Историческая психодрама. История возникновения психодрамы. Психодрама Дж. Морено. История возникновения. Основные понятия. Применение в практике психологического консультирования

Краснянский Н.
Клинический психолог, психотерапевт.

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892–1974 г.г.), основателя социометрии и, как считают некоторые психологи, движения групповой психотерапии в целом.

Морено родился в Бухаресте, затем ребенком вместе с семьей переехал в Австрию, где изучал философию и медицину в Венском университете. В период учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Морено, положил начало движению групповой психотерапии.

Морено сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания помощи женщинам в осознании ими своих личностных целей. Позднее он отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали краеугольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимности.

В 1916 г. Морено начал работать над вторым проектом организации групп самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым условиям. На основе данных, полученных благодаря осуществлению этих проектов, он разработал методики групповой социометрии, составившие фундамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.

Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр». Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии.

Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе. Морено замысливал свой «спонтанный театр» как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого «Я» в «театре жизни», который предоставляет безграничные возможности для свободного выражения эмоций. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в «храме театра».

Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы.

Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

В 1925 г., переехав в США, Морено продолжал разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в Плимутском институте в Нью-Йорке. Одновременно он работал над методиками социометрического анализа, проводя обследования заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка и детей — правонарушителей, обучавшихся в подготовительной школе. Результатом исследований по терапии групповым воздействием явилось построение социограммы.

В 1929 г. Морено приступил к осуществлению первой крупномасштабной программы «открытой» психодрамы в любительской труппе Карнеги — холла. В 1934 г. он издал монографию «Применение группового метода для классификации», в которой определил содержание терминов «групповая терапия» и «групповая психотерапия», подробно описав специфический комплекс операций. Обсуждение этой работы на конференции по групповым методам явилось первой попыткой привлечь внимание Американской психиатрической ассоциации к групповой психотерапии.

Доклад

Психодрама: применение в сфере образования и бизнеса.

Выполнила: студентка 4 курса 41 группы ОП факультета психологии Блинова Екатерина Алексеевна

Проверил: доцент кафедры социальной психологии Горбунова М.В.

г. Самара – 2012 г.


Введение.

Основоположником в использовании драматургических элементов в терапии был Дж. Л. Морено(1889 – 1974). Открытый им метод он назвал психодрамой. Психодрама основана на допущении, что люди – это «актеры», выходящие на различные подмостки в течение жизни. Многое из того, что происходит в психодраме, с трудом поддается схематизации, и это делает работу ускользающей и странной, но в то же время волнующей и близкой. Происхождение психодрамы тесно связано с историей и практикой театра как одного из древнейших видов искусства. Еще в мистериях первобытных народов, в греческом театре и средневековом итальянском «комедия дель арте» наблюдалась тенденция к использованию театра не только в эстетических целях, но и в плане глубокого эмоционально-психологического воздействия на состояние как исполнителей, так и зрителей. Уже в первом веке до нашей эры Аристотель указывал на очищающее действие театра (катарсис) на души людей. В драматических представлениях актеры вместе со зрителями мобилизовались таким образом, чтобы каждый присутствующий в театре был вовлечен в совместное действо.

Психодрама – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты психодрамы простираются от помощи в управлении симптомом до высвобождения богатых потенциалов внутреннего роста и творчества. Она открывает новое или, по крайней мере, более широкое измерение пространства психотерапии, которое с одной стороны, работает с проблемами ограниченного поведения так называемых «нормальных» людей, а с другой стороны, - с незрелостью, связанной с задержкой развития. В последнем случае психодрама имеет целью проработку «блокировок» в психосоциальном развитии, чтобы человек мог достичь более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений с другими.

Психодрама как вид психотерапии имеет две составляющие: клиническую (как лечение) и неклиническую (как самопознание и личностный рост). Они часто сопутствуют и дополняют друг друга. Во всяком случае, психодрама, как метод ориентированный не на симптомы, а на личность, невозможна без глубокого проникновения в личностную проблематику.

Она имеет много общего с театральной постановкой, но есть и существенные отличия. Одно из главных - это импровизация. В психодраме сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Еще одно отличие в том, что в психодраме разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Но сила психодрамы Морено в том, что есть возможность отойти от этой реальности и использовать фантастическую сверхреальность. Еще одной замечательной возможностью психодрамы является техники, которых нет в театральной практике, позволяющие постичь состояние другого человека и взглянуть на себя его глазами, помогающие исследовать многие скрытые уголки собственного Я.

Термин «психодрама» сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения психодрамы. Келлерман, проанализировав все проблемы связанные с определением психодрамы, предлагает свое «исчерпывающее определение психодрамы»:

«Психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы, или неодушевленные объекты. Используется множество техник – обмен ролями, дублирование, техника зеркала, конкретизация, максимизация и монолог. Обычно можно выделить следующие фазы психодрамы: разогрев, действие, проработка, завершение и шеринг».

