Регион:

Подготовка деталей и изделий к гальваническому покрытию

Подготовка деталей и изделий к гальваническому покрытию

Гальванические покрытия характеризуются адгезионным типом связи с поверхностью детали, поэтому подготовительные операции при выполнении технологического процесса имеют особое значение. В технологических процессах нанесения гальванических покрытий нет второстепенных операций. Но операции подготовки поверхности к покрытию являются той основой, которая определяет качество гальванического слоя деталей. Многолетняя проверка причин брака по гальваническим покрытиям подтверждает, что примерно до 70 % всего брака связано с плохим качеством подготовки поверхности к покрытию. В числе основных требований к подготовке поверхности детали при нанесении гальванических покрытий можно выделить следующие:

  1. Параметры шероховатости поверхности по ГОСТ 2789 после механической обработки должны соответствовать классу шероховатости не ниже 7-8 и доходить до 11-12 класса. Это требование вызвано тем, что указанное в чертеже гальваническое или химическое покрытие имеет обычно толщину не более 20-30 мкм и только повторяет, копирует шероховатость поверхности. Поэтому, чем тщательней произведена механическая обработка поверхности перед покрытием, тем более однородным будет и слой покрытия. Хотя современные блестящие и так называемые «выравнивающие» металлические покрытия частично сглаживают поверхность, но следы механической обработки остаются и даже становятся более заметными на блестящем фоне покрытия;
  2. С покрываемой поверхности должны быть предварительно удалены заусенцы, окалина, остатки ранее нанесенных красок и гальванических покрытий, а также раковины, шлаковые волосовины, неметаллические включения и прочие поверхностные дефекты. Недопустимо также наличие вмятин, забоин, повреждений резьбы и прочих механических воздействий на поверхность. Исправление таких дефектов после покрытия недопустимо, так как приводит к нарушению целостности покрытия и к ухудшению качества защиты;
  3. Обезжиривание поверхности является важнейшей операцией технологического процесса, определяющей качество сцепления покрытия с основой. Мелкие и крепежные детали для проведения обезжиривания засыпают в корзины или барабаны. Детали, покрываемые на специальных подвесках, должны быть смонтированы в соответствии с эскизом в карте технологического процесса, чтобы условия получения равномерных по толщине покрытий были наилучшими. При этом, если отдельные участки деталей не должны подвергаться покрытию, например, резьба, отверстия, поверхности трения с точными размерами и др., то в процессе монтировки их необходимо изолировать. Последующая промывка деталей в горячей воде позволяет определить качество обезжиривания: качественно обезжиренная поверхность полностью смачивается водой. После обезжиривания прикасаться руками к деталям допускается лишь в резиновых перчатках;
  4. Травление или активацию поверхности детали проводят даже, если на них не заметно следов ржавчины или окалины. Невидимая пленка окислов всегда имеется на поверхности деталей, если они даже отшлифованы и отполированы. Эта пленка весьма существенно препятствует прочному сцеплению покрытия с поверхностью деталей и удаление ее непосредственно перед покрытием является обязательным;
  5. Промывка деталей в воде после травления или активации является одной из решающих операций в технологическом процессе подготовки к покрытию. На качество промывки оказывает влияние температура воды, продолжительность промывки, а также использование промывной ванны для промывки деталей после других операций. Промывку после активации необходимо производить в воде при 15-25 °С, продолжительностью не более 10-15 с. В этом случае весьма эффективна промывка с перемешиванием или струйная подача воды. Длительная промывка существенно снижает прочность сцепления покрытий с основным металлом, что связано с окислением поверхности кислородом, растворенным в воде. Нежелательные последствия имеет промывка медных или омедненных деталей после их активации в той же ванне, в которой промывают стальные детали. В этом случае растворенные соли меди выпадают в виде контактной меди на поверхности стальных деталей и последующее покрытие получается непрочным;- продолжительность транспортировочных операций при передаче деталей с операции на операцию должна быть сокращена до минимальных технически возможных величин. Практически, промежутки между операциями должны определяться временем стекания воды или раствора с поверхности деталей в период их транспортировки. В этом случае вода или раствор являются защитным покровом, предохраняющим поверхность от загрязнения и окисления.

После выполнения всех подготовительных операций детали необходимо немедленно загружать в ванны для нанесения покрытия.

Возможно Вас так же заинтересуют следующие статьи:

comments powered by HyperComments