04.03.2024
Конспект урока по химии на тему «Электролитическая диссоциация. Сущность электролитической диссоциации Конспект по химии электролитическая диссоциация
2
7
Анионы Катионы Анод Катод - +
Раствор Кристалл NaCl Na + + Cl Н2ОН2О Н2ОН2О Рис.4.
10 Раствор НCl Н + + Cl - Н2ОН2О Н2ОН2О Рис HCl Cl - H+H+ + - Н+Н Сl-Сl-
14 Проверочный тест. Вариант 1. Вариант 2. 1.К неэлектролитам относятся: 1)карбонат натрия 2) этиловый спирт 3) хлороводородная кислота 4) нитрат цинка 1.К неэлектролитам относятся: 1) хлорид бария 2) сахар 3) серная кислота 4) карбонат калия 2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует: 1). гидроксид меди (II) 2). гидроксид натрия 3). хлорид алюминия 4). угольная кислота 2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует: 1) сахароза 2) гидроксид натрия 3) бромид алюминия 4) азотная кислота 3. Электролитами являются оба вещества в группе: 1). CH4, CO2 2). C2H5OH, HNO3 3). СaO, BaSO4 4). NaCl, KOH 3. Электролитами являются оба вещества в группе: 1). глицерин, SO2 2). CuCl2, KOH 3). BaO, K2SO4 4). Fe(OH)3, H2SiO3 4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации равна: 1). HI 2). H2CO3 3). H2S 4). H2SiO3 4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации равна: 1). H3PO4 2). H2SO4 3). HNO3 4). HF 5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации сульфата алюминия равна: 1). 4 2). 6 3). 2 4) Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации карбоната натрия равна: 1). 4 2). 3 3). 2 4). 1
Электролитическая диссоциация
Сущность процесса электролитической диссоциации
«Честь науке- ей дано уменье, выводить нас из заблужденья». М.Светлов
ковалентная неполярная,
малополярная
большинство органических веществ, многие газы
гидроксония
Механизм ЭД
«Капля воды и камень точит»
HCl; HNO 3 ; H 2 SO 4
NaOH; KOH; Ba(OH) 2
NaCl; CuSO 4 ; Al(NO 3) 3
Рисунок 1.
Кристалл
NaCl → Na + + Cl -
Рисунок 1.
Н Cl → Н + + Cl -
Физминутка.
Очень много повторяли
Наши головы устали
Покачаем влево, вправо….
А за тем глаза закроем
Обо всем забудем, но не на всегда!
А теперь глаза откроем,
Полной грудью все вздохнем.
Что ж немного отдохнули и работать вновь начнем.
1. Разделить вещества на электролиты и неэлектролиты:
Гидрооксид калия
Карбонат кальция
Кислород
Серная кислота
Гидрооксид бария
Хлорид натрия
Электролиты
Неэлектролиты
2. Выберите вещества, которые способны продиссоциировать на ионы:
Соляная кислота
Сульфат бария
Гидрооксид натрия
Нитрат алюминия
3. Составить уравнения диссоциации этих веществ.
Проверочный тест.
Вариант № 1.
Вариант № 2.
1). HI 2). H2S
3). H 2 CO 3 4). H 2 SiO 3
- К неэлектролитам относятся:
1) хлорид бария
2) сахар
3) серная кислота
4) карбонат калия
- К неэлектролитам относятся:
1) сахароза
2) гидроксид натрия
3) бромид алюминия
4) азотная кислота
- карбонат натрия
2) этиловый спирт
3) хлороводородная кислота
4) нитрат цинка
5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации сульфата алюминия равна:
1). 4 2). 2
3). 6 4). 3
4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации сульфата аммония равна:
1). H3PO4
2). HNO3
3). H2SO4 4). HF
5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации карбоната натрия равна:
3). 3 4). 1
2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует:
1). гидроксид меди ( II )
2). гидроксид натрия 3). хлорид алюминия
4). угольная кислота
1). глицерин , SO2
2). BaO, K 2 SO 4
3). CuCl2 , KOH 4). Fe(OH)3, H 2 SiO 3
3. Электролитами являются оба вещества в группе:
1). CH4, CO2
2). С aO, BaSO4
3). C2H5OH, HNO3 4). NaCl, KOH
Проверь соседа.
№ варианта;
Творческое задание:
Если сульфат меди растворить в воде, то наблюдается синее окрашивание раствора и раствор проводит ток, а, если растворить его в бензине, то окрашивания не наблюдается, раствор не становится синим.
Объясните это явление.