Целью работы является представление психодрамы как оригинального направления в социально-культурной деятельности и возможности её применение в сфере образования и бизнеса.


История возникновения психодрамы.

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования.

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В психодраме клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных паттернов и реализации соответствующих изменений поведения. Исследуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблем.

Психодраматический метод интегрирует в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и групповом процессе. Морено верил, что сама жизнь происходит из действия и взаимодействия, поэтому преимущественная ориентация на них присуща созданному им методу. Действие, физическое движение, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения. В процессе проигрывания снижается влияние привычных вербальных защитных реакций, поэтому психодрама весьма эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации своих переживаний или же к пассивности, выражающейся в трудностях перехода от рассуждений к активным действиям. С другой стороны, психодрама может существенно помочь тем клиентам, у которых имеются трудности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, так как действие в ней идет впереди слов.

В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагониста. В то же время психодрама - это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протагониста, и свои проблемы.

В ходе драмы протагонист проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний. Содержанием драматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконструируются и раскрываются непроявленные чувства и неосознанные установки. Восприятие человеком своей внешней и внутренней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои возможности.

Психодрама не предполагает воспроизведение только лишь прошлых событий. Большой терапевтический эффект, истинную глубину катарсиса дает проигрывание и проживание в условном пространстве драмы тех ролей, взаимодействий, событий внешней и внутренней реальности, которым жизнь не позволила, не могла позволить и, возможно, никогда не позволит осуществиться.

Психодрама - это феерия разнообразных ролей, некоторые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются, ролей новых и старых, ригидных, компульсивных и гибких, потенциальных и сознательно избираемых, отражающих в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. В психодраме есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психологической поддержки, обучения и инсайта, для духовного и эстетического... Нет ни одной области психотерапии, столь холистичной по своему подходу.

Исцеляющее воздействие психодрамы как группового метода во многом связано и с тем, что психологическая правда клиента предъявляется им в ситуации защищенности от неудач и от эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, пробуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игры, включению мощных каналов эстетического. Все эти качества психодраматического действия способствуют достижению личностной автономии и индивидуальной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. Можно сказать, что стратегическая цель психодрамотерапии - развитие той части психики, которая может быть названа выбирающим «Я». Выбирающее «Я» дирижирует всем множеством граней существования человека в интересах личностного роста, конструктивного социального участия, достижения человеком более полной интегрированности и целостности. Таким образом, целью психодрамы является поиск более эффективных путей для решения психологических проблем разных уровней: от экзистенциального до обыденного, бытового.

Психодрама в образовании.

Психодрама – метод, в ходе которого с помощью ведущего и группы ребенок воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни. Особая роль группы сверстников в развитии ребенка и формировании его личности уже давно является важной темой в области психологии развития, социальной психологии и социологии. Группа детей, равных по возрасту, правам и возможностям выделяется в качестве инстанции социализации, сопоставимой по своей действенности с семьей. В развитии ребенка и подростка группа сверстников выполняет следующие важные функции:

· предоставляет возможность активного проживания и проигрывания конфликтов в совместной игре;

· позволяет пробовать и разучивать новые роли (которые в группе в отличие от семьи не так строго определены возрастом и полом);

· дает возможность проверять границы допустимого;

· помогает преодолеть эгоцентризм в процессе социализации благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

· способствует формированию равноправных отношений в группе благодаря признанию или непринятию ребенка другими детьми;

· ставит перед ребенком задачу определить свое отношение к этим «другим».

В группе дети получают новый опыт. Терапевтический эффект группы создается совокупностью всех этих функций, которые группа сверстников выполняет в ходе развития ребенка. Тем не менее лечебный и профилактический потенциалы группы мало используются в терапевтической работе с детьми. Во всех направлениях детской психотерапии групповая форма работы применяется гораздо реже, чем индивидуальная. Невелико и число публикаций о детской групповой терапии.

Особенно удивительным представляется тот факт, что в групповой терапии с детьми не получила широкого распространения психодрама с ее разработанной групповой концепцией. Несмотря на то, что Морено вдохновила на создание психодрамы детская игра и то, что он вел интенсивные занятия с детьми, психодраму как теоретический метод он разработал только для взрослых.

