного следования по территории Золотой Орды, обычно выдаваемый послам, купцам, иноземным путешественникам. Надпись на пайцзе гласит: "Силою вечного неба. Покровительством великого могущества. Если кто не будет относиться с благоговением к указу Абдуллы-хана, тот подвергнется ущербу и умрет".
Средняя Азия XIV-XV вв. Во второй половине XIV в. Средняя Азия стала центром могущественного государства Тимура, а Самарканд - столицей державы этого грозного завоевателя. В зале 48 выставлен своеобразный исторический документ - камень с надписью на арабском и монгольском языках "В лето семьсот девяносто третье, в год овцы, в средний весенний месяц, султан Турана-Тимур-бек шел с двумястами тысячами войска, имени своего ради, против хана Золотой Орды - Тохтамыша". Камень, найденный в Казахстане, был положен на вершине кургана, насыпанного по приказу Тимура в ознаменование его победы над Тохтамышем в 1391 г. Художники, зодчие, ремесленники, переселенные из завоеванных стран, отстраивали и украшали Самарканд. На выставке представлены изразцы и резные плитки из мрамора и известняка - детали архитектурного убранства соборной мечети Биби-ханым, красивейшего здания Самарканда того времени, построенного по приказу Тимура в 1399-1404 гг. Внимания заслуживают также разнообразные по технике изразцы, украшавшие стены мавзолеев знаменитого самаркандского некрополя Шах-и-Зинда. Замечательное произведение искусства XV в. - дверь мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, где похоронен Тимур и члены его семьи. Двухстворчатая дверь из дерева арчи, покрытая тончайшей резьбой, сохранила следы инкрустации костью, серебром, медью, перламутром, черным и розовым деревом. В зале 48 внимание привлекает огромный бронзовый литой котел; его вес - две тонны, высота - сто шестьдесят и диаметр - двести сорок пять сантиметров. Декоративная арабская надпись, опоясывающая котел в три яруса, гласит, что этот котел для воды - дар Тимура мечети Ходжи Ахмеда Ясеви (ныне г. Туркестан в Казахстане); ниже десять раз повторяются слова "Будь благословен", указан год изготовления-1399, имя мастера - Абд ал Азиз из Тавриза; третий ярус заполнен повторяющейся мусульманской формулой "Царство принадлежит Аллаху".
Средняя Азия конца XVIII -начала XX в. В последних залах выставки демонстрируются превосходные образцы художественного ремесла: знаменитые среднеазиатские ковры, керамика из мастерских Коканда, Хивы, Бухары и Самарканда, холодное оружие работы бухарских и хивинских мастеров, изделия ювелиров, золотошвейные одежды, изделия из кожи.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 14 фев — РИА Новости. Обновленная экспозиция залов "Культура и искусство Центральной Азии" открылась в четверг в Эрмитаже после длительного перерыва, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.

"Экспозиция включает в себя около тысячи экспонатов из разных регионов Центральной Азии: Восточного Туркестана, Тибета, Монголии, а также памятники, находящиеся на западной окраине современного Китая", — рассказали в музее.

Как пояснили РИА Новости кураторы обновленной экспозиции, залы культуры и искусства Центральной Азии были закрыты в течение шести лет. За это время удалось произвести масштабную реставрацию большей части экспонатов. Кроме того, сама экспозиция увеличилась примерно на треть — как за счет новых предметов из запасников музея, так и за счет появления новых выставочных пространств.

По словам кураторов, столь длительный перерыв в экспозиционной деятельности объясняется отчасти тем, что музею пришлось ждать специального экспозиционного оборудования из Германии и Испании.

Как отмечают специалисты, большинство предметов экспозиции представляет особый интерес за счет того, что они были произведены не в традиционных культурных центрах, а на перекрестных путях между Китаем, Индией, Тибетом и так далее, в результате чего в экспонатах можно наблюдать влияние одновременно нескольких культурных традиций.

© Фото: предоставлено пресс-службой Эрмитажа


© Фото: предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Открывается выставка предметами из могильников Ноин-Ула в Северной Монголии. Центральным экспонатом является войлочный ковер. Кроме того, в зале можно увидеть ткани и предметы быта. По словам кураторов, эта часть экспозиции в отличие от остальных претерпела незначительные сокращения. Далее следуют находки из Карокорума, древней столицы монгольского государства. В частности, здесь представлена уникальная каменная голова с рунической надписью, которая датируется VI — VIII веками. В Монголии существует всего две таких находки.

Значительное пространство в обновленной экспозиции отведено под серебряные буддистские скульптуры, характерные для особой тибето-монгольской формы буддизма Махаяны. Собственно монгольская живопись практически отсутствует в коллекции Эрмитажа, однако несколькими тангка бурятской работы можно ознакомиться в залах музея.

Несколько залов отведено под памятники тангутского государства Западное Ся, для культуры которого было характерно положение "между Китаем и Тибетом". Среди наиболее известных работ здесь можно увидеть "Портрет сановника" и икону "Будда в короне".

Целую галерею занимают новые экспонаты, вошедшие в экспозицию. Здесь представлены памятники Восточного Туркестана из Хотана, Кучарского, Карашарского и Турфанского оазисов. В частности, здесь можно увидеть яркие фрагменты фресок из пещерного монастыря Безеклик.

Отдел Востока один из самых интересных в Государственном Эрмитаже. В нем широко и многообразно представлены произведения искусства восточных стран, границы которых простираются от побережья Средиземного моря до Тихого океана. Исторический отрезок времени, охватывающий культурные регионы древних и современных государств Востока,- это III тысячелетие до н. э.- XX век.

Отдел создан после Великой Октябрьской социалистической революции. Императорский Эрмитаж давал возможность ознакомиться только с искусством Египта, Месопотамии и древнего Ирана. Искусство стран Востока эпохи средних веков целиком выпадало из сферы интересов ученых дореволюционной поры. Сначала Эрмитаж располагал примерно 10 тысячами экспонатов восточного искусства. Теперь их количество увеличилось в 16 раз.
Для показа фондов мы используем выставки. К марту этого года предполагается создать большую выставку искусства Древнего Египта.

Интересны материалы раскопок холма Кармир-блур (Красный холм) близ Еревана, которыми руководил директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский.
В 16 залах можно ознакомиться с искусством народов Средней Азии III тысячелетия до н. э.- начала XX века и результатами работы экспедиций в южной части Туркменской ССР, на городище древнего Пенджикента в Таджикской ССР и Хорезме. Систематические изыскания археологов в Среднеазиатских республиках начались лишь в 1930-х годах. Среди первых значительных находок оказался Айртамский фриз - памятник II века н. э. Найден он был случайно пограничниками на дне Амударьи близ города Термеза (Узбекская ССР). Этот памятник - яркий образец слияния местных, античных и буддийских традиций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.