Урок 5
Тема: Сущность процесса электролитической диссоциации
Цели и задачи:
Образовательные: формировать понятия «электролиты, неэлектролиты, р-рение, гидратация, гидраты, кристаллогидраты, кристаллизационная вода», раскрыть сущность процесса электролитической диссоциации, рассмотреть основные положения теории электролитической диссоциации;
Развивающие: развивать умения работать с текстом, давать хар-ку процессу электролитической диссоциации;
Воспитательные: воспитывать интерес к химии, формировать научное мировоззрение.
Оборудование: соли, вода, таблица, учебник, тетради, дид.карточки.
Ход урока:
1)Орг.момент
2)Проверка д.з.
Фронтальная беседа: «Основные классы неорганических веществ»;
Индив. письм. опрос по карточкам
Вариант 1: Дать определения: соли, оксиды. Дать их классификацию.
Привести примеры
Вариант 2: Дать определения: основания, кислоты. Дать их классификацию.
Привести примеры.
Диктант
Написать формулы кислот, их кислотных остатков, указать их валентность.
3)Изучение нового материала
1.Актуализация знаний
I. Опыты с сухими веществами, р-рами и расплавами по проведению электрического тока
Рис.1 с.3
Сухие NaCl, сода
Дистиллированная вода - не проводят ток
Р-ры NaCl, щелочей, солей - проводят ток
Р-ры глюкозы
Спирта - не проводят ток
Сахара
Кислорода
Азота
II. Механизм растворения в воде
1)В-в с ионной связью
Рис.2 Na + Cl - + Н-О-Н
В р-ре ионы гидратированы – окружены молекулами воды
2)В-в с ковалентной полярной связью
НCl H + + Cl - гидратированные ионы
Ковалентная полярная связь превращается в ионную
III. Вещества
Электролиты Неэлектролиты с.5
… …
Определения
Соли кислород
Щелочи азот
Кислоты водород
С ионной или ковалентной с ковалентной неполярной/слабополярной связью
сильнополярной связью
IV. Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении.
V. Растворение – физико-химический процесс
V. Гидратация ионов
Каблуков и Кистяковский предположили, что при р-рении молекулы воды присоединяются к ионам, обр-ся гидраты
Определение с.6
VI.Крислаллогидраты и кристаллизационная вода
С.7 определение
VII.Основные положения теории электролитической диссоциации
Сам- но с.8-9 наизусть
4)Закрепление
В.1-6 с.13
5)Рефлексия
6)д.з.
П.1 пересказ, определения и положения теории наизусть
Конспект урока по химии 9 класс
Тема урока «Электролитическая диссоциация»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: закрепить знания учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации»
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания учащихся о сущности процесса электролитической диссоциации,
Помочь освоить учащимся основные понятия темы,
Помочь освоить понятие о механизмах и условиях протекания процесса, используя понятия электролит, неэлектролит;
Научить писать химические реакции в молекулярном и ионном виде.
Развивающие:
углубить и расширить знания о свойствах веществ на ионном уровне;
формировать научное мировоззрение и развитие приемов мыслительной деятельности;
продолжать развитие речевых навыков, наблюдательности и умение делать выводы на основе демонстрационного эксперимента;
уметь применить опорные конспекты и составлять их самостоятельно.
Воспитывающие:
сформировать научное мировоззрение по вопросам строения и свойствам веществ;
раскрыть идею развития в познании физико-химических процессов по мере накопления новых фактов и на основе эксперимента;
создать условия для воспитания с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности.
Структура урока:
Организационный момент (2 мин.);
Сообщение темы и цели урока (2 мин.);
Формирование мотивации (1 мин.);
Актуализация опорных знаний (5 мин.);
Обобщение и систематизация (15 мин.)
Применение знаний и умений (18 мин.);
Подведение итогов работы на уроке (1 мин.)
Сообщение и комментирование домашнего задания (1 мин.)
Ход урока
На предыдущих уроках мы познакомились с одной из важнейших теорий, на которую опирается химическая наука, – это теория электролитической диссоциации.Ученики внимательно слушают учителя
А сегодня на уроке мы должны обобщить и систематизировать знания по этой теории и закрепить умения составлять уравнения диссоциации и реакций ионного обмена. В течение урока будем выполнять разнообразные задания, для этого у вас на столах лежат рабочие листы с заданиями и таблица, в которую вы будете вносить результаты. В конце урока вы сможете самостоятельно оценить свои знания по пройденной теме.
Фронтальный
Для начала давайте вспомним определение понятия «электролиты». Что это такое?
А что такое «неэлектролиты»?
А теперь дайте определение понятия «электролитическая диссоциация»
Вещества, растворы или расплавы кото электролитами .
Вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток называют неэлектролитами.
Процесс распада электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией.
Индивидуальный
Теперь я попрошу выйти к доске ученика и, пользуясь предложенной схемой, раскрыть сущность процесса ЭДС. Дать ответы на вопросы: Что такое Диссоциация, ассоциация, гидратированные ионы, катионы, анионы.