В дальнейшем многие пытались применить этот метод и в терапевтической работе с детьми. В Америке были предприняты попытки перенести классическую психодраму в детскую терапию лишь с незначительными модификациями. К примеру, Shearon пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений: «Применяя классические психодраматические процессы в работе с детьми, часто бывает необходимо сократить игровую фазу, потому что дети не способны долго концентрировать внимание. Зато фаза разогрева при работе с детьми имеет большое значение. Сама игра должна продолжаться недолго. Важно выделить также фазу повторения, где дети учат новые роли, упражняются в них и укрепляют их. … При работе с детьми меньший акцент делается на катартическом отреагировании, так как в ходе этих процессов извлекается на свет огромная масса агрессии, подавленных чувств или травм».

Во Франции психодрама в работе с детьми получила совершенно иное развитие. Детские аналитики парижской школы Lebovici направили психодраму в русло техники и теории психоаналитического лечения. Под влиянием работ по детскому психоанализу она развивается в аналитическую психодраму.

А.Айхингер и В.Холл в 1976 году начали применять психодраму в работе с детскими группами. Они использовали этот метод, модифицируя его в работе с семьями, отдельными детьми и подростками, а также в профилактической работе с детьми, в детских садах и школах, в работе с воспитателями и учителями.

Дети решительно сопротивлялись этим попыткам и они были вынуждены принять в расчет особенности групповой терапии с детьми, отличающие ее от работы со взрослыми. К этим особенностям относятся:

· быстрое преобразование чувств и представлений в двигательные проявления;

· импульсивность и неуравновешенность;

· слабая структура Я с низкой устойчивостью к фрустрации и слабой регуляцией;

· недостаточная сформированность Сверх-Я;

· невербальная коммуникация посредством действий;

· большая потребность в свободе движения и игре.

Не следует ожидать от детей готовности и способности ограничиваться только вербализацией своих фантазий, желаний, мыслей и чувств. Чем младше ребенок, тем скорее он воплощает свою внутреннюю жизнь в игру, в движения и драматизацию. А чем ребенок старше, тем большую роль играет вербализация. Метод работы со старшими подростками уже во многом напоминает метод работы со взрослыми.

Если препятствовать тому, чтобы дети проявляли в игре естественные для них формы выражения и общения и предъявлять к ним чрезмерные требования на «чуждом» для них языке, то можно натолкнуться на сопротивление с их стороны. Это сопротивление часто выражается в виде беспокойства, дурашливости, агрессии или в виде скуки и отрешенности.

В отличие от американской традиции, где принято проигрывать с детьми реальные ситуации, Айхингер А., Холл В., как и представители французской аналитической психодрамы, рассматривает в качестве первостепенного средства терапии символическую игру. В символической игре дети выстраивают внутренние сцены в обобщенном и вместе с тем сжатом, концентрированном виде, облекая их в разнообразные изменяющиеся формы, чтобы разрешить содержащиеся в сценах конфликты и проблемы.

Морено считал символическую психодраму важным методом, который, однако, не должен исключать другие методы, если они целесообразны. Он использовал символическую психодраму при лечении детского невротического поведения.

Детская психодрама, ориентированная на «создание» творческой и спонтанной личности (по Морено), не ограничивается устранением нарушений, она видит свою центральную задачу в содействии развитию экспрессивной, творческой личности. Детская психодрама пытается стимулировать и поддерживать в ребенке спонтанность и творческую активность. Ее задача - пробуждать и развивать спонтанность и творчество там, где они стеснены и ограничены.

Достоинства психодраматических методов в том, что они:

· включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;

· рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;

· фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;

· способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют детей (гнев, страх, раздражения, обиды), и нахождению культуросообразных способов их выражения.

Психодрама может помочь:

· отыграть вовне драму внутреннего мира;

· овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»;

· поверить в себя, в свои силы и возможность изменений;

· найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях;

· освоить новые роли и модели поведения.

Важнейшим преимуществом психодрамы является возможность для ее участников заглянуть в свое завтра и опробовать разные модели поведения в будущем без страха быть наказанным за совершенные ошибки.

Какие же приемы и техники психодрамы применяются в работе с детьми?

Проецируем переживания

Основной является техника проекции, при применении которой ребенок включает людей, так или иначе связанных с его проблемой, в придуманный им самим сюжет. Часто, начиная, с сюжета известных сказок, ребенок переключает внимание на ключевые фигуры, которые символизируют причину его переживаний. Сюжет меняется по ходу действия представления, указывая терапевту основные точки соприкосновения проблемы с личностью. Зачастую, ребенок просто начинает копировать схемы поведения, отработанные ранее. К примеру, дети, пострадавшие от насилия в семье, начинают воспроизводить сцены насилия, при этом они ведут себя всегда одинаково. Здесь важно дать ребенку понять, что существуют и другие варианты действия в такой ситуации.

