Легенда о герое марийского края. Презентация "марийские национальные герои". Слышим, это кукушка кукует

В Карамасском поселении Волжского района Марий Эл начато возведение мемориального комплекса, посвященного памяти национального героя Чоткара.

Что объединяет любой национальный народ? Культура, язык, традиции, история… Немаловажное значение имеют и почитаемые места, которые как не скудеющие источники «питают» его память и душу, формируют самосознание, определяют будущее. В нашем районе один из таких «памятников» связан с именем марийского героя Чоткара.

Он находится в Карамасском поселении между деревнями Нурмучаш и Усола. Здесь, на небольшом живописном холме недалеко от реки Пез, где согласно легенде Чоткар любил отдыхать, установлен камень памяти, на котором слова: «Чоткарын шӱлышыжӧ - марийын чоныштыжо» (Душа Чоткара - в сердце марийца). Традиционно каждый год на «легендарной» поляне, окруженной вековыми елями и соснами, проводят мероприятия, посвященные его памяти. На празднике театрализовано воссоздают историческое прошлое народа, непосредственно связанное с жизнью национального героя, с художественными номерами выступают творческие коллективы района, самодеятельные артисты и известные исполнители республики.

Но сегодня, к сожалению, все имеющиеся на поляне постройки обветшали и находятся в полуразрушенном состоянии. Сколоченная из досок сцена, на которой разворачивается основное праздничное действо, одним своим «печальным» видом омрачает естественную природную красоту. Но отчетливая выделяющаяся надпись на ней - Пайрем дене, Чоткар тукым! (С праздником, поколение Чоткара!) - все же вселяет «порцию» оптимизма. От зрительских скамеек остались только одни «пеньки». Да и мост через речку уже пугает - торчащие «скелеты» железных перил не внушают надежности и уверенности (признаться честно, сама едва не провалилась). А арочный вход на территорию, как мне кажется, просто не соответствует реальности.

- Чоткар - это не просто выдуманный мифологический герой, а реальный марийский богатырь, живший в этих краях в XIII веке. Его имя ассоциируется с объединением и согласием народа, умением сплачиваться в тяжелое время и отстаивать свободу. Любая нация, как известно, живет своими корнями и традициями. И если этот так называемый «исторический фундамент» крепкий и надежный, то никакие процессы ассимиляции и самовымирания ей не грозят. Наоборот - позволяют развиваться дальше. Поэтому мы должны помнить свое прошлое, знать и чтить национальных лидеров, благоустраивать и сохранять исторически значимые места, - говорит Игорь Кудрявцев, депутат Помарского поселения. - Наши две организации «Марийский мир - 21 век» и «Марий ушем» приняли решение обустроить данную территорию, и возвести мемориальный комплекс, основанный на деревянном зодчестве в едином архитектурном стиле. Ведь это не только живописный уголок природы, но и намоленное место, объединяющее приверженцев традиционной марийской религии. Не удивительно, что расположенные здесь пять родников обладают некой чудодейственной силой… Но об этом чуть позже.

Национальный комплекс - серьезный проект, требующий тщательной подготовки и организации. Инициативная группа во главе с Игорем Михайловичем провела организационное собрание, определила с местной администрацией конкретные цели и задачи, привлекла ряд предпринимателей города и района принять посильное участие. Первую финансовую помощь уже оказали предприниматели В.Семенов, В.Харитонов, М.Степанов, Э.Максимов. Большую активность проявляет депутат Государственного Собрания Марий Эл Р.Григорьев.

Так называемая программа благоустройства разбита на три этапа - до 11 июня и 1 октября нынешнего года, до 4 ноября 2020-го. На сегодняшний день первый, начальный, в рамках которого установили дубовую арку у моста и построили лестничный подход к самому «Камню Чоткара», уже завершен.

Главная заслуга - строительной бригады В.Семенова во главе с Валерианом Кузьминым, который обладает неповторимым творческим художественным взглядом и индивидуальным стилем. Созданные им архитектурные элементы отличаются оригинальностью и самобытностью, приковывают взгляд и восхищают. От них словно веет некой теплотой и живой энергией.

