В г распутин уроки французского доброты. «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»). методическая разработка по литературе (6 класс) на тему. Несколько интересных сочинений

Качество доброты в человеке может проявляться в различных ситуациях. Иногда нелепых и внешне отрицательных. Доброта («Уроки французского») - пример проявления человеческой заботы учителя к чужому для него ребенку. Педагог решается на азартную игру с учеником, за которую придется рассчитываться собственной судьбой и педагогической карьерой.

Учитель - другой человек

Лидия Михайловна попадает в сложную жизненную ситуацию. Она видит, как трудно приходится ее ученикам. Особенно одному мальчику, который и становится рассказчиком жизненной истории. Учительница пытается помочь мальчику: ребенок получает посылку с яблоками. Он сразу догадывается, кто может прислать ему такой экзотический для севера фрукт. Он отказывается от помощи. Лидия Михайловна не отступает и пытается накормить его у себя дома, приглашая на дополнительные занятия. Ребенок не хочет принимать помощь бесплатно. У него сохранилось чувство собственного достоинства. Удивительно, что такое качество высоко развито у ребенка, находящего в таком плачевном состоянии: отдельно от родных, в семье, не гнушающейся воровством. Повесть переносит в послевоенное время, в котором страна выбиралась из нищеты и разрухи.

Оригинальный способ помощи

Учительница - упорная женщина. Она не принимает отказа. Доброта - ее основное качество. Ей хочется добиться поставленного результата. Другой отказался бы от затеи уже после первого промаха. Кто для нее этот мальчишка?

Чужой ребенок. Сколько их еще будет у учителя за годы работы в школе? Зачем помогать каждому? Не лучше ли выбирать для помощи тех, кто на нее согласен? Вопросов много? Распутин специально пытается запутать читателя. Проявление доброты прячется за упорством, хитростью.

Девушка предлагает сыграть с ней в игру на деньги. Оригинальный способ обмана упертого мальчишки. Он не берет помощь по-другому, привык к игре, для него это возможность заработать на молоко и хлеб. Такой вариант устраивает мальчика. Он должен выиграть по-честному. Ученик следит, чтобы Лидия Михайловна «не поддавалась».

Введение

К автобиографическому рассказу В. Распутина «Уроки французского» справедливо применить название «уроки доброты». Для главного героя самым значимым в детстве стало не обучение иностранному языку, а то заботливое внимание, с которым к нему относилась учительница. Доброта Лидии Михайловны позволила мальчику поверить, что не все люди злы и безжалостны. В какой бы тяжелой ситуации не оказался человек, никогда нельзя терять надежды на помощь и сочувствие.

Несчастливая судьба

Маленький мальчик очень рано начинает самостоятельную жизнь в райцентре. Здесь ему приходится рассчитывать только на собственные силы. Посылки с продуктами приходят из деревни редко. Главный герой старается расходовать их экономно, но замечает, что кто-то ворует у него еду. Мальчик справедливо подозревает знакомую своей матери, у которой он живет. Это значительно подрывает в нем веру в доброту людей.

Мальчик чувствует себя изгоем. Робкий и стеснительный от природы, он очень стыдится своей заношенной деревенской одежды. Молчаливость и замкнутость главного героя усиливаются из-за постоянного чувства голода. «Тощий диковатый мальчишка» даже не надеется на чье-либо сочувствие.

Безжалостные уроки

Начав играть на деньги в «чику», мальчик понимал, что идет на огромный риск. За это его легко могли выгнать из школы, что стало бы тяжелым ударом для матери. Однако, опасность заключалась не только в этом.

Удача в игре обернулась бедой. Мальчику пришлось на «собственной шкуре» познать суровое правило жизни: «Никогда и никому не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед». «Везунчика» жестоко избили и запретили принимать участие в игре.

Еще один важный «урок» мальчик получил в школе. Предательство Тишкина не укладывалось в его голове. Главный герой был уверен, что Лидия Михайловна поведет его к директору, где он будет вынужден признаться в занятии «грязным делом».