Меняемся ролями

Такая техника намного легче применяется у младших детей, ввиду детской непосредственности и раскрепощенности. Детишек из группы просят изобразить друг друга. Казалось бы, насколько простое задание, с которым дети справляются и в повседневных своих играх. Но, видя себя со стороны, даже ребенок может многое осознать. Кроме того, играющий его роль другой ребенок может генерировать новые способы поведения.

Изменяем статусы

Так называемая техника символической дистанции применяется в случаях, когда у ребенка имеется неудовлетворенная потребность в авторитете, в случаях агрессии по отношению к другим.

Помимо основных техник (кроме описанных выше применяются многие другие и разрабатываются новые) существуют также определенные приемы, используемые в начале коррекции, по типу разминки. К примеру, для высвобождения агрессии по отношению к источнику проблемы используются различные предметы, отождествляемые с этим источником. "Выгнать собственных демонов из укрытий" - первоначальный смысл психодрамы как психотерапевтического метода.

Верю, играю, чувствую

Важно помнить, что для ребенка игра является естественной. Он играет много, постоянно, не стыдясь своей "ненастоящей" роли. Порой возникают опасения, что психодрама способна выпустить «джина», живущего в душе маленького человека. Но, в отличие от взрослого, ребенок, во-первых, способен погружаться в игру безотчетно и честно, а во-вторых, он не будет видеть в этой игре какое-то второе дно. У него не появится желания «замуровать» свои страхи. В психодраматических техниках заложен потенциал, позволяющий активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно адресуясь к кинестетическому, слуховому и зрительному каналам восприятия, они помогают человеку собственное сопротивление и «пробиться» к этим важным для него переживаниям. Появляется возможность высказаться и показать свои переживания ребенку, даже если у него есть проблемы с коммуникацией. Психодраматические техники содержат в себе широкие возможности, способствующие эмоциональному отреагированию внутренних проблем, катарсису. Игра может стать способом пережить, проиграть стресс. Ребенок выявит собственные позитивные психологические ресурсы.

Занятия психодрамой позволяют детям активно прожить и проиграть конфликтные ситуации в семье и детском коллективе, дети смогли попробовать новые для себя роли, преодолеть эгоцентризм, стать увереннее, коммуникабельнее, научится сотрудничать и выстраивать равноправные отношения со сверстниками. Дети, проигрывая свои проблемы так, как им хочется, учились постепенно справляться с ними.

Рассматривая проблему длительности эффекта психодрамы, стоит отметить, что у детей она невелика, поскольку психодрама – это метод действия, где важно не столько интеллектуальное прозрение сколько чувственный эмоциональный опыт. Если рассматривать эффективность психодрамы на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, то стоит отметить следующие особенности: на когнитивном уровне у детей развивается наглядно-действенное мышление, воображение, внимание. На эмоциональном уровне: проведенные занятия стабилизируют эмоциональный фон детей, улучшает настроение, позволяет детишкам отреагировать свои чувства и эмоции в конфликтных ситуациях, а также изучить те или иные эмоциональные состояния, их названия и характер проявлений. На поведенческом уровне: дети приобретают знания о правилах поведения в семье, дружеском коллективе, социуме, что способствует налаживанию межличностных отношений.

Психодрама в бизнесе.

Сегодня все большую популярность приобретают методы работы с персоналом организации, в процессе использования которых повышается активность, включенность и замотивированность участников обучающих или консалтинговых программ. Ведь от их работы, в конечном итоге, будет зависеть успешность организации в той или иной сфере. Особенно четко эта тенденция прослеживается в сфере обучения персонала. Если еще пять лет назад большинство руководителей российских компаний говорили об организации лекций или семинаров для своих сотрудников, то сегодня речь идет о проведении именно тренинговых занятий с использованием активных обучающих техник.

Действительно, использование различных поведенческих методов позволяет не только получить яркое представление об эффективных путях разрешения рассматриваемой ситуации, но и получить практические навыки эффективного взаимодействия в данной ситуации. Кроме того, тренинговые техники позволяют лучше понять свои внутренние переживания, а также переживания своего партнера по деловому общению. Тренинговые техники хорошо понятны участникам и вызывают минимальное сопротивление в процессе обучения. Если требуется научиться более эффективной работе с клиентом, моделируется ситуация общения с клиентом, если приемам эффективного взаимодействия с подчиненными - ситуацию общения руководителя и подчиненного. Основной акцент в тренинговых техниках делается на внешней стороне поведения. В этом заключаются сила и, в то же время, слабость поведенческих методов.

Представляется важным использование методов, соединяющих в себе преимущества поведенческого подхода, направленного на действие, на поиск эффективного изменения поведения, а также подхода, принимающего во внимание внутренние переживания: осознаваемые и неосознаваемые ощущения, отношения, установки и родительские предписания. Вместе с тем такой подход должен удовлетворять требованиям времени и давать возможность оказывать клиенту необходимую помощь в сжатые сроки. Нам представляется, что одним из таких методов может быть метод психодрамы.