- Строители вкладывают душу в это дело, поэтому у нас все получается легко и просто. Большую помощь оказывают учащиеся профильного экологического лагеря при Большекарамасской школе. Рабочие руки нам нужны, - улыбается Валериан Кириллович. - Основной используемый материал - незаурядные коряги, ветки и стволы деревьев. У каждой из них своя естественная фактура - выпуклости, изгибы, трещины, сучки, которые придают особый «шарм». Зачем рубить новые деревья, когда есть возможность использовать «второсортный» материал? Тем более это творение самой матушки природы. Конечно, в их поисках приходится ходить по лесам. Иногда на это уходят и целые дни, но результат того стоит.

Второй этап предполагает дальнейшее строительство с привлечением финансовых средств неравнодушных волжан - на одной предпринимательской благотворительности проект не осилить. Важна и нужна помощь каждого.

Так, до осени планируется обустроить пять источников - расчистить, углубить, заложить дубовыми срубами и соединить их дорожками. Все это будет спроектировано в одном художественном ансамбле. Кстати, родники, как уже было сказано выше, чудодейственные - обладают живительной силой, способствуют очищению души от грехов, восстановлению здоровья и т.д.

В центре поляны необходимо построить добротную сцену. Есть предложение соорудить ее в виде шлема Чоткара. Скамейки должны быть удобные и надежные. Кроме того, намечаются различные переходы, сторожевые башни, резные фигуры животных и людей, элементы прошлого и современного строительного искусства, объединенные определенным национальным «почерком». Со слов В.Кузьмина, все постройки должны быть срублены из дуба и, чтобы не было видно ни одного гвоздя.

- По поводу архитектурной насыщенности у нас множество различных идей. Приглашал сюда известных художников, которые поделились своими предложениями. В планах посетить художественное училище в Йошкар-Оле, встретиться с членами республиканской общественной организации ремесленников. Они могут дать дельные советы, подсказать интересные направления традиционного деревянного зодчества. Возможно, проведем творческие конкурсы среди художников и ремесленников, что позволит расширить границы наших планов, выбрать среди работ необходимые нам эскизы. Победители, конечно же, будут награждены, - отметил И.Кудрявцев, вице-президент МАОО «Марийский мир - 21 век». - Напомню, что наш проект не имеет никакого отношения к развитию туризма. Это может быть лишь следствием. Сейчас главная цель - создать культовое место, объединяющее всех. Здесь будут проводить творческие вечера, конкурсы, фестивали, различные мероприятия духовно-нравственного воспитания, патриотического характера. Никакие «пеледыш пайремы» не планируются.

Третья часть предусматривает подключение государственных средств и других источников финансирования, участие в республиканских и федеральных программах. Если же все пойдет по плану, есть возможность создать Фонд Чоткара и его Попечительский совет.

- Хочется верить и надеяться, что волжане, проникнувшись и заинтересовавшись нашей идеей, внесут свой вклад в развитие и сохранение уникального наследия народа мари, его традиций и культуры. Пусть почитаемая нашими предками святыня будет ухоженной, благоустроенной и радует будущее поколение, - говорит Игорь Михайлович. - Все, кто желает предложить свои идеи по технической и архитектурной планировке, помочь финансовыми средствами, могут позвонить по номеру телефона +7-909 368-81-80. Звоните, приезжайте, встретим, покажем.

Возведение данного мемориального комплекса благословил местный карт Аркадий Федоров:

- Своими силами всегда стараемся ухаживать за данной территорией, но как такого масштабного строительства здесь не было. Поэтому с удовольствием поддержал данную идею. Ведь у каждого народа свои предводители, национальные герои. В наших краях - Чоткар Патыр. Так почему бы нам не обустроить «уголок», куда бы Он позвал всех марийцев? Мы должны хранить память о нем, знать свои корни и историю, рассказывать и передавать ее потомкам. Если все задуманное исполнится, то это будет новой страницей в истории нашего народа.

Глава администрации Карамасского поселения Борис Николаев также одобряет начатое дело:

- Конечно, необходимо повышать наше самосознание. Свою самобытность и идентификацию марийцы могут сохранить только через традиции, культуру и религию. Возможно, этот комплекс будет тем самым «очагом», способствующим возрождению и развитию национальных обычаев, объединению всего марийского народа.