Уроки доброты


К огромному удивлению мальчика Лидия Михайловна не стала его ругать. Учительница просто расспрашивала об игре и о том, куда он тратит выигрыш. Ребенок, конечно, еще не понимал, насколько женщину поразило, что деньги ему нужны для покупки молока. Он не мог поверить, что за «преступлением» не последует никакого наказания и с легкостью дал обещание прекратить азартную игру.

В лице Лидии Михайловны мальчик впервые на новом месте столкнулся с гуманным отношением. Учительница предстала пред ним не как строгий педагог, а как хороший и близкий человек.

В отличие от остальных учителей, Лидия Михайловна чувствовала, что способному ученику нужно как-то помочь. Школа дает ему знания, но не оказывает никакой поддержки в жизни. Наказание только озлобит формирующуюся личность и приучит видеть во всех взрослых врагов.

Лидия Михайловна берется за дело очень деликатно. С помощью дополнительных занятий у себя на дому она надеется познакомиться с ребенком поближе и заслужить его доверие. К тому же уроки французского должны стать для мальчика твердой целью в жизни, помогая поверить в собственные силы.

К огорчению Лидии Михайловны самолюбивый ребенок категорически отказывается от еды и подарков. Уговорить его принять бескорыстную помощь совершенно невозможно. Слишком явные «уроки доброты» проходят впустую.

Учительница идет на хитрость. Ей легко удается пробудить в ребенке интерес к игре в «пристенок». Незаметно поддаваясь, Лидия Михайловна дает ему возможность честно» заработать» необходимый рубль.

Как и следовало ожидать, директор, застав учительницу с учеником за игрой на деньги, не смог оценить значение этого «урока доброты». Да ему и нет никакого дела до голода и несчастной жизни одного из учащихся. Лидию Михайловну увольняют. Она берет всю ответственность за «этот дурацкий случай» на себя.

Учительница не забывает о мальчике и спустя какое-то время посылает ему посылку с продуктами, которые он уже не сможет вернуть. Присланные яблоки главный герой видит впервые в жизни.

Заключение

Значение «уроков доброты» автор смог полностью оценить лишь спустя многие годы. Он на всю жизнь сохранил самые теплые воспоминания о Лидии Михайловне, которая стала для него воплощением доброты и гуманности. Главный урок учительницы французского языка заключается в том, что нужно помогать нуждающимся в поддержке людям. Это позволяет надеяться и верить, что и тебя не бросят в трудную минуту.

>Сочинения по произведению Уроки французского

Уроки доброты

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» – это, в первую очередь рассказ о человеческой доброте. В нем автор рассказывает о своих нелегких школьных годах, проведенных вдали от дома и об учительнице французского языка, которая навсегда осталась в его памяти как символ доброты. Рассказ ведется от лица одиннадцатилетнего мальчика , который вынужден уехать из родной деревни в районный центр, чтобы получить образование. Действие происходило в послевоенные годы, когда многие семьи жили на хлебе и воде. Так жила и их семья, с трудом превозмогая голод и питаясь одними съедобными корешками из земли и глазками проросшей картошки. Будучи старшим ребенком в семье, он старался во всем помогать матери. Однако с его отъездом в город пришлось экономить еду настолько, чтобы оставалось немного и на посылку.

Вскоре он стал замечать, что посылки доходят до него полупустыми. Он догадывался, что еду воровала крикливая соседка тетя Надя, чтобы прокормить своих троих детей, но молчал. Чтобы как-то заработать на стакан молока, мальчик стал играть в «чику» на деньги со старшеклассниками. После нескольких проигрышей он начал выигрывать, что было для него большой помощью. Главарь компании, семиклассник Вадик , часто жульничал, чтобы прикарманить большую часть денег. Когда мальчик попытался уличить его в этом, то был избит. Это заметила Лидия Михайловна , учительница французского и классный руководитель. Узнав причину синяков мальчика, она предложила ему приходить на дополнительные уроки французского языка, тем более этот предмет ему плохо давался. Так она хотя бы могла время от времени кормить мальчика ужином. Более того, она прислала ему посылку с едой якобы от матери, но он быстро догадался, в чем дело и отказывался от любой помощи.