Психодрама - метод, в ходе которого клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. При этом сцены "разыгрываются" в настоящем времени, что придает им необходимую интенсивность и дает возможность изменить жизнь здесь и сейчас.

Важно, что в работе с организацией психодраматически могут ставиться не только "реальные" сцены - собеседование при поступлении на работу, заключение сделки с клиентом, мотивирующая беседа с подчиненным, но и сцены внутренней психологической реальности - представление об идеальной работе организации, "внутренние голоса" при принятии ответственного решения, фантазии и сновидения, имеющие отношение к профессиональной деятельности.

Проще говоря, психодрама - это игра. Но игра не по заранее написанному сценарию (как в театре), а игра, отражающая внутреннюю психологическую реальность клиента. Драма понимается как действие, и буквальный перевод психодрамы звучит как "действие психики". Введение игры в работу с клиентом предполагает, что мы относимся к человеку не как к "ходячему носителю интеллекта" для выполнения определенной работы, а как к чему-то большему. Мы принимаем его таким, какой он есть на самом деле. Игра захватывает человека полностью, открывая тем самым для него неиспользованные ресурсы для решения личных и профессиональных проблем. Вы можете сказать: "Какая чепуха! Персонал должен работать, а не в игрушки играть". И Вы будете совершенно правы в том, что для выживания и процветания организации просто необходимо, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои обязанности. В то же время, "корни" недостаточно профессионально сделанной работы часто "зарыты" именно в сфере чувств, переживаний, образов и ощущений. "Распутывание клубка" внутренних переживаний "проясняет" картину необходимых действий в реальной ситуации.

Порой при обращении к эмоциональной стороне профессиональной работы, такой четкой, структурированной и логически обоснованной (на первый взгляд) иногда возникают опасения в том, что эти действия могут оказаться разрушительными.

Психодраматические техники позволяют активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно используя кинестетический, слуховой и зрительный каналы, данные техники помогают клиенту преодолеть собственное сопротивление и "пробиться" к значимым для себя переживаниям.

Исследование собственных эмоциональных переживаний помогает участникам лучше понять те мотивы, которые помогают им успешно заниматься бизнесом, преодолевая всевозможные препятствия, стрессы и сложные ситуации. Так позитивная мотивация руководителя является таким же конкурентным преимуществом для организации, как четко отлаженная система сбыта или возможность получения кредита на выгодных условиях.

Психодраматические техники предоставляют широкие возможности для эмоционального отреагирования, катарсиса, позволяют добиться целостного понимания сложной ситуации. Часто это происходит за счет использования образов и метафор. Язык метафор является языком бессознательного. Именно с помощью образов, "картинок" можно задействовать интуитивное понимание ситуации. Мы часто обращаемся к метафорам в диагностике организаций. Иногда один образный ответ "вскрывает" проблемы фирмы глубже, чем десятки статистических сводок. Важно, что психодраматические техники дают возможность не только обменяться собственными "картинками", но и воплотить их в жизнь, сделать "реальными" и ощутимыми.

Психодраматический метод позволяет "проработать" личные проблемы, вернувшись к психотравмирующим переживаниям. Предшествующие и сегодняшние ситуации также предоставляет хорошую почву для "получения" стресса как для руководителей, так и для сотрудников организаций. Хотим мы того или нет, пока наши психотравмы остаются за гранью нашего сознания, они управляют нашим поведением. А пока мы не можем изменить свое поведение, у нашей организации мало шансов стать более эффективной.

Психодраматический метод, как и другие психотерапевтические подходы, направлен на поиск позитивных ресурсов личности. Одной из основных задач психодраматической сессии является психологическое "усиление" клиента, позволяющее ему справиться со сложной ситуацией. В то же время психодраматический подход через использование "дополнительных "я" позволяет сделать эти ресурсы "реальными" и "ощутимыми". Одной из важнейших проблем сегодняшнего бизнеса является его интенсификация. Сотрудники организаций свое основное время тратят на работу, все меньше времени оставляя для отдыха. В то же время ежедневная нагрузка на каждого сотрудника возрастает. В этой ситуации закономерно возникает вопрос: где взять ресурсы для восстановления собственной работоспособности? Психодраматические техники являются эффективным инструментом для поиска таких состояний.

Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Сегодня на рынке ощущается острый дефицит специалистов, обладающих как систематизированными знаниями в области менеджмента и маркетинга, так и практическими навыками управления в реальной ситуации. Психодраматические техники позволяют "оживлять" сложные схемы и логические последовательности, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации. Например, это может быть схема продвижения товара. В этом случае каждый участник выбирает роль какого-нибудь предмета или явления - кто-то может быт в роли магазина розничной торговли, кто-то в роли оптового склада, кто-то в роли товара, клиента, рекламных акций и т.д. Сначала такая игра вызывает некоторое недоумение и настороженность. Но через некоторое время "товар" начинает "рассказывать", что он "хотел бы продаваться в более просторном и уютном магазине", а "клиент" размышляет над тем, какие рекламные акции привлекли бы его внимание. Понимая всю условность такого распределения ролей, участники обучения могут не только логически осознать определенные требования к эффективной системе сбыта, но и прочувствовать изнутри", какие решения в данной ситуации будут наиболее успешными. В данном случае в течение небольшого отрезка времени группа получает не только необходимые знания, но и эмоциональный опыт решения маркетинговых задач. Приемы работы с клиентом, конфликтные ситуации с подчиненными, сложные управленческие решения - весь этот материал эффективнее усваивается, если участники обучающей программы "пропускают его через себя".

Психодраматические техники дают возможность осуществить "временной прорыв" в будущее собственной организации. В этом случае "картинка будущего" позволяет лучше понять стратегические задачи сегодняшнего дня. Иногда для этого используется техника двух стульев. На одном стуле сидит "сегодняшний" руководитель, на другом - тот же руководитель через N-ное количество лет "Сейчас Вы в 2002 году. Вам 38 лет. Сегодня Вы пришли на Вашу фирму. Расскажите о ней поподробнее...". "Вернувшись" обратно в 1998 год, руководитель может предпринять меры для изменения тенденций, приведших его к кризису или процветанию в 2002 году (в зависимости от той "картинки", которую он "увидел").

Представляются важными следующие направления в работе с персоналом организации, где можно использовать психодраматические техники.

Обучение персонала . Яркая образная подача материала, использующая активность участников обучения, позволяет быстрее усвоить новый, подчас достаточно сложный материал. Интенсивность эмоциональных переживаний, необходимость действия и нацеленность на разрешение ситуации дает участникам обучения реальный опыт по решению сложных задач. Кроме того, в процессе игры постепенно меняется личное отношение к собственной профессиональной деятельности. Психодраматические техники способствуют формированию более зрелого отношения к проблемам организации, принятию ответственности за свою работу, повышению уверенности и креативности.

Формирование команды. Для эффективного взаимодействия команды, помимо других характеристик, важно личное "видение" каждым членом команды общей цели совместной работы, а также осознанные и неосознанные ожидания по отношению к работе друг друга. Именно недостаточная четкость собственных представлений, "непроговоренность" своего понимания ситуации, неадекватность ожиданий по отношению к другим создает благоприятную почву для различных "нестыковок", противоречий и несоответствий в работе команды. В конечном итоге это резко снижает эффективность организации в целом. Психодраматические техники помогают "выудить" из бессознательной сферы "недостающие" элементы для целостного понимания задач организации, налаживания четкого взаимодействия и принятия личной ответственности в работе команды.

Консультирование. Консалтинговая работа в организации может быть направлена на достижение различных целей. В зависимости от поставленных целей консультант выбирает наиболее эффективные методы. Психодраматические техники могут быть успешно использованы для поиска нового варианта разрешения сложной ситуации, формирования целостного видения проблемы, повышения мотивации персонала, анализа многофакторных и "неуловимых" составляющих управления (например, таких, как корпоративная культура). Психодраматические техники, как и другие техники, активно включающие персонал организации в процесс консультирования, снимают сопротивление предстоящим изменениям и обеспечивают поддержку нововведениям со стороны "рядового" сотрудника.

Особенно важным нам кажется использование психодраматических методик в работе по стратегическому планированию . В этом случае данные техники позволяют "задействовать" интуитивное понимание ситуации, а также стимулировать творческий подход в решении сложных задач, где значение многих переменных не имеет конкретного выражения. Сопровождение первого лица . Невозможно переоценить влияние личностных особенностей первого лица на работу организации в целом. Мотивы, ценности, установки и предпочтения руководителя (часто бессознательно) определяют миссию организации, ее цели и задачи, структуру организации, кадровые решения, стиль руководства. Пожалуй, нет ни одной сферы, которая не "ощущала" бы на себе влияние руководителя. Причем это могут быть процессы, в большей степени зависящие от объективных причин - например, технология производства или бухгалтерский учет. В процессе сопровождения психолог или консультант может использовать психодраматические техники для работы с личными проблемами, мешающими эффективному руководству организацией.

Психодрама - мощный метод, позволяющий решать многие проблемы организации. Используя закономерности игры, психодраматические техники открывают новые возможности для развития компании.


