Развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи. Психологическая структура речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Экспрессивные стили речи

Эмоциональная лексика.

Язык в своей коммуникативной функции служит не только средством выражения мысли, но и средством выражения чувств и воли .

При проявлении и выражении чувств в языке употребляется особая эмоциональная лексика, хотя эмоции могут выражаться и другими языковыми средствами (аффиксами, интонацией, особыми синтаксическими конструкциями, междометиями и т.п.)

В эмоциональной лексике выделяют 2 группы.

1.Лексика, служащая для обозначения самих чувств, ощущений, настроений: боязнь, доброта, гордость, гнев, грубость, веселье, страх, любовь и др.

2.Лексика, используемая как средство выражения оценки с эмоциональной стороны, т.е. со стороны субъективного отношения говорящего: добрый, злой, веселый, ласковый, мерзкий и др.

Эмоции выражаются не только лексически, а и морфологически, т.е. определенными суффиксами, префиксами функцией которых и является выражение субъективного отношения:

дед – дедушка

бабка – бабушка – бабусенька – бабуленька, бабуля

нога – ноженька – ножище.

У прилагательных: тихонький, сухонький, родненький, пребольшущий.

Нередко слова с такими суффиксами придают ласковость, презрение, негодование, пренебрежение.

Обычно эмоциональная лексика выражает положительное или отрицательное отношение говорящего, создавая антонимические пары: добрый - злой, хороший – плохой, милый – проживный и т.п.

Эмоциональность в языке не следует отождествлять с экспрессивностью.

Это разные явления. Имеется особая эмоциональная лексика, но экспрессивной лексики в языке нет.

Экспрессия – от латинского expression «выражение»; экспрессивность - выразительность, экспрессивный – выразительный.

Экспрессия речи – это усиление выразительности, увеличение воздействующей силы сказанного.

Все, что делает речь более яркой, сильно действующей, глубоко впечатляющей, является экспрессией.

Следовательно, экспрессивность речи – это такие средства, которые делают речь выразительной, воздействующей, изобразительной, впечатляющей.

Экспрессивность речи выражается следующими средствами:

1.Отдельными словами и словосочетаниями из синонимических слов разной оценочной градации: много работает – хорошо работает, шумный успех, огромный успех, потрясающий успех.

2.Парно-синонимическими выражениями одного понятия: давным-давно, молода - молодеженька.

3.Разнокоренными синонимическими словами: горе-невзгода, доля – счастье, правда – истина, рано утром, поздно вечером.

4.Словами с формами уменьшительности, хотя эти слова не имеют значения уменьшительности: денек, неделька, годик, минутка, разок.

Эти слова экспрессивно окрашены и выполняют стилистические функции.


Таким образом, отмечается наличие экспрессивно-эмоциональной окраски тех элементов языка, которые служат стилеобразующими средствами.

I .Стилистически нейтральная (межстилевая) лексика.

Это большая группа слов, употребляемых во всех стилях языка. Эти слова выполняют номинативную функцию, но не имеют эмоциональной окрашенности. Это следующие группы слов:

1.слова называющие конкретные предметы, абстрактные понятия: огонь, вода, земля, дерево, дом…;

2.качество и признаки предметов: большой, красивый, красный…;

3.действия и состояния: жить, находиться, летать, спать, писать.

ΙΙ.Книжная лексика.

Делится на научную, официально-деловую, газетно-публицистическую, поэтическую (высокую).

Общие признаки :

1.основа – межстилевая лексика;

2.использование слов в прямом, общепринятом значении (кроме поэтической);

3.не допускается употребление в переносно-образном значении, разговорных диалектных и жаргонных слов.