PS. Цели и задачи определены, первые шаги сделаны. Впереди - еще многое предстоит, но уже сейчас есть результаты, которые заставляют сплотиться, задуматься и принять непосредственное участие в реализации данного проекта.

Кристина ВАСИЛЬЕВА
Фото автора

Легенда о Чоткар Патыре

На зелёном берегу Илети, куда впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар, который рос не по дням, а по часам. В пять лет он уже стал богатырём-великаном и часто ходил с отцом на охоту. Один на один боролся с медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака мог сломать любую сосну, вырвать с корнем столетний дуб. Люди поражались силой Чоткара и величали его Патыром. Был он очень добр и приветлив к бедному люду, беспощаден к продажным богачам, которые затаив злобу мечтали отомстить ему.

В то время татарские ханы часто нападали на марийские селения. Чоткар Патыр, собрав жителей своего лесного края, пошёл на них войной. Освободил все захваченные врагом земли и прогнал ханов в степь. Так, татарские воеводы, проученные войском богатыря, перестали нападать на земли марийские.

Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар Патыр. Со всех концов собрался к нему народ.

Дорогие мои! - сказал он. - Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.

Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со своим героем. Но он успокоил их.

Не печальтесь, родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и громко крикните: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!». Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжёлый час. А меч мой и щит положите со мной.

Чоткар Патыр умер. Его похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

С тех пор прошло много лет. Вокруг холма, который каждой весной покрывался душистыми цветами, вырос густой лес. Близко к могилке никто не подходил - все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что крестьяне ведут себя непокорно. Поэтому и задумали чёрное дело - подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара.

Пошёл он к могиле и по пути встретился со стариком. Узнав о его намерении, он сказал:

Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну его потревожишь, и во второй раз не поднимется на нашу защиту. Тогда враг покорит нас.

Эшполдо выслушал его и засмеялся:

Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.

Он и не думал слушаться его. Украдкой пробрался к холму, взошёл на него и вскрикнул:

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!

Не успел он крикнуть, как ударил гром, вихрем пронёсся ветер и погнул деревья, земля содрогнулась и раскрылась могила - вышел Чоткар Патыр. Он был также высок и могуч. Серебром отливались его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке блестел тяжёлый меч.

Где враги? - прогремел он, сверкая очами.

Нет никого, - в ужасе проговорил коварный Эшполдо. - Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе…

Что ты наделал, несчастный мальчишка! - горестно сказал он и медленно опустился в свою могилу.

Через несколько лет татарские воеводы снова напали на марийские земли. Храбро сражались наши предки, защищаясь от злых кочевников, но врагов было больше.

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, - вскричали они, собравшись у холма.

Но во второй раз Чоткар Патыр не проснулся. И больше никогда не вставал, сколько бы марийцы не пытались поднять его…

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сравнительный анализ богатырей марийского и карело-финского народа МБОУ «Староторъяльская СОШ» Исследовательская работа по литературе Выполнила ученица 7 класса Романова Ксения руководитель: Киткаева Э.И.

2 слайд

Описание слайда:

Гипотеза Как в литературе появились богатыри? Были ли у этих героев реальные прототипы или это только желаемый образ и вымысел народа? Отличается ли образ марийского богатыря от карело-финского? Цель: Определить сходства и отличия богатырей финно - угорского эпоса. Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2.Сопоставить и сравнить образы богатырей. 3.Собрать материалы об именах богатырей в географических названиях объектов. 4.Подобрать произведения искусства, связанные с именами этих богатырей.

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы Каждому живущему в Республике Марий Эл будет интересно узнать, каково героическое прошлое народа мари, каковы общие корни финно-угорского народа. Этапы работы: I.Введение. II.Основная часть. 1. Изучение литературы 2. Сравнительный анализ Онар– патыра и Вяйнемейнена. 3. Анкетирование 4. Имена богатырей в географических названиях и в искусства III.Заключение.