Заключение.

Итак, из вышесказанного мы видим, что психодрама уникальный в своем роде метод психотерапии, который подходит для решения большого спектра проблем. Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Они позволяют «оживлять» строгие схемы и сухие теории, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

В заключении можно сказать, что психодраме еще предстоит развитие и усовершенствование теоретической базы и оттачивание практических методов, но уже сегодня можно сказать, что в работе с разными проблемами она является весьма эффективным методом.


Список литературы.

1. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии.

2. Келлерман П. Ф. «Психодрама крупным планом»

3. Лейтц, Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. с нем. А. М. Боковикова; общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной, А. Б. Холмогоровой. - М. : Прогресс; Универс, 1994.

4. Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.

5. Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.

6. u.wikipedia.org


Похожая информация.


Введение

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

История возникновения

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов.1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку "на злобу дня". В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе Морено-институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на свое изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе.

В издаваемом Морено журнале "Имаго", посвященном психодраме, социометрии и групповой психотерапии, публиковались такие известные психотерапевты как Ф. Перлз, Э. Берн, и другие.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин "групповая психотерапия" введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил "один на один". Молодой Морено заявил Фрейду: "Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет - в его семью и коллектив".

Теория

Группа, согласно Морено, представляет собой открытую систему, то есть живой, постоянно изменяющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент - социометрию. В простейшем виде социометрия представляет собой следующее: каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например, "с кем бы я хотел провести выходные на море", затем подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает "рисунок" группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе. Видны "звезды притяжения" - люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, "звезды отвержения" - те, с кем никто не хочет знаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т.д. Умело подбирая критерий, можно влиять на ситуацию в группе. Морено попросили проконсультировать интернат для девочек-подростков. Несмотря на хорошее финансирование и благоприятные условия существования, в этом интернате было много конфликтов и побегов из него. Морено попросил провести его в обеденный зал и увидел следующую картину: девочки сидели за столами по четыре человека, к каждому столу было приставлено по воспитателю. Морено предложил воспитанницам рассесться так, как им хочется, чтобы сидеть вместе с тем, с кем хочется. Получился совершеннейший бардак, возмутивший воспитателей: за одним столом сидели по семь девочек, притянутые "звездой притяжения", за другими столами осталось по 2-3 человека, а за некоторыми не осталось никого. Тогда Морено попросил девочек повторить их выбор, но не выбирать того человека, которого они выбирали раньше. Получилась новая картинка. Морено в третий раз провел процедуру, а потом проанализировал выборы. В результате девочек рассадили по 4, но так, чтобы были максимально учтены выборы первого, второго и третьего порядков. Каждая девочка оказалась за столом с той, кто ей была более или менее приятна. Уровень агрессивности уменьшился, уровень конфликтности снизился.

Социометрия - это одна из теоретических основ психодраматической терапевтической работы. Двумя другими основами являются теория спонтанности и теория ролей. Морено применял социометрию и для очень больших групп.

Морено определял спонтанность как "новую реакцию на старую ситуацию, либо адекватную реакцию на новую ситуацию", но такое поведенческое определение спонтанности не лишено противоречий в контексте общей теории Морено. Для нас важнее, что под спонтанностью Морено понимал некую космическую энергию, посредством которой когда-то был создан этот мир и благодаря проявлениям которой он продолжает существовать. В развитии личности эта энергия играет равноправную роль наряду с генетической предопределенностью и социальным влиянием. Морено доказывает, что ребенок не мог бы развиваться, не обладай он энергией спонтанности.

В отличие от других "энергий", бытовавших в психологии 20-30-хх годов прошлого века спонтанность не может накапливаться, она существует только "здесь-и-теперь".

В поведенческом акте спонтанность может находить свой выход или подавляться. Подавление спонтанности - причина возникновения невроза (нет "новой реакции на старую ситуацию", реакции стереотипны). В то же время, не блокируемая спонтанность может быть как конструктивной, так и деструктивной ("неадекватная реакция на новую ситуацию"). Конструктивность реакции определяется креативностью, то есть способностью к творчеству, созданию нового материального или идеального продукта (в контексте психотерапии это может быть новое поведение или восприятие, то есть новая роль в терминологии Морено). Продукт творческого процесса имеет свойство превращаться в "культурный консерв", примером которого может служить стихотворение или нотная запись музыкального произведения. Морено резко отрицательно относился к культурным консервам, видя в них проявление косности, уничтожающей спонтанность.

Спонтанность, креативность и консервирование образуют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию; креативность придает ей форму, направление; культурный консерв сохраняет его во времени.

Теория ролей была создана Морено и позднее подробно разработана австралийской психодраматической школой.