  • 1.2. Общие закономерности и теории старения
  • 1.3. Роль и место старости в онтогенезе человека
  • 1.4. Виды старения
  • Глава 2. Социальная геронтология
  • 2.1. Старение населения как социально-демографический процесс
  • 2.2. Социально-демографические проблемы современной России
  • 2.3. Последствия старения населения
  • 2.4. Исторический аспект места и положения старого человека в обществе
  • 2.5. История развития социальной геронтологии
  • 2.6. Социальные теории старения
  • Глава 3. Медицинские проблемы пожилого и старческого возраста
  • 3.1. Понятие здоровья в старости
  • 3.2. Старческие недомогания и старческая немощность. Способы их облегчения
  • 3.3. Образ жизни и его значение для процессов старения
  • 3.4. Последний уход
  • Глава 4. Феномен одиночества
  • 4.1. Экономические аспекты одиночества в старости
  • 4.2. Социальные аспекты одиночества
  • 4.3. Семейные отношения пожилых и старых людей
  • 4.4. Взаимопомощь поколений
  • 4.5. Роль домашнего ухода за беспомощными старыми людьми
  • 4.6. Стереотип старости в обществе. Проблема “отцов и детей”
  • Глава 5. Психическое старение
  • 5.1. Понятие о психическом старении. Психический упадок. Счастливая старость
  • 5.2. Понятие о личности. Соотношение биологического и социального в человеке. Темперамент и характер
  • 5.3. Отношение человека к старости. Роль личности в формировании психосоциального статуса человека в старости. Индивидуальные типы старения
  • 5.4. Отношение к смерти. Понятие об эвтаназии
  • 5.5. Понятие об аномальных реакциях. Кризисные состояния в геронтопсихиатрии
  • Глава 6. Высшие психические функции и их расстройства в старости
  • 6.1. Ощущение и восприятие. Их расстройства
  • 6.2. Мышление. Расстройства мышления
  • 6.3. Речь, экспрессивная и импрессивная. Афазия, ее виды
  • 6.4. Память и ее расстройства
  • 6.5. Интеллект и его расстройства
  • 6.6. Воля и влечения и их расстройства
  • 6.7. Эмоции. Депрессивные расстройства в старости
  • 6.8. Сознание и его расстройства
  • 6.9. Психические заболевания в пожилом и старческом возрасте
  • Глава 7. Адаптация к старости
  • 7.1. Профессиональное старение
  • 7.2. Принципы реабилитации в предпенсионном возрасте
  • 7.3. Мотивации продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста
  • 7.4. Использование остаточной трудоспособности пенсионеров по возрасту
  • 7.5. Адаптация к пенсионному периоду жизни
  • Глава 8. Социальная защита пожилых и старых людей
  • 8.1. Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста
  • 8.2. Социальное обслуживание пожилых и старых людей
  • 8.3. Пенсионное обеспечение по старости
  • 8.4. Пенсионное обеспечение по старости в Российской Федерации
  • 8.5. Социально-экономические проблемы пенсионеров в Российской Федерации в переходный период
  • 8.6. Истоки кризиса пенсионной системы в Российской Федерации
  • 8.7. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
  • Глава 9. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми
  • 9.1. Актуальность и значимость социальной работы
  • 9.2. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей
  • 9.3. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых старых людей
  • 9.4. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми
  • 9.5. Медико-социальные взаимоотношения в обслуживании пожилых и старых людей
  • Список литературы
  • Содержание
  • Глава 9. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми 260
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 6.3. Речь, экспрессивная и импрессивная. Афазия, ее виды

    Мышление теснейшим образом связано с речью и языком. Речь - это специфическая человеческая форма деятельности, использующая средства языка. Важной стороной речи является смысловая и семантическая сторона, что находит свое выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую данное слово включено. Для смысла речи имеют значение строение фразы, грамматическая конструкция, ударения и акценты.

    Различают экспрессивную и импрессивную речь.

    Экспрессивная речь - это речь, произносимая вслух. В особенностях экспрессивной речи, ее темпе, ритме, нарушении плавности могут найти выражение и симптомы многих патологических процессов. Так, при некоторых органических заболеваниях нарушается плавность речи. Речь становится замедленной, прерывистой, скандированной, как у больных болезнью Паркинсона. При старческих атрофических заболеваниях головного мозга характерным симптомом распада речи является запинание на первых слогах или логоклония. Довольно частым симптомом является палилалия , т.е. насильственное неоднократное повторение отдельных, обычно последних слов ответа на предложения. При атрофических заболеваниях головного мозга наблюдается оскудение экспрессивной речи, утрата речевой инициативы, лаконичность речи типа “телеграфного стиля” или “нежелания говорить”.