4 слайд

Описание слайда:

Богатырь – 1) герой русских былин и сказок, совершающий подвиги. 2) очень сильный человек. (Ожегов) Богатырь- человек рослый, дородный, дюжий, видный, необычайный силач; смелый, храбрый и удачливый воин, витязь. Сказочные богатыри-великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудовища. (В.И.Даль)

5 слайд

Описание слайда:

Марийский эпос Устное народное творчество марийцев богато по содержанию и по видам и жанрам. В легендах и преданиях нашли отражение различные моменты истории, воспеваются образы народных героев и богатырей. Марийские сказки в аллегорической форме повествуют о жизни народа, восхваляют трудолюбие, честность и скромность, высмеивают лень, бахвальство и жадность. Главными действующими лицами почти всех наиболее древних марийских легенд, преданий и сказок являются богатыри. Герои марийского народа: АКПАРС (настоящее имя Гази) - легендарный герой марийского народа, глава горных марийцев. Акпатыр – национальный герой марийского народа. Онар – легендарный марийский богатырь. Чоткар–патыр – легендарный марийский богатырь, надежный и бескорыстный защитник родной земли. Чумбылат - национальный герой, князь-воин, легендарный богатырь, который считается предком марийского народа. Йыланда – легендарный герой марийского народа, глава луговых мари. Князь Сяр – марийский герой, живший во времена Ивана Грозного. Полтыш (в русском произношении Болтуш) – легендарный марийский князь.

6 слайд

Описание слайда:

«Калевала» Исследователем карело – финского эпоса является Элиас Лённрот. Калевала состоит из 50 рун. Перевод на русский язык сделал Л. П. Бельский в 1888 г. Сегодня «Калевала» переведена на 59 языков мира. Главной сюжетной линией карело-финского эпоса является борьба героев Калевалы со страной мрака и холода сумрачной Похъелой. Герои редко берут в руки оружие, предпочитая сражаться могучим словом и волшебной песней. Все персонажи «Калевалы» обладают сверхъестественными способностями. Главные герои эпоса: 1.Вяйнямейнен - главный герой Калевалы, колдун, заклинатель, магическим словом подчинявший себе людей и животных. 2.Йоукахайнен - молодой самоуверенный колдун-самоучка. 3.Айно - сестра Йоукахайнена. 4.Илмаринен - кузнец. 5.Лемминкяйнен - веселый беззаботный парень. 6.Лоухи-злая ведьма.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Онар Онар -молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, Онар - зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Эпос: марийский Родом: неизвестно. Портрет: Высокого роста. Одежда: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения, меч, который светится, чуя рядом злые силы. Занятие: земледелие, охота. Подвиги: защита родного края. Богатырская сила: вековые дубы вырывал с корнями – деревья им казались репейником. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Семья: Онар Ава, Мать Онара (Онар ньё) Жил: возле Волги-реки. Умер: неизвестно.

9 слайд

Описание слайда:

Вяйнемёйнен Вяйнемёйнен- богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец родился уже взрослым, герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. После рождения он ещё восемь лет плавал по волнам, пока, наконец, не настиг суши. Эпос: карело-финский Родом: море. Портрет: Старый, связанный с водной стихией, родоначальник народа Калевалы. Занятие: пахарь, охотник, рыбак. Подвиги: пробуждение из могилы мёртвого великана-мудреца Антеро Виппунена с целью получить волшебные знания. Богатырская сила: магия, мудрость, волшебное кантеле Семья: мать - Ильматар, брат – кузнец Ильмаринен. Жил: на горе у озера Кемми в полудне пути от селения рода Калева. Умер: уплыл в море.

10 слайд

Описание слайда:

Онар Вяйнемейнен Рождение: первыйжитель земли Жил:возле Волги-реки. Занятие:пахал, сеял, охотник, собирал мед Семья:ОнарАва, МатьОнара(Онарньё) Рождение: сын воздуха и морскихволн Жил:на горе у озераКеммив полудне пути от селения родаКалева Занятие: пахал, сеял, рыбак Семья:мать -Ильматар, брат – кузнецИльмаринен. Богатырская сила:вековые дубы вырывал с корнями, корни деревьев казались ему пылинками, люди – букашками,имел волшебный меч Подвиги: защита родного края. Богатырская сила: магия,знание, волшебное кантеле Подвиги: пробуждение из могилы мёртвого великана-мудрецаАнтероВиппунена СражалсясПиямбаром,сврагами марийского народа за мир в своем крае. Сражался с севернойстранойПохъелойзасампо.