Как заряжены электроды?
Как их называют? Почему?
Какие заряды у ионов?
Вещества, растворы или расплавы кото рых проводят электрический ток, называются электролитами . В расплавах и в растворах электролиты распадаются на заряженные частицы - ионы . Процесс распада электролитов на ионы называется электролитической диссоциацией . Это обратимый процесс. Объединение противоположно заряженных ионов называется ассоциацией .
Ионы в расплавах отличаются от ионов в растворах тем, что последние окружены гидратной оболочкой. Ионы в растворах и расплавах движутся хаотично. Под действием электрического тока они приобретают направленное движение. Положительно заряженные ионы движутся к отрицательному электроду (катоду) и поэтому называются катион ами, отрицательно заряженные ионы движутся в электрическом поле к аноду и называются анион ами.
Основные положения ТЭД.
Электролиты в paствopaх и расплавах распадаются на ионы.
Ионы имеют иное строение, чем атомы.
В расплаве и растворе ионы движутся хаотически, но при пропускании электрического тока ионы начинают двигаться направленно: катионы - к катоду, анионы - к аноду.
Приложение
Индивидуальный
Пользуясь схемой, расскажите о строении молекулы воды.
В молекуле воды связи О – Н полярны, электронная плотность этих связей смещена к атому кислорода как к более электроотрицательному. Вследствие этого на атоме кислорода возникает частичный отрицательный, а на атомах водорода - частичный положительный заряд. Так как угол Н-О-Н составляет 105°, то атом кислорода и атомы водорода оказываются на разных концах молекулы, в которой возникают как бы два полюса. Такие молекулы называют диполями.
Индивидуальный
Пользуясь схемой, предложите механизм диссоциации электролитов
При погружении в воду ионного кристалла диполи воды ориентируются по отношению к его ионам противоположно заряженными концами (полюсами). В результате электростатического взаимодействия между ионами растворяемого вещества и молекулами воды происходит разрушение ионного кристалла и образование в растворах гидратированных ионов (процесс диссоциации). При растворении в воде веществ с ковалентной полярной связью процессу диссоциации предшествует поляризация связи. Диполи воды, ориентируясь соответствующим образом, поляризуют эту связь, превращая ее в ионную, далее следует диссоциация вещества с образованием гидратированных ионов.
Такие представления о диссоциации в водных растворах соединений с различным типом химической связи (ХС) сформировались не сразу.
Фронтальный
Как вам известно, существует несколько теорий растворов. Расскажите кратко об этих теориях и назовите их автора.
Почему разбавление раствора приводит к усилению диссоциации?
С. Аррениус и другие сторонники физической теории, обнаруживая в растворах ионы, образовавшиеся под действием растворителя, не учитывали их гидратации.
Д.И. Менделеев - автор химической теории растворов, выделил гидраты серной кислоты при медленном упаривании ее растворов и высказал мысль о том, что в растворах образуются непрочные химические соединения растворенного вещества и растворителя (в общем случае сольваты).
Впоследствии И.А. Каблуков и другие ученые, объединив обе теории, показали, что растворение - физико-химический процесс; в результате его образуются гидратированные ионы.
При растворении увеличивается количество молекул воды, которые переводят атомы в гидратированные ионы; также диссоциация веществ усиливается при повышении температуры, вследствие увеличения скорости движения молекул
Самостоятельная работа
А теперь вы самостоятельно в своих тетрадях попробуйте составить опорную схему «Сильные и слабые электролиты». Укажите по 3 примера в каждой группе.
В своем конспекте дайте определение понятия Степень диссоциации и формулу для ее определения
Ученики самостоятельно в течение 10-15 минут готовят схему.
Количественно процесс диссоциации вещества в растворе можно оценить по степени диссоциации α. Ее рассчитывают как отношение числа молекул электролита, распавшихся на ионы, к общему числу молекул растворенного вещества и выражают в процентах.
Степень диссоциации α зависит от природы химической связи в кристаллах или молекулах растворенного вещества и растворителя. Чем полярнее эта связь, тем выше значение α. При разбавлении растворов а увеличивается (см. график, где с - концентрация раствора).
В зависимости от величины степени диссоциации все электролиты классифицируют на сильные (α > 30 %), средней силы (α от 2 до 30 %), слабые (α < 1 %). Приведены их примеры.
Как вы думаете, удалось нам добиться поставленных целей?
Какой материал вызвал у вас затруднение?
Выставление оценок за работу на уроке
Напишите уравнения диссоциации веществ: Al 2 (SO 4) 3 , K 2 CO 3 , FeCl 3.
Приложения
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Схема 4
Схема 5
Схема 6