    Импрессивная речь - это восприятие речи других людей . Психические нарушения, основным расстройством которых являются нарушения речи, носят общее название афазии . К основным формам афазий относятся: моторная, сенсорная и амнестическая. При моторной афазии ведущее место занимает неспособность произносить слова, как это часто наблюдается при инсультах головного мозга с поражением левого полушария. При сенсорной афазии нарушается импрессивная речь, способность понимать речь окружающих. При амнестической афазии основное расстройство состоит в забывании названий, что часто наблюдается при атеросклерозе сосудов головного мозга. Больные испытывают затруднения в подборе нужных слов, название слова часто подменяется описанием действия, его функции (телефонная трубка - это то, “чем слушают”, ручка - это то, “чем пишут”).

    Важной стороной речи являются чтение и письмо . Расстройства чтения и письма - основной симптом при очаговых поражениях головного мозга, когда происходит прогрессирующее снижение интеллектуально-мнестической деятельности, запустевание психических функций. Больные при этом не читают, а скорее “угадывают” слова по отдельным буквам или сочетаниям букв. При расстройствах письма больной пишет слова не слитно, а разделяет их то на отдельные слоги, то на буквы, расположенные иногда далеко друг от друга, в разных направлениях и на разной высоте. Иногда больные пишут несколько букв на одном и том же месте, накладывая их одну на другую. В далеко зашедших случаях письмо больных полностью лишается сходства с буквами, а представляет стереотипно повторяющиеся каракули. Ранним признаком отражения патологического процесса в головном мозге является изменение почерка.

    6.4. Память и ее расстройства

    Память - это отражение объективной реальности, но действовавшей в прошлом. Память - это отражение прошлого опыта, заключающееся в сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято.

    Различают три основные функции памяти:

      запоминание или фиксация;

      сохранение или ретенция;

      воспроизведение или репродукция.

    Существуют два вида памяти:

    кратковременная , под которой понимают способность к запоминанию, а также к сохранению и воспроизведению материала через сравнительно короткое время;

    долговременная память - это продолжительное удержание знаний, а также сохранение умения и навыков, большого объема информации.

    Основным расстройством кратковременной памяти является фиксационная амнезия . При этой форме патологии страдает способность запоминать и удерживать в памяти текущие события. Фиксационная амнезия входит в синдром Корсакова, названный так по имени известного психиатра, впервые описавшего это расстройство в 1887 г. у больных с хронической формой алкоголизма.

    Главным при этом состоянии является неспособность больного сохранить события на сколько-нибудь длительный промежуток. Функция сохранения резко нарушена. Больной забывает, что с ним несколько минут назад беседовал врач и каждый повторный визит в течение короткого времени воспринимает как первое посещение. Резкое расстройство памяти приводит к дезориентации во времени и месте. Больной не может найти выход из отделения, иногда даже затрудняется найти дверь в собственной палате, не в состоянии сообщить, сколько времени он находится в больнице, был ли завтрак и т.д.

    Другим расстройством памяти, чаще всего наблюдаемым в пожилом возрасте, является конфабуляция. Конфабуляция - это замещение провалов памяти вымыслами, при этом больной полностью уверен, что сообщенные им факты и события действительно имели место.

    В группе конфабуляций следует отметить в качестве особого расстройства так называемую жизнь в прошлом . Такое расстройство наблюдается при старческом слабоумии при наличии прогрессирующего снижения памяти. Больные вспоминают свои молодые годы, собираются выходить замуж, рассказывают, что они ездили покупать подвенечное платье, как они встречались с женихом. Считают себя молодыми. Они живут в прошлом и всех окружающих воспринимают в соответствии с этим. Дочери воспринимаются как сестры, сестра воспринимается как мать. Они говорят, что у них дома остались маленькие дети, просят отпустить их, чтобы покормить грудью своих малолетних детей. Эти события прошлого целиком определяют поведение таких больных.

    Проблема памяти и ее возрастных изменений занимает значительное место в изучении психологии старения и старости. Опыты многих отечественных и зарубежных авторов показали, что степень снижения запоминания в позднем возрасте может быть умеренной и становится более выраженной только в возрасте старше 70 лет. Расстройства памяти лежат как бы на поверхности при неблагоприятных формах психического старения, влекущего за собой распад высших психических функций. Время, когда начинаются изменения памяти, в каждом случае различно. Биографии многих замечательных людей показывают, что люди часто до самой глубокой старости сохраняют силу ума и память. Так что “в старости разрушение памяти может начаться как угодно поздно, но может и не начаться совсем” (Н.Ф. Шахматов).