11 слайд

Описание слайда:

Анкета Знание героев марийского и карело-финского народа 1.Кто такие богатыри? -герои, совершающие подвиги во имя Родины; -люди безмерной силы, стойкости, отваги; -необычные люди; -защитники покоя и благополучия родной земли. 2. Знаете ли богатыря Онара? -да; -нет. 3. Знаете ли богатыря Вяйнемёйнена? -да; -нет 4. Кому служили богатыри? -народу; -себе. 5.Во имя кого или чего богатыри совершали подвиги? -во имя родной земли; -во имя людей; -во имя добра; -во имя славы 6. Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? -да; -нет.

12 слайд

Описание слайда:

«Знание героев марийского и карело – финского народа» Вывод. Учащиеся хорошо знают богатырей марийского эпоса. Считают их защитниками родной земли. Они совершали подвиги во имя людей. Участники Великой Отечественной войны тоже приравниваются к богатырям.

13 слайд

Описание слайда:

Имена богатырей в географических названиях С именем Онара связаны легенды и предания о происхождении озер, оврагов и курганов на Марийской земле: с. Кузнецово (Кузнецовская с/а, Горномарийский р-н) починок Никольский (Коркатовская с/а, Моркинский р-н) – На поле у починка – курган Онара с. Сердеж (Семисолинская с/а, Моркинский р-н) - Между селениями Сердеж и Лумари есть два кургана Онара д. Абдаево (Коркатовская с/а, Моркинский р-н). - Недалеко от этой деревни Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. д. ШУКШИЕР (ШУКШЕР) (Сернурский р-н) Название в переводе с марийского языка означает «озеро» реки Шук-ша - с. Шоруньжа (Моркинский р-н) - В селе Шоруньжа Моркинского района был заложен первый камень марийскому богатырю, персонажу национальных легенд и преданий – Онару.

На Коркатовском повороте дороги в Горномарийском районе республики Марий Эл то и дело тормозят машины. Люди выходят наружу, направляясь к небольшому, бронзовому постаменту и прикладывают ладони к изображению двух человеческих фигур. Таким образом путешественники просят благословения и удачи у двух великих правителей - русского и марийского .

Русский князь на памятнике - Иван Грозный , великий государь Московский и Всея Руси, покоритель Западной Сибири и области Войска Донского, Башкирии, земли Ногайской Орды, Астраханского и Казанского ханств, и прочая, и прочая, и прочая. Прямо перед ним на памятнике изображен человек, благодаря которому, по преданию, и было завоевано Казанское ханство. Это великий марийский горный князь Изима , но в историю он вошел под другим именем - Акпарс .

Акпарс для марийцев - один из главных национальных героев. Личность окруженная легендами хоть и существовавшая в реальности. Он правил горными мари (тогда их называли черемисами) во времена Золотой Орды. Быть под гнетом жестоких татаро-монгол марийцам, прямо скажем, не нравилось. Изима, которого называли также Белым князем, стремился освободить свой народ от ига захватчиков, для чего и пошел на сделку с Иваном IV. Он помог русскому царю взять татарскую крепость ОролКырыкСалымхала , для чего пошел на веонную хитрость. Войска Ивана Грозного не могли подступиться к укреплениям противника. Изима же пообещал защитникам крепости, что поможет им с продовольствием. Татары поверили марийскому князю, а зря. В телегах вместо еды оказались русские солдаты с пищалями и саблями.

В следующий раз Изима предложил свою помощь во время Казанской осады. И здесь проявились не только выдающиеся воинские способности Изимы, но и его музыкальный талант. По одной из легенд, предводитель марийцев предложил сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые были поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Русские сделали еще один подкоп с другой стороны. Но свечи в подкопе Изимы горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв, запланированный Изимой, в обещанное время не прогремел.