Тогда Лидия Михайловна, не задумываясь о последствиях, предложила ему играть на деньги в «пристенку». Она незаметно поддавалась в этой игре, чтобы выигрыш доставался ему. Однажды, когда он заметил, что она жульничает не в свою пользу, то стал возмущаться, после чего она стала ещё более хитрить, чтобы он выиграл деньги. Однажды, в разгар игры, они не заметили, как вошел проживающий за стеной директор школы. Лидию Михайловну уволили, и она была вынуждена уехать в свой родной край, на Кубань. Оттуда она прислала мальчику еще одну посылку с макаронами и яблоками на дне. Яблокам мальчик несказанно обрадовался, так как никогда их не пробовал, а лишь видел на картинке. На мой взгляд, рассказ «Уроки французского» демонстрирует истинный пример людской бескорыстности и самоотверженности. А такие учителя, как Лидия Михайловна, запоминаются на всю жизнь.

«И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами…» В.Г. Распутин. Уроки доброты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»

Болобанова Татьяна Николаевна

«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.» В.Г. Распутин

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.» В.А. Сухомлинский

Именно таким человеком, умеющим чувствовать, читать и видеть стала учительница французского языка Лидия Михайловна в рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутина.

Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги.

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»

Л.Н. Толстой

«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.» Л.Н. Толстой

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества.

В рассказе «Уроки французского» повествуется о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.

Как хорошо, что доброта Живёт на свете вместе с нами. Без доброты – ты сирота, Без доброты – ты серый камень.

Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.

Доброта искренняя, душевная направляет, наставляет, учит.

В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.

Доброе отношение к людям – смысл жизни.

Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность

Добро бескорыстно и в этом его чудодейственная сила.

Героям рассказа присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. По словам писателя, «есть такие понятия, как духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед».

Доброта – это качество человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям. Настоящая доброта бескорыстна.

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя!

Валентин Григорьевич Распутин

«Чего ты хочешь?» - жизнь меня спросила.

И я ответил ей: «Хочу всего: высот,

что нелегки, как доброта, лесов,

что обступают, как сомненья,

дорог, порой ведущих в никуда,

ладоней, что, встречаясь,

дарят сердце».

Марк Сергеев

Спасибо за внимание

Список использованной литературы
  • http://playcast.ru/uploads/2015/06/24/14090318.jpg
  • http://5literatura.net/datas/literatura/Rasputin-Uroki-frantsuzskogo/0001-001-V.-Rasputin-Uroki-frantsuzckogo.jpg
  • http://static.kinokopilka.pro/system/images/screenshots/images/000/027/380/27380_original.png
  • http://bigslide.ru/images/12/11773/831/img6.jpg
  • http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/10/09/v-rasputin-uroki-frantsuzskogo
  • http://e-libra.ru/read/322091-uroki-frantcuzskogo.html

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Планируемые результаты:

1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных ориентаций; сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

2. Предметные: определить смысл названия рассказа; определить, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика;

ü познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнения учебных заданий; сформированность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; сформированность умения строить логическое рассуждение;

ü регулятивные: сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

ü коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методические приёмы: технология проблемного диалога, элементы исследовательской деятельности, частично-поисковый метод (нахождение эпизодов в тексте)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы с отрывком из текста, маркеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки доброты в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского"

Презентация подготовлена к уроку литературы по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" по УМК Коровиной В.Я....

Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Форма урока: урок-практикум.Тема: УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя. 2. Показать душевную щедрость уч...

Урок литературы в 6 классе "Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит конспеккт заключительного урока литература в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" с приложениями и презентацией.Приложение 1 - кроссворд по тексту рассказа "Уроки...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.