    В последнее время утвердилось убеждение, что снижение памяти распространяется одинаково как на события далекого прошлого, так и на недавние. В основе общераспространенного мнения, что старое помнится лучше, как полагают ученые, лежит личное отношение к прошлому. Расхожее представление о преимущественном нарушении памяти на недавние события, о чем много писалось и о чем можно услышать от пожилых людей, в последнее время не имеет сторонников.

    Вероятность появления расстройств памяти тем выше, чем старше возраст. Расстройство памяти - ранний симптом атеросклероза, вначале появляются трудности запоминания и припоминания. Больные не могут восстановить правильную последовательность событий, начинают путать даты. Вновь приобретенные знания тут же забываются. Помня о бывших недавно событиях, больные не могут определить их время. Отдаленные воспоминания, их временная последовательность тоже нарушается. Забываются названия предметов, выпадают при разговоре нужные слова. В далеко зашедших случаях нарушается способность к запоминанию только что происшедшего.

    Начинается с замысла

    (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым

    характером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде

    устной речи или письма).

    Импрессивная речь

    Импрессивная речь - или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного)

    Начинается с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит

    декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и наконец завершается

    формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми

    семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

    С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следующие единицы:

    а) фонемы (смыслоразличительные звуки речи);

    б) лексемы (слова или фразеологические словосочетания, обозначающие отдельные предметы или явления);

    в) семантические единицы (обобщения в виде системы слов , обозначающие понятия);

    г) предложения (обозначающие определенную мысль сочетания слов);

    д) высказывания (законченные сообщения).

    Лингвистический анализ применим как к импрессивной, так и к экспрессивной, внешней речи.

    Импрессивная речь

    Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи. В психологическую структуру импрессивной речи входят:

    1- этап первичного восприятия речевого сообщения;

    2- этап декодирования сообщения; и

    3- этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного или письменного сообщения. Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи и завершается развернутым речевым высказыванием.


    30. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Периферические и центральные механизмы речи.