Иван Грозный тут же заподозрил марийского воеводу в измене и, в лучших традициях того времени, тут же схватился за саблю, чтобы рубить тому голову. В этот, без сомнения, драматический момент свечи, наконец, догорели и стены Казани с грохотом пали.

Иван Грозный сменил гнев на милость: жаловал князя и его воинов подарками, а самого Изиму впредь велел звать Акпарсом. Что же касается марийского народа в целом, то царь вручил Акпарсу грамоту, в которой велел марийцев "не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст ". С уплатой, правда, исторически не сложилось - из рук предприимчивого Акпарса грамота об уплате налогов куда-то таинственно исчезла...

С тех пор прошло пять веков, но марийцы не забыли своего Белого князя. Каждый год 26 апреля в Марий-Эл празднуют день Национального марийского героя и имя Акпарса в этот день называют одним из первых. Он сделал очень многое для добровольного присоединения горных марийцев к государству российскому на условиях сохранения ими своей культурной самобытности.

В 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. Самому князю уже в 21 веке поставили памятник на правом берегу реки. Акпарс изображен на нем безоружным - в одной руке он держит гусли, а другой приветствует свой народ. Этим мудрый марийский князь напоминает людям, что великие дела делаются не только силой, но также с помощью ума и таланта.

Анна Окунь

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Богатыри – защитники марийской земли».
Программное содержание:
- Пробудить интерес к истории родной земли.
- Оживить представления детей о легендах о марийских богатырях Чоткаре и Онаре, закрепить знания о защитниках марийской земли.
- Обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной земли.
- Воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим, желание приходить на помощь к нуждающимся, заботиться о слабых.
Предварительная работа:
Чтение легенд В. Юксерна «Чоткар» и «Онар». Рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование:
- Иллюстрации богатырей Чоткара и Онара.
- Диск с марийской мелодией.
Ход занятия.
Звучит марийская мелодия.
Воспитатель: - Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жил марийский народ. В те времена русские еще не строили городов, а в соседних степях жили кочевники. И нередко они нападали на марийские селения. Много на нашей родной земле лесов, рек и животных. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов – хотели завладеть они нашими землями. Но защитники земли марийской стойко стояли и защищали свою землю. Ребята, а как называли наших предков-защитников?
Дети: - Богатыри.
Воспитатель: - Верно. Тогда, в давние времена жили богатыри, которые защищали свой народ. Вот как они выглядели.
Показывает иллюстрации А. Фомина к книге В. Юксерна «Чоткар».
Посмотрите, ребята, какими они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. А кто изображен на иллюстрациях? Как их звали?
Дети: - Онар и Чоткар.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: - Богатыри – это люди, которые защищали землю от врагов. Силачи, воины, борцы.
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов. Ребята, мы читали легенды о богатырях марийской земли, Онаре и Чоткаре. А кто автор?
Дети: Василий Юксерн.
Воспитатель: Вспомните имя художника-иллюстратора этой книги.
Дети: Анатолий Фомин.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на иллюстрацию, на которой изображен Чоткар. Каким изобразил богатыря художник Анатолий Фомин?
Дети: - Большим, сильным, могучим.
Воспитатель: С помощью каких средств выразительности художник передал могучесть и силу богатыря?
Дети: - С помощью композиции рисунка – богатырь нарисован крупным по сравнению с другими объектами иллюстрации.
Воспитатель: - Ребята, расскажите о содержании иллюстрации. По какому сюжету из легенды она нарисована?
Дети: - Иллюстрация нарисована по сюжету, когда Чоткар прощался с народом.
Воспитатель: - Что еще изобразил художник на иллюстрации? Какую роль играет здесь такое средство выразительности как цвет?
Дети: - Художник изобразил богатую природу республики, бескрайность лесов и полей. Зеленый цвет передает богатство нашей Родины, а синий и белый – чистоту.
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение с наших тел.
Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо (поворот вправо)
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце - руки в боги
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Воспитатель: - А теперь посмотрите, ребята, на другую иллюстрацию, на которой изображен Онар. Какой сюжет из легенды изобразил художник в иллюстрации? Расскажите о ее содержании.
Дети: - Художник изобразил сюжет, в котором царский сын просит прощения и пощады у богатыря.
Воспитатель: - Правильно. А каким изобразил художник Онара? Расскажите о его внешнем виде.
Дети: - Сильным, могучим, добрым.
Воспитатель: - Верно, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря. Каким выглядит царский сын? С помощью каких средств передал художник его характер?
Дети: - Царский сын выглядит слабым, жалостливым.
Воспитатель: - Его характер художник передал с помощью позы и расположения в пространстве иллюстрации: он сидит на коленях и кажется очень маленьким по сравнению с Онаром.
- Что художник изобразил на заднем плане иллюстрации?
Дети: - Природу, земли, озеро, лес.
Воспитатель: - Так же, как на иллюстрации к Чоткару, художник изобразил богатство и бескрайность родной земли. Озеро, песчаный берег, густой лес, парусники на воде. Все это вызывает чувство гордости за богатство и непокорность родной земли.
- Мы познакомились с вами, ребята, с легендами о наших марийских богатырях и рассмотрели иллюстрации, на которых они изображены. А как вы думаете, что было главным в подвигах богатырей?
Дети: - Защита своей Родины, помощь слабым, внимательное отношение к окружающим, патриотизм.Воспитатель: - Правильно. Как мы с вами уже сказали, богатыри были сильными, могучими, добрыми, любили свою Родину, защищали людей, приходили на помощь к слабым. С тех пор прошло много времени и рубахи богатырей износились. И теперь им нужна ваша помощь. Ребята, а вы хотите помочь богатырям?
Дети: - Да, хотим.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам сделать доброе дело и украсить волшебные рубахи богатырей, от которых вам перейдут все качества богатырей: сила, мужество, отвага, любовь к окружающим и доброта.
Детям раздаются фигуры богатырей, на которых они украшают рубахи марийским орнаментом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили легенды о марийских богатырях Чоткаре и Онаре и рассмотрели иллюстрации Анатолия Фомина. Украсив рубахи богатырей, вы стали еще добрее, сильнее, отважнее.