С присущей ему туманностью, Морено определял роль как "актуальную на данный момент и осязаемую форму, которую принимает наша самость"; как "некоторый обобщенный характер или некоторую функцию, существующей в социальной реальности"; и как "окончательную кристаллизацию жизненных ситуаций человека, то есть специфическую область оперирования, которую человек в свое время освоил".

Сущность роли становится немного понятнее, если рассмотреть мореновскую классификацию ролей. Он выделял психосоматические роли (например, "едок"), роли (например, "обиженный ребенок", "спаситель", "проигравший") и социальные роли (например, "полицейский", "мать", "поставщик").

Анализ внутренних ролей производится с помощью схемы, разработанной австралийской школой. Выделяются три типа ролей: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли делятся на устойчивые и рождающиеся; дисфункциональные - на устойчивые и уходящие. Коупинговые роли, в зависимости от способа взаимодействия с объектом, делятся на "движение от", "движение к" и "движение против".

Все психологические роли разделены на три большие категории: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли - это те роли, которые помогают человеку успешно разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать с другими людьми, способствуют личностному росту. Они делятся на устойчивые и рождающиеся. Устойчивые роли давно обретены к моменту анализа, легко актуализируются при необходимости, они всегда "в доступе". Рождающиеся функциональные роли не столь устойчивы, в одной ситуации они могут сработать, в другой - нет.

Дисфункциональные роли мешают разрешению конфликтных ситуаций, сами могут порождать внешние и внутренние конфликты, ведут к разрушению личности. Они делятся на стабильные и проявляющиеся периодически (или уходящие). Стабильные дисфункциональные роли, как правило, выработаны давно, они проявляются постоянно в определенном типе ситуаций (например, уход от реальности при любой опасности или намеке на нее). Проявляющиеся периодически роли более специфицированы под ситуацию. Они называются также уходящими, потому что в процессе психотерапии часто достигается тот эффект, что дисфункциональная роль перестает проявляться всегда, становится менее генерализованой, она постепенно "уходит" из арсенала ролей.

Отдельное место занимают коупинговые роли, роли "совладания". Они не позволяют конструктивно разрешить ситуацию, они не столь креативны, как функциональные роли, но и не столь патологичны, как дисфункциональные. Коупинговые роли позволяют совладать с ситуацией, отчасти снять напряженность и отсрочить ее разрешение. Коупинговые роли делятся на три группы: "Движение к", "Движение от" и "Движение против". Имеется в виду отношение к ситуации, направление внутреннего движения в ситуации. Например, в ситуации агрессии можно попробовать "пристроиться" к агрессору, и такую роль мы отнесем к группе "Движение к"; можно выйти из ситуации, например убежать или попробовать игнорировать агрессивные действия - такие роли мы отнесем к группе "Движение от"; третий способ реагирования (неважно, внутреннего или внешнего), относящийся к группе "Движение против" - это проявить ответную агрессию.

Ролевой анализ используется главным образом как инструмент анализа терапевтического процесса. С его помощью можно увидеть взаимодействие ролей (их конфликт, склейки, переходы друг в друга) и результат, получаемый в конце работы. При благополучном протекании сеанса дисфункциональные и коупинговые роли преобразуются в функциональные.

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено.

Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников. Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций.

Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

История психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя, и своеобразие личности и жизненного пути Морено непосредственно отразилось на теории и практике его психотерапевтической системы.

Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

Морено продолжил разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в институте в Нью-Йорке.

2.Основные непсихологические источники психодрамы. Психодрама и религия

Первоначально психодраматические идеи Морено развивались в рамках его духовных представлений, сопряженных с теологией и космологией. Эти идеи впоследствии сохранятся, хотя и обретут более психологизированную форму. Современную ему религию, точнее, религиозную практику Морено критиковал за оторванность от человека. Она, по мнению Морено, обращает человека к результату божественного творения, а не к его процессу. Главное же, по Морено, - стремление к “встрече” с Богом тогда, когда Он пребывает в начале творения и творит. В этом плане основное для Морено понятие - “искра Божья”, космический источник творчества. Спонтанность в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству.

В целом же Морено испытал влияние идей и образов, возникших в различных конфессиях. Библию Морено рассматривал как “психодраму Бога”; на него произвели неизгладимое впечатление призывы Иисуса к единству и любви

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Со времени своего появления ещё в греко-римской древности претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:

Ниже вкратце о каждом из этих направлений.

НЛП

Является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

Психоанализ

Представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.

В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

Гештальтпсихология

Школа была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.

В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.

Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.

Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

Гипноз

Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.

Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.

Позитивная психотерапия

Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.

Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.

Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.

В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.

Коучинг

Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.

Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.

Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.

Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.