    Речь - высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов , письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция - обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте - это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления. Существуют два относительно самостоятельных вида речи. Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь - начинается с мотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающую свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность - речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь, может быть самостоятельной или под диктовку. Импрессивная (понимающая) речь - начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться непонятными.
    Устная речь и устное речевое высказывание формируется до 2-3 лет, в то время как письмо и чтение, связанные с овладением грамотой - существенно позднее. В возрасте 4-5 мес возникает «лепетная речь», к 6 мес в речи ребенка начинают встречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике напоминающие слово. Этапами формирования речевой коммуникации ребенка являются овладение произвольной слухоречевой памятью и восприятием, использование в целях коммуникации интонационных средств речи, а также формирование фонематического слуха. Заменяя более ранний сенсорный и моторный опыт, знания об окружающем мире, благодаря речи, начинают базироваться на операциях с символами. В возрасте 5-7 лет начинается формирование внутренней речи, которая, помимо собственно мыслительной стороны, несет нагрузку программирования как замысла высказывания, так и сложного поведения. Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм гностической деятельности находят свое отражение и в их мозговой организации. Начало исследований мозговой организации речевой деятельности человека было положено работами Брока и Вернике. Они показали структурную дифференцированность нарушений речи в случаях локальной патологии мозга, а не общее снижение речевых возможностей. Исторически первым названием зарегистрированного снижения речевой деятельности по предложению Брока стал термин «афемия» (aphemia), но в 1864 г. Труссо предложил для подобных расстройств термин «афазия» (R47.0), который и закрепился в науке. К речевым зонам, помимо 41-го первичного поля слухового анализатора, относят вторичные отделы височной коры (42-е и 22-е поля), некоторые отделы конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобные доли мозга, при поражении которых делается малодоступным понимание сложных форм речи и, тем более, подтекста сложных высказываний. Кроме того, некоторые исследователи особо выделяют небольшое дополнительное моторное поле, расположенное в верхней части медиальной поверхности лобных долей, которое активируется при поражении других речевых зон.
    Несмотря на относительное территориальное разобщение, все речевые зоны объединены внутрикорковыми связями (пучками коротких и длинных волокон) и действуют как единый механизм. Кооперация различных речевых областей происходит следующим образом. После прохождения по слуховым путям, акустическая информация попадает в первичную слуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике, расположенную в непосредственной близости от третичных полей, где при необходимости осуществляются операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы.
    Для произнесения слова необходимо, чтобы представление о нем через группу волокон , называемых дугообразным пучком, из зоны Вернике поступило в зону Брока, расположенную в нижней лобной извилине. Следствием этого является возникновение детальной программы артикуляции, которая реализуется благодаря активации части моторной коры, управляющей речевой мускулатурой. Экспрессивно-эмоциональное окрашивание высказывания, как и интонационное различение речи, требует связи левой коры с ресурсами правого полушария. Для осуществления сложного законченного высказывания, как упорядоченной во времени последовательности моторных действий, необходимо привлечение лобных конвекситальных отделов. Если речевая информация поступает через зрительный анализатор (как результат чтения), то пришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в область угловой извилины, которая обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова с его акустическим аналогом, с последующим извлечением смысла в зоне Вернике. Вместе с тем, только внутрикорковой обработки информации для обеспечения целостности речевой деятельности недостаточно, поскольку рассечение участков коры между речевыми зонами не приводит к ее заметным нарушениям. По-видимому, это объясняется тем, что взаимодействие между указанными зонами происходит не только по горизонтали, но и по вертикали - через таламо-кортикальные связи.
    Из клинического опыта известно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают при левосторонних поражениях коры, что традиционно трактовалось в пользу соответствующей полушарной доминантности по речи. Однако ряд фактов - отсутствие речевых двигательных расстройств при повреждениях зоны Брока во время удаления части лобных долей (лоботомии), восстановление речи у больных с нарушенной двигательной активностью (кататонией) после удаления в правом полушарии зоны, симметричной зоне Брока и др. - явились прецедентами, указывающими на роль взаимодействия полушарий. Кроме того, было установлено, что при возникновении патологии в различных участках коры , отвечающих за речь, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария. Таким образом, благодаря широте распределенности в мозгу речевых структур, можно говорить об их известной полифункциональности, причем принципиально важным является не роль какой-либо ограниченной зоны, а сохранение возможности их полноценного взаимодействия. При этом участие одной из них в том или ином звене речевого акта является обязательным. Таким звеном, без которого осуществление речевого акта невозможно, у взрослого человека и является левополушарная кора.

    Для каждого человека речь является важнейшим средством общения. Формирование устной речи начинается с самых ранних периодов развития ребенка и включает несколько этапов: от криков и лепета к осознанному самовыражению при помощи различных лингвистических приемов.

    Существуют такие понятия как устная, письменная, импрессивная и экспрессивная речь. Они характеризуют процессы понимания, восприятия и воспроизведения звуков речи, формирование фраз, которые будут озвучены или написаны в дальнейшем, а также правильное расположение слов в предложениях.

    Устная и письменная формы речи: понятие и значение

    Устная экспрессивная речь активно задействует органы артикуляции (язык, небо, зубы, губы). Но, по большому счету, физическое воспроизведение звуков является только следствием деятельности мозга. Любое слово, предложение или фраза вначале представляют собой идею или образ. После того как происходит их полное формирование, мозг посылает сигнал (приказ) речевому аппарату.

    Письменная речь и ее виды напрямую зависит от того, насколько развита устная так как, по сути, это визуализация тех же сигналов, которые диктует мозг. Однако особенности письменной речи позволяют человеку более тщательно и точно подобрать слова, усовершенствовать предложение и откорректировать то, что было написано раннее.

    Благодаря этому письменная речь становится более грамотной и правильной по сравнению с устной. Тогда как для устной речи важными показателями становятся тембр голоса, скорость разговора, четкость звучания, внятность, письменная речь характеризуется четкостью почерка, его разборчивостью, а также расположением букв и слов по отношению друг к другу.