Д ети по д марийскую музыку входят в зал.

Здравствуйте, люди добрые, именитые, по городу гуляющие, в Волжске проживающие. Не ради шутки иль веселья собрались мы, а для того, чтобы отметить «День национального героя» - «Марий талешке кече ».

У каждого народа есть свои национальные герои, которые оставили след в истории, которые защищали Родину. И сегодня мы познакомимся с героями марийского народа.

У разных народов есть прелесть традиций,

Одежда своя и родной свой язык,

Ну как мне марийской землей не гордиться,

И тем, к чему с детства привык.

Пусть слышат птицы,

Пусть слышит ветер,

Пусть знает дождик проливной

О том, что город есть на свете,

Он город детства золотой.

Я в этом городе родился,

И пусть еще не вырос я,

Одно могу сказать я точно:

Мы с этим городом друзья.

Песня о Родине .

У марийского народа есть былинные герои-богатыри: Мамыч Бердей , Токтауш , Мирон Мушарин , Конай , Болтуш и другие. Дети, а вы кого знаете?

Акпарс , Акпатыр

Скажите, дети, к какому богатырю принадлежат такие слова:

«Не печальтесь, люди мои родные!

Если вам будет трудно, приходите ко мне на холм и крикните громко: « Нас теснят враги, помоги!» Я встану и помогу.

Чоткар-патыр .

А кто из национальных героев играл на гуслях.

Дети : Акпарс .

Гусли звонкие играют,

Край марийский прославляют.

Свистульки, трещотки, свирель, барабан,

Нам деды оставили все это в дар.

Оркестр « Марийская народная»

Дети, а какому богатырю река Волга в самых глубоких местах доходила до колен, а когда он шел по лесу, то самые высокие деревья были ему до пояса?

Онар.

Давайте, дети, его позовем. Онар, Онар, приходи к нам!

Вбегает Керемет .

Ребята, это же не О нар, а просто-напросто Керемет к нам пожаловал. А вы знаете, кто такой Керемет ? (ответы детей)

Керемет , зачем ты к нам пожаловал?