    Изучая процессы устной и письменной речи, специалисты составляют общее понятие о состоянии человека, возможных нарушениях его здоровья, а также об их причинах. Нарушения речевой функции могут быть обнаружены как у детей с еще не сформировавшимся в полной мере так и у взрослых людей, перенесших инсульт или страдающих другими заболеваниями. В последнем случае речь может полностью или частично восстановиться.

    Импрессивная и экспрессивная речь: что это такое

    Импрессивной речью называют психический процесс, сопутствующий понимаю различных видов речи (письменной и устной). Распознавание звуков речи и их восприятие - непростой механизм. Наиболее активно в нем участвуют:

    • зона сенсорной речи в коре головного мозга, которую также называют зоной Вернике;
    • слуховой анализатор.

    Нарушение функционирования последнего провоцирует изменения в импрессивной речи. В качестве примера можно привести импрессивную речь глухих людей, которая основывается на распознавании произносимых слов по движению губ. Вместе с тем, в основе их письменной импрессивной речи находится тактильное восприятие объемных символов (точек).

    Схематически зону Вернике можно описать как своеобразную картотеку, содержащую звуковые образы всех усвоенных человеком слов. На протяжении всей своей жизни человек обращается к этим данным, пополняет и корректирует их. В результате же происходит разрушение звуковых образов слов, которые там хранятся. Итогом такого процесса является невозможность распознания значения сказанных или написанных слов. Даже при отличном слухе, человек не понимает, что ему говорят (или пишут).

    Экспрессивная речь и ее виды - это процесс произнесения звуков, который можно противопоставить импрессивной речи (их восприятию).

    Процесс формирования экспрессивной речи

    Начиная с первых месяцев жизни, ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова. Непосредственно экспрессивная речь, то есть формирование замысла, внутренняя речь и произнесение звуков, развивается следующим образом:

    1. Крики.
    2. Гуление.
    3. Первые слоги, как разновидность гуления.
    4. Лепет.
    5. Простые слова.
    6. Слова, относящиеся к взрослому лексикону.

    Как правило, развитие экспрессивной речи тесно связано с тем, каким образом и сколько времени родители уделяют общению с ребенком.

    На объем словарного запаса, правильную постановку предложений и формулировку собственных мыслей детей оказывает влияние все, что они слышат и видят вокруг себя. Формирование экспрессивной речи происходит в результате подражания действиям окружающих и желания активно с ними общаться. Привязанность к родителям и близким становится лучшей мотивацией для ребенка, стимулирующей его к расширению словарного запаса и эмоционально окрашенному словесному общению.

    Нарушение экспрессивной речи является прямым следствием отклонений в развитии, результатом травм или болезней. Но большинство отклонений от нормального развития речи поддаются корректировке и регуляции.

    Как выявляют нарушения речевого развития

    Обследованием речевой функции детей, проведением тестов и анализом полученной информации занимаются врачи логопеды. Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение. Именно для его патологий и их причин, а также для разработки процедуры коррекции нарушений, изучают следующие показатели:

    • Произношение звуков.
    • Слоговую структуру слов.
    • Уровень фонетического восприятия.

    Принимаясь за обследование, квалифицированный логопед четко представляет, что именно является целью, то есть какое расстройство экспрессивной речи ему надлежит выявить. Работа профессионала включает специфические знания о том, каким образом проводится обследование, какого рода материалы следует применить, а также каким способом оформить результаты и сформировать выводы.

    С учетом психологических особенностей детей, возраст которых относится к дошкольному (до семи лет), процесс их обследования зачастую включает несколько этапов. На каждом из них применяют специальные яркие и привлекательные для названного возраста наглядные материалы.

    Последовательность процесса обследования

    Благодаря правильной постановке процесса обследования, существует возможность выявления различных умений и навыков, путем изучения одного вида деятельности. Такая организация позволяет за один прием на протяжении короткого времени заполнять более одного пункта речевой карты. В качестве примера можно привести просьбу логопеда рассказать сказку. Объектом его внимания становятся:


    Полученную информацию анализируют, обобщают и вносят в определенные графы речевых карт. Подобные обследования могут быть индивидуальными или проводиться для нескольких детей одновременно (двух-трех).