Мы тебя не ждали,

Мы Онара в гости звали .

Онара ждете? Не дождетесь!

Я его далеко спрятал, в цепи заковал.

Зачем ты его спрятал?

Мы сегодня отмечаем День национального героя и очень хотели его увидеть. Вместе с ним спеть, станцевать, да поиграть.

Вот и спрятал, потому что все его любят, прославляют, песни поют. А для меня что - ничего? Не отдам вам Онара !

Что же нам делать? Ты все испортил.

Ничего не испортил. Я вот что вам скажу: надоел мне жить одному, тоже хочу веселиться, петь и плясать.

Вот иди и веселись, кто тебе мешает? И Онара отпусти.

Ни за что! Я такой злой, потому что меня никто не любит.

Ребята, как нам Керемета перехитрить? Давайте мы с вами поиграем, он и отпустит Онара . Керемет , хочешь с нами поиграть?

Конечно, хочу! Мне так скучно одному. А как играть будем?

Я знаю интересную игру.

Игра « Петушиный бой»

Какие у вас мальчики сильные. Хочу еще веселиться.

Чтобы быть таким же сильным, как Онар и землю родную защищать, надо много тренироваться. Померяемся силой?

Игра « Перетягивание каната »

Вот теперь я стал добрым и веселым. Отпускаю Онара . Спасибо вам, ребята, что повеселили меня. Сейчас Онара приведу (звучит музыка, входит Онар) .

Здравствуйте, люди добрые, детки малые. Как у вас красиво, празднично, весело.

Здравствуйте, Онар! Сегодня у нас праздник «День национального героя» - «Марий талешке кече». Дети, давайте споем Онару песню.

Песня « Мей йоратем шочмо Элем» Музыка А. П. Колесников, Л.Г. Иванов , слова Л. Г. Иванова

Ребята, вы ничего не слышите?

Слышим, это кукушка кукует.

Правильно, это кукует кукушка . Она зовет всех в хоровод.

Игра «Где платочек»

Шире двери открывайте,

Музыкантов в круг пускайте.

Где песня льется,

Там весело живется.

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную.

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих,

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких .

Частушки

Теле каймым вучышна

Шор-торыкым кучышна .

Сылне марий мурынам

Ямдылышна пайремлан .

Изигына кайыклан

Сад пакчаште пешак сай

Мемнан гае йочалан

Садикыште пешак сай .

Чодыраштекайык мура

Мотор кечым мокталтен .

Ме муралтен колтена ,

Илышнажым мокталтен .

Мемуренат кертына ,

Ме куштенат кертына .

Мураш , кушташ веле огыл ,

Пашаланат кертына .

Чеверкече ончалеш да,

Чонналанат весела.

Мемнам ончаш толмыланда

Тау лийже тыланда .

Садитесь, ребята. Национальные герои - это не только герои былинные и сказочные, но и те, ко торые защищали нашу Родину в на ше время, во время Великой О течественной войны.

А вы каких знаете?

Прохоров, Федин, Иванов.

Молодцы!

Честно жить - значит Родине служить. Спасибо всем. А теперь я пойду в свой илем (дом) и всем расскажу, как вы отмечаете «День национального героя» - «Марий талешке кече»

Уходит.

1 ребенок:

Как просторен, как широк,

Край ты мой марийский.

Ты как праздничный цветок,

На земле российской.

2 ребенок:

И тебя, родной мой, люблю , как могу.

И любить тебя, ты знай, я не перестану.

Стихотворение « Шочмо мландем »

1 ребенок:

Шочмо к ушмо мландем !

Лаштра отем , шем кожлам

Кумда нурем , яндар вудем ,

Кузе тендам мый мондем !

2 ребенок:

Умыр мардеж пуалеш .

Шонымашым пурталеш .

Пенгыде капан патыр-влак

Шочыныт тушман ден пижаш ,

Шочмо элым аралаш !

Элна верчын , эрыкна верч

Коленыт нуно сареш .

Нунын лумышт ок мондалт

Кодеш шемер калык шумеш !

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.