    Экспрессивная сторона речи детей исследуется следующим образом:

    1. Изучение объема словарного запаса.
    2. Наблюдение за словообразованием.
    3. Исследование произношения звуков.

    Также большое значение имеет анализ импрессивной речи, в который входит изучение а также наблюдение за пониманием слов, предложений и текста.

    Причины нарушения экспрессивной речи

    Нужно отметить, что общение между родителями и детьми, у которых наблюдается расстройство экспрессивной речи, не может быть причиной нарушения. Оно влияет исключительно на темп и общий характер развития речевых навыков.

    Однозначно о причинах, приводящих к возникновению расстройств детской речи, не сможет сказать ни один специалист. Существует несколько факторов, сочетание которых увеличивает вероятность обнаружения подобных отклонений:

    1. Генетическая предрасположенность. Наличие нарушений экспрессивной речи у кого-нибудь из близких родственников.
    2. Кинетический компонент тесно связан с нейропсихологическим механизмом расстройства.
    3. В преобладающем большинстве случаев нарушенная экспрессивная речь связана с недостаточным формированием пространственной речи (а именно, зоны теменного височно-затылочного перекрестка). Это становится возможным при левополушарной локализации речевых центров, а также при нарушениях функционирования именно в левом полушарии.
    4. Недостаточное развитие нейронных связей, сопутствующее органическому поражению зон коры, отвечающих за речь (как правило, у правшей).
    5. Неблагоприятное социальное окружение: люди, у которых очень низок. Экспрессивная речь у детей, находящихся в постоянном контакте с такими людьми, может иметь отклонения.

    При установлении вероятных не следует исключать возможность отклонений в работе слухового аппарата, различных расстройств психики, врожденных пороков органов артикуляции и других заболеваний. Как уже доказано, полноценная экспрессивная речь может быть развита только у тех детей, которые способны правильно имитировать услышанные звуки. Поэтому чрезвычайно важным является своевременное обследование органов слуха и речи.

    Кроме перечисленных, причинами могут стать инфекционные болезни, недостаточное развитие головного мозга, его травмы, опухолевые процессы (давление на структуры мозга), кровоизлияние в головную ткань.

    Какие встречаются нарушения экспрессивной речи

    Среди нарушений экспрессивной речи чаще всего встречается дизартрия - невозможность использования органов речи (паралич языка). Ее частые проявления - скандированная речь. Не редки и проявления афазии - нарушения речевой функции, которая уже сформировалась. Особенностью ее является сохранение артикуляционного аппарата и полноценного слуха, однако способность активного использования речи утрачивается.

    Существует три возможные формы расстройства экспрессивной речи (моторной афазии):

    • Афферентная. Наблюдается, если поврежденными становятся постцентральные отделы доминантного полушария большого мозга. Они обеспечивают кинестетическую основу, необходимую для полноценных движений аппарата артикуляции. Поэтому становится невозможным озвучивание некоторых звуков. Такой человек не может выговорить буквы, близкие по способу образования: например, шипящие или переднеязычные. Следствием становится нарушение всех видов устной речи: автоматизированной, спонтанной, повторной, называния. Кроме того, наблюдаются сложности с чтением и письмом.
    • Эфферентная. Возникает, когда повреждаются нижние отделы премоторной зоны. Ее еще называют областью Брока. При таком нарушении артикуляция конкретных звуков не страдает (как при афферентной афазии). Для таких людей сложность вызывает переключение между разными речевыми единицами (звуки и слова). При отчетливом произнесении отдельных речевых звуков, человек не может произнести серию звуков или фразу. Вместо продуктивной речи наблюдается персеверации или (в отдельных случаях) речевой эмбол.

    Отдельно стоит упомянуть о такой особенности эфферентной афазии как телеграфный стиль речи. Его проявлениями становится исключение из словаря глаголов и преобладание существительных. Может быть сохранена непроизвольная, автоматизированная речь, пение. Нарушены функции чтения, письма и называния глаголов.

    • Динамическая. Наблюдается, когда поражены префронтальные отделы, области спереди Главным проявлением такого нарушения становится расстройство, затрагивающее активную произвольную продуктивную речь. Однако происходит сохранение репродуктивной речи (повторной, автоматизированной). Для такого человека сложность вызывает высказывание мысли и задавание вопроса, но артикуляция звуков, повторение отдельных слов и предложений, а также правильные ответы на вопросы не составляют труда.

    Отличительной чертой всех видов становится понимание человеком обращенной к нему речи, выполнение всех заданий, однако невозможность повторения или самостоятельного высказывания. Также распространена речь с явными дефектами.

    Аграфия как отдельное проявление расстройства экспрессивной речи

    Аграфией называют утрату способности к правильному писанию, которая сопровождается сохранением двигательной функции рук. Она возникает как следствие поражения вторичных ассоциативных полей коры левого полушария мозга.

    Это расстройство становится сопутствующим при нарушениях устной речи и как отдельное заболевание наблюдается крайне редко. Аграфия является признаком афазии определенного вида. В качестве примера можно привести связь поражения премоторной области с расстройством единой кинетической структуры письма.

    В случае незначительного повреждения, страдающий аграфией человек может правильно записывать конкретные буквы, но допускать ошибочное написание слогов и слов. Вероятно наличие инертных стереотипов и нарушение звуко-буквенного анализа состава слов. Поэтому таким людям сложно дается воспроизведение нужного порядка букв в словах. Они могут по нескольку раз повторять отдельные действия, нарушающие общий процесс письма.

    Альтернативное толкование термина

    Термин "экспрессивная речь" относится не только к видам речи и особенностям ее формирования с точки зрения нейролингвистики. Он являтеся определением категории стилей в русском языке.

    Экспрессивные стили речи существуют параллельно с функциональными. К последним относят книжный и разговорный. Письменные формы речи - это официально-деловой и научный. Они относятся к книжным функциональным стилям. Разговорный же представлен устной формой речи.

    Средства экспрессивной речи повышают ее выразительность и предназначены для усиления воздействия, оказываемого на слушателя или читателя.

    Само слово «экспрессия» обозначает «выразительность». Элементами такой лексики становятся слова, призванные повысить степень выразительности устной или письменной речи. Нередко к одному нейтральному слову можно подобрать несколько синонимов экспрессивной окраски. Они могут различаться, в зависимости от степени, характеризующей эмоциональное напряжение. Также часто встречаются случаи, когда для одного нейтрального слова существует целый набор синонимов, имеющих прямо противоположную окраску.

    Экспрессивная окраска речи может иметь богатую гамму различных стилистических оттенков. Словари включают специальные обозначения и пометки для идентификации таких синонимов:

    • торжественные, высокие;
    • риторические;
    • поэтические;
    • шутливые;
    • иронические;
    • фамильярные;
    • неодобрительные;
    • пренебрежительные;
    • презрительные;
    • уничижительные;
    • сульгарные;
    • бранные.

    Использование экспрессивно окрашенных слов должно быть уместным и грамотным. В противном случае смысл высказывания может быть искажен или получит комическое звучание.

    Экспрессивные стили речи

    Представители современной науки о языке относят к таким стилям следующие:

    Противопоставлением всем этим стилям становится нейтральный, который полностью лишен любой экспрессии.

    Эмоционально-экспрессивная речь активно использует три вида оценочной лексики как эффективного средства, помогающего достичь желаемой экспрессивной окраски:

    1. Использование слов, имеющих яркое оценочное значение. Сюда следует отнести слова, характеризующие кого-либо. Также в этой категории находятся слова, оценивающие факты, явления, признаки и действия.
    2. Слова с многозначительным смыслом. Их основное значение зачастую нейтрально, однако, будучи употребленными в метафорическом смысле, они приобретают довольно яркую эмоциональную окраску.
    3. Суффиксы, использование которых с нейтральными словами позволяет передать самые разные оттенки эмоций и чувств.

    Кроме того, общепринятое значение слов и ассоциации, закрепившиеся за ними, оказывают непосредственное влияние на их эмоционально-экспрессивную окраску.

    Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

    Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

    Сенсорная (импрессивная) речь - это восприятие и понимание речи. В 1874г. Э.Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальной слухе он остается глухим к словам.

    Различают и моторную (экспрессивную) речь - произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев - в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.

    Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У.Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм (рис. 1.4). Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